Проект "Музей кукол"
проект

Усынина Марина Викторовна

В процессе реализации проекта у детей через знакомство с куклой (народной и современной), игру с куклами формируются нравственные основы личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey_kukol.docx60.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Проект на тему: «Мини-музей кукол»

Методист: М.В. Усынина

                                                           Педагог-психолог: А.И. Волкова

г. Шадринск

Паспорт проекта

Тема проекта

 «Мини-музей кукол»

Название

учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №10 «Умка» г. Шадринска

Тип проекта

познавательный, творческий, информационно- просветительский

Вид проекта

групповой

Участники

проекта

дети средних, старших и подготовительных к школе групп, специалисты, воспитатели, родители воспитанников

Продолжительность проекта

долгосрочный

Период

выполнения

Занятия для детей проводятся 1 раз в месяц продолжительностью 15-20 мин.

Актуальность

темы проекта

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются. Кукла - игрушка, которая сопровождает ребенка на протяжении всего периода детства. История создания куклы уходит в далекое прошлое.

Цель проекта

Через знакомство с куклой (народной и современной), игру с куклами формировать нравственные основы личности ребенка, приобщать к социальной культуре человека, способствовать приобретению опыта социальных отношений взрослый – ребенок, ребенок – ребенок.

Задачи проекта

- знакомить с разнообразием кукол (принадлежность, материал, величина; народные и современные);

- учить игре с куклой, выполнению игровых действий;

- учить создавать простейшие куклы из пластических материалов, ткани;

-  формировать у дошкольников представление о музеях;

- способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.

- развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.

- способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности

- налаживать сотрудничество педагогов с родителями.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Формы реализации проекта

- беседы;

- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, игры-путешествия);

- продуктивная деятельность;

- просмотр видеофильмов;

- конструирование;

- проблемно-поисковые ситуации;

- создание альбомов;

- чтение произведений художественной литературы, фольклора;

- прослушивание и изучение музыкальных произведений;

- взаимодействие с родителями воспитанников;

- театрализованные представления;

- акции

Итоговый продукт

- Музей кукол с различными экспонатами по темам «Куклы в национальных костюмах», «Профессии», «Старинные куклы», «Современные куклы» и др.

- Составление дидактических игр по тематике музея.

Предполагаемый

результат

-  Создан в ДОО музей кукол с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненными родителями.

- Развита познавательная деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.

- Сформированы (адекватные возрасту детей) представления о многообразии кукол;

- Приобретены начальные умения игры с куклой, навыки работы с пластическими материалами, развитие воображения;

- Расширен кругозора детей, систематизированы и закреплены их знания о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

реализации

Ответственные

1.

Подготовительный этап

- подбор места для создания музея;

- подбор экспонатов в музей кукол;

- установление партнерских отношений с родителями, привлечение к совместному сотрудничеству;

- постановка целей, задач;

- разработка проекта волонтерского движения;

- создание развивающей среды;

- создание методической базы (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме);

- подбор видеофильмов;

- подбор необходимой литературы;

Специалисты, воспитатели

2.

 Основной этап

- Знакомство с куклами: девочка и мальчик, выявление сходства и различий в одежде, прическе

- Дидактические игры «Наши куклы», «Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Научим кукол играть дружно», «Расскажи о кукле»

- Сюжетно – ролевые игры «Мама и дочка (сыночек)», «День рождения куклы»

- Настольная игра «Подбери одежду для кукол»

- Рассказ воспитателя «Моя кукла»

- Рассматривание сюжетной картины «Как мы играем с куклами»

- Конструирование из строительных деталей «Домик для куклы»

- Знакомство с русской матрешкой.

- Авторские куклы

Специалисты, воспитатели,

родители

3.

Завершающий этап

- обобщение результатов работы.

Специалисты, воспитатели

Перспективное планирование проектной деятельности

Младший дошкольный возраст (3-4 г)

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

  1. Вводная беседа «Что такое кукла?»
  2. Ознакомление с окружающим миром «Какие бывают куклы»
  3. С/р игры: «Укладывание спать», «Кормление куклы».
  4. Д/и «Одень куклу»

Буклет «Роль куклы в воспитании дошкольника»

Октябрь

  1. Ознакомление с окружающим миром «Пупсы»
  2. С-р/и «Собираем пупса на прогулку»
  3. Д/и «Большой-маленький»

Ноябрь

  1. Ознакомление с окружающим миром «Неваляшка»
  2. Д/и «Уложи неваляшку спать»
  3. Д/и «Собери неваляшку»

Декабрь

  1. Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с матрешкой».
  2. Д/и «Кто прячется в матрешке?»
  3. Д/и «Чашечки для матрешек»

Консультация для родителей «Как организовать игры с куклами».

Январь

  1. Ознакомление с окружающим миром «Кукла Барби»
  2. С-р/и «Наряд для куклы Барби», «Кукла Барби идет на прогулку»

 

Февраль

  1. Ознакомление с окружающим миром «Военный»
  2. Рассматривание иллюстраций «Военные профессии»
  3. 3. П/и «Вертолеты», «Самолеты».
  4. Д/и «Собери технику», «Защитники отечества»

Март

  1. Ознакомление с окружающим миром «Врач»
  2. Беседа «Что нужно делать, чтобы не простудиться».
  3. С–р/и «Поликлиника», «Скорая помощь».
  4. Д/ и «Что кому нужно для работы».

Рекомендации «Укрепляем иммунитет»

Апрель

  1.  Ознакомление с окружающим миром «Повар».
  2. Творческая мастерская. Лепка «Румяные пирожки»
  3. Д/и «Что нужно повару», «Варим борщ и компот»
  4. С/р игра «Ждем гостей»

Консультация «Формируем у детей правила поведения за столом»

Май

  1. Ознакомление с окружающим миром «Полицейский».
  2. Беседа «Профессия – полицейский»
  3. С-р/и «Полиция»

Средний дошкольный возраст (4-5 л)

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

  1. Вводная беседа «Что такое профессия?»
  2. Ознакомление с окружающим миром «Какие бывают профессии»
  3. Ознакомление с художественной литературой: чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
  4. Рассматривание изображений с различными профессиями. Беседа «Кем мечтаешь стать ты?»

С/р игры: «Водитель», «Воспитатель».

Д/и «Профессии», «Кому, что нужно?»

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у детей в семье».

Октябрь

  1. Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с профессией фермера».
  2. Познавательная беседа о труде овощевода.
  3. Творческая мастерская. Аппликации «Собираем урожай»
  4. Познавательная беседа «Откуда текут молочные реки?»

С\ ролевая игра «Фермер»

Д/и «Домашние животные и их детеныши»

Д/и «Кто, что ест?»

Выставка «Чудо поделки из овощей и фруктов»

Ноябрь

  1. Ознакомление с окружающим миром «Врач»
  2. Экскурсия в медицинский кабинет (ингалятор, лекарственные травы, электромассажёр).
  3. Беседа: «Что нужно делать, чтобы не простудиться».
  4. Чтение худ.литературы:  В.Сутеева

«Бегемот, который боялся прививок», К.Чуковский «Айболит».

Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника», «Скорая помощь».

Д/ и «Что кому нужно для работы».

  1. Рекомендации «Укрепляем иммунитет»
  2. Консультация «Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет»

Декабрь

  1.  Ознакомление с окружающим миром «Повар».
  2. Экскурсия «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно

кормят нас!»

  1. Творческая мастерская. Лепка «Румяные пирожки»
  2.  Ознакомление с художественной литературой: Чтение стихотворения Б. Заходера «Повара»
  3.  Песня –игра «Испекла бабушка оладушки»

Д/и «Что нужно повару»

Д/и «Варим борщ и компот»

С/р игра «Ждем гостей»

Консультация «Формируем у детей правила поведения за столом»

Январь

  1. Ознакомление с окружающим миром «Продавец»
  2. Беседа «Какие бывают магазины».
  3. Виртуальная экскурсия в супермаркет «Магнит. Магнит косметик».
  4. Игра-тренинг «Мы с мамой идем в магазин»
  5. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин»,
  6. Создание фотоколлажа «Продукты»,

«Магазин магнит косметик», «Бутик», «Аптека», «Канцтовары», «Игрушки» (по выбору ребенка)

  1. Д/и «Что продаётся в магазине?»

Февраль

  1. Ознакомление с окружающим миром «Военный»
  2. Рассматривание иллюстраций «Военные профессии»
  3. Ознакомление с художественной литературой: Чтение стихотворения С. Маршак «Мы военные»

Подвижная игра «Вертолеты», «Самолеты».

Д/и «Собери технику», «Защитники отечества»

Март

  1. Ознакомление с окружающим миром «Пожарный»
  2. Рассматривание иллюстраций «Профессии МЧС»
  3. Продуктивная деятельность. Рисование «Плакаты о противопожарной безопасности».
  4. Чтение С. Маршака «Пожар»;

Сюжетно-ролевая игра «Мы спасатели»

Памятка «Правила поведения в опасных ситуациях»

Апрель

  1. Ознакомление с окружающим миром «Полицейский»
  2. Ознакомление с художественной литературой: Чтение худ. литературы: С. Михалкова «Дядя Стёпа»

Игровое упражнение «Сигналы жезла регулировщика»;

Д/и «Кому это нужно?», «Номера экстренных служб»

Май

  1. Ознакомление с окружающим миром «Учитель»
  2. Беседа с детьми о труде учителя
  3. Чтение рассказа «Первый день» А. Алексин.

Д/и «Что к чему»

С-р игра: «Школа»

Старший дошкольный возраст (5-6 л)

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

  1. «Музей – что это?» (экскурсия)
  2. «Экспонат -  что это?»
  3. Беседа «Что такое национальность»
  4. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла
  1. Анкетирование «Что такое музей и нужен ли он нашим детям»
  2. Консультация «Мини-музей в детском саду»
  3. Организация работы в создании музея «Куклы в национальных костюмах»

Октябрь

  1. Наша кукла Дуня в сарафане (Россия)
  2. Знакомство с росписью России
  3. Чтение сказки «Три богатыря»
  4. Д/и «Символы России»
  5. П/и на прогулке: «Горелки с

платочком», «Цепи кованные»

Ноябрь

  1. «Оденем куклу Алсу в татарский национал.   костюм» (познание)
  2. Рисование «Разукрасим татарский фартук»
  3. Чтение татарской сказки «Бедняк и два бая»
  4. П/и на прогулке: «Серый волк (Соры буре)», «Скок-перескок (Кучтем-куч)».

1. Конкурс «Я моя семья в национальном костюме»

2. Распечатать раскраски для детей «Национальные костюмы»

Декабрь

  1. «Оденем куклу Айгуль» в казахский народный костюм» Казахи
  2. Рисование «Раскрасим татарскую жилетку»
  3. Чтение казахской сказки «Чудесная птица»
  4. П/и «Ястребы и ласточки», «Есть идея! (Такия тастамак)»

Январь

  1. «Оденем куклу Агату» в белорусский народный костюм» Белорусы
  2. Рисование «Раскрасим белорусский пояс»
  3. Чтение белорусской сказки «Всему свое время»
  4. П/и «Прела-горела» (Прэла-гарэла), «Иванка»

Февраль

  1. «Оденем куклу Амину» в башкирский наряд
  2. Рисование «Раскрасим башкирский кафтан» (кезекей)
  3. Чтение башкирской сказки «Абзалил»
  4. П/и «Кот и мыши» (Бесей менэн сыскан), «Волк и зайцы» (Буре менэн куян)

Март

  1. «Оденем куклу Маринэ» в армянский народный костюм Армяне
  2. Рисование «Раскрасим армянскую посуду»
  3. Чтение белорусской сказки «Золотое яблоко»
  4. П/и «Цветы и ветерки», «Пастух»

Консультация: «Роль семьи  в духовно-нравственном воспитании детей  дошкольного возраста»

Апрель

  1. «Оденем куклу Марусю в украинский народный костюм» (аппликиция+познание)

2.Чтение украинской народной сказки «Заячье сало»

  1. Украинские подвижные игры «Горелки»

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Май

  1. «Приоденем Айнагуль в киргизский народный костюм»

2.Чтение художественной литературы  «Азрет-султан и бедная девушка» (киргизская народная сказка)

3.Киргизские подвижные игры «Ударить по тыкве», «Верблюд и верблюжонок»

Конкурс поделок «Все мы дружная семья»

Старший дошкольный возраст (6-7 л)

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

  1. Вводная беседа «Что мы называем старинной игрушке?»
  2. Ознакомление с окружающим миром «Какие куклы были придуманы на Руси взрослыми для детей и из какого материала они делались»
  3. Д/и «Из какого материала игрушка»

Консультация для родителей «Сколько кукол в мире».

Октябрь

  1. Знакомство с обрядной куклой «Кострома»
  2. Изготовление Куклы Кострома (Масленица)
  3. Д/и «Перетягивание каната»
  4. Просмотр советских мультфильмов «Иш ты, Масленица!»,
  5. Рисунок Масленицы

Ноябрь

  1. Знакомство с куклой оберегом «Берегиня» и «Зернушка».
  2. Презентация крупы и каши
  3. Д/и «Из какой крупы сварена каша»
  4. Изготовление куклы «Зернушка».
  5. Просмотр советских мультфильмов «Каша из топора», «Богатырская каша»

Декабрь

  1. Знакомство с игровой куклой «Зольная кукла»
  2. Чтение русской народной сказки «Василиса»
  3. Д/и «Найди заплатку»
  4. Изготовление куклы «Зольная кукла»
  5. Просмотр советских мультфильмов «Домовенок Кузя»

Январь

  1. Знакомство с игровой куклой «Кукла дружок»
  2. Беседа «Что такое кукольный театр, какие они бывают»
  3. Изготовление куклы «Кукла дружок»
  4. Аппликация «Сказочные персонажи»
  5. Просмотр советских мультфильмов «Буратино»
  6. Театрализация «Кукла дружок»

Февраль

  1. Знакомство с игровой куклой «Пеленашка»
  2. Изготовление куклы «Пеленашка»
  3. Д/и «Запеленай ребенка»
  4. Чтение рассказа «Вовка добрая душа»
  5. Ролевые игры на тему «Семья»

Март

  1. Знакомство с игровой куклой «Сеня-Малина»
  2. Читать сказки Сени Малинича
  3. Рисование и аппликация куклы «Сеня-Малина»

Апрель

  1. Знакомство с игровой куклой «Дымковская Барышня»
  2. Д/и «Укрась Барышню», «Подбери правильно фартук»,

«Последовательность изготовления дымковской игрушки», «Какая кукла лишняя и почему»

  1. Рисование «Наряд для Барышни»
  2. Чтение сказки «Сердитая барышня»

Выставка детских рисунков «Наряд для Барышни»

Май

  1. Знакомство с игровой куклой «Матрешка»
  2. Расписать куклы Матрешку
  3. Д/и «Найди половинку», «Сопоставь по росту», «Какая матрешка лишняя», «У гадай что спрятана в Матрешке», «Помоги матрешке найти свою игрушку»
  4. Чтение сказок про Матрешку

Консультация «Кукла в жизни ребенка»

Приложение

Экспонаты музея

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/

временное хранение

Куклы в национальных костюмах

1

Кукла в костюме Шотландии

постоянно

2

Кукла в костюме Соединенных Штатов Америки

постоянно

3

Кукла в костюме Эстонии

постоянно

4

Кукла в костюме Башкортостана

постоянно

5

Кукла в костюме Республики Саха

постоянно

6

Кукла в костюме Татарстана

постоянно

7

Кукла в костюме Китайской Народной Республики

постоянно

8

Кукла в костюме Республики Бурятия

постоянно

9

Кукла в костюме Мексики

постоянно

10

Кукла в костюме Японии

постоянно

11

Кукла в цыганском костюме

постоянно

12

Кукла в костюме Англии

постоянно

13

Кукла в костюме Украины

постоянно

14

Кукла в костюме Голландии

постоянно

15

Кукла в костюме Африки

постоянно

16

Кукла в костюме Индии

постоянно

17

Кукла в костюме Грузии

постоянно

18

Кукла в костюме Армении

постоянно

19

Кукла в костюме Германии

постоянно

20

Кукла в костюме Республики Мордовия

постоянно

21

Кукла в костюме Республики Беларусь

постоянно

22

Кукла в костюме Азербайджан

постоянно

23

Кукла в костюме Киргизии

постоянно

24

Кукла в костюме Туркменистан

постоянно

25

Кукла в костюме Россия

постоянно

26

Кукла в костюме Узбекистан

постоянно

27

Кукла в костюме Молдова

постоянно

28

Кукла в костюме Таджикистан

постоянно

29

Кукла в костюме Объединенных Арабских Эмиратов

постоянно

Куклы «Профессии»

постоянно

1

Кукла доктор

постоянно

2

Кукла учитель

постоянно

3

Кукла военный

постоянно

4

Кукла моряк

постоянно

5

Кукла продавец

постоянно

6

Кукла пожарный

постоянно

7

Кукла фермер

постоянно

8

Кукла почтальон

постоянно

9

Кукла полицейский

постоянно

10

Кукла повар

постоянно

11

Кукла рабочий

постоянно

Разные виды кукол

1

Барби

постоянно

2

Неваляшка средняя

постоянно

3

Неваляшка большая

временно

4

Вязаная кукла перчаточного типа – 2 шт

постоянно

5

Вязаная кукла большая

постоянно

6

Вязаная кукла средняя

постоянно

7

Глиняная кукла

постоянно

8

Кукла из чулок

временно

9

Кукла Эльф в красном костюме

постоянно

10

Кукла Эльф в вязаном костюме

временно

11

Кукла Матрешка

постоянно

12

Перчаточные куклы 2 шт

постоянно

13

Кукла Пупс – 4 шт

постоянно

14

Соломенная кукла

постоянно

15

Кукла Тильда

постоянно

16

Тряпичная кукла

постоянно

17

Фарфоровые куклы 2 шт

временно

18

Фарфоровая кукла «Дамы эпохи возрождения»

постоянно

19

Куклы-обереги – 4 шт

постоянно

Литература:

1.        Косарева  В.Н.. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г.

2.        Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН и ООО Этноконсалтинг.

3.        Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005 г.

4.        Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - Москва «Просвещение», 1986г.

5.        Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет\ автор – сост. В.Н.Косарева.-Волгоград: Учитель, 2012г.

6.        Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва: 'Просвещение', 1988 - с.239  

7.        Хантыйские сказки - http://skazki.yaxy.ru/235.html

8.        Народные подвижные игры - http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st131.shtml  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и детей по подготовке к Масленице "Изготовление кукол-масленок"

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.Ма...

Презентация к мастер-классу "Изготовление кукол-масленок"

Презентация наглядно знакомит участников мастер-класса с традициями фольклорого праздника Масленица, технологией изготовления кукол-масленок....

конспект занятий Путешествие в мир кукол

Организация воспитательно-образовательного процесса строящаяся на проектной основе,    способствовала эффективному  проявлению себя в деятельности всех служб ДОУ.   ...

Презентация к занятию "Путешествие в мир кукол"

Культуру России невозможно представить себе без народного творчества, которое раскрывает  истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный...

Проект "История создания кукол кукол, кукла своими руками"

побудить интерес детей и родителей к истории возникновения куклы и созданию куклы своими руками. Содействовать развитию познавательных интересов и способностей....

Выступление на педагогическом совете : " Роль куклы в работе с детьми ОВЗ.Приобщение дошкольников к русской культуре, через народные праздники с использованием кукол закруток ( народная игрушка) и платковых кукол."

Выступление на педагогическом совете" Роль куклы в работе с детьми ОВЗ. Приобщение дошкольников к русской культуре , через народные праздники с использованием кукол закруток ( народная игрушка) и...