«Урало-сибирская роспись».
презентация

Лебедева Светлана Юрьевна

«Урало-сибирская роспись».

История возникновения Урало-Сибирской росписи

Особенности Урало-сибирской росписи. 

Направления Урало-сибирской росписи: роспись по металлу, роспись деревянных изделий.

Домовая роспись.

Символика  урало-сибирской росписи

Элементы Урало-сибирской росписи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урало-сибирская роспись2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Урало-сибирская роспись». Выполнила Лебедева С.Ю. воспитатель МДОУ № 9 « Канашевский детский сад «Золотой ключик»

Слайд 2

История возникновения Урало-Сибирской росписи Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал. «Уже в первой половине XVII века за Уралом появились многие русские поселения, под именем слобод; они заселялись выходцами из Вологды, Тотьмы, Устюга, Вятки, Кай-городка , Чердыни, Соликамска». Позднее на формирование этого региона оказала влияние миграция русского населения из районов Поволжья, центра и севера России.

Слайд 3

Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров.

Слайд 4

Особенности Урало-сибирской росписи. Урало-сибирская роспись – это одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка ( разбел ), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы из Архангельского края, а в конце XVIII – начале XIX вв. переселенцы с юга России и Украины – внесли в колорит росписи обилие фантазийных форм и богатую (южную) цветовую гамму.

Слайд 5

При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший еще подмалёвок наносили моделирующую оживку. После росписи изделие покрывали лаком.

Слайд 6

В XVIII-XIX вв. крестьяне расписывали берестяную и посуду, деревянную утварь, металлические изделия и жилища. На Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий.

Слайд 7

Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском , Невьянском, Нижнетагильском. Это стало городским ремеслом.

Слайд 8

Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, вблизи Далматова изготавливали прялки.

Слайд 9

Домовая роспись Крестьяне охотно соглашались расписывать свои дома. Роспись отражала их кровную связь, единство с окружающей природой, их радостное, оптимистичное мироощущение, народную мечту о красивой райской жизни и стремление у себя в быту устроить красочный эдем при жизни, не дожидаясь обещанного церковью рая после смерти. Число красильщиков-живописцев стало увеличиваться. Здесь было большое поле для деятельности, возможности хорошего заработка.

Слайд 10

Первый акцент в избе делался на обратной стороне двери. На ней часто изображали древо жизни с птицей на вершине. Еще одно древо жизни (а бывало, и круг солнца) можно было увидеть на двери деревянного пристроя к печи (голбца), через которую попадали в подполье. Эту дверь особенно важно было украсить, так как считалось, что в подполье обитает домовой — хранитель дома, с которым надо жить в мире и согласии.

Слайд 11

Форма и размеры красочных панно выбирались соответственно поверхности. Поэтому на стенах и простенках обычно изображались целые «сады». А брус над полатями (нарами для сна под потолком между печью и стеной) и грядки (доски, прибитые к полке, отделяющей кухню от избы) расписывали вытянутыми по горизонтали гирляндами или букетиками из цветов и ягод. На потолке размещали солнце, круги с наугольниками, венки.

Слайд 12

Из мебели в избе расписывали обеденный стол, посудный шкаф и комод, который стоял в простенке на лавке или на полу, как бы отделяя избу от кухни. Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа у комода же, как правило, разделывались боковые стенки под мрамор или под орех. В центре столешницы обеденного стола на красном фоне изображался зеленый круг — символ жизни — с желтой окантовкой. Углы столешницы тоже окрашивались в желтые цвета.

Слайд 13

Ремеслом живописца-красильщика владел далеко не каждый крестьянин. Красильному делу начинали учить мальчиков девяти-десяти лет. Научиться приемам кистевой росписи считались делом не сложным: для этого, полагали, достаточно проработать один сезон. Сложнее приобретались ремесленные навыки: умение варить олифу, окрашивать большие поверхности, растирать краски. К шестнадцати-семнадцати годам осваивали все тонкости ремесла.

Слайд 14

Символика урало-сибирской росписи БУТОН - символ детей ЦВЕТЫ - символ солнца, взрослого поколения ЛИСТЬЯ - символ изобилия и хорошего урожая ПТИЦЫ - символ счастливой жизни КУРОЧКА И ПЕТУШОК - символ счастливой жизни, супружеской пары СОВА - женское начало, охранитель ЛЕВ - символ мужского начала, охранитель ВЕНОК - символ солнца, охранитель КУСТ В ВАЗЕ - древо жизни, семейное древо ГИРЛЯНДА - символ изобилия СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДРЕВА С ПАРНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦ - пожелание благополучия всей семье

Слайд 15

Элементы Урало-сибирской росписи Цветы ,бутоны листья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись»

Возрождение Урало-сибирской росписи, так как мы считаем, что становление эстетически развитой личности начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, местных культурных традиций. Воз...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)

Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...

Урало-Сибирская роспись

Истоки традиционных народных художественных промыслов России на примере Урало-Сибирской росписи....

Урало-сибирская роспись

Презентация для детей Урало-сибирская роспись....