Виртуальная экскурсия "Хакасия - земля пяти стихий"
компьютерная программа (подготовительная группа)

Чертыкова Екатерина Антоновна

Образовательная деятельность по ознакомлению окружающим миром с использованием виртуальной экскурсии .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_stihiy_hakasii_1.pptx2.44 МБ
Файл tehnologichka_5_stihiy.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

1 2 3 4 5

Слайд 11

Ах тас – белый камень

Слайд 15

«Солнцеликое анхаковское божество»

Слайд 19

Улуг Хуртуях тас

Слайд 20

Видео рек озер ахкасии

Слайд 22

р. Енисей р . Она р . Июс

Слайд 25

Большой Салбыкский курган

Слайд 26

Видео о хакасии

Слайд 28

Материалы взяты с сайта: https://khakassia.travel/tourizm/tropy/gorodskoj-peshij-marshrutotkroj-pyat-stihij-hakasii Городской пеший маршрут «Открой пять стихий Хакасии»



Предварительный просмотр:

Приложение Б.

Технологическая карта занятия по ознакомления с окружающим миром с использованием виртуальной экскурсии

Тема: «Хакасия – земля пяти стихий»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель: расширение представлений о родном крае (республика Хакасия: традиции и достопримечательности) посредством виртуальной экскурсии по городскому пешему маршруту «Хакасия – земля пяти стихий»

Задачи:

Образовательные: формирование представлений об истории и достопримечательностях республики Хакасии и города Абакана, знакомство детей с культурно-историческими ценностями и традициями Хакасии.

Развивающие: развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и чувства гордости за свою республику, интерес к культуре и обычаям хакасов.

Словарная работа: стелла -это камень, на котором изображены элементы каждой из пяти стихий, менгиры - вертикально поставленные большие продолговатые камни.

Планируемый результат занятия: дети узнали о городском пешем маршруте «Хакасия – земля пяти стихий» и уточнили представления о традициях хакасского народа.

Подготовительная работа: беседа «Хакасия – мой родной край»

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Хакасия – земля пяти стихий», компьютер, проектор

Ход:

Таблица Б.1.

Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая

деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – мотивационный этап

Создать условия для мотивации детей к предстоящей деятельности

“Земля моя – Хакасия”
Живым ковром меж снежных гор покоясь,
Горишь жарками – блёстками шитья,
А Енисей, как будто синий пояс,
Обвил тебя, Хакасия моя.
Гощу ли в отдаленной стороне я,
Где голую равнину выжег зной, -

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

Дети слушают стихотворение “Земля моя – Хакасия” М.Е. Кильчичакова.

Отвечают на вопросы

.

Дети замотивированы на предстоящую деятельность.

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

1

Организационно – мотивационный этап

Создать условия для мотивации детей к предстоящей деятельности

Встает и там, отрадно зеленея,
Весенняя тайга передо мной.
Я вижу твои древние курганы,
Где рыж ковыль, как ржавчина копья, -
Они – как зарубцованные раны

Под сердцем у тебя, земля моя.

- Ребята, какое красивое я прочитала стихотворение. О чем оно?

- Верно, это стихотворение о нашей малой родине – о Хакасии! Написал стихотворение Михаил Еремеевич Кильчичаков. Образ родины перекликается у него со степью, тайгой, Енисеем и древними курганами.

- Жителям прекрасной солнечной Хакасии есть, чем гордиться. Это удивительный край. Бескрайние степи, сказочные озера, горные хребты, реки и речушки, спешащие к Енисею, таинственные скалы, по их берегам, вековая тайга. Но самое ценное, что есть на нашей земле – это ее история, уходящая корнями вглубь веков.

- Ребята, а вы знаете, что нашу Хакасию называют – «Земля пяти стихий?» Пять Стихий это четыре природные стихии: вода, земля, огонь и воздух, находящиеся в непрестанном вращении вокруг пятой стихии. Как вы думаете, какая пятая стихия?

Оказывается, что 5 стихией является древняя история Хакасии - единство времени и пространства.

2.Словесные приёмы: художественное слово, пояснение.

Дети слушают стихотворение “Земля моя – Хакасия” М.Е. Кильчичакова.

Отвечают на вопросы

.

Дети замотивированы на предстоящую деятельность.

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

1

Организационно – мотивационный этап

Создать условия для мотивации детей к предстоящей деятельности

А вы хотели бы познакомиться с этими стихиями поближе и узнать много нового о нашем родном крае? Отлично, тогда я вас приглашаю в путешествие по маршруту «Пять стихий Хакасии»!

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: художественное слово, пояснение.

Дети слушают стихотворение “Земля моя – Хакасия” М.Е. Кильчичакова.

Отвечают на вопросы

.

Дети замотивированы на предстоящую деятельность.

2

Основной этап

Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия).

Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения

Ребята, посмотрите, что это за значок? Как вы думаете, что он может означать?

- Это и есть логотип пяти стихий Хакасии, с которыми я вас сейчас и познакомлю!

Напомню вам, какие 5 стихий Хакасии существуют: огонь, воздух. земля, вода и история. Как вы думаете, какую стихию может означать этот элемент?  

Верно, красный элемент логотипа означает – огонь. А теперь давайте разберем следующие элементы.

- Ребята, а можем ли мы увидеть эти 5 стихий? Где мы можем их увидеть?

-В прошлом 2024 году, в нашем городе установили стеллы пяти стихий. Стеллы – это камни, на которых изображены элементы каждой из пяти стихий. Они рассказывают о красотах и достопримечательностях нашей республики.

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение.

Отвечают на вопросы, рассуждают, знакомятся с логотипом «Пять стихий Хакасии».

Познакомились с логотипом «Пять стихий Хакасии».

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

2

Основной этап

достопримечательностями, событиями прошлого и

настоящего.

Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям хакасов.

-Ребята, посмотрите, что это за значок? Как вы думаете, что он может означать?

- Это и есть логотип пяти стихий Хакасии, с которыми я вас сейчас и познакомлю!

Напомню вам, какие 5 стихий Хакасии существуют: огонь, воздух. земля, вода и история. Как вы думаете, какую стихию может означать этот элемент?  

Верно, красный элемент логотипа означает – огонь. А теперь давайте разберем следующие элементы.

- Ребята, а можем ли мы увидеть эти 5 стихий? Где мы можем их увидеть?

-В прошлом 2024 году, в нашем городе установили стеллы пяти стихий. Стеллы – это камни, на которых изображены элементы каждой из пяти стихий. Они рассказывают о красотах и достопримечательностях нашей республики. Рядом с каждой стеллой установлен информационный стенд с описанием той стихии, которой посвящена данная скульптурная композиция, с интересными фактами

и легендами.

Так давайте же отправимся к этим стеллам, чтобы увидеть их поближе и познакомиться с каждой стихией.

Дети рассматривают карту маршрута 

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение.

Отвечают на вопросы, рассуждают, знакомятся с логотипом «Пять стихий Хакасии».

Познакомились с логотипом «Пять стихий Хакасии».

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

1

Основной этап

Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия).

Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями,событиями прошлого инастоящего.

Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края.

Посмотрите, откуда мы будем начинать наше путешествие? Что это за стихия?

Озвучка:Представьте себе Хакасию, где небо такое высокое, что кажется, до него можно дотянуться! Там воздух совсем другой – он пахнет травами, которые растут в степи, свежестью гор и таежным запахом! Этот воздух как будто везде! Хакасы верят, что у неба есть главный хозяин – Хан Тигир, и он знает все секреты земли и все, о чем мечтают люди. Воздух может дуть куда захочет, и никто его не остановит. Он такой же свободный, как птица в небе и поэтому хакасы тоже любят свободу и мечтать о далеких путешествиях.

А еще воздух в Хакасии особенный, потому что он умеет “переносить” музыку! Представьте себе, как звучит чатхан. В Хакасии верят, что музыка может летать по воздуху, даже сквозь время и расстояния! Старинные мелодии, которые придумали давным-давно, все еще можно услышать, и они лучше всего рассказывают о чувствах и настроении людей. Вот такой волшебный воздух в Хакасии! Представьте себе, давным-давно, в одной далекой долине появился необычный камень - Ах тас, что значит “белый камень”. Он стоит там и сейчас, недалеко от деревни, которая

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение.

Дети рассматривают карту маршрута.

Слушают рассказ про первую стихию воздуха.

Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий».

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

2

Основной этап

Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия).

Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями,событиями прошлого и настоящего.

называется Казановка. Согласно легенде: жили-были старик со старухой, и однажды они очень сильно поссорились. Настолько сильно, что на этом месте вырос огромный белый камень! Хакасы верят, что если часто ругаться, то можно нарушить порядок в мире.

Поэтому, если вы придете к камню Ах-тас, не стоит там долго оставаться, чтобы не рассердить духов, которые там живут. Лучше просто остановиться, поднять голову к небу, вдохнуть свежий воздух и почувствовать, как ветер гуляет по просторам.

- Ребята, так что же означает стихия воздуха нашего края? Какие вы молодцы, предлагаю пойти дальше, с какой стихией мы познакомимся сейчас?

Озвучка:Стихия огня. Он всегда стремится вверх, от земли к небу. Он дарит тепло, но если обращаться с ним неаккуратно, может и все разрушить. Это очень сильная стихия!Когда шаманы разводят костер, искры от него, как маленькие почтальоны, уносят просьбы и мечты людей прямо к небесным творцам.

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение.

Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий».

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

2

Основной этап

Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия).

Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями

Огонь – это что-то очень важное и старинное. С ним связаны разные обряды, когда люди поклоняются огню и просят у него помощи. Он как будто дает новую жизнь и энергию!

Хакасы не просто считают огонь стихией, они верят, что у огня есть своя душа! Они называют ее От-Ине – Мать Огня. Она мудрая и заботится о тепле и уюте в доме. Но она очень уважает традиции и обряды, поэтому ее нужно почитать.

Огонь – это не только тепло, это свет и солнце. В Хакасии есть такой особенный камень, называется менгир. Представьте себе, на этом камне еще 4000 лет назад люди нарисовали божество с лицом, как у солнца! Этот необычный камень “Солнцеликое анхаковское божество”, сейчас хранится в нашем краеведческом музее, куда вы можете сходить вместе с родителями и рассмотреть ближе.

-Расскажите, что значит огонь для нашего края? А вы когда-нибудь были возле этого места, где находится стелла стихии огня? Вернемся к карте и посмотрим куда мы будем следовать дальше.

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение.

Слушают рассказ про второю стихию - стихию огня.

Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий».

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

2

Основной этап

Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия).

Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего.

Озвучка: Стихия земли – основа Хакасии. Это горы и пещеры, поля и степи, животный и растительный миры, полезные ископаемые и археологические находки.

Стихия земли представлена в образе Чир Ине - матери Земли, а также в образе Таг-Ээзи - горных духов, могущественных покровителей хакасских  гор. Менгир Улуг Хуртуях тас – самое почитаемое древнее изваяние. Он находится в музее под открытым небом в нашей родной республике Хакасии. Согласно легендам, Хуртуях тас хранит в себе частичку души хакасского народа. Хуртуях ещё называют - Мать матерей Хакасии. Люди и по сей день приезжают к нему со своими просьбами и надеждами. 

- Что вы узнали о стихии земли Хакасии? Молодцы, тогда приглашаю вас отправиться дальше. Кто скажет, какая стихия будет следующая?

Озвучка: Стихия воды Она всегда бежит, течет и двигается. Без воды не было бы никакой жизни! В Хакасии верят, что у воды тоже есть своя душа, и зовут ее СугЭэзи – богиня воды. Она как большая хозяйка всех рек и озер Хакасии! У богини воды женский характер - когда она молчит, на земле становится очень сухо, а когда злится,

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение.

Слушают рассказ про третью стихию – стихию земли.

Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий».

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

2

Основной этап

Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия).

Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления,

восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего.

Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к представителям разных национальностей, интерес к

случаются наводнения. Но чаще всего она добрая и спокойная, тихо журчит в ручейках, поливает землю дождиком и радует все вокруг. Зимой СугЭэзи засыпает и укрывается снежным одеялом, а весной, когда пригревает солнышко, она снова просыпается и оживает!

Реки в Хакасии очень красивые и разные: Енисей – большой и спокойный, как важный дедушка, Она – бурная и быстрая, как непоседливый мальчик, а Июсы – загадочные и таинственные. В нашей родной Хакасии стихия воды открывает людям свои секреты!

 - Ребята, что вы узнали нового от стихии воды? Какие реки нашего родного края вам известны?

А теперь, мы познакомимся с последней стеллой – со стихией истории Хакасии. 

Озвучка:Пятая стихия Хакасии – древнее солнце истории. Стихия обозначена солярным знаком – символом Хакасии, который изображен на гербе и флаге Хакасии и означает единство времени и пространства, сохранение традиций хакасского народа и уважение к культурному наследию Хакасии.

Территория республики пропитана историей:

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение.

Слушают рассказ про стихию воды. Отвечают на вопросы.

Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий».

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

2

Основной этап

представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям хакасов.

Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия).

Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего.

повсюду курганы, крепостные стены, места силы, петроглифы и места поселений. И самое интересное, что в нашем крае постоянно находят что-то новое и необычное! Как будто земля сама рассказывает нам истории!

Знаете, что такое “визитная карточка”? Это как у города или страны есть что-то такое, что все сразу узнают! Так вот, одна из таких “визиток” нашей Хакасии – это. Большой Салбыкский курган. Это огромный холм, самый большой во всей Сибири! Этот курган построили очень-очень давно. А знаете, из чего сделан этот курган? Из огромных камней. И вот до сих пор никто не знает, как древние люди могли перетаскивать эти огромные камни на место строительства.  По сей день это остается  загадкой!

-Ребята, расскажите, почему пятой стихией Хакасии стала история?

Вернемся к карте и посмотрим, везде ли мы побывали. Все 5 стихий Хакасии мы с вами посетили. «Земля пяти стихий» отражает тесную связь Хакасии с природой. Это стихии воды, огня, воздуха, земли и пятый элемент – дух истории. Каждая стихия глубоко вписана в мифологию и мировоззрение хакасского народа. А вы запомнили элементы логотипа

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение.

Слушают рассказ про пятую стихию Хакасии – стихия истории.

Отвечают на вопросы.

Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий».

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

2

Основной этап

Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к представителям разных национальностей, интерес к представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям хакасов.

«Пять стихий Хакасии?». Предлагаю проверить, как вы запомнили стихии нашей Хакасии, и каким цветом они обозначены, с помощью пазла. Дети собирают пазлы, а потом рассказывают, какую стихию обозначает каждый элемент.

Методы:

наглядный,

словесный.

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение.

Проверяют свои знания с помощью пазл.

Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий».

3

Заключительный этап

Закреплять умения анализировать свою деятельность

Ребята, вы все замечательно справились. Молодцы! С чем мы сегодня с вами познакомились? Какая из стихий вам запомнилась больше всего? Почему? А если бы мы могли сами придумать стихию Хакасии, то какая бы она была?

Методы:

словесный.

Приемы:

1.Словесные приёмы: рефлексия.

Дети отвечают на вопросы, рассуждают

Дети узнали о городском пешем маршруте «Хакасия – земля пяти стихий» и уточнили представления о традициях хакасского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект 4 стихии. Земля.

Не большой презентационный фильм о профессиях людей работающих с землё, под землёй, на земле....

Путешествие в стихию Земли

Конспект дефектологического занятия в сенсорной комнате по формировнию целостного мировидения...

Стихи детям о весне и весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)

Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)...

Сценарий виртуальной экскурсии "Паломничество на Святую Землю"

Данный материал представляет собой итог работы в рамках проектной деятельности, включающей подготовку детей и взрослых: репетиция танцевальных композиций, песен, стихов. Такая форма может использовать...

Конспект НОД в старшей группе "Виртуальное путешествие по планете Земля"

Цель: создание условий для формирования у детей представления о целостной картине мира....

«Жизнь на земле-четыре стихии»

Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в интеграции с ручным трудом в  коррекционной логопедической подготовительной к школе группе...

«ПОКОРИТЕЛИ ЧЕТЫРЕХ СТИхий» «Стихия - Земля»

Исследование 1. Есть ли в почве кислород?...