Методическая разработка «Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Занимательный куб. Моя Родина»»
методическая разработка (подготовительная группа)

Рамазанова Эльвира Рамилевна

Дидактическое методическое пособие «Занимательный куб. Моя Родина» формирует целостную картину мира, расширяет кругозор детей, развивает познавательные процессы, умственные операции, любознательность, активность, способность к сопереживанию и заботе о близких.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13 г.Туймазы муниципального  района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Методическая разработка

«Дидактическое пособие

для детей дошкольного возраста

 «Занимательный куб. Моя Родина»»

                                                                             Составила: Рамазанова

                                                                        Эльвира Рамилевна      

                                                                                                   Должность: воспитатель

                                                                                            Квалификационная категория:

                                                  первая

                                                                                                    Педагогический стаж: 5 лет

г. Туймазы, 2025г.

Направленность. Дидактическое методическое пособие «Занимательный куб. Моя Родина» формирует целостную картину мира, расширяет кругозор детей, развивает познавательные процессы, умственные операции, любознательность, активность, способность к сопереживанию и заботе о близких.

Актуальность.  

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родной стране, особенностях русских традиций. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно- патриотической культуры.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Данная проблема подтолкнула меня к созданию дидактического пособия «Занимательный куб. Моя Родина», направленного на преодоление этих трудностей.

Цель: Формирование нравственно - патриотического воспитания дошкольников через воспитание уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям.

Задачи

Образовательные:

Формировать представление детей о стране в целом, о родном крае, родном городе как о малой родине, знакомить их с некоторыми его достопримечательностями. Продолжать формировать интерес к своему краю. Знакомить с символикой государства.

Развивающие: Развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам; развивать связную речь, развивать логическое мышление, зрительное и творческое воображение.

Воспитательные: Воспитывать любовь и привязанность к семье, своему дому, воспитывать любовь к Родине, к родному краю.

Предпосылки. Обогащение материально-технической базы и предметно- пространственной развивающей образовательной среды группы.

Вид. Учебно-методическое пособие.

Предназначение. Представленное пособие могут использовать воспитатели для групповой и индивидуальной работы с детьми 3 —7 лет, учителя-логопеды, педагоги-психологи.

При изготовлении пособия были соблюдены принципы:

  1. Принцип развивающего образования.
  2. Принцип практической применимости.
  3. Принцип интеграции областей.

При изготовлении пособия выдержаны следующие условия создания:

  1. Пособие должно быть обучающим и развивающим.
  2. Пособие должно быть привлекательным для детей.
  3. Пособие должно соответствовать гигиеническим требованиям.
  4. Пособие должно быть удобным для детей и педагога.

Достоинства пособия.

-дает возможность использовать пособие в различных видах игр при работе с детьми;

-участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей; 

-возможность для организации детьми самостоятельных и инициативных игр.        

Дидактическое пособие представляет собой мобильный куб, по типу матрешки, с набором дидактических материалов по нравственно-патриотической направленности. Изготовлен из картона своими руками. Состоит из 3 кубов, каждый из которого вставляется друг в друга и закрывается крышкой.

Для оформления использованы: картон, фанера, кнопки, липучки, куклы, ламинированные иллюстрации, пластиковые папки-конверты на кнопке, ткани различной фактуры и расцветки, фетр, тесьма, шнур, пуговицы.

С внешней стороны первого большого куба отображена символика России: флаг, герб, столица, президент России, карта. С внутренней стороны: дидактические игры по теме - Россия.

На втором среднем кубе отображена символика Республики Башкортостан: флаг, герб, столица, глава Республики Башкортостан, карта. С внутренней стороны: дидактические игры по теме - Республика Башкортостан.

На  третьем маленьком кубе отображена символика малой Родины – города Туймазы: карта  города Туймазы, герб города, глава Туймазинского района, иллюстрации с достопримечательностями города. С внутренней стороны: дидактические игры по темам – Туймазы, моя семья. В центре третьего куба расположено родословное дерево.

К пособию прилагается юрта, внутри которой оформлен интерьер.

В самостоятельной деятельности дети могут использовать данное пособие, они могут не только рассматривать, изучать и познавать новый для них материал, а также развернув его – поиграть. Весь наглядный материал заламинирован и крепится к пособию липучками.

Пособие разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования и подходит для использования на занятиях в следующих областях: «Социально-коммуникативное развитие» («Русские блюда», «Праздники России», «Народы РБ», «Национальный костюм»), «Познавательное развитие» («Подбери картину», «7 чудес России», «Собери Матрешку», «Разрезные картинки»),  «Речевое развитие» («Моя семья», «Я позову на день рождения», «Новоселье» и т. д)

Это пособие не дает детям забыть то, о чем они узнали ранее, способствует закреплению материала и дает новые знания.

К пособию прилагаются дидактические игры. 

1. «Члены семьи»

Цель. Расширять представления о семье, семейных и родственных отношениях: взаимные чувства, правила общения в семье, значимые и памятные события, досуг семьи, семейный бюджет.

2. Лото «Семья»

Цель. Подбирать для каждого члена семьи соответствующие предметы одежды, труда, распределять по картинкам их обязанности, увлечения.

3. «Найди тень: Национальный костюм»

Цель: Развитие внимания, наблюдательности и логического мышления у детей в процессе сопоставления изображений членов семьи с их тенями.

Средства реализации: Картинки с изображением членов семьи и соответствующие им "тени" на фоне.

4. «Кому, что нужно»

Цель. Расширять знания детей о военных профессиях. Развивать умение соотносить военную форму, орудия труда с профессией человека; называть соответствующие профессии; закреплять умения составлять рассказ о профессии.

  1. «Собери матрешку»

Цель. Упражнять в сопоставлении по размеру. Знакомить с хохломской росписью.

  1. «Найди элемент»

Цель. Учить подбирать картинки с соответствующим изображением.

  1. Лото «Народные промыслы России»

Цель. Закреплять умение соотносить карточки с названиями народных промыслов.

  1. «Национальные блюда»

Цель. Закреплять умение соотносить карточки с названиями национальных блюд.

  1. «Символы России»

Цель. Закреплять названия государственных символов России и Республики Башкортостан.

  1. «Достопримечательности России»

Цель. Знакомить с достопримечательностями России, упражнять соотносить карточки с названиями исторических памятников.

  1. «Достопримечательности г.Туймазы»

Цель. Знакомить с достопримечательностями г.Туймазы, упражнять соотносить карточки с названиями исторических памятников.

  1.  «За Родину»

Цель: Создание условий для патриотического воспитания дошкольников.

13. «Собери картинку»

Цель. Упражнять детей в составление целой картинки из отдельных частей.

14. «Накрой на стол»

Цель: формировать у детей умение сервировать стол, применять столовую посуду по назначению; формировать представления детей о видовом многообразии однородных предметов.

15. «Подбери узор»

Цель. Формировать умение правильно находить Элементы декоративно – прикладного искусства. Различать цветовые элементы узора. Исключить лишнее не характерное для данной росписи. Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции. Вызвать интерес к росписям.

16. «Генеалогическое дерево»

Цель. Закрепить понятие генеалогическое древо, расширять представление о семье, о своей родословной, формировать умение ориентироваться в родственных отношениях.

Ожидаемый результат. Данное методическое пособие позволит формировать у детей целостную картину мира. Развивает память, внимание, усидчивость. Обогащается познавательная, исследовательская активность, эмоционально-волевая сфера и коммуникативные способности ребенка. Развиваются представления о семье, о городе Туймазы, о Республике Башкортостан, о Родине. Расширится словарный запас по нравственно-патриотической теме.

Таким образом, все мероприятия, проводимые с использованием данного пособия, расширяют у детей кругозор, воспитывают в детях способность к сопереживанию и заботе о близких, и любовь к Родине.

Опрос детей «Что я знаю о семье»

1. Что такое семья?

 2. Твой домашний адрес?

 3. С кем ты живёшь? 4. Как зовут твою маму?

 5. Где и кем она работает?

 6. Как зовут твоего папу?

 7. Где и кем он работает?

 8. Есть ли у тебя бабушка (дедушка)?

9. Как их зовут?

10. Кто самый старший в вашей семье?

11. Кто самый младший?

12. Есть ли родственники старше ваших бабушек (дедушек)?

Настольная игра «За Родину» для детей среднего возраста.

Цель: Создание условий для патриотического воспитания дошкольников.

Правила игры, игровые действия, содержание игры, пособия;

В игре принимают участие 3-4 человека. Для начала игроки должны выбрать игральные фишки и определить, кто будет ходить первым, бросив кубик. В соответствии номеру на фишке игрок получает возможность узнать в штабе, какой факт написан в письме, который относиться к номеру фишки.

Путешествие до штаба начинается, поэтому все фишки в начале игры нужно установить на кружочке с надписью СТАРТ.

Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. На пути участников могу возникнуть препятствия, которые отправят их на несколько клеток назад или призовые секторы, позволяющие перемещаться вперед.

Если фишка остановилась на кружке другого цвета, игрок поступает следующим образом:

 красный – перемещает фишку по красной стрелке вперед;

 голубой – перемещает фишку по голубой стрелке назад;

 оранжевый – пропускает 1 ход.

Побеждает тот, кто первым дойдет до ФИНИША  Штаба (остановится на последнем кружке или пройдет его).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста на тему: "Радость и грусть"

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «РАДОСТЬ И ГРУСТЬ»   Цель: -   ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; оп...

Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...

Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Россия - Родина моя"

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Россия - Родина моя"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...

Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».

Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элемент...