Творческий проект в подготовительной группе "Русский сувенир"
проект (подготовительная группа)

Ольга Викторовна Дериглазова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОСТОК» СП ДЕТСКИЙ САД «КАЛИНКА»

 

                                                                   ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЙ СУВЕНИР»

 

                                                     Автор  проекта:  музыкальный руководитель                                            

                                                             МАДОУ «Росток» СПДС «Калинка»

                                                                       Дериглазова Ольга Викторовна

 

 

 

                                                                                                  г.Нижняя Салда

                                                                                                                2025

      Паспорт проекта

Вид проекта: групповой, информационно-творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).

Срок реализации проекта: с 03.02.2014г. по 06.03.2014г.

Место реализации:  МАДОУ «Росток» СПДС «Калинка»

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

ОО (направление): «Художественно-эстетическое»

      Деятельность: музыкально-художественная   

 

Цель проекта:

Приобщение к русской национальной и духовной культуре через знакомство с традициями и обычаями русского народа.

 

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, уважение к культуре родной страны, к труду народных мастеров;
  • формировать интерес и любовь  к народному творчеству, обычаям,  традициям.

Развивающие:

  • создать условия для формирования любви к русской культуре через непосредственное участие в играх, хороводах, танцах, песнях;
  • содействовать развитию музыкально-танцевального творчества.

Образовательные:

  • содействовать формированию культуры слушания, умения различать народную музыку от современной;
  • обогащать представления детей о видах русского народного творчества.

 

 

                                  Актуальность проекта:

 

      Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Сегодня незаслуженно забыты народные песни, хороводные игры, ведь, пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.

  Исходя, из актуальности этого направления встала задача создания системы работы по приобщению детей к истокам русской народной  культуры в процессе ознакомления с образцами песенного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, частушек, хороводов, традиционных народных игр); устного народного творчества (на примере пословиц, поговорок, загадок, потешек); с традиционными русскими ремеслами (гжель, хохлома, Дымковская игрушка).

     Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание. Таким образом, приобщение ребенка к истории и культуре русского народа начинается с детства, где закладываются основные понятия.

 

Проблемный вопрос:

  • «Какой подарок на 8 марта мы можем подготовить? »
  • «Знакомы ли современным детям сувениры, изготовленные руками русских мастеров- умельцев?

Предполагаемый результат:

Дети:

  • Получат представления о различных видах декоративно-прикладного искусства: дымковской, богородской игрушке; хохломской, городецкой, гжельской росписи; вологодских кружев и павлопосадских платков, увидят  их красоту и своеобразие.
  • Смогут   отражать свои впечатления от  увиденного в музыкально-художественной  творческой деятельности.
  • обогатят словарный запас через устное народное творчество: потешки, поговорки, пословицы, частушки;
  • расширят свои знания о подвижных народных играх, хороводных играх;
  • смогут через движения закрепить элементы музыкально-танцевального творчества
  • смогут развить певческие навыки в разных видах исполнения;
  • овладениют различными приемами игры на музыкальных инструментах (ложки).

 

Продукт проекта:

  • Праздник «Русский  сувенир», посвященный Дню 8 марта;
  • Видеосъемка на память;
  •  Подарки-сувениры  для мам  «Русский сувенир»
  • Презентация проекта на заседании педсовета

Гипотеза:

Воспитанники, познакомившись с истоками русской культуры, будут беречь, и уважать народные традиции, любить свою Родину, уважать старшее  поколение.

 

 

Вопросы для мониторинга:

1. Знание изделия народных мастеров?

2. Знание русских народных инструментов?

3. Умение двигаться в соответствии с характером музыки (плясовая - веселая, задорная, хороводная - плавная, лирическая.)?

4.Умение исполнять песню, передавая ее характер; петь песню с музыкальным сопровождением и без него; правильно передавать мелодию.

5.Умение импровизировать мелодию.

6.Умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ на музыку веселого игривого характера.  

 

Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный).

-Выбор темы проекта.

-Определение целей и задач проекта, этапов его реализации.

-Подборка художественной и научно-методической литературы, иллюстрированного и музыкального материала, пособий, аудио- и видеоматериалов.

-Введение детей в проблему.

2 этап (основной)

-Знакомство с  декоративно-прикладным искусством  через музыкальную и  художественную деятельность:

Рассматривание иллюстраций  и  другого наглядного материала  (Матрешки, городецкие  сувениры, гжельская  и хохломская посуда, дымковские игрушки,  вологодские кружева, павлопосадские платки, богородские игрушки) ;

Знакомство с музыкальными произведениями  и  видеосюжетами:

Репертуар: «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова,  «Танец с чашками «Самовар», парный танец «Игровая кадриль» А. Чугайкиной,  песня « Золотая хохлома» муз. А.Чугайкина, «Оркестр с хохломскими ложками» рус. нар. мелодия;

- Вживание в игровую ситуацию (творческие находки детей), танец девочек с павлопосадскими платками, танец мальчиков с балалайками, муз.игра «Платочки-расписные» рус.нар.мел.

- Самостоятельная  музыкальная и художественная деятельность детей ( в  малых группах).

3 этап ( заключительный)

- Выставка детского художественного творчества «Русский сувенир»

- Праздник «Русский сувенир» для мам, в честь Дня 8 марта.

- Презентация проекта на педсовете.

- Изготовление открытки для мам  

 

 

Используемые ресурсы:

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р. , Щеткина Т.Т.,Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. « Организация проектной деятельности в дошкольном образовании» -М.: УЦ «Перспектива», 2013г.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н «Проектная деятельность дошкольников» -М: Мозаика-Синтез, 2008г.
  3. Деркунская В.А. «Проектная деятельность дошкольников (Новые формы совместной деятельности воспитателей и детей ДОУ), 2012г.
  4. Интернет-ресурсы.

 

                Сценарий праздника 8 марта «РУССКИЙ СУВЕНИР»

с элементами фольклора для детей старшего дошкольного возраста

 

1. ВХОД – ХОРОВОД «ВОТ И ЗИМУШКА УШЛА»

1. Вот и зимушка ушла!

    Ну, и до свидания!

    А какой она была,

    Вспомним на прощание:

    Как морозушка-дружок

    Заставлял нас кутаться,

    А пушистенький снежок –

    В белых тропках путаться!

 

2. Стало солнышко сиять

    Ласково, кокетливо.

    Стали птички щебетать

    Весело, приветливо.

    Нас теперь мороз-дружок

    Не заставит кутаться!

    А пушистенький снежок –

    В белых тропках путаться!

 

3. Скоро чистый ручеёк

    Побежит, ускорится!

    А полянка и лесок

    Зеленью покроются!

    Не вспугнёт мороз-дружок

    Ни дворы, ни улицы!

    А пушистенький снежок

    Превратится в лужицу!

                           

                                                   Дети:

1.Здравствуй, народ честной!

Праздник у нас в детском саду начинается,

Потому что певуны и плясуны здесь лучшие собираются!

 

2. Если вы приглядитесь, то сами в этом убедитесь!

Как у нашего соседа весела была беседа…..

Зачем собрались дети там?

Дети:

Хотим поздравить наших мам!

3.Какой сегодня день чудесный, капель весенняя звенит…
И сердце каждого ребёнка любовью к мамочке горит!

 

4.Воробышки с утра поют, спешат поздравить мам,
Я этим утром солнечным готовлю завтрак сам!


5.А я любимой мамочке букетик нарисую,
Подарю ей от души и крепко расцелую!

 

6.Сегодня праздник самый лучший,
Сегодня праздник – Женский день!
Ушли подальше злые тучи, и солнце улыбнулось всем!


7.На свете добрых слов живёт немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов, простое слово - ”Мама”


Все: И нет на свете слов дороже, чем оно!

 

6.Сегодня бабушкам и мамам

Концерт наш дарим – «Русский сувенир»!

Здоровья крепкого желаем!

От всей души благодарим!

 

2.ПЕСНЯ О МАМЕ «ЛУЧШАЯ НА СВЕТЕ»

 

Под песню «Русский сувенир» входит Марья-искусница

 

Марья-искусница :

Я Марья Искусница – кудесница русская!

И все я умею, и все я могу!

Сотку покрывало, на нем вышью звезды,

Леса и поля, а также луну.

Пирог испеку, самовар я поставлю,

И всех вас на пир поскорей приглашу!

     И сегодня, в канун женского праздника, я хочу подарить нашим мамам и бабушкам русские сувениры.. Вот и сундучок мой любимый, в котором много удивительных подарков, сделанных руками русских мастеров.Только вот открыть его могут те, кто работы не боится, кто умеет веселиться.

 

Все дети (хором) Мы работы не боимся и умеем веселиться!

Марья И.: Талантливый народ на Руси у нас живет-

А начнёт плясать, никому не устоять!

Что ж вы ждёте? В пары становитесь, весело кружитесь!

 

дети встают врассыпную парами

           

3. ТАНЕЦ «ИГРОВАЯ КАДРИЛЬ»

 

Марья Искусница: Молодцы, ребята! Мои нехитрые загадки, кто сумеет отгадать? Тому сушки и баранки обещаю к чаю дать!

 

Первая загадка:

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»…

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких…

Дети: Ложках!

М.И. достает из сундучка ложки

 

Ведущ.:Посуда не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.

 

Дети: / с хохломскими ложками/
1. Золотая хохлома –
Лучше нет подарка!
Хохломские ложечки
Звонкие да яркие!
2. Мы на ярмарку ходили,
Ложки дёшево купили.
Звонкие резные
Ложки расписные!

Вместе:
От зари и до зари
Веселятся ложкари!

 

4.ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ «ЛОЖКИ РАСПИСНЫЕ»

 

Марья-искусница : Ай-да, ребятишки, молодцы! Садитесь на места, ребята!

Что ещё есть в сундучке, узнаете, коль загадку отгадаете…

 

Вторая загадка:

Расцвели цветки на ткани

Напечатаны они-умелыми руками.

В целом мире мы известны,

Знает их любой знаток,

Этот сувенир чудесный.

Это русский наш ….

Дети:(платок)

Марья-искусница : достаёт и показывает платок расписной

 

Вот он – яркий и красивый,

Известный всей России!

 

Ведущий: Ребята, скажите, ваши мамы, бабушки носят платки? Издавна Россия славилась платками, красивыми, яркими. Их носили и богатые и бедные. Русские платки были признаны лучшими в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров. Особенно славились Павловопосадские платки. Не платок, а красота. Всех красавиц мечта!

Все девчата выходите, танцевать с платком спешите!

 

5. ТАНЕЦ ДЕВОЧЕК С ПЛАТКАМИ

   

6. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА  «ПЛАТОЧКИ - РАСПИСНЫЕ УГОЛОЧКИ»

Марья Искусница: Что же еще лежит в моем сундучке, вы узнаете, коль загадку отгадаете!

Третья загадка:

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего – то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно…

Дети: Балалайка

 

Мальчик: Я пока ещё не вырос, голосок мой тонок,

Но признаюсь я сегодня, что люблю девчонок!

Заколки, бантики, косички и пушистые реснички.

Славные подруги наши, мы сейчас для вас попляшем!

7.ТАНЕЦ С БАЛАЛАЙКАМИ

Марья-искусница : Ну что, ребята? Хотите посмотреть какой еще сувенир я для всех приготовила? Слушайте загадку:

Четвертая загадка:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит? (Самовар)

Ведущ:. В старину чай пили из самовара, а позже стали заваривать в чайнике. Пузатый чайник, расписной. Он бело-сине-голубой.

Красив рисунок, мне поверь, зовется эта роспись… 

 

Дети: (Гжель)

 

Ведущ.:Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
 

Марья-искусница достаёт чайник, показывает под музыку и ставит.

Реб. 1 – Гости, собирайтесь за большим столом.

              И не сомневайтесь, вам чайку нальём.

              Блюдца, чашки, ложки на столе блестят!

              Только тронь ладошкой – сразу зазвенят!

Реб. 2 – Плюшек да ватрушек напекли с утра.

              Вафель, печенюшек – целая гора!

              Сахар, мёд, варенье, вазочка конфет –

              Лучше угощенья в целом мире нет!

 

8. ТАНЕЦ «САМОВАР»

 

Марья-искусница : (показывает на ЧАЙНИК)

Чайник – мой подарок главный, он красивый расписной.

Сушки вам дарю я к чаю, вы возьмите их с собой!

Ну а мне пора прощаться  в свою сказку возвращаться!

 

Ведущ.: Давайте ребята с вами поиграем. Игра называется «Гирлянда для бабушки», к чаю принято подавать баранки и сушки. Давайте мы с вами разделимся на две команды. Кто больше сушек на веревочку соберет и не уронит, та команда и победит.

 

9.ИГРА «ГИРЛЯНДА ДЛЯ БАБУШКИ»

 

Ребенок:

В нашем доме бабушка, бабушка живёт.

Наша мама бабушку – мамочкой зовёт.

В женский день для бабушки мама торт печёт.

В этот день особенный – бабушкам почёт!

10. ПЕСНЯ ПРО БАБУШКУ «ВКУСНЯШКИ-СЛАДУШКИ»

Ведущ.:

Дело мастера боится – так в народе говорится.

Мы об этом не забыли – подарки сами мастерили.

Дети, маму поздравляйте, скорей подарок свой вручайте!

Дети вручают подарки, выполненные своими руками, мамам.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток» СПДС «Калинка» Творческий проект «Русский сувенир» Автор проекта: музыкальный руководитель высшей категории Дериглазова Ольга Викторовна г.Нижняя Салда 2025г

Слайд 2

Цель проекта: Приобщение к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами, культурой и традициями; организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Слайд 3

Задачи проекта: Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, уважение к культуре родной страны, к труду народных мастеров; формировать интерес и любовь к народному творчеству, обычаям, традициям.

Слайд 4

Развивающие: создать условия для формирования любви к русской культуре через непосредственное участие в играх, хороводах, танцах, песнях; содействовать развитию музыкально-танцевального творчества. .

Слайд 5

Образовательные: содействовать формированию культуры слушания, умения различать народную музыку от современной; обогащать представления детей о видах русского народного творчества

Слайд 6

Актуальность проекта: Сегодня незаслуженно забыты народные песни, хороводные игры, ведь, пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание.

Слайд 7

Гипотеза: Воспитанники, познакомившись с истоками русской культуры, будут беречь и уважать народные традиции, любить свою Родину, уважать старшее поколение.

Слайд 8

Проблемный вопрос: «Какой подарок на 8 марта мы можем подготовить? » «Знакомы ли современным детям сувениры, изготовленные руками русских мастеров- умельцев?

Слайд 9

Продукт проекта: Праздник «Русский сувенир», посвященный Дню 8 марта; Подарки-сувениры для мам «Русский сувенир» Презентация проекта на заседании педсовета

Слайд 10

Вопросы для мониторинга: 1. Зна ние изделия народных мастеров? 2. Знание русских народных инструментов? 3. Умение двигаться в соответствии с характером музыки (плясовая - веселая, задорная, хороводная - плавная, лирическая.)? 4.Умение исполнять песню, передавая ее характер; петь песню с музыкальным сопровождением и без него; правильно передавать мелодию. 5.Умение импровизировать мелодию. 6.Умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ на музыку веселого игривого характера.

Слайд 11

Этапы реализации проекта: 1 этап (подготовительный). -Выбор темы проекта. -Определение целей и задач проекта, этапов его реализации. -Подборка художественной и научно-методической литературы, иллюстрированного и музыкального материала, пособий, аудио- и видеоматериалов. -Введение детей в проблему.

Слайд 12

2 этап (основной) -Знакомство с декоративно-прикладным искусством через музыкальную и художественную деятельность: Рассматривание иллюстраций и другого наглядного материала (Матрешки, городецкие сувениры, гжельская и хохломская посуда, дымковские игрушки, вологодские кружева, павлопосадские платки, богородские игрушки) ; Знакомство с музыкальными произведениями и видеосюжетами:

Слайд 13

3 этап ( заключительный) - Выставка детского художественного творчества «Русский сувенир» - Праздник «Русский сувенир» для мам, в честь Дня 8 марта. - Презентация проекта на педсовете. - Изготовление открытки для мам

Слайд 14

Репертуар: «Н езабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова , «Танец с чашками «Самовар», парный танец «Игровая кадриль» А. Чугайкиной , песня « Золотая хохлома» муз. А.Чугайкина , «Оркестр с хохломскими ложками» рус. нар. мелодия; танец девочек с павлопосадскими платками, танец мальчиков с балалайками, муз.игра «Платочки-расписные» рус.нар.мел .

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ№10 "Воздушные шары - познание, творчество, физкультура, праздник". Воспитатель: Капуста Л.Я.

Идея проекта возникла при составлении плана работы на лето в рамках тематической недели - "Неделя воздушных шаров". Как автор проекта,  я хотела показать, что воздушные шары в руках воспитателя м...

Творческий проект для подготовительной группы "Ребёнок и улица"

Творческий проект по формированию правил безопасного поведения на улице для детей подготовительной группы...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе детского сада, тема: «Чудеса из бумаги» .

Краткосрочный  творческий проект  в  подготовительной группе детского  сада,  тема:  «Чудеса из бумаги» ...

Информационно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Открытый космос» к празднику 12 апреля «День космонавтики»

Паспорт проекта1Наименование проекта«Открытый космос»к празднику 12 апреля  «День космонавтики»2Нормативно-правовая базаФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г....

Консультация для педагогов "Как подготовится к проведению творческого проекта "Народная игрушка - русский сувенир МАТРЁШКА"

   Что бы дошкольники знали о русских народных промыслах и деревянных расписных игрушках, в нашем музеи – игротеки «Наша Родина Хабаровский край – часть большой Росс...