Проект "Музей кукол"
проект
В процессе реализации проекта у детей через знакомство с куклой (народной и современной), игру с куклами формируются нравственные основы личности ребенка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Проект на тему: «Мини-музей кукол»
Методист: М.В. Усынина
Педагог-психолог: А.И. Волкова
г. Шадринск
Паспорт проекта
Тема проекта | «Мини-музей кукол» |
Название учреждения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Умка» г. Шадринска |
Тип проекта | познавательный, творческий, информационно- просветительский |
Вид проекта | групповой |
Участники проекта | дети средних, старших и подготовительных к школе групп, специалисты, воспитатели, родители воспитанников |
Продолжительность проекта | долгосрочный |
Период выполнения | Занятия для детей проводятся 1 раз в месяц продолжительностью 15-20 мин. |
Актуальность темы проекта | Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются. Кукла - игрушка, которая сопровождает ребенка на протяжении всего периода детства. История создания куклы уходит в далекое прошлое. |
Цель проекта | Через знакомство с куклой (народной и современной), игру с куклами формировать нравственные основы личности ребенка, приобщать к социальной культуре человека, способствовать приобретению опыта социальных отношений взрослый – ребенок, ребенок – ребенок. |
Задачи проекта | - знакомить с разнообразием кукол (принадлежность, материал, величина; народные и современные); - учить игре с куклой, выполнению игровых действий; - учить создавать простейшие куклы из пластических материалов, ткани; - формировать у дошкольников представление о музеях; - способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию. - развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение. - способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности - налаживать сотрудничество педагогов с родителями. |
Интеграция образовательных областей | «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» |
Формы реализации проекта | - беседы; - игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, игры-путешествия); - продуктивная деятельность; - просмотр видеофильмов; - конструирование; - проблемно-поисковые ситуации; - создание альбомов; - чтение произведений художественной литературы, фольклора; - прослушивание и изучение музыкальных произведений; - взаимодействие с родителями воспитанников; - театрализованные представления; - акции |
Итоговый продукт | - Музей кукол с различными экспонатами по темам «Куклы в национальных костюмах», «Профессии», «Старинные куклы», «Современные куклы» и др. - Составление дидактических игр по тематике музея. |
Предполагаемый результат | - Создан в ДОО музей кукол с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненными родителями. - Развита познавательная деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом. - Сформированы (адекватные возрасту детей) представления о многообразии кукол; - Приобретены начальные умения игры с куклой, навыки работы с пластическими материалами, развитие воображения; - Расширен кругозора детей, систематизированы и закреплены их знания о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента. |
Этапы реализации проекта
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Подготовительный этап - подбор места для создания музея; - подбор экспонатов в музей кукол; - установление партнерских отношений с родителями, привлечение к совместному сотрудничеству; - постановка целей, задач; - разработка проекта волонтерского движения; - создание развивающей среды; - создание методической базы (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме); - подбор видеофильмов; - подбор необходимой литературы; | Специалисты, воспитатели | |
2. | Основной этап - Знакомство с куклами: девочка и мальчик, выявление сходства и различий в одежде, прическе - Дидактические игры «Наши куклы», «Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Научим кукол играть дружно», «Расскажи о кукле» - Сюжетно – ролевые игры «Мама и дочка (сыночек)», «День рождения куклы» - Настольная игра «Подбери одежду для кукол» - Рассказ воспитателя «Моя кукла» - Рассматривание сюжетной картины «Как мы играем с куклами» - Конструирование из строительных деталей «Домик для куклы» - Знакомство с русской матрешкой. - Авторские куклы | Специалисты, воспитатели, родители | |
3. | Завершающий этап - обобщение результатов работы. | Специалисты, воспитатели |
Перспективное планирование проектной деятельности
Младший дошкольный возраст (3-4 г)
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь |
| Буклет «Роль куклы в воспитании дошкольника» |
Октябрь |
| |
Ноябрь |
| |
Декабрь |
| Консультация для родителей «Как организовать игры с куклами». |
Январь |
| |
Февраль |
| |
Март |
| Рекомендации «Укрепляем иммунитет» |
Апрель |
| Консультация «Формируем у детей правила поведения за столом» |
Май |
|
Средний дошкольный возраст (4-5 л)
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь |
С/р игры: «Водитель», «Воспитатель». Д/и «Профессии», «Кому, что нужно?» | Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у детей в семье». |
Октябрь |
С\ ролевая игра «Фермер» Д/и «Домашние животные и их детеныши» Д/и «Кто, что ест?» | Выставка «Чудо поделки из овощей и фруктов» |
Ноябрь |
«Бегемот, который боялся прививок», К.Чуковский «Айболит». Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника», «Скорая помощь». Д/ и «Что кому нужно для работы». |
|
Декабрь |
кормят нас!»
Д/и «Что нужно повару» Д/и «Варим борщ и компот» С/р игра «Ждем гостей» | Консультация «Формируем у детей правила поведения за столом» |
Январь |
«Магазин магнит косметик», «Бутик», «Аптека», «Канцтовары», «Игрушки» (по выбору ребенка)
| |
Февраль |
Подвижная игра «Вертолеты», «Самолеты». Д/и «Собери технику», «Защитники отечества» | |
Март |
Сюжетно-ролевая игра «Мы спасатели» | Памятка «Правила поведения в опасных ситуациях» |
Апрель |
Игровое упражнение «Сигналы жезла регулировщика»; Д/и «Кому это нужно?», «Номера экстренных служб» | |
Май |
Д/и «Что к чему» С-р игра: «Школа» |
Старший дошкольный возраст (5-6 л)
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь |
|
|
Октябрь |
платочком», «Цепи кованные» | |
Ноябрь |
| 1. Конкурс «Я моя семья в национальном костюме» 2. Распечатать раскраски для детей «Национальные костюмы» |
Декабрь |
| |
Январь |
| |
Февраль |
| |
Март |
| Консультация: «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» |
Апрель |
2.Чтение украинской народной сказки «Заячье сало»
| Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» |
Май |
2.Чтение художественной литературы «Азрет-султан и бедная девушка» (киргизская народная сказка) 3.Киргизские подвижные игры «Ударить по тыкве», «Верблюд и верблюжонок» | Конкурс поделок «Все мы дружная семья» |
Старший дошкольный возраст (6-7 л)
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь |
| Консультация для родителей «Сколько кукол в мире». |
Октябрь |
| |
Ноябрь |
| |
Декабрь |
| |
Январь |
| |
Февраль |
| |
Март |
| |
Апрель |
«Последовательность изготовления дымковской игрушки», «Какая кукла лишняя и почему»
| Выставка детских рисунков «Наряд для Барышни» |
Май |
| Консультация «Кукла в жизни ребенка» |
Приложение
Экспонаты музея
№ | Название экспоната | Дата поступления | Постоянное/ временное хранение | |||
Куклы в национальных костюмах | ||||||
1 | Кукла в костюме Шотландии | постоянно | ||||
2 | Кукла в костюме Соединенных Штатов Америки | постоянно | ||||
3 | Кукла в костюме Эстонии | постоянно | ||||
4 | Кукла в костюме Башкортостана | постоянно | ||||
5 | Кукла в костюме Республики Саха | постоянно | ||||
6 | Кукла в костюме Татарстана | постоянно | ||||
7 | Кукла в костюме Китайской Народной Республики | постоянно | ||||
8 | Кукла в костюме Республики Бурятия | постоянно | ||||
9 | Кукла в костюме Мексики | постоянно | ||||
10 | Кукла в костюме Японии | постоянно | ||||
11 | Кукла в цыганском костюме | постоянно | ||||
12 | Кукла в костюме Англии | постоянно | ||||
13 | Кукла в костюме Украины | постоянно | ||||
14 | Кукла в костюме Голландии | постоянно | ||||
15 | Кукла в костюме Африки | постоянно | ||||
16 | Кукла в костюме Индии | постоянно | ||||
17 | Кукла в костюме Грузии | постоянно | ||||
18 | Кукла в костюме Армении | постоянно | ||||
19 | Кукла в костюме Германии | постоянно | ||||
20 | Кукла в костюме Республики Мордовия | постоянно | ||||
21 | Кукла в костюме Республики Беларусь | постоянно | ||||
22 | Кукла в костюме Азербайджан | постоянно | ||||
23 | Кукла в костюме Киргизии | постоянно | ||||
24 | Кукла в костюме Туркменистан | постоянно | ||||
25 | Кукла в костюме Россия | постоянно | ||||
26 | Кукла в костюме Узбекистан | постоянно | ||||
27 | Кукла в костюме Молдова | постоянно | ||||
28 | Кукла в костюме Таджикистан | постоянно | ||||
29 | Кукла в костюме Объединенных Арабских Эмиратов | постоянно | ||||
Куклы «Профессии» | постоянно | |||||
1 | Кукла доктор | постоянно | ||||
2 | Кукла учитель | постоянно | ||||
3 | Кукла военный | постоянно | ||||
4 | Кукла моряк | постоянно | ||||
5 | Кукла продавец | постоянно | ||||
6 | Кукла пожарный | постоянно | ||||
7 | Кукла фермер | постоянно | ||||
8 | Кукла почтальон | постоянно | ||||
9 | Кукла полицейский | постоянно | ||||
10 | Кукла повар | постоянно | ||||
11 | Кукла рабочий | постоянно | ||||
Разные виды кукол | ||||||
1 | Барби | постоянно | ||||
2 | Неваляшка средняя | постоянно | ||||
3 | Неваляшка большая | временно | ||||
4 | Вязаная кукла перчаточного типа – 2 шт | постоянно | ||||
5 | Вязаная кукла большая | постоянно | ||||
6 | Вязаная кукла средняя | постоянно | ||||
7 | Глиняная кукла | постоянно | ||||
8 | Кукла из чулок | временно | ||||
9 | Кукла Эльф в красном костюме | постоянно | ||||
10 | Кукла Эльф в вязаном костюме | временно | ||||
11 | Кукла Матрешка | постоянно | ||||
12 | Перчаточные куклы 2 шт | постоянно | ||||
13 | Кукла Пупс – 4 шт | постоянно | ||||
14 | Соломенная кукла | постоянно | ||||
15 | Кукла Тильда | постоянно | ||||
16 | Тряпичная кукла | постоянно | ||||
17 | Фарфоровые куклы 2 шт | временно | ||||
18 | Фарфоровая кукла «Дамы эпохи возрождения» | постоянно | ||||
19 | Куклы-обереги – 4 шт | постоянно | ||||
Литература:
1. Косарева В.Н.. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г.
2. Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН и ООО Этноконсалтинг.
3. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005 г.
4. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - Москва «Просвещение», 1986г.
5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет\ автор – сост. В.Н.Косарева.-Волгоград: Учитель, 2012г.
6. Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва: 'Просвещение', 1988 - с.239
7. Хантыйские сказки - http://skazki.yaxy.ru/235.html
8. Народные подвижные игры - http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st131.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и детей по подготовке к Масленице "Изготовление кукол-масленок"
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.Ма...

Презентация к мастер-классу "Изготовление кукол-масленок"
Презентация наглядно знакомит участников мастер-класса с традициями фольклорого праздника Масленица, технологией изготовления кукол-масленок....

конспект занятий Путешествие в мир кукол
Организация воспитательно-образовательного процесса строящаяся на проектной основе, способствовала эффективному проявлению себя в деятельности всех служб ДОУ. ...

Презентация к занятию "Путешествие в мир кукол"
Культуру России невозможно представить себе без народного творчества, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный...
Педагогический потенциал кукол в воспитании дошкольников
Курсовая работа по педагогике...
Проект "История создания кукол кукол, кукла своими руками"
побудить интерес детей и родителей к истории возникновения куклы и созданию куклы своими руками. Содействовать развитию познавательных интересов и способностей....

Выступление на педагогическом совете : " Роль куклы в работе с детьми ОВЗ.Приобщение дошкольников к русской культуре, через народные праздники с использованием кукол закруток ( народная игрушка) и платковых кукол."
Выступление на педагогическом совете" Роль куклы в работе с детьми ОВЗ. Приобщение дошкольников к русской культуре , через народные праздники с использованием кукол закруток ( народная игрушка) и...
