Дидактические игры, направленные на обогащение знаний детей дошкольного возраста о родном городе
учебно-методический материал (старшая группа)
Аннотация:
Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, направленные на обогащение знаний детей дошкольного возраста о родном городе
Аннотация:
Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:
- Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
- Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
- Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
- Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
- Конкретно и четко объяснять правила игры.
«Путешествие из прошлого в настоящее»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Барнаула, о внешнем виде зданий;
- формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие;
- активизировать словарь детей, закреплять названия исторических памятников города.
Ход игры:
В комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города Барнаула в старом и современном виде.
В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей.
1 вариант:
Дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города.
2 вариант:
Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид здания, представить и рассказать, каким оно станет в буду
Дидактическая игра
«Собери картинку»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей,
- закреплять знания детей о родном городе через содержание картинок,
Ход игры.
В комплект игры входят картинки с видами музеев, памятников, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).
Игровое правило:
За определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.
Дидактическая игра
«Сквозь замочную скважину»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закреплять знания детей о памятниках города Барнаула;
- развивать зрительную память, восприятие
Ход игры.
В комплект игры входят картинки с видами памятников города Барнаула, комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребенок, перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его.
Игровое правило:
Рассматривать картинку можно только с помощью замочной скважины.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.
- учить определять место расположения исторических памятников, давать их краткое описание.
Дидактический материал:
Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.
Ход игры:
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города. Затем объясняются правила игры.
В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.
1 вариант. Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.
2 вариант. Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.
3 вариант. Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.
Игровые правила:
Последовательность хода определяется брошенным кубиком, передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.
«Кто такой?»
(игра предназначена для детей 6-7года)
Цель:
- закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Алтайского края;
- воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать;
- развивать внимание и память.
Ход игры:
1 вариант:
Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу Алтайского края.
2 вариант:
Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу, дети называют его.
3 вариант:
Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.
Игровое правило:
Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу Алтайского края и ряд карточек, содержащих животных занесенных в Красную книгу и нет. Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
Конкретно и четко объяснять правила игры.
Игры будут интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дидактическая игра «Достопримечательности».
Цель: закрепление представлений о достопримечательностях города Барнаул, развитие связной речи.
Материал: изображения знакомых детям достопримечательностей родного города Барнаула, изображение «пьедестала почета» - лесенки из трех ступеней.
Ход игры:
Из набора иллюстраций достопримечательности ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание.
Дидактическая игра « Герб города»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “разрезные картинки ” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.
Ход игры:
1 вариант: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из разрезных картинок герб города.
2 вариант: Ведущий называет город края, дети из представленных гербов выбирают правильный вариант, обосновывая особенности изображения герба.
Дидактическая игра «Думаем о родном городе».
Цель: закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.
• Человек нарвал подснежники .
• Человек моет в реке « Обь» свою машину.
• Человек выбросил мусор в канаву возле дома.
• После отдыха в Сосновом бору человек собрал весь мусор.
• Человек выгуливал свою собаку в парке возле Дома культуры.
Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.
Оборудование: большое поле, разделенное на 4 части. Правая часть – небо, вторая часть – реки, третья часть лес. Картинки с птицами, животными и растениями и рыбами, обитающими на территории Алтайского края. Карточки с птицами, животными, растениями и рыбами России и других стран.
Ход игры.
Дети находят тех, которые живут (растут) в Алтайском крае, и располагают на соответствующем поле. Тех, кто не живет, и не растет в крае, убирают в сторону, объясняя почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.
Дидактическая игра с элементами триз «Животные нашего края».
Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.
Оборудование: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.
Ход игры.
На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:
Как называется животное;
Где обитает;
Чем питается;
Какие звуки издает;
Как выглядит;
Как называются детеныши животного.
Дидактическая игра «Остановитесь!».
Цель: закрепление знаний детей о растениях и животных Алтайского края, занесенных в Красную книгу.
Оборудование: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных.
Ход игры:
Дети выбирают из карточек всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них.
Список литературы:
1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях — М: ЦРИБ «Турист», 1992.
2. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности/Под ред. А.А.Остапца. - М.:АРКТИ, 2004.-176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом. "В славном городе Петра проживает детвора"
Методическая разработка...

Статья на тему:«Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста о родном городе»
Цели данной работы:- воспитание любви и интереса к родному городу,гордость: я - петербуржец;- воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе; - пробуждение познавательного интер...

Дидактические игры направленные на развитие словаря детей дошкольного возраста.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых &nda...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «СИБИРСКИЙ РОДНИЧОК»
Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталки...

Дидактические игры, направленные на обогащение знаний детей дошкольного возраста о родном городе
Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса....

Дидактическая игра–лото по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мой любимый город!»
Игра предназначена для реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»....
