Виртуальная экскурсия "Хакасия - земля пяти стихий"
компьютерная программа (подготовительная группа)
Образовательная деятельность по ознакомлению окружающим миром с использованием виртуальной экскурсии .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.44 МБ | |
| 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5
Ах тас – белый камень
«Солнцеликое анхаковское божество»
Улуг Хуртуях тас
Видео рек озер ахкасии
р. Енисей р . Она р . Июс
Большой Салбыкский курган
Видео о хакасии
Материалы взяты с сайта: https://khakassia.travel/tourizm/tropy/gorodskoj-peshij-marshrutotkroj-pyat-stihij-hakasii Городской пеший маршрут «Открой пять стихий Хакасии»
Предварительный просмотр:
Приложение Б.
Технологическая карта занятия по ознакомления с окружающим миром с использованием виртуальной экскурсии
Тема: «Хакасия – земля пяти стихий»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: расширение представлений о родном крае (республика Хакасия: традиции и достопримечательности) посредством виртуальной экскурсии по городскому пешему маршруту «Хакасия – земля пяти стихий»
Задачи:
Образовательные: формирование представлений об истории и достопримечательностях республики Хакасии и города Абакана, знакомство детей с культурно-историческими ценностями и традициями Хакасии.
Развивающие: развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и чувства гордости за свою республику, интерес к культуре и обычаям хакасов.
Словарная работа: стелла -это камень, на котором изображены элементы каждой из пяти стихий, менгиры - вертикально поставленные большие продолговатые камни.
Планируемый результат занятия: дети узнали о городском пешем маршруте «Хакасия – земля пяти стихий» и уточнили представления о традициях хакасского народа.
Подготовительная работа: беседа «Хакасия – мой родной край»
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Хакасия – земля пяти стихий», компьютер, проектор
Ход:
Таблица Б.1.
№ | Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно – мотивационный этап | Создать условия для мотивации детей к предстоящей деятельности | “Земля моя – Хакасия” | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов | Дети слушают стихотворение “Земля моя – Хакасия” М.Е. Кильчичакова. Отвечают на вопросы . | Дети замотивированы на предстоящую деятельность. |
Продолжение Приложения Б.
Таблица Б.1.
1 | Организационно – мотивационный этап | Создать условия для мотивации детей к предстоящей деятельности | Встает и там, отрадно зеленея, Под сердцем у тебя, земля моя. - Ребята, какое красивое я прочитала стихотворение. О чем оно? - Верно, это стихотворение о нашей малой родине – о Хакасии! Написал стихотворение Михаил Еремеевич Кильчичаков. Образ родины перекликается у него со степью, тайгой, Енисеем и древними курганами. - Жителям прекрасной солнечной Хакасии есть, чем гордиться. Это удивительный край. Бескрайние степи, сказочные озера, горные хребты, реки и речушки, спешащие к Енисею, таинственные скалы, по их берегам, вековая тайга. Но самое ценное, что есть на нашей земле – это ее история, уходящая корнями вглубь веков. - Ребята, а вы знаете, что нашу Хакасию называют – «Земля пяти стихий?» Пять Стихий это четыре природные стихии: вода, земля, огонь и воздух, находящиеся в непрестанном вращении вокруг пятой стихии. Как вы думаете, какая пятая стихия? Оказывается, что 5 стихией является древняя история Хакасии - единство времени и пространства. | 2.Словесные приёмы: художественное слово, пояснение. | Дети слушают стихотворение “Земля моя – Хакасия” М.Е. Кильчичакова. Отвечают на вопросы . | Дети замотивированы на предстоящую деятельность. |
Продолжение Приложения Б.
Таблица Б.1.
1 | Организационно – мотивационный этап | Создать условия для мотивации детей к предстоящей деятельности | А вы хотели бы познакомиться с этими стихиями поближе и узнать много нового о нашем родном крае? Отлично, тогда я вас приглашаю в путешествие по маршруту «Пять стихий Хакасии»! | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов 2.Словесные приёмы: художественное слово, пояснение. | Дети слушают стихотворение “Земля моя – Хакасия” М.Е. Кильчичакова. Отвечают на вопросы . | Дети замотивированы на предстоящую деятельность. |
2 | Основной этап | Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия). Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения | Ребята, посмотрите, что это за значок? Как вы думаете, что он может означать? - Это и есть логотип пяти стихий Хакасии, с которыми я вас сейчас и познакомлю! Напомню вам, какие 5 стихий Хакасии существуют: огонь, воздух. земля, вода и история. Как вы думаете, какую стихию может означать этот элемент? Верно, красный элемент логотипа означает – огонь. А теперь давайте разберем следующие элементы. - Ребята, а можем ли мы увидеть эти 5 стихий? Где мы можем их увидеть? -В прошлом 2024 году, в нашем городе установили стеллы пяти стихий. Стеллы – это камни, на которых изображены элементы каждой из пяти стихий. Они рассказывают о красотах и достопримечательностях нашей республики. | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов 2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение. | Отвечают на вопросы, рассуждают, знакомятся с логотипом «Пять стихий Хакасии». | Познакомились с логотипом «Пять стихий Хакасии». |
Продолжение Приложения Б.
Таблица Б.1.
2 | Основной этап | достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего. Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям хакасов. | -Ребята, посмотрите, что это за значок? Как вы думаете, что он может означать? - Это и есть логотип пяти стихий Хакасии, с которыми я вас сейчас и познакомлю! Напомню вам, какие 5 стихий Хакасии существуют: огонь, воздух. земля, вода и история. Как вы думаете, какую стихию может означать этот элемент? Верно, красный элемент логотипа означает – огонь. А теперь давайте разберем следующие элементы. - Ребята, а можем ли мы увидеть эти 5 стихий? Где мы можем их увидеть? -В прошлом 2024 году, в нашем городе установили стеллы пяти стихий. Стеллы – это камни, на которых изображены элементы каждой из пяти стихий. Они рассказывают о красотах и достопримечательностях нашей республики. Рядом с каждой стеллой установлен информационный стенд с описанием той стихии, которой посвящена данная скульптурная композиция, с интересными фактами и легендами. Так давайте же отправимся к этим стеллам, чтобы увидеть их поближе и познакомиться с каждой стихией. Дети рассматривают карту маршрута | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов 2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение. | Отвечают на вопросы, рассуждают, знакомятся с логотипом «Пять стихий Хакасии». | Познакомились с логотипом «Пять стихий Хакасии». |
Продолжение Приложения Б.
Таблица Б.1.
1 | Основной этап | Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия). Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями,событиями прошлого инастоящего. Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края. | Посмотрите, откуда мы будем начинать наше путешествие? Что это за стихия? Озвучка:Представьте себе Хакасию, где небо такое высокое, что кажется, до него можно дотянуться! Там воздух совсем другой – он пахнет травами, которые растут в степи, свежестью гор и таежным запахом! Этот воздух как будто везде! Хакасы верят, что у неба есть главный хозяин – Хан Тигир, и он знает все секреты земли и все, о чем мечтают люди. Воздух может дуть куда захочет, и никто его не остановит. Он такой же свободный, как птица в небе и поэтому хакасы тоже любят свободу и мечтать о далеких путешествиях. А еще воздух в Хакасии особенный, потому что он умеет “переносить” музыку! Представьте себе, как звучит чатхан. В Хакасии верят, что музыка может летать по воздуху, даже сквозь время и расстояния! Старинные мелодии, которые придумали давным-давно, все еще можно услышать, и они лучше всего рассказывают о чувствах и настроении людей. Вот такой волшебный воздух в Хакасии! Представьте себе, давным-давно, в одной далекой долине появился необычный камень - Ах тас, что значит “белый камень”. Он стоит там и сейчас, недалеко от деревни, которая | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов 2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение. | Дети рассматривают карту маршрута. Слушают рассказ про первую стихию воздуха. | Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий». |
Продолжение Приложения Б.
Таблица Б.1.
2 | Основной этап | Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия). Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями,событиями прошлого и настоящего. | называется Казановка. Согласно легенде: жили-были старик со старухой, и однажды они очень сильно поссорились. Настолько сильно, что на этом месте вырос огромный белый камень! Хакасы верят, что если часто ругаться, то можно нарушить порядок в мире. Поэтому, если вы придете к камню Ах-тас, не стоит там долго оставаться, чтобы не рассердить духов, которые там живут. Лучше просто остановиться, поднять голову к небу, вдохнуть свежий воздух и почувствовать, как ветер гуляет по просторам. - Ребята, так что же означает стихия воздуха нашего края? Какие вы молодцы, предлагаю пойти дальше, с какой стихией мы познакомимся сейчас? Озвучка:Стихия огня. Он всегда стремится вверх, от земли к небу. Он дарит тепло, но если обращаться с ним неаккуратно, может и все разрушить. Это очень сильная стихия!Когда шаманы разводят костер, искры от него, как маленькие почтальоны, уносят просьбы и мечты людей прямо к небесным творцам. | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов 2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение. | Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий». |
Продолжение Приложения Б.
Таблица Б.1.
2 | Основной этап | Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия). Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями | Огонь – это что-то очень важное и старинное. С ним связаны разные обряды, когда люди поклоняются огню и просят у него помощи. Он как будто дает новую жизнь и энергию! Хакасы не просто считают огонь стихией, они верят, что у огня есть своя душа! Они называют ее От-Ине – Мать Огня. Она мудрая и заботится о тепле и уюте в доме. Но она очень уважает традиции и обряды, поэтому ее нужно почитать. Огонь – это не только тепло, это свет и солнце. В Хакасии есть такой особенный камень, называется менгир. Представьте себе, на этом камне еще 4000 лет назад люди нарисовали божество с лицом, как у солнца! Этот необычный камень “Солнцеликое анхаковское божество”, сейчас хранится в нашем краеведческом музее, куда вы можете сходить вместе с родителями и рассмотреть ближе. -Расскажите, что значит огонь для нашего края? А вы когда-нибудь были возле этого места, где находится стелла стихии огня? Вернемся к карте и посмотрим куда мы будем следовать дальше. | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов 2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение. | Слушают рассказ про второю стихию - стихию огня. | Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий». |
Продолжение Приложения Б.
Таблица Б.1.
2 | Основной этап | Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия). Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего. | Озвучка: Стихия земли – основа Хакасии. Это горы и пещеры, поля и степи, животный и растительный миры, полезные ископаемые и археологические находки. Стихия земли представлена в образе Чир Ине - матери Земли, а также в образе Таг-Ээзи - горных духов, могущественных покровителей хакасских гор. Менгир Улуг Хуртуях тас – самое почитаемое древнее изваяние. Он находится в музее под открытым небом в нашей родной республике Хакасии. Согласно легендам, Хуртуях тас хранит в себе частичку души хакасского народа. Хуртуях ещё называют - Мать матерей Хакасии. Люди и по сей день приезжают к нему со своими просьбами и надеждами. - Что вы узнали о стихии земли Хакасии? Молодцы, тогда приглашаю вас отправиться дальше. Кто скажет, какая стихия будет следующая? Озвучка: Стихия воды Она всегда бежит, течет и двигается. Без воды не было бы никакой жизни! В Хакасии верят, что у воды тоже есть своя душа, и зовут ее СугЭэзи – богиня воды. Она как большая хозяйка всех рек и озер Хакасии! У богини воды женский характер - когда она молчит, на земле становится очень сухо, а когда злится, | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов 2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение. | Слушают рассказ про третью стихию – стихию земли. | Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий». |
Продолжение Приложения Б.
Таблица Б.1.
2 | Основной этап | Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия). Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего. Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к представителям разных национальностей, интерес к | случаются наводнения. Но чаще всего она добрая и спокойная, тихо журчит в ручейках, поливает землю дождиком и радует все вокруг. Зимой СугЭэзи засыпает и укрывается снежным одеялом, а весной, когда пригревает солнышко, она снова просыпается и оживает! Реки в Хакасии очень красивые и разные: Енисей – большой и спокойный, как важный дедушка, Она – бурная и быстрая, как непоседливый мальчик, а Июсы – загадочные и таинственные. В нашей родной Хакасии стихия воды открывает людям свои секреты! - Ребята, что вы узнали нового от стихии воды? Какие реки нашего родного края вам известны? А теперь, мы познакомимся с последней стеллой – со стихией истории Хакасии. Озвучка:Пятая стихия Хакасии – древнее солнце истории. Стихия обозначена солярным знаком – символом Хакасии, который изображен на гербе и флаге Хакасии и означает единство времени и пространства, сохранение традиций хакасского народа и уважение к культурному наследию Хакасии. Территория республики пропитана историей: | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов 2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение. | Слушают рассказ про стихию воды. Отвечают на вопросы. | Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий». |
Продолжение Приложения Б.
Таблица Б.1.
2 | Основной этап | представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям хакасов. Формирование представлений об истории, о природном компоненте родного края (республика Хакасия). Развивать интерес детей к малой родине, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего. | повсюду курганы, крепостные стены, места силы, петроглифы и места поселений. И самое интересное, что в нашем крае постоянно находят что-то новое и необычное! Как будто земля сама рассказывает нам истории! Знаете, что такое “визитная карточка”? Это как у города или страны есть что-то такое, что все сразу узнают! Так вот, одна из таких “визиток” нашей Хакасии – это. Большой Салбыкский курган. Это огромный холм, самый большой во всей Сибири! Этот курган построили очень-очень давно. А знаете, из чего сделан этот курган? Из огромных камней. И вот до сих пор никто не знает, как древние люди могли перетаскивать эти огромные камни на место строительства. По сей день это остается загадкой! -Ребята, расскажите, почему пятой стихией Хакасии стала история? Вернемся к карте и посмотрим, везде ли мы побывали. Все 5 стихий Хакасии мы с вами посетили. «Земля пяти стихий» отражает тесную связь Хакасии с природой. Это стихии воды, огня, воздуха, земли и пятый элемент – дух истории. Каждая стихия глубоко вписана в мифологию и мировоззрение хакасского народа. А вы запомнили элементы логотипа | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов 2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение. | Слушают рассказ про пятую стихию Хакасии – стихия истории. Отвечают на вопросы. | Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий». |
Продолжение Приложения Б.
Таблица Б.1.
2 | Основной этап | Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к представителям разных национальностей, интерес к представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям хакасов. | «Пять стихий Хакасии?». Предлагаю проверить, как вы запомнили стихии нашей Хакасии, и каким цветом они обозначены, с помощью пазла. Дети собирают пазлы, а потом рассказывают, какую стихию обозначает каждый элемент. | Методы: наглядный, словесный. Приемы: 1.Наглядно-зрительные: показ слайдов 2.Словесные приёмы: рассказ, пояснение, объяснение. | Проверяют свои знания с помощью пазл. | Дети приняли участие в виртуальной экскурсии по пешему городскому маршруту «Хакасия – земля пяти стихий». | |
3 | Заключительный этап | Закреплять умения анализировать свою деятельность | Ребята, вы все замечательно справились. Молодцы! С чем мы сегодня с вами познакомились? Какая из стихий вам запомнилась больше всего? Почему? А если бы мы могли сами придумать стихию Хакасии, то какая бы она была? | Методы: словесный. Приемы: 1.Словесные приёмы: рефлексия. | Дети отвечают на вопросы, рассуждают | Дети узнали о городском пешем маршруте «Хакасия – земля пяти стихий» и уточнили представления о традициях хакасского народа. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект 4 стихии. Земля.
Не большой презентационный фильм о профессиях людей работающих с землё, под землёй, на земле....
Путешествие в стихию Земли
Конспект дефектологического занятия в сенсорной комнате по формировнию целостного мировидения...

Стихи детям о весне и весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)
Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)...

Сценарий виртуальной экскурсии "Паломничество на Святую Землю"
Данный материал представляет собой итог работы в рамках проектной деятельности, включающей подготовку детей и взрослых: репетиция танцевальных композиций, песен, стихов. Такая форма может использовать...

Конспект НОД в старшей группе "Виртуальное путешествие по планете Земля"
Цель: создание условий для формирования у детей представления о целостной картине мира....
«Жизнь на земле-четыре стихии»
Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в интеграции с ручным трудом в коррекционной логопедической подготовительной к школе группе...

