Проект "Шагай наадан"
проект (старшая группа)
Актуальность. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.Существует у бурят уникальная народная игра «Шагай наадан», которая почти забывается в наши дни. Хотя в нашей республике народная игра «Шагай наадан» возрождается, проводятся турниры, конкурсы по этой игре, мы почти забыли эту игру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Солнышко»
671840, Республика Бурятия, город Кяхта, ул. Ленина, 11, тел.: 8(30142) 91-6-99 эл.адрес: dssolnyshko_kyakhta@govrb.ru, сайт: https://ds7-kyaxta-r81.gosweb.gosuslugi.ru |
Педагогический проект:
Приобщение к национальной культуре посредством
национальной бурятской игры «Шагай наадан»
(Игровой, познавательный, творческий)
г.Кяхта
Введение
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном обществе. Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков.
В 21 веке бурятский народ отошёл от своих истоков, поэтому необходимо воспитывать у детей уважение к истории, культуре своего народа.
Одним из эффективных, увлекательных и доступных средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Актуальность. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.
Существует у бурят уникальная народная игра «Шагай наадан», которая почти забывается в наши дни. Хотя в нашей республике народная игра «Шагай наадан» возрождается, проводятся турниры, конкурсы по этой игре, мы почти забыли эту игру.
Когда начали проводить месячник бурятского языка, конкурсы по народным играм среди детей и родителей, оказалось, что многие родители не знают о разновидностях игры «Шагай наадан». Дети дошкольного возраста, к сожалению, не имеют представление об этой игре.
Я – как воспитатель, как, человек, преданный своему краю и культуре своего народа, хочу сохранить и возродить одно из старинных древних игр бурятского народа. И тогда я задалась вопросом: что это за игра? Кто её придумал? Какие существуют правила? Хотелось узнать больше, изучала литературу. В этом мы видим актуальность нашей работы.
Игры и забавы бурят несут в себе важные воспитательные аспекты и поэтому сегодня они должны быть в арсенале педагогической науки нашего края, чтобы у детей сформировалось устойчивое, заинтересованное и уважительное отношение к культуре родного края.
Описание проекта.
Для возрождения игры «Шагай наадан» поставлена цель:
Цель: сохранить и возродить древнюю бурятскую игру «Шагай наадан» у подрастающего поколения; научить детей играть разновидности народной игры «Шагай наадан».
Задачи:
Образовательная: актуализировать знания о народных играх бурят; содействовать культурному развитию детей посредством приобщения к народной игре «Шагай наадан».
Развивающая: развивать интеллектуальные способности детей: память, догадка, логика; развивать сосредоточенность, меткость, ловкость; морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к народным играм; уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа; способствовать воспитанию интереса к традиционным играм.
Оборудование: шагай, музыкальное сопровождение.
Объект исследования: Народная игра.
Предмет исследования: «Шагай наадан».
При выполнении работы были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод: сбор материалов об игре, изучение и обработка собранных материалов об игре: интернет, школьная и сельская библиотеки, краеведческий музей.
2. Практический метод: сбор костяшек-лодыжек (шагай), разучивание игры «Шагай наадан; конкурсы на лучших игроков «Шагай наадан» среди дошкольников.
Практическая значимость работы:
Народные игры воспитывают уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Эта игра важна для будущего, так как она способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, формирует у нас навыки познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности, также формирует активную жизненную позицию, опыт социального взаимодействия и навыки позитивного досуга в свободное время.
Срок реализации проекта:
Реализация проекта - 1год.
Вид проекта: воспитательно-развивающий.
Участники: дети старших групп, родители и педагоги.
Этапы реализации проекта:
- Организационно-подготовительный: постановка цели и задачи; подбор литературы, средств, методов и приемов работы; анкетирование среди родителей и педагогов на знание игры.
- Основной этап: НОД, беседа, презентация, знакомство с играми «Няһалалга», «Мори урилдаан».
- Итоговый: участие в конкурсах и олимпиадах, выступление на РМО.
№ | Описание | Ответственные | Сроки |
1 | Сбор материалов об игре, сбор лодыжек | Родители и педагоги | В течение проекта |
2 | Изучение и обработка материалов. Создание лэпбука «Первые шаги к игре» | В течение проекта | |
3 | Презентация и мастер – класс для педагогов: «Как играть в шагай» Разучивание игры с педагогами. Мастер – класс для родителей по разучиванию игры. | В течение проекта | |
4 | Путешествие в игру «Шагай наадан». Раскрашивание шагайшек детьми. Введение детей в игровую ситуацию педагогом. Самостоятельная организация досуга детьми данной игрой. | Воспитатели | В течение проекта |
5 | Провести турнир между детьми на лучшего игрока. Турнир между родителями на лучшего игрока | В течение проекта | |
6 | Мастер-класс на РМО «Роль изучения национальных обычаев и традиций в ДОУ» | В течение проекта | |
7 | Районный конкурс «Шагай наадан» | В течение проекта | |
8 | Республиканский конкурс «Гуламта» в номинации «Шагай наадан» | В течение проекта |
Ожидаемый результат:
- развит интерес к игре «Шагай наадан»;
- развиты математическое мышление, внимание, выдержка, сообразительность, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, проявление чувства коллективизма;
- сформированы навыки познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности;
- развиты морально-волевые качества, выдержка, настойчивость в достижении результатов;
- у ребёнка сформировалось уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа;
- созданы условия для развития общей культуры личности детей: социальных, нравственных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
- собран сбор лодыжек, как элемента настольной игры.
Заключение.
Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих народных игр. Ведь игра, являясь составной частью народной культуры, питает душу и ум человека.
Изучение жизни прошлого, знакомство с богатым опытом своих предков поможет сформировать добрые межнациональные отношения. Ведь не зря А.С.Пушкин говорил: «Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости».
Благодаря таким играм мы сможем создать в нашей семье, в саду, в школе обстановку мира и согласия.
Сегодня мы смело можем сказать, что возрождая древнюю игру «Шагай наадан», организовывая различные конкурсы, турниры, форумы, праздники народных игр – мы творим доброе дело и делаем мир счастливей.
Литература:
- Тугутов Н.Е. «Бурятские народные игры», Улан-Удэ, Бэлиг, 1994.
- «Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», 2011.
- Аюшеева Ц-М «Шагай наадан».
- Номтоев Ц «Шагай наадан», 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : Бурятская народная игра – «Шагай наадан»
Цель работы: рассказать о значении народных игр, о бурятской игре «Шагай наадан», как части нашей культуры, о реализации проекта по разучиванию этой народной игры в детском саду....

Эрын гурбан наадан (Спортивное развлечение "Три мужских игр у бурят")
Развлечение : «Эрын гурбан наадан» - «Три игры мужчин»Для детей 5-7 летЦель: способствовать созданию эмоционального положительного настроя детей через народные бурятские ...

"НААДАН-СУРХАРБАН"
Ежегодно в нашем ДОУ мы проводим бурятский национальный культурно-спортивный праздник "НААДАН-СУРХАРБАН", главным направлением которого является содействие процессу возрождения , сохранения ...



