проект «80 –лет Великой Победы: память и духовный опыт поколений» «Воспитание патриотических духовно-нравственных качеств дошкольника в современных условиях»
проект (подготовительная группа)
проект «80 –лет Великой Победы: память и духовный опыт поколений» «Воспитание патриотических духовно-нравственных качеств дошкольника в современных условиях»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №246» г.Саратов
«80 –лет Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
«Воспитание патриотических духовно-нравственных качеств дошкольника в современных условиях»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 246 г. Саратов
Познавательный проект
«80-летие Победы в Великой Отечественной войне»
Старший дошкольный возраст
Подготовили:
Вид проекта: познавательный, личностно-ориентированный.
Участники проекта: воспитанники группы; педагоги; родители воспитанников.
Сроки реализации:
«Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет будущего». Михаил Ломоносов
Актуальность проекта:
Великая Отечественная война закончилась 80 лет назад. Она изменила ход мировой истории, судьбы людей и всю карту мира. Нашему народу выпала участь противостоять мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооружённого противника — нацистской Германии и её союзников. И мы выстояли и победили.
За Победу была заплачена самая высокая цена — цена жизни. В судьбе каждой семьи война оставила свой след.
Наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки каждый день совершали подвиг. Они шли на смерть при наступлениях на врага, уходили партизанить в леса, рыли окопы, организовывали полевые госпитали и работали в тылу. Дело находилось для каждого. И всё это приближало последний день войны. Наша задача — сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, но прежде всего невероятной любовью к Родине обеспечил мир, свободу и независимость новым поколениям.
Президент России Владимир Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества. Это решение имеет особую значимость в преддверии празднования 80-летия победы в Великой Отечественной войне.
Год защитника Отечества 2025 – это не просто календарная дата, а символ национального единства и патриотизма. Это выражение глубокой признательности тем, кто защищал и продолжает защищать суверенитет и безопасность нашей страны. Это год, который напоминает нам о важности исторической памяти и о непреходящей ценности мира, который защищают наши защитники Отечества своей мужественностью и самоотверженностью.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание–одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В ФГОС ДО обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и государства. Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становиться задачей государственной важности.
В ФОП ДО обозначено, что обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании должно проводиться доступными средствами.
Один из наиболее эффективных и доступных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного нравственно-патриотического развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.
Значимость проекта:
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству, духовному возрождению.
Цель проекта:
Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
- Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине и осуществлять систематичную работу по патриотическому воспитанию дошкольников;
- Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне;
- Дать детям представления о задачах 2025 года – Года защитника Отечества, о выражении глубокой признательности тем, кто защищал и продолжает защищать суверенитет и безопасность нашей страны;
- Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
- Формировать знания о значении победы нашего народа в ВОВ и продолжать знакомить с историческими фактами военных лет;
- Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — проводить работу с родителями (законными представителями), привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
Создание условий для реализации поставленных задач:
- создание условий для проявления инициативности у детей;
- систематизация полученных знаний;
- презентация полученных знаний.
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме патриотического воспитания детей;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в акциях и мероприятиях;
- формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России;
- обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в семье.
Для педагогов:
- педагог демонстрирует детям способы объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач (обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности и так далее);
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия предметно-развивающей среды для реализации проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по проекту.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
- Расширение и систематизация знаний о Великой Отечественной войне, о праздновании Дня Победы.
- Закрепление навыков продуктивной деятельности при изготовлении открыток, рисунков по теме.
- Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям.
Педагоги:
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательных способностей;
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных технологий.
- Распространение педагогического опыта среди коллег.
Родители:
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания ребенка между родителями.
- Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.
Основные принципы работы:
- все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;
- для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;
- познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;
- большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;
- все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);
- познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу – действую»;
- огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.
Формы работы с детьми:
- образовательная и игровая деятельность,
- беседы и тематические презентации,
- работа в центре патриотического воспитания (рассматривание иллюстраций и плакатов),
- продуктивная деятельность (создание лэпбука и праздничных открыток), слушание музыки и чтение художественной литературы
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Выбор темы, постановка целей и задач; выявление первоначальных знаний детей о защитниках Отечества , о войне, о празднике Победы.
- разработка перспективного плана;
- ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта;
- изготовление наглядного материала, подготовка к оформлению центра патриотического воспитания в группе, подбор материала для игр.
2 этап – основной (практический)
- Реализация перспективного плана проектной деятельности.
3 этап -заключительный
- Участие во всероссийском конкурсе рисунков «80-летие Победы в Великой Отечественной войне»
- Презентация продуктов проекта родителям, педагогам и воспитанникам младших групп ДОУ.
Продукты проекта
- изготовление лэпбука «Великая Отечественная война»;
- презентация центра патриотического воспитания в группе;
- выставка рисунков и поделок «80-летие Победы в Великой Отечественной войне»
- презентация опыта реализации проекта для сотрудников детского сада.
Перспективный план реализации основного этапа проекта:
Сроки | Виды деятельности | Работа с родителями |
Февраль | Вводная беседа с детьми «Кто такие защитники Отечества?» . Что мы знаем о Великой Отечественной войне?» Что хотим узнать? (на основе ответов детей планируется дальнейшая проектная деятельность) Цель: выявление первоначальных знаний детей о защитниках Отечества, о войне, о празднике Победы. Презентация “2025. Год защитника Отечества” ООД «Детям – о Великой Отечественной войне» Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину. Игровая деятельность на выбор детей и педагога (см. приложение) Дидактические и подвижные игры Сюжетно-ролевые игры Рисование «Салют над городом» Конструирование «Военная машина» Цель: Сформировать представление о военной технике, сконструировать модель современной военной техники, используя конструктор LEGO. Слушание музыки Ф. Шуберт «Военный марш», А. Пахмутова «Богатырская наша сила» Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри. Рассматривание эмблемы празднования 80-лети Победы В Великой Отечественной войне. | Индивидуальные беседы по теме проекта.
Стендовая информация “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.” Пригласить родителей принять участие в мероприятии, посвященного Дню защитника Отечества. |
ООД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны». Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам – героям. Игровая деятельность на выбор детей и педагога (см. приложение) Дидактические и подвижные игры Сюжетно-ролевые игры Рисование «Наша армия родная» Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы», Чтение произведений С.П. Алексеев «Брестская крепость». Рассматривание плакатов «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе, «Письмо с фронта» А. Лактионова. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне; составление рассказов. | Предложить родителям посетить библиотеку со своим ребенком с целью ознакомления с художественной литературой о Великой Отечественной войне. | |
Апрель | ООД «Земляки – фронтовики». Цель: Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и уважения к пожилым людям. ООД «Символы Победы – ордена, медали и знамена». Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. Игровая деятельность на выбор детей и педагога (см. приложение) Дидактические и подвижные игры Сюжетно-ролевые игры Беседа «История георгиевской ленточки». Цель: продолжать знакомить детей с символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины. Слушание музыки А. Аренский «День Победы Чтение произведений П. Лесников «Наш флажок», А. Игебаев «День Победы», А.П. Гайдар «Поход» С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне; составление рассказов. Тематическая беседа «Города-герои» материалы для беседы и рассматривания подробнее на сайте празднования 80 –летия Победы(скопировать ссылку и вставить в браузер) https://may9.ru/our-victory/city-hero/ Цель: познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны. | Оформление тематического стенда для родителей и детей Предложить родителям помочь подобрать материал о боевых наградах и символах Победы для центра патриотического воспитания в группе. Консультация «Патриотическое воспитание ребенка в семье» Индивидуальные беседы по теме проекта. |
Май | Посещение «Парка Победы» , экскурсия в музей «Боевой и трудовой славы» Цель: подготовить детей к празднику «День Победы», воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за народ, победивший врага. Творческая мастерская «Праздничная открытка». Тематическая беседа «Города воинской славы» материалы для беседы и рассматривания подробнее на сайте празднования 80 –летия Победы https://may9.ru/our-victory/city-glory/ Цель: познакомить детей с географическим положением городов воинской славы на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны. ООД «80-летие Победы в Великой Отечественной войне» Цель: Закрепить знания детей о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Оборудование: иллюстрации с событиями ВОВ, георгиевская ленточка, фотографии по теме «изготовление георгиевской ленточки», плакат «День Победы». | Предложить принять участие в мероприятиях детского сада, посвященных празднованию Дня Победы. Предложить принять участие в выставке рисунков и поделок детско-родительского творчества «80-летие Победы в Великой Отечественной войне» |
Заключение:
Вывод:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные формы работы как: образовательная и игровая деятельность, беседы и тематические презентации, работа в центре патриотического воспитания (рассматривание иллюстраций и плакатов), продуктивная деятельность (создание лэпбука и праздничных открыток), слушание музыки и чтение художественной литературы объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою Родину , ее историческое прошлое и не менее героическое настоящее.
У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
В ходе проведенных всех мероприятий, посвященных празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, дети-герои, города-герои и города воинской славы оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей возможно заложить основу для воспитания маленького патриота: формирования у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Используемая методическая литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.
- Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с
- Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
- А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина» Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028.
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ – Волгоград, 2007г.
- Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы воспитания и формирования социальной адаптации дошкольников в современных условиях.
Проблемы воспитания и формирования социальной адаптации дошкольников в современных условиях.«Детство есть та великая пора жизни,когда кладётся основание всему будущемунравственному человеку&raqu...

Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств У старших дошкольников посредством дидактического пособия Додекаэдр «Я патриот»
Тема : «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств у старших дошкольников посредством дидактического пособия «Додекаэдр «Я патриот&ra...

«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений. Дети – герои войны»
Конспект ООД (в рамках проведения Рождественских образовательных чтений 2024г.)...

XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения "80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений" 11.12.2024
Представлен опыт работы по теме: "Взаимодействие ДОО и семьи по патриотическому воспитанию: Победа - наш общий праздник"...

«80 –лет Великой Победы: память и духовный опыт поколений» «Воспитание патриотических духовно-нравственных качеств дошкольника в современных условиях»
В 2025 году вся наша страна отметит 80 лет Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ). Всемирно-историческое значение имеет Победа советского народа в ВОВ. Главный источник Великой Победы и поражения ...

«80 –лет Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Воспитание патриотических духовно-нравственных качеств дошкольника в современных условиях....
