Дидактическая разработка игрового пособия "Колокольный звон"
материал (старшая группа)

Горохова Ольга Юрьевна

Экспериментальная площадка "Азбука юного уральца".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx119.31 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая разработка игрового пособия «Колокольный звон»

Автор Горохова Ольга Юрьевна

Детский сад №24 «Дельфинчик»

Музыкальный руководитель

Пояснительная записка.

   Игра относится к косвенному методу педагогического воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности.

   Выбор игры, как формы  закрепления материала пройденной темы, даёт возможность активного самовыражения детей. Случайный выбор заданий активизирует детей, они могут не только вспоминать,  рассказывать, слушать музыку, рассматривать картины, но и выполнять творческие задания – пластические этюды, музыкальные импровизации и т.д.

   Игра проводится в завершении изучения темы «Колокольный звон» во время свободной деятельности детей или как итоговое занятие. Игра может быть организована  в небольших группах детей, что способствует развитию социальных навыков и умению работать в команде. Обсуждение и обмен мнениями, взаимные впечатления развивают коммуникативные навыки. Создание в процессе игры своих собственных ритмов с помощью колокольчиков развивает творческое мышление. Игры с колокольчиками или двигательные этюды помогают развивать мелкую моторику и координацию движений.

   Знакомство детей с историей и особенностью колокольного звона на Урале и с колоколами колокольни  храма Иоанна Богослова в Верхней Салде, вызовет интерес ребенка к познанию традиций православия малой родины.

   В ходе данной темы у детей формируется ценностная установка – «Я – уралец!», «Мы – уральцы!», «Урал – моя малая родина», «Я восхищаюсь предметами художественной культуры, православной культуры» и т.д. Обращаем внимание детей на красоту родного города, архитектуры. Говорим том, что следует любоваться окружающим миром, архитектурой, обращать внимание на художественно-эстетическую сторону городских объектов, исторических объектов. Выделяем при этом труд мастеров, заслугу работников православных храмов (звонарей), архитекторов и т.д. Обращаем внимание на личностные качества человека (трудолюбие, ответственность, внимательность, музыкальный слух, выносливость и т.д.).

   Изучение  темы опирается на синтез искусств, что  даёт возможность соединения различных искусств в интересах их взаимообогащения.

   Лишь при комплексном воздействии на ребёнка  различных видов искусства может происходить формирование его художественной культуры, приобщение к истинно прекрасному. Д.Б.Кабалевский считал необходимым показать ребёнку не только внешнесюжетные, но и глубоко внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, научить его «видеть музыку» и  «слышать живопись». Наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы, дающий большие возможности для развития художественной культуры ребёнка.

   Использование при изучении темы  произведений живописи, стихов создаёт необходимое настроение, может значительно обогатить и усилить восприятие  звучаний колокольных звонов. Знакомясь с музыкальной пьесой для фортепиано русского композитора  Георгия Свиридова  «Звонили звоны» дети слышат,  понимают  и различают  музыкальные фрагменты, очень похожие  на колокольные звучания, имеющие протяжный и долгий звук. Используем картины художников, изображающих тройки лошадей с колокольчиками под дугой  В. Кустодиева  «Масленица», В. Смирнова «Праздник. ХIХ век», роспись крышки  палехской шкатулки М.Чижова «Праздник русской зимы». Стихи поэтов С.Есенин «Колокол дремавший», А.Фет «Чудная картина», Е.Бородина «Колокольный звон разливается».

Образовательные цели:

формирование начальных представлений у детей о храмовой архитектуре своего города, в частности части храма - колокольня.  Развитие  музыкальных навыков через знакомство с колокольными звонами.

Познавательные задачи:

- закрепить начальные представления о колокольне, колокольном звоне (назначение, разновидности);

- побуждать слышать в музыкальном произведении фрагменты музыки созвучной  колокольным звонам;

- закрепить знания детей об  особенностях  деятельности звонарей;

- рассказать о самостоятельной художественно-творческой  деятельности по созданию индивидуального (коллективного) художественного продукта (поделки, рисунки, оркестр колокольчиков и т.д.)

Развивающие задачи:

- развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение) по теме;

- развивать ценностно-смысловое понимание и восприятие произведений  музыки и живописи по теме;

- развивать память, художественное творчество, фантазию.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство восхищения Уралом как частью России.

- воспитывать уважительное отношение к мастерам по изготовлению колоколов, художникам, архитекторам, звонарям;

- воспитывать ценностное отношение к культурно-исторической памяти.

   Знакомство с колокольным звоном, историей, архитектурой в дошкольном возрасте может стать не только увлекательным занятием, но и важным образовательным процессом, способствующим всестороннему развитию ребёнка. Это поможет ему лучше понять и прочувствовать мир  вокруг, развивать свои музыкальные и культурные  навыки, а так же укрепить эмоциональное здоровье.

Методические рекомендации по организации игровой деятельности (Е.Бородина).

Прием «вхождение в картину» позволяет оживить, усилить момент ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи, раскрасить важные детали содержания.

Искусствоведческий рассказ помогает дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «ценности и смыслы» (что главное), «выразительные средства» (как выражено), понимать эстетическую и нравственную ценность сюжета картины (чему можно поучиться).

Методы художественной педагогики:

Метод эмоционального погружения связан с проживанием ролей «художник», «зритель», «главный герой», «рассказчик» при ценностно-смысловом восприятии и понимании художественного образа иллюстрации Азбуки и соучастия в его сюжете, что позволяет на когнитивном уровне и эмоционально пережить ценности и смыслы заложенные художником и выразить свои переживания и отношение.

Метод диалогового обсуждения мотивирует на взаимодействие, обмен взглядами и впечатлениями по нравственной теме, проблеме. Диалоговое обсуждение стимулирует познавательный интерес, критическое мышление, побуждает к размышлению.

Метод идентификации с положительными героями в творческой деятельности — связан с игровым воплощением положительных героев (при определенной воспитательной задаче и в отрицательных) и проживанием заданных ситуаций в иллюстрации Азбуки, что способствует развитию понимания на эмоциональной основе содержательных смыслов нравственного поступка, выбора, эмоций, умений проявлять и выражать свои чувства к воспринимаемым образам.

Метод создания проблемных игровых ситуаций позволяет моделировать в игровых ситуациях реальные проблемы, с которыми сталкивается человек, представлять эти проблемы в виде игры-эксперимента, в которой находится решение. Это позволяет более глубоко понимать и осмысливать нравственные идеи художественного образа иллюстрации Азбуки, способствует развитию умений анализировать содержание, соотносить ценности и смыслы произведения с собственным жизненным опытом.

Метод постановки эмоционально-отношенческих задач позволяет обратить внимание на связь между внутренним состоянием героев художественного образа иллюстрации Азбуки и их действиями, поступками, переживаниями. Попытка описать характер главного героя, понять его внутреннее побуждение и объяснить его ценностный выбор (о чем думал герой, что подтолкнуло его на поступок, как в этом поступке отразились его убеждения и пр.) Метод позволяет закрепить свое понимание смысла ценностного выбора героя. В таких практических упражнениях у человека формируется устойчивая модель нравственного поведения, подкрепленная пониманием мотивов и смыслов действий.

Вопросы для рассуждения: «Зачем он (я) это делает(ю)?», «Почему он (я) это делает(ю)?», «Почему (он) я это делает(ю) именно так?», «Почему он (я) дорожит(у) своей семьей?», «Почему он (я) любит(лю) свою Родину?»
Формулируя и проговаривая ответы на подобные вопросы, осваиваются и присваиваются модели нравственного поведения.

Метод предположений – за основу берется художественный образ иллюстрации Азбуки. Играющие ставятся в положение исследователей, самостоятельно выделяют предположение-гипотезу, проговаривая условия предположения, подтверждают или опровергают ее, аргументируя приводя примеры, используя известные данные из жизни, сложившихся традиций или личного опыта, делают выводы и обобщения. Так, в активной познавательной форме усваиваются основные понятия, а не получают их в готовом виде.

Состав игры:

22 карточки объединённые в 8 групп;

Колокол  или бумажный стакан с отверстием,  8 шнуров;

Колокольчик-звонок, для дополнительных ответов.

Аудиозапись с музыкальными произведениями и колокольным звоном  по теме.

Специальные обозначения на карточках:

cc4896da2b848caf73aa68af1ffcba6a

Ответьте на вопрос.

Расскажите о том, что изображено на картинке.

cc4896da2b848caf73aa68af1ffcba6a

  Физкультминутка со смыслом. Игровая ситуация.

Наклейка на стену Скрипичный ключ в интерьере, печать на холсте, баннере от 200

  Музыкальное задание.

  Ход игры:

  1. В игре может принимать участие от 2 до 8 человек.
  2. Расположите 8  групп карточек со шнурами по кругу. В центр поместите колокол, вставьте в его отверстие все шнуры.
  3. Выберите того, кто начинает игру. Далее игроки играют по часовой стрелке.
  4. Игрок тянет за шнурок, притягивая к колоколу  одну группу карточек, условное обозначение на рубашке  определяет, что должен делать игрок с данной группой карточек.
  5. После выполнения задания игроком, другие играющие имеют возможность, прозвенев в колокольчик –звонок,  высказать свои дополнения.
  6. Педагог, прозвенев в звонок-колокольчик, может задать дополнительный или наводящий вопрос по теме.

Подведение итогов:

Игра считается законченной, когда все карточки вытянуты. Однако игру можно остановить в любой момент, после завершения выполнения задания одним из игроков и продолжить в любое удобное время по договорённости.

Карточки с изображением можно использовать и отдельно от игрового поля: просто разложите их рубашкой вверх  открывайте, рассматривайте и рассказывайте, отвечайте на вопросы, делитесь знаниями и впечатлениями.

Примерные вопросы к детям во время игры:

- Как называются части колокола?

- Как называется часть храма, где размещаются колокола?

- Когда и зачем звучат колокола в храмах?

- Был ли кто из вас на колокольне? Если да, то, в каком храме? И

удалось ли самому поколоколить?

- Различается ли звон колоколов? Чем различаются?

- Какие виды колокольных звонов знаете? Послушайте и назовите.

- Приходилось ли в своих рисунках рисовать колокола, лепить или изображать колокол в других техниках?

- Какие личностные качества необходимы звонарям?

- Как изготавливают колокола?

- Где на Урале отливают колокола?

- Послушайте музыкальную пьесу для фортепиано Георгия Свиридова «Звонили звоны»: почему музыка похожа на колокольное звучание? (протяжный и долгий звук, необычные созвучия, напоминающие колокольный звон)

Колокол дремавший.          С. Есенин.

Колокол дремавший

Разбудил поля

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

 Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

  -  Послушайте пьесу В. Агафонникова «Сани с колокольчиками». Почувствуйте праздничное настроение  этой музыки, услышьте,  как светло и радостно звенят колокольчики.

  - Послушайте  пьесу  В.Гаврилина «Тройка». Как композитор изобразил приближающую  тройку?  (слышится далёкий перезвон колокольчиков). Почему в конце пьесы  звуки музыки  затихают? (колокольчики едва слышны, тройка скрывается из виду).

Послушайте замечательные стихи  Афанасия Фета и подумайте, настроение этого стихотворения  похоже на настроение музыки или нет?

                 Чудная картина.                        А.Фет

Чудная картина,

Как ты мне родна.

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Культурно-исторические факты, содержательный материал  для осмысления и запоминания.

1. Вековые традиции уральской металлургии, огромный опыт работы в литейном производстве позволил  в 1991 году открыть предприятие в городе Каменск Уральском, которое впоследствии стало одним  из самых крупных и известных колокольных заводов в России.

В 1995 году за исключительный вклад в дело возрождения традиций колокольного литья предприятие было отмечено Благодарностью Президента России.

https://yandex.ru/video/preview/16096851542834480710

2. Колокол по форме напоминает грушу, срезанную внизу.

Внутри колокола подвешен «язык». К языку каждого колокола привязана верёвка.

Звонарь, дёргая за верёвку, раскачивает язык, и он ударяет о стенки колокола. Раздаётся звон, который слышно очень далеко.

Звук каждого колокола  неповторим, как голос человека. Колокола больших размеров звучат мощно, торжественно, неторопливо, в низком регистре.

Маленькие колокола –звонкие, удары их более частые и звучат в верхнем регистре.

 3.  Колокольня Иоанно-Богословского храма в Верхней Салде имеет высоту 43 метра.  Храм был заложен в 1890 году, а освящён в 1896 году. Возведён в неовизантийском стиле на средства прихожан. В 1930 году храм был закрыт для богослужений, а осенью 1936 года был взорван.  

В 1998 году на прежнем месте началось строительство нового храма, внешне воспроизводящего старый. В 2013 году он был освящён, в настоящее время действует.  

В 2007 году на колокольню были подняты все 7 колоколов, и Верхняя Салда услышала первый колокольный звон.

 Колокольни –башни, которые есть в каждом русском храме. Башня с открытым ярусом, похожим на балкон. Есть окошки – «слухи». Это специальные отверстия нужны для того, чтобы лучше звучали колокола, которые подвешиваются на очень прочных креплениях.

Звонарь, дёргая за верёвку, раскачивает язык, и он ударяет о стенки колокола. Раздаётся звон, который слышно очень далеко.

 Звонарь – служитель церкви, который звонит в колокола. Звонарь –церковная должность.

4. Русский композитор  Георгий Свиридов написал музыкальную пьесу для  фортепиано «Звонили звоны». Музыка очень похожа на колокольные звучания, потому, что и здесь протяжный и долгий звук. Чтобы такой звук получился на фортепиано, нужно нажать на правую педаль. Композитор использовал в этой пьесе мелодию русской народной песни «Звонили звоны».

Колокол дремавший.

                                                                                          С. Есенин

Колокол дремавший

Разбудил поля

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

 Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

5.  Раньше, в старину был обычай кататься на  тройках. Лошадей, одну или три, запрягали зимой в сани, летом в повозку. На зимних праздниках - Святках, Масленице обязательно катались наперегонки, соревновались, чьи сани раньше приедут, чьи лошади быстрее. Когда приближалась тройка, были слышны звонкие колокольчики.

  Картина художника  В. Кустодиева  «Масленица». На ней  изображено какая яркая, красочная мчится тройка, какое праздничное настроение.

 Об этом написал пьесу композитор В. Агафоников «Сани с колокольчиками». Музыка передаёт праздничное настроение, как светло и радостно звенят колокольчики.

Художник  В. Смирнов «Праздник. XIX век». Современная примитивистская  картина. Посмотрите на картину и обратите внимание  на её краски. Вот на таких тройках катались в старину. А чтобы веселее было ехать, привешивали к хомуту три колокольчика, причём выбирали, чтобы их звуки красиво сливались.

6. Музыкальная пьеса  В. Гаврилин «Тройка».

  Музыка начинается тихо-тихо, слышится только далёкий перезвон колокольчиков. Но тройка приближается, звон колокольчиков становится всё громче... В конце пьесы наоборот, звуки затихают, колокольчики едва слышны, тройка скрывается из виду...

   А еще в пьесе слышна негромкая песня, которая звучит под стук копыт лошадей и звон колокольчиков.

   Послушайте стихи и подумайте, настроение этого стихотворения похоже на настроение музыки или нет?

                 Чудная картина.                        А.Фет

Чудная картина,

Как ты мне родна.

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

7. Игровая ситуация «Колокольный звон». Автор Е. Бородина.

Наглядный материал для игровой ситуации: фото большого размера,

среднего и маленького размера колокола.

Большой колокол звучит – «бум, бум, бум»;

Средний колокол звучит – «бам, бам, бам»;

Маленький колокол звучит – «тили-тили-тили»

Ход игровой ситуации.

Дети распределяются по ролям размера колоколов. И встают в

пространстве хаотично. Педагог поднимает вверх фото колоколов разных

размеров по переменке. Дети, увидев фото колокола своего размера,

произносят звуковую импровизацию соответствующую размеру колокола.

Например, педагог поднимает вверх фото среднего колокола, дети отвечают:

«бам, бам, бам» и т.д.

8. Физминутка со смыслом. Автор Е. Бородина.

Чтение стиха сопровождается движениями детей совместно с

педагогом. Стих может проговаривать педагог или дети хором

проговаривают совместно с педагогом или проговаривает один ребенок.

Колокольный звон. Автор Елена Бородина.

Колокольный звон разливается,

(дети машут своими руками по сторонам подняв их вверх и крутятся

вокруг своего тела)

Горожан созывая в храм.

(дети выполняют движение руками, как бы созывая)

«Благовестом» звон называется,

(дети расставив ноги на ширине плеч покачиваются на месте)

Слышим в воздухе: «БАМ», «БАМ»!

(дети подставив вначале одну руку к левому уху, затем другую к

правому, показывают этим вслушивающийся жест).

Наглядно-образный компонент:

1. Каменск –Уральский колокольный завод. Пятков и К. Достояние Среднего Урала. https://turizmkamensk.ru/city/pyatkov-i-k-dostoyanie-srednego-urala

2. О заводе колоколов https://nashural.ru/prom-tourism/pyatkov/

3. Отливка колокола https://yandex.ru/video/preview/10929184811630960463?text=каменск%20уральский%20колокольный%20завод&path=yandex_search&parent-reqid=1741586432855416-403801860325517020-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-214-BAL&from_type=vast

Литературно-информационный компонент:

 1. «Синтез» Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан, О.Л.Кабачек, Т.М.Шумова. – Москва. Центр Гармония ,2004.-107с.

 2. Стихотворный цикл «Азбука юного уральца», автор Елена Бородина

 3.  10 историй русских колоколов.

Источник: https://www.culture.ru/materials/126623/10-istorii-russkikhkolokolov

Музыкально-звуковой компонент:

  1. Набатный колокол – стон русской земли. https://pinkamuz.pro/search/Набатный%20колокол
  2. Георгий Свиридов «Звонили звоны», музыкальная пьеса для  фортепиано.
  3. В. Агафоников «Сани с колокольчиками»
  4. В. Гаврилин «Тройка», музыкальная пьеса.
  5. Колокольный звон Благовест https://yandex.ru/video/preview/7749585122394618258
  6. Праздничный трезвон https://yandex.ru/video/preview/12759655997930366867


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание дидактического материала (авторской разработки игрового панно) для детей 2-3- лет "Веселая поляна"

Описание дидактического материала(авторской разработки игрового панно)«Веселая поляна»  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10636581","attributes":{"alt":"","class":"media-ima...

Методическая разработка игрового пособия по патиотическому воспитанию "Дидактическая игра "Моя Россия.7 в 1"

Методическая разработка игрового пособия по патиотическому воспитанию "Дидактическая игра "Моя Россия.7 в 1"...

Методическая разработка Игровое наглядно-дидактическое пособие «Сундучок тётушки Совуньи» с использованием развивающих игр регионального компонента.

Изучение методических материалов к программе «Первые шаги», составленные с учётом специфики регионального компонента я успешно прошла и мне в голову пришла идея, создать дидактическое посо...

Методическая разработка "Секреты колокольного звона".

Методическая разработка "Секреты колокольного звона" по программе "Петербурговедение в ДОУ: инновационные практики освоения культурного наследия"....

Дидактическая разработка: Игровой кейс "Скоро в школу"

Описание дидактического пособия:         Дидактическое пособие «Скоро в школу» представлено в виде кейса,     в ...

Дидактическая разработка игрового пособия «Цветок в мире животных»

laquo;Цветок в мире животных»Возрастная категория: 2-3 года.Вид: настольная.Цель игры:Формировать знания детей о диких и домашних животных: чем они питаются, где живут, как кричат, о их детёныш...

Авторская дидактическая разработка по применению игрового пособия «Кубигород» для педагогов и родителей

Игровое пособие «Кубигород»  – это увлекательный и естественный способ развития речи у детей. Применение данного пособия в работе с детьми позволяет:-  облегчить детям...