Занятие по краеведению «Традиции Севера»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
занятие по краеведению
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 100.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Занятие по краеведению
«Традиции Севера»
Воспитатель первой категории
Болатчиева Ф.А
Яр-Сале 2024 год
Занятие по краеведению
«Традиции Севера»
(подготовительная группа)
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с традициями Севера, пополнять знания о литературном наследии Севера;
- Привлечь детей к составлению сказки «Про девушку Матрёнушку»;
- Использовать личный опыт детей, северные слова и выражения, отгадывать и запоминать загадки;
- Воспитывать интерес к традициям Севера, любовь к северному краю, к Родине, патриотизму.
Материал:
Карта Архангельской области, пластинка «Северные звоны», иллюстрации, загадки, книга М.Крюкова.
На воспитателе: серьги, кулон, обруч на голову из бересты.
Организация: горит свеча, дети сидят на ковре или на кубах.
Введение в сказку: показываю на карту, говорю:
«Давным-давно, на месте Архангельской области было сплошное болото. Сюда царь ссылал неугодных ему людей. Где-то надо было жить. Как вы думаете, с чего люди начали?
- Искали место повыше и посуше и ставили избы на берегах.
- Почему у изб маленькие оконца?
- Что бы сохранялось тепло, чем украшались избы?
- Наверху были коньки, петухи, солнце (для оберега).
- Чем питались?
- Уходили на промысел - рыбы, зверя, пушнины.
- На промысел брали с собой «враля», (можно по ст. Писахову - трепача). «Врали» - «баяли», убаюкивали уставших охотников, рыбаков.
Спят рыбаки, а баюн - сказитель спросит: «Все ли вы, други - товарищи спите?» и если поднимается хоть одна лохматая голова, он продолжает сказку, а повторятся он не должен».
Назовите сказочников и сказительниц (Б.Щергин, С.Писахов, Марфа Крюкова, Мария Кривополенова)?
Давайте мы будем сегодня сказочниками и сочиним сказку.
«Про девушку Матрёнушку» (зажигаю свечу).
читаю отрывок из былины Марфы Крюковой:
«Много разного богачества в стране северной
народ, люди у нас трудливые,
работкие и очень заботные
они не страшатся погодушки беломорской
они не боятся зверей лесных
медведушек, да волков серых
но однажды…….»
Как начнем сказку? (дети предлагают) «Однажды девушка Матренушка не послушалась матушку и ушла в лес. А в лесу — болото. С кочки на кочку прыгает, ноги путаются в волосах лешего. Встретился ей ручей, а через него перекинут мост, сделан из калины. Почему? Она не гниет в болоте. Это Калинов мост, а на нем, свернувшись в клубок, спят змеи. Обошла их девушка, перешла на другую сторону, видит избушка на курьих ножках и спрашивает ее (О чем?).
Избушка - избушка, а почему у тебя курьи ножки?
А потому что под каждой избой и избушкой зарывают курьи ножки — они отгоняют злых духов.
Я уже их не боюсь.
А мои родители боятся, что в доме может поселится Кикимора — т.е. барабашка — это душа умершего младенца. После обряда священником, ее выживают из дома в болото.
Ну спасибо, доцецка, за рассказ.
До свидания избушка на курьих ножках.
Пошла Матренушка дальше, кружила, кружила и опять сюда же пришла. Она подумала «наверное леший меня кружит» и увидела как между деревьями промелькнул мужичок в рубахе в красный горошек. И она вспомнила его на посиделках, тогда мать прошептала «Это леший так превращается».
Наконец-то леший отпустил ее и она вышла к дому, а дома молятся домашнему духу, домовому «Батюшко Домовой, помоги, подскажи где наша доцецка?», а для нее уже истоплена банька. «Пойдем лечить тебя живой водой в байне» - сказала мать, но надо попросить баенного хозяина: «Разреши помыться, баенный хозяин, батюшко!». И вдруг на пороге бани появилась черная кошка и исчезла:
Это он баянит хозяин.
А где он живет?
Со своей женой обдерихой он живет под полком, его злить нельзя, он хранит семью.
Мать взяла веники крапивные, березовые. Намыла мать дочерь живой водой, напарила лечебным веником, выгнала хвори из нее и стала дочерь еще краше и здоровее».
Загасили свечу, дети сказали, во что превратился воск. Звучат «Северные звоны».
«Доцюшка, когда б не баня, все бы мы пропали. Кости попарили, все тело исправили».
Загадки:
Игогонница поспела
Ерохвоститься пора.
(баня)
Горбатый, кривой
В волнах плаваю
В водопаде ныряю.
(ковшик)
Есть у меня жеребец
Кто не сядет
Всех везет.
(полок)
У нашей туши
Выросли уши
А головы нет.
(шайка)
Маленький, мохнатенький
Всех людей перебил
И царю не спустил.
(веник)
Бабка черная, чернушка
Бабка толстая - толстушка
Ушат воды выпивает.
(каменка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"
Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Конспект занятия по краеведению на тему: «Мы дети Сочи». (Подготовительная к школе группа)
Программные задачи:1.Продолжать углублять и расширять знания детей о родном городе, как о городе курорте.2.Развивать речетворческие способности детей, используя прием фантазирования.3.Закреплять...

Интегрированное занятие по краеведению.
Любой уголок нашей страны неповторим. Свою любовь к родным местам, передставление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что черезвычайно...
Конспект занятия по краеведению "Традиции Севера"
для подготовительной группы...

Цикл занятий по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Природа и быт Тюменского Севера»
региональный компонент...

Занятие по краеведению. Тема: «Край, в котором мы живем (народное творчество и традиции земли Липецкой; ремесла — ткачество и кузнечное дело).
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, прививать интерес к различным видам народных промыслов, формировать патриотические чувства, дать представление о ремесле ткача, кузнец...
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Традиции моей семьи».
Закрепить знания детей о праздниках нашей страны и своей семьи ,о том, как мы их отмечаем....

