Дидактические игры, направленные на обогащение знаний детей дошкольного возраста о родном городе
учебно-методический материал (старшая группа)

Рудковская Марина Васильевна

Аннотация:

Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте  специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Теоретическое и практическое  исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении  таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_o_rodnom_gorode_i_krae.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, направленные на обогащение знаний детей дошкольного возраста о родном городе

Аннотация:

Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте  специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Теоретическое и практическое  исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении  таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:

  • Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  • Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
  • Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  • Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
  • Конкретно и четко объяснять правила игры.

«Путешествие из прошлого в настоящее»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Цель:

- закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Барнаула, о внешнем виде зданий;

- формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие;

- активизировать словарь детей, закреплять названия исторических памятников города.

Ход игры:

В комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города Барнаула в старом и современном виде.

В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей.

1 вариант:

Дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города.

2 вариант:

Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид здания, представить и рассказать, каким оно станет в буду

Дидактическая игра

«Собери картинку»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Цель:

- упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей,

- закреплять знания детей о родном городе через содержание картинок,

Ход игры.

В комплект игры входят картинки с видами музеев, памятников, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).

Игровое правило:

За определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.

Дидактическая игра

«Сквозь замочную скважину»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Цель:

- закреплять знания детей о памятниках города Барнаула;

- развивать зрительную память, восприятие

Ход игры.

В комплект игры входят картинки с видами памятников города Барнаула, комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребенок, перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его.

Игровое правило:

Рассматривать картинку можно только с помощью замочной скважины.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Цель:

- закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.

- учить определять место расположения исторических памятников, давать их краткое описание.

Дидактический материал:

Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.

Ход игры:

Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города. Затем объясняются правила игры.

В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.

1 вариант. Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.

2 вариант. Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.

3 вариант. Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.

Игровые правила:

Последовательность хода определяется брошенным кубиком, передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.

«Кто такой?»

(игра предназначена для детей 6-7года)

Цель:

- закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Алтайского края;

- воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать;

- развивать внимание и память.

Ход игры:

1 вариант:

Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу Алтайского края.

2 вариант:

Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу, дети называют его.

3 вариант:

Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу Алтайского края и ряд карточек, содержащих животных занесенных в Красную книгу и нет. Постепенно усложнять задачу и игровые действия;

Конкретно и четко объяснять правила игры.

Игры будут интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дидактическая игра «Достопримечательности».

Цель: закрепление представлений о достопримечательностях города  Барнаул, развитие связной речи.

Материал: изображения знакомых детям достопримечательностей родного города Барнаула, изображение «пьедестала почета» - лесенки из трех ступеней.

               Ход игры:

Из набора иллюстраций достопримечательности ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание.

                

Дидактическая игра « Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “разрезные картинки ” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.

Ход игры:

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из разрезных картинок  герб города.

2 вариант: Ведущий называет город края, дети из представленных гербов выбирают правильный вариант, обосновывая особенности изображения герба.

 

Дидактическая игра  «Думаем о родном городе».

Цель: закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.

• Человек нарвал подснежники .

• Человек моет в реке « Обь» свою машину.

• Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

• После отдыха в Сосновом бору человек собрал весь мусор.

• Человек выгуливал свою собаку в парке возле Дома культуры.

Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий  сам придумывает ситуации.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.

Оборудование:  большое поле, разделенное на 4 части. Правая часть – небо, вторая часть – реки, третья часть лес. Картинки  с птицами, животными и растениями и рыбами, обитающими  на территории  Алтайского края. Карточки с птицами,  животными, растениями и рыбами   России и других стран.

Ход игры.

Дети находят тех, которые живут (растут) в Алтайском крае,  и располагают на соответствующем поле. Тех, кто не живет, и не растет в крае, убирают в сторону,   объясняя почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.

 

Дидактическая игра с элементами триз «Животные нашего края».

Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.

Оборудование: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.

Ход игры.

На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:

Как называется животное;

Где обитает;

Чем питается;

Какие звуки издает;

Как выглядит;

Как называются детеныши животного.

  

Дидактическая игра «Остановитесь!».

Цель: закрепление  знаний детей  о растениях и животных  Алтайского края,  занесенных в Красную книгу.

Оборудование: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных.

Ход игры:

Дети выбирают из карточек всего растительного и животного мира  растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них.

 

Список литературы:

1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях — М: ЦРИБ «Турист», 1992.

2. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности/Под ред. А.А.Остапца. - М.:АРКТИ, 2004.-176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Статья на тему:«Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста о родном городе»

Цели данной работы:- воспитание любви и интереса к родному городу,гордость: я - петербуржец;- воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе;  - пробуждение познавательного интер...

Дидактические игры направленные на развитие словаря детей дошкольного возраста.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых &nda...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «СИБИРСКИЙ РОДНИЧОК»

Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталки...

Дидактические игры, направленные на обогащение знаний детей дошкольного возраста о родном городе

Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса....

Дидактическая игра–лото по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мой любимый город!»

Игра предназначена для реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»....