Конспект НОД в старшей группе "Виртуальное путешествие по планете Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пинисова Ирина Викторовна

Цель: создание условий для формирования у детей представления о целостной картине мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnoe_puteshestvie_po_planete_zemlya.docx279.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 1 «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

Конспект НОД по познавательному развитию

в старшей группе

 «Виртуальное путешествие по планете Земля»

D:\Documents\ЗАНЯТИЯ\4.Старшая группа\Открытое занятие земля\фото\IMG-857be0c1568bb61fa7a2e2d2f6b1c2e2-V.jpg

Подготовила и провела: воспитатель

I квалификационной категории

Ирина Викторовна Пинисова

2021 г.

Цель: создание условий для формирования у детей представления о целостной картине мира.

Задачи :

  • Совершенствовать знания детей о необходимых природных условиях (вода, воздух, огонь, земля) для всего живого на Земле (человека, животных, растений, птиц).
  • Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
  • Закреплять представление о том, что мы – люди – являемся частью природы, что для жизни на Земле всем необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух, тепло.
  • Создавать условия для развития познавательного интереса через экспериментальную деятельность.
  • Способствовать развитию мышления, речи.
  • Развивать умение делать свои умозаключения.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: наглядный (иллюстрации); словесный (вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа); практический (экспериментирование – элементарные опыты); игровой (письмо с планеты Марс).

Материалы и оборудование к занятию: письмо, карта,  иллюстрации, стаканы с плодородной почвой, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, стакан с пресной и   стакан с соленой водой, 2 яйца, свеча, имитирующая настоящую, 4 флажка разного цвета, картинки с условным изображением 4 стихий.

Ход НОД

1.        Организационный момент.

(Воспитатель приглашает детей в круг, звенит колокольчик).

Ребята, русская народная пословица гласит: «Здороваться не будешь – здоровья не получишь!» Поэтому давайте поздороваемся!

Здравствуй, Солнце золотое! (описываем руками круг)

Здравствуй, небо голубое! (руки поднимает вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (качаем поднятыми руками)

Здравствуй, маленький цветок! (опускаем руки на ковёр)

Шлем привет мы всем вокруг,  (описываем руками круг)

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг, (протягивают руки друг к другу)

Шлём привет мы все гостям, (разводят руками)

Очень, очень,  рады вам! (улыбаются)

2. Мотивационно – ориентировочный этап

Воспитатель:

 - Ребята, сегодня утром мне пришло необычное  электронное письмо, и я бы хотела с вами этим письмом поделиться. Давайте,  прочитаем, что же в нем написано. (Воспитатель читает письмо).  

«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Пишет вам грустный Марик. А не весел я, потому что у меня беда. Ведь я родился не на такой красивой и зеленой планете как ваша Земля, а на пустынной планете…Марс. Мне очень хочется, чтобы и моя планета стала такой же зеленой и красивой как ваша, но у меня ничего не получается. Я создавал у себя в саду клумбы и сажал различные растения, но они не растут. Я не понимаю почему, может, я что-то делаю не так. Помогите мне, пожалуйста, узнать, что нужно для того, чтобы у меня все росло, и моя планета стала зеленой и красивой, как ваша».

-Ребята, расскажем Марику, что помогает нашей планете быть зеленой и красивой? (да)

3. Вводная беседа.

Воспитатель: Но сначала давайте, вспомним, какая же наша планета Земля. Вот такой ее увидел Марик из космоса.  (На мольберте изображение Земли – вид из космоса)

Какой формы Земля?

Дети: Она круглая, похожа на шар.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют на нашей планете?

Дети: (ответы) Коричневый, светло-коричневый, жёлтый, зеленый, синий, белый.

Воспитатель: А что означает каждый цвет?

Дети: (ответы) Синий – это океаны, моря; зеленый – это растительность (деревья, луга, поля); коричневый или светло-коричневый – это суша; белый – снега, ледники, облака.

Воспитатель: А кто живет на нашей планете?

Дети: (ответы) Люди, растения, животные, птицы, рыбы, насекомые (Воспитатель дополняет схему на мольберте изображениями)

Воспитатель: Ребята, мы знаем, что  наша Земля такая разная и красивая, потому что она - живая: на ней живут растения, животные, люди.

4. Основной этап.

Воспитатель:

А вот, что помогает сохранять жизнь на Земле, мы с вами узнаем, отправившись в путешествие. Земля прислала нам карту. (Воспитатель показывает карту, на ней изображена природа, в определенных местах распложены  флажки с цифровыми обозначениями)

После каждого опыта, забираем со стола изображение каждой природной стихии, символизирующей природные  условия, необходимые для жизни на планете Земля.

1) Опыт 1. «Есть ли в почве питательные вещества»

Воспитатель: Что у вас в стаканах насыпано? (земля, почва) Воспитатель предлагает детям насыпать почву в стакан с водой и размешать. И дети наблюдают, что в воде плавают много различных частичек (они являются пищей для растений), вода стала темного цвета (мутной), появились пузырьки (содержится воздух).

А для чего нужна почва на нашей планете? (земля нас кормит: овощи, фрукты, деревья, растущие на земле, дают нам кислород, в земле находятся полезные ископаемые).

 Ребята, а вы знаете, что почва образуется из опавших листьев и веточек, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. В почве обитает много разных животных, в том числе и червяков. Почва — это «живая» земля, без которой не могут жить растения.

Воспитатель: мы немножко устали, пора отдохнуть.

Физкультминутка «Подрастает зернышко»

Подрастает зернышко — потянулось к солнышку, (потянулись)

С ветерком оно играет, ветерок его качает (руки вверх, качаемся)

К земле низко прижимает (наклоны туловища) —

Вот как весело играет! (хлопаем в ладоши)

Воспитатель: Без чего невозможна жизнь  на Земле? (Без плодородной почвы – без стихии «Земля»)

 (Смотрим на карту, определяем, куда нужно двигаться дальше)

2) Опыт 2. «Соленая и пресная вода» (на столе стоят две емкости с водой: в одной пресная,  в другой соленая)

Воспитатель: Где на Земле мы можем встретить воду? (в море, океане, в ручейке, в пруду и др.)  Какая вода в море? (соленая) Какая вода нужна растениям и людям? (пресная) На столе у меня два стакана с водой.  Мы можем определить, на столе одинаковая или разная вода? (Нет, на вид она одинаковая).  Посмотрите, я опускаю яйцо в воду, что вы видите? (одно утонуло, другое – нет). Соленая вода способна выталкивать предметы, которые тонут в пресной воде, поэтому в море легче научиться плавать, чем в бассейне. А для чего ещё нужна вода всему живому на Земле? (чтобы пить человеку, мыться, готовить пищу, стирать, вода нужна растениям и животным)

Итак,  вода на нашей планете существует в соленом и в пресном виде, но всему живому, конечно, нужна пресная вода. На Земле все живое и неживое содержит воду.

Воспитатель: Без чего невозможна жизнь  на Земле? (Без воды – без стихии «Вода»)

(Смотрим на карту, определяем, куда нужно двигаться дальше)

3) Опыт 3. «Воздух»

(На столах стоят стаканы с водой и трубочки для коктейля)

Воспитатель: Возьмите трубочку для коктейля, посмотрите в нее. Что вы видите? (ничего) А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (появились пузырьки) Как вы думаете, что помогло им появиться? (Воздух)

Какой воздух? (невидимый) А может ли  человек и животные жить без воздуха? (нет)

Итак, на нашей планете есть воздух, мы его не видим, но чувствуем, без него все живое погибнет.

Воспитатель: мы немножко устали, пора отдохнуть.

Дыхательная гимнастика «Мы растем»

И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

Воспитатель: Без чего невозможна жизнь  на Земле? (Без воздуха – без стихии «Воздух»)

(Смотрим на карту, определяем, куда нужно двигаться дальше)

4) Опыт 4. «Огонь»

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть огонь? (спичка, свечка, пожар, солнце)

У меня на столе свеча, давайте ее зажжем.  Что вы чувствуете, что исходит от свечи? (тепло).

Для чего нужно тепло человеку (чтобы приготовить пищу, не замерзнуть), а растениям (чтобы они не погибли от холода, лучше росли).

Воспитатель: Без чего невозможна жизнь  на Земле? (Без тепла – без стихии «Огонь»)

5. Подведение итогов, рефлексия.

Итак, мы совершили путешествие по планете Земля и теперь можем рассказать Марику, почему же наша планета такая разная и  красивая?  (Дополняем схему на мольберте изображениями природных стихий).

Воспитатель обращается к детям по имени: «Что ты, Лиза, можешь рассказать Марику?» И т.д.

Наша планета такая разная и  красивая, потому что она - живая: на ней живут растения, животные, люди. Все могут жить на планете Земля, так как здесь есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть, чем питаться.

6. Сюрпризный момент: Марик говорит вам «Спасибо» и  прислал  угощение – настоящие марсианские конфеты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .

Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля».  Эксперименты с воздухом .  Ход занятия Воспитатель: (покрутив глобус). Дети, что вы видите у меня в руках? ...

Конспект НОД в старшей группе. «Путешествие на планету ОСЕНИЯ»

Конспект НОД в старшей группе. «Путешествие на планету ОСЕНИЯ»Приоритетная образовательная область:«Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое разви...

Конспект интегрированного занятия на тему: "Путешествие на планету Земля"

С помощью интегрированного занятия "Путешествие на планету Земля" закрепить у детей понимание, что природа - это наш общий  дом; сформировать  представление о  взаимодействии ...

Открытое занятие в области познания по формированию целостной картины мира в старшей группе «Путешествие по планете Земля».

Задачи :-Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей;-Закрепить знания о материках и океанах.Закреплять понятие, что мы – л...

Конспект занятия для старшей группы "Путешествие на планету"

Цель: развитие познавательно - исследовательской активности детей.Задачи:1.ОбразовательнаяФормировать знания у детей о свойствах сухого и сырого песка, песок сухой состоит из песчинок, легко передвига...

Конспект НОД в старшей логопедической группе «Наша планета - Земля»

Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства отвецтвенности за все живое на Земле....

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие на планету"

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие на планету"...