Регионализация дошкольного образования основа воспитания маленького патриота
материал (подготовительная группа)
Регионализация дошкольного образования основа воспитания маленького патриота малой родины через региональную программу и программу ДОУ «Растить Патриотов»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Воспитателя высшей категории МДОУ д/с № 25 «Солнышко» села Покойного Чепраковой Надежды Викторовны
Регионализация дошкольного образования основа воспитания маленького патриота малой родины через региональную программу и программу ДОУ «Растить Патриотов»
Актуальность проблемы регионализации дошкольного образования определяется тем, что в педагогической науке проблема развития региональной системы дошкольного гражданского образования не разработана Отсутствуют четкие цели, задачи, содержание данной деятельности взрослых и детей. Между тем осуществляемые в России реформы в области образования предполагают необходимость развития гражданского образования, с учетом особенностей сложившихся традиций образовательной деятельности в разных регионах РФ. Значимость региональной системы гражданского образования особо ощутима в условиях становления гражданского общества и правового государства, интеграции России в международное пространство. От эффективности на обучения и воспитания на региональном уровне зависит во многом состояние правовой культуры и демократии в государстве в целом.
Современная концепция развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных организациях предполагают включение отдельных элементов народной культуры, региональных особенностей в процесс развития ребенка, поскольку наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Региональный компонент дошкольного образования определяет систему образовательного процесса по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, природе и культуре.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городке много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты, другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. Мы очень мало знаем о своем родном крае. Живя радом с уникальными историческими местами, мы почти не интересуемся ими, многим кажется, что только в столице или далеко за морем имеется ценное, интересное и достойное изучения. Редко кто из нас склонен знакомится с прошлым и настоящим своего маленького края, а тем более изучать его. Всестороннее изучение родного края должно вестись в каждом районе нашей Родины, Только изучая прошлое и настоящее своего края, можно творить будущее.
ДС Лихачев справедливо отмечал, что для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, которая необходима ему для его духовной, нравственной жизни, «духовой оседлости», привязанности к родным местам, нравственной самодисциплины и социальности.
В последние годы возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Краеведение- социально необходимое направление в работе с детьми дошкольного возраста. Его значение трудно переоценивать воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство детей с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволит лучше понять родной край, стать созидателем своей малой родины. Краеведение лучше других отраслей знаний способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
В соответствии с п. 2.10 ФГОСДО «объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема: части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%и,
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования (её второй части), которая может быть наполнена содержанием, отражающим введение инноваций, наличие приоритетного направления, специфику национально- культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс в дошкольной организации, возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы регионального содержания дошкольного образования в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Региональное содержание дошкольного образования позволяет организовать в ДОО систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению детей с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне их понимания.
Введения регионального содержания в ДОО области проходило поэтапно: - определение регионального содержания дошкольного образования, разработка программно-методического обеспечения и апробация его в практике воспитания, обучения, развития старших дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в области регионального содержания дошкольного образования; Обобщение результатов и трансляция педагогического опыта на различном уровне (федеральном, региональном, муниципальном) В результате реализации проекта была разработана программа «растить патриотов». Ее содержание рассчитано на потенциальные возможности детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию. Программа содержит формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рало начинают усванвать ценности того общества, в котором они живут, Воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.
Важным условием реализации программы стало тесное взаимодействие детского сада и семьи на основе сотрудничества. Создание данной общности детей, воспитателей и родителей и казачества выступает как основа реализации программы.
Все направления совместной деятельности взрослых и детей, предусмотренные в комплексе, взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Основой взаимодействия выступает комплексно-тематическое обучение, предполагающее интеграцию разных видов детской деятельности.
Принцип регионализации комплекса заключается в том, что для дошкольного образования предлагаются прежде всего объекты ближайшего окружения, доступные ребенку, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности, и это прослеживается и каждом методическом пособии,
Цель программы: введение регионального содержания в дошкольное образование, приобщение дошкольников к культуре, традициям, природе родного края, воспитание любви и привязанности к малой родине, желание сделать полезное и приятное для родных и близких людей.
Основная цель современного дошкольного образования, которая пронизывает всю программу «Региональное содержание дошкольного образования»: формирование у детей первоначальных представлений о региональной культуре на основе краеведческих знаний.
Через содержание программы реализуются задачи: создавать условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения нравственно-патриотического воспитания; - разрабатывать региональное содержание дошкольного образования, отбирать краеведческий материал для детей старшего дошкольного возраста - определять формы, методы, приемы, технологии работы с детьми, педагогами, родителями
-развивать материально-техническую базу, способствующую иравственно- патриотическому воспитанию в ДОО ( в том числе предметно-игровую среду.
- повышать профессиональную компетентность педагогов по проблеме воспитания, обучения, развития дошкольников на краеведческом материале; развивать познавательную инициативу (любознательность
самостоятельную исследовательскую деятельность) в совместной
деятельности со взрослым, расширять кругозор детей, выводя их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую
пространственную и временную перспективу; формировать элементарные географические, исторические представления, интерес к декоративно-прикладному, изобразительному искусству, способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок архитектурных ансамблей, к созданию поделок, конструкций на темы. связанные с природным и растительным миром, искусством, культурой.
При отборе содержания авторы придерживались определенных требований содержание должно быть рассчитано на потенциальные возможности детей. иметь воспитывающую направленность;
историей своей страны. носить системный характер, обеспечивающий познание объектов и явлений во взаимосвязи и позволяющий реализовать разумную интеграцию содержания из различных образовательных областей, основываться на деятельностном подходе к воспитанию и обучению детей, предполагающем как развитие самой деятельности, так и ребенка в ней: - соответствовать здоровье сберегающему подходу, поскольку здоровье детей является и главной задачей и основным результатом работы каждой образовательной организации.
Предусмотрено вовлечение детей в сферу реальных забот об окружающих людях. Детям предлагаются задания, результаты выполнения которых имеют практическое применение через проекты.
Значимо и то, что опыт работы педагогов по программе и учебно- методическим материалам авторского коллектива служит предметом активного обслуживания на методических объединений педагогических работников, научно-практических конференциях международного, межрегионального, регионального и муниципального уровней.
В 2014 г. авторский коллектив стал лауреатом и победителем краевого конкурса День Казачки, где взяли со своими воспитанниками гран при.
Значение программы и ее роль в познавательном развитии, нравственно- патриотическом воспитании детей не вызывает сомнения и требует дальнейшего продвижения. Анализ результативности педагогического процесса в экспериментальных ДОО показывает, что воспитание н обучение детей по программе растим патриотов» обеспечивают положительную динамику в формировании у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, природе и культуре, развитии художественных способностей ребенка, Занятия проходит интересно, занимательно, эмоционально, Результаты творчества используется детьми в самостоятельной деятельности.
Введение регионального содержания позволяет организовать систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению детей с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне их понимания, развивать познавательную активность, творческие способности. осуществлять интеграцию общественного и семейного образования. Способствует воспитанию гуманной, социально активной личности ребенка как достойного представителя Ставропольского края, Буденновского района.
Программно-методический комплекс вписался в основную образовательную программу дошкольного образования и реализует ФГОС ДО на основе культурологического подхода в образовании. Программа «Растить патриотов « наполняет все образовательные области региональным содержанием, способствует формированию у педагогов педагогического мастерства, направленного на профессионально-личностное, нравственно- патриотическое развитие.
Уровень реализации: Младший, средний и старший дошкольный возраст
Срок реализации
5 лет
Социальное партнёрство:
МОУ СОШ №1 с .Покойного отряд «РОСЬ».
Представители казачества СКВ Святокрестовского отдела, г.Будённовск,
Кадетский казачий корпус г.Будённовск,
Краеведческий музей г. Будённовск
Центр досуга и спорта с Покойного библиотека,
Духовный наставник иерей Иоанн Александрович Кузнецов,
ЗАО «Калининское»
Ожидаемые результаты
Знание и понимание воспитанниками ДОУ истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры. способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты Изучение истории о Терских Казаках.
Целью программы является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.
2.Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
3. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей. 4. Развитие креативности как черты личности.
5. Помощь в осознании собственного Я, в самореализации.
6. Физическое развитие воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
7. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем малыше, но уже человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым, эстетическим воспитанием. Планирование работы в данном направлении проводится по следующим блокам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Мой город», «Моя Россия», Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Одним из методов работы по патриотическому воспитанию является метод проектов. В этом направлении педагогами ДОУ разработаны и реализованы следующие проекты:
«Я гражданин России!»
«Ребенок имеет право»
«Моя семья - моя родословная»
«Казачество - возрождение традиций»
«Мини музей одного дня»
Хочется закончить словами А.С. Пушкина: «уважение к прошлому - вот что отличает дикость от воспитанности», которые очень актуальны и сегодня.
И, наверное, нам бы всем хотелось, чтобы наши дети, воспитатели, родители и не только уважали прошлое, берегли его, но самое главное приумножали богатство нашей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка о воспитание маленького патриота для родителей
Памятка о воспитание маленького патриота для родителей...
Воспитание маленького патриота
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада....

Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.
Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...

Рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста "Воспитание маленького патриота"
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного села, дома, улицы, где он живёт, детского сада....

ПРОГРАММА дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот» для детей 3-7 лет
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо з...

Семинар «Программа воспитания в дошкольном образовании или как воспитать патриота»
Эффективные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Программа воспитания в дошкольном образовании или как воспитать патриота
Эффективные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....