«Урало-сибирская роспись».
презентация
«Урало-сибирская роспись».
История возникновения Урало-Сибирской росписи
Особенности Урало-сибирской росписи.
Направления Урало-сибирской росписи: роспись по металлу, роспись деревянных изделий.
Домовая роспись.
Символика урало-сибирской росписи
Элементы Урало-сибирской росписи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История возникновения Урало-Сибирской росписи Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал. «Уже в первой половине XVII века за Уралом появились многие русские поселения, под именем слобод; они заселялись выходцами из Вологды, Тотьмы, Устюга, Вятки, Кай-городка , Чердыни, Соликамска». Позднее на формирование этого региона оказала влияние миграция русского населения из районов Поволжья, центра и севера России.
Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров.
Особенности Урало-сибирской росписи. Урало-сибирская роспись – это одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка ( разбел ), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы из Архангельского края, а в конце XVIII – начале XIX вв. переселенцы с юга России и Украины – внесли в колорит росписи обилие фантазийных форм и богатую (южную) цветовую гамму.
При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший еще подмалёвок наносили моделирующую оживку. После росписи изделие покрывали лаком.
В XVIII-XIX вв. крестьяне расписывали берестяную и посуду, деревянную утварь, металлические изделия и жилища. На Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий.
Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском , Невьянском, Нижнетагильском. Это стало городским ремеслом.
Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, вблизи Далматова изготавливали прялки.
Домовая роспись Крестьяне охотно соглашались расписывать свои дома. Роспись отражала их кровную связь, единство с окружающей природой, их радостное, оптимистичное мироощущение, народную мечту о красивой райской жизни и стремление у себя в быту устроить красочный эдем при жизни, не дожидаясь обещанного церковью рая после смерти. Число красильщиков-живописцев стало увеличиваться. Здесь было большое поле для деятельности, возможности хорошего заработка.
Первый акцент в избе делался на обратной стороне двери. На ней часто изображали древо жизни с птицей на вершине. Еще одно древо жизни (а бывало, и круг солнца) можно было увидеть на двери деревянного пристроя к печи (голбца), через которую попадали в подполье. Эту дверь особенно важно было украсить, так как считалось, что в подполье обитает домовой — хранитель дома, с которым надо жить в мире и согласии.
Форма и размеры красочных панно выбирались соответственно поверхности. Поэтому на стенах и простенках обычно изображались целые «сады». А брус над полатями (нарами для сна под потолком между печью и стеной) и грядки (доски, прибитые к полке, отделяющей кухню от избы) расписывали вытянутыми по горизонтали гирляндами или букетиками из цветов и ягод. На потолке размещали солнце, круги с наугольниками, венки.
Из мебели в избе расписывали обеденный стол, посудный шкаф и комод, который стоял в простенке на лавке или на полу, как бы отделяя избу от кухни. Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа у комода же, как правило, разделывались боковые стенки под мрамор или под орех. В центре столешницы обеденного стола на красном фоне изображался зеленый круг — символ жизни — с желтой окантовкой. Углы столешницы тоже окрашивались в желтые цвета.
Ремеслом живописца-красильщика владел далеко не каждый крестьянин. Красильному делу начинали учить мальчиков девяти-десяти лет. Научиться приемам кистевой росписи считались делом не сложным: для этого, полагали, достаточно проработать один сезон. Сложнее приобретались ремесленные навыки: умение варить олифу, окрашивать большие поверхности, растирать краски. К шестнадцати-семнадцати годам осваивали все тонкости ремесла.
Символика урало-сибирской росписи БУТОН - символ детей ЦВЕТЫ - символ солнца, взрослого поколения ЛИСТЬЯ - символ изобилия и хорошего урожая ПТИЦЫ - символ счастливой жизни КУРОЧКА И ПЕТУШОК - символ счастливой жизни, супружеской пары СОВА - женское начало, охранитель ЛЕВ - символ мужского начала, охранитель ВЕНОК - символ солнца, охранитель КУСТ В ВАЗЕ - древо жизни, семейное древо ГИРЛЯНДА - символ изобилия СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДРЕВА С ПАРНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦ - пожелание благополучия всей семье
Элементы Урало-сибирской росписи Цветы ,бутоны листья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Урало-сибирская роспись"
Презентация проекта....

Конспект НОД , презентация для подготовительной к школе группе.«Урало -Сибирская роспись» (рисование пальчиками).
ТЕМА: «Урало -Сибирская роспись»....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по художественно — эстетическому развитию по теме «Урало — сибирская роспись» (региональный компонент).
Знакомство с Урало - сибирской росписью. Декорирование кувшина....

Проект «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись»
Возрождение Урало-сибирской росписи, так как мы считаем, что становление эстетически развитой личности начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, местных культурных традиций. Воз...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)
Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...

Урало-Сибирская роспись
Истоки традиционных народных художественных промыслов России на примере Урало-Сибирской росписи....

