Сценарий занятия Тема «Весна в творчестве курских авторов. Весенние праздники»
план-конспект занятия (старшая группа)
Расширение знаний дошкольников 5-6 лет о весне через знакомство с известными произведениями курских поэтов, композиторов,репродукциями картин художников-пейзажистов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия
Тема «Весна в творчестве курских авторов. Весенние праздники»
Разработчик: Булахтина Елена Яковлевна, воспитатель МБДОУ № 80 г. Курска,
Корнеева Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ № 65» г. Курска.
Цель: расширение знаний дошкольников 5-6 лет о весне через знакомство с известными произведениями курских поэтов, композиторов, репродукциями картин художников-пейзажистов;
Задачи:
Образовательные:
- Расширять лексический запаса по теме «Весна».
- Дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе.
- Развивать связную устную речь.
- Актуализировать знания о смене времён года.
Развивающие:
- Развивать общую моторику.
- Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
- Развивать словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение, любовь к природе.
- Формировать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, половодье, деревья просыпаются, появляются первые проталины; солнце, ручеёк, перелетные птицы.
Подготовительная работа:
- Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; наблюдение на прогулке за признаками весны; заучивание физминутки «За весной».
- Консультация с родителями «Знакомство детей с творчеством курских авторов».
- Встреча с курскими писателями: Т. Страховой, Т Басовой, О. Аленкиной, М. Малец и др.
- Изучение литературы. Знакомство с творчеством и биографией курских поэтов, писателей и художников.
Оборудование: Репродукция портрета художника П.К. Лихина; репродукция картины П.К. Лихина «Пейзаж», ноутбук с релаксационной музыкой. Звукозапись Г. Свиридова «Дождик». Обручи для п/и «Займи домик»
Ход занятия:
- Постановка темы. Актуализация знаний детей.
Воспитатель приветствует детей и читает наизусть стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом» А.А. Фета:
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой
- Беседа по наводящим вопросам
Воспитатель. Это прекрасное стихотворение написал курский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. (показ фото на слайде 2) Как вы считаете, о каком времени года говорит поэт? (О весне) (фото на слайде 3)
Воспитатель. Какие вы знаете весенние месяцы? (март, апрель, май)
Воспитатель. Вы любите весну? (Да))
Воспитатель. За что вы любите весну? Что радует вас весной? (Солнышко светит теплее, листочки на деревьях распускаются, снимаем одежду, можно больше гулять).
Воспитатель. Я тоже очень люблю весну. Это очень красивое и удивительное время года, когда вся природа просыпается от зимнего сна и на душе становится радостно и светло. Пробуждение природы никого не оставляет быть равнодушным. Вот и наши курские поэты, писатели и художники в своих произведениях описывали красоту и нежность этого времени года.
- Работа с новым материалом.
Ребята, вы любите гулять? (Да).
Воспитатель. Тогда вперед… Но, что это? Мне кажется, на улице идет дождик.
(Включить звукозапись Г. Свиридова «Дождик» или слайд 4).
Пока звучит музыкальное произведение, воспитатель читает стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь».
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Купаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Воспитатель. Это прекрасное стихотворение написал Афанасий Афанасьевич Фет. Весной дождик долго не идет. Вот и у нас он прекратился. Красоту можно увидеть не только на улице, в парке, в лесу, в целом, в природе, она находит своё отражение в стихотворениях, на картинах.
Воспитатель. Ребята, стихотворения о весне мы уже читали, а где мы можем увидеть картины художников? (В картинной галерее. В картинной галерее можно познакомиться с картинами художников. В городе Курске на улице Гоголя располагается Картинная галерея имени Александра Александровича Дейнеки (слайд 5). Тут можно познакомиться с картиной Петра Константиновича Лихина «Пейзаж». (показ слайда 6)
- Работа с картиной
Воспитатель. Какое время года изобразил художник? (Весну)
Воспитатель. Давайте рассмотрим репродукцию картины и побеседуем о пейзаже. Кстати, ребята, что такое пейзаж? (изображение природы)
Воспитатель. Помогите составить мне небольшой рассказ по картине. Что находится в центре картины? (Река. Берега реки покрыты сочной травой и большими деревьями. Мы видим высокое, глубокое небо, затянутое голубой далью.)
Воспитатель. Обратите внимание на передний план картины (уточнить указкой)
(На переднем плане - вверху видны последние проталины. Но их ещё, достаточно, много. Они постепенно тают и тем самым питают землю водой. А вот вдалеке снега ещё много.)
Воспитатель. Скоро пригреет солнышко, на равнине снег растает и превратится в воду. Что может измениться в природе? (Оставшаяся часть суши окажется под водой
Воспитатель: Как называется такое явление в природе? (Половодье)
Воспитатель. Половодье всегда бывает весной, когда пригревает солнышко, снег активно тает, вода не успевает впитываться в землю. Но длится это недолго. Солнце греет все сильнее, и вода постепенно уходит.
Воспитатель. Продолжаем рассматривать картину. По берегу реки гуляют люди. Они наслаждаются красотой и дышат свежим воздухом. Как вам кажется, в какой день Пётр Лихин написал картину «Пейзаж»? (В весенний мартовский день)
Воспитатель. Какие чувства возникают у Вас при просмотре картины?
(Радостные чувства: наступила весна, природа просыпается.)
Давайте и мы свами встречать весну.
- Физминутка «За весной» О.О. Барышникова.
Раз, два, три, четыре, пять –
Выходи весну искать. (Дети шагают на одном месте)
Где же прячется она?
Где она таится? (Прикладывают руку ко лбу. Ищут, смотрят вдаль)
Обернулась солнышком (Прямые вытянутые руки вверх, в стороны)
Развернулась птицей (Имитация крыльев. Машут)
Полетела мячиком
Высоко-высоко (Прыгают)
Покатилась кубарем
Далеко-далеко (Обернулись вокруг себя)
Прыг да скок в проталинки
Размочила краски (Прыгают на двух ногах вперёд-назад)
И цветочком аленьким (Обе руки вместе, ладошки расходятся друг
от друга в разные стороны, пальчики вместе)
Поманила в сказку (Машут рукой, зовут).
Вот и к нам весна пришла! Посмотрите в окошко. (рука ко лбу, показать окошко руками)
6. Продолжение раскрытия темы
Воспитатель читает стихотворение Марины Владимировны Малец «Брызжет солнце на поля»
Брызжет солнце на поля,
Вся веснушками земля.
Посмотри – то там, то тут
Мать- и- мачеха в цвету.
Словно конопушки
На лесной опушке.
У моей подружки
Тоже есть веснушки!
Вы поверите иль нет-
На носу у ней веснушки –
От самой Весны привет!
Воспитатель. Ребята, с приходом весны не только просыпается природа, появляются первые цветы – первоцветы. Из теплых краёв возвращаются перелетные птицы. Прилёт птиц – это радостное событие. Птицы своим пением создают атмосферу добра и тепла.
Послушайте стихотворение Юрия Анатольевича Сухова «Весна»
Засветило солнце яркими лучами,
Прилетели с юга снова птицы к нам,
Зашумел пригорок звонкими ручьями, -
Это значит, на дворе весна.
Пролежал в берлоге зиму мишка,
И пора ему очнуться ото сна,
Но сопит, как прежде, наш Топтыжка,
Просыпайся, на дворе весна.
Набухают вербы в парке нашем,
Первая проталина уже видна,
На окне зеркальный зайчик пляшет,
Это значит, на дворе весна.
- Релаксация.
Воспитатель. Давайте отдохнем и послушаем музыку на стихи детской писательницы, мамы 4 детей Ольги Николаевны Аленкиной из г. Железногорска «Весна». Музыку написал курский композитор Юрий Константинович Пятковский.
Воспитатель читает стихотворение под музыку, дети ложатся на столы (на коврик) и отдыхают.
По дороге скачет зяблик
Прыг-скок,
Прыг-скок.
По ручью везёт кораблик
Развесёлый ветерок.
Тают грязные сугробы,
А в лесу, на солнцепёк,
Вылез греться длинноногий
Самый первый паучок.
Воспитатель. Какие весенние картины представили? Опишите характер музыки?
- Актуализация новой информации
Воспитатель. Да, весна-прекрасное время года! Она богата не только своей красотой, но и праздниками. Какие вы знаете праздники, которые мы отмечаем весной?
Ответы детей: 8 марта-международный женский день ,22 марта-СОроки,1 апреля- день смеха,21 апреля-День Земли, 9 мая-день Победы
Самый первый праздник – 8 марта-Международный женский день, к которому мы всегда с вами учим стихотворения о мамах, бабушках, тётях, сестричках. Этот праздник-прекрасная возможность выразить свою любовь мамам и бабушкам. Вот как об этом написала Валентина Васильевна Королёва в своём стихотворении «8 Марта».
8 Марта – женский день,
Подарки дарят мамам,
Гвоздики дарят и сирень,
И шлют им телеграммы.
А я нарисовал портрет
Своей любимой мамы,
Такой на всей планете нет
Красивой, лучшей самой!
Я знаю, что многие из вас знают стихотворения об этом празднике. Слово представим нашим мальчикам, как сильной половине и нашим защитникам.
(например, Ольга Николаевна Алёнкина «Лучший подарок 8 Марта» Юрий Анатольевич Сухов «8 Марта»)
Воспитатель. Следующий весенний праздник –народный-это Сороки. В этот день люди пели заклички, звали жаворонков.
Послушайте стихотворение Галины Фёдоровны Кочетовой «День птиц»
В группу с самого утра
Заглянули повара.
Принесли для всех ребят
Вкусных сдобных «жаворят».
Птичьи песенки поём
И Весну на праздник ждём:
«Приходи, Весна – красна,
С нами петь и танцевать!
Приходи, Весна – красна,
Птиц весенних закликать».
Давайте и мы с вами тоже превратимся в птиц.
- Физминутка
П/И «Займи домик». (Домиков-обручей на один меньше, чем играющих).
- Продолжение актуализации темы занятия
Воспитатель. Есть ещё один праздник, который любят не только дети, но и взрослые. Это - 1Апреля. Его ещё называют – День смеха. В этот день все шутят друг над другом, но никто ни на кого не обижается.
Михаил Дмитриевич Разаев в стихотворении «1 Апреля» написал:
Сегодня – развесёлый день,
И шутят все, кому не лень.
Пришла, и в это верю я –
Страна Первоапрелия.
- А у тебя в мелу спина! –
Мне утром говорит жена.
- Спина, то что? Ещё вопрос.
А у тебя вон в саже нос!
- Не может быть! Ты врёшь, ей-ей!
- Ты к зеркалу иди скорей!
Не может быть! Ты посмотри!
Там не пятно, целых три!
- Ой, мама, правда, в саже нос! -
Дочь уточняет сей вопрос,
-Ну, если что, прибью двоих
Лгунов, обманщиков моих!
А мы с Иришкой – прыг да скок,
Быстрей от мамы наутёк!!!
Воспитатель. Есть весной ещё один очень важный день-День Победы, который вся страна отмечает 9 мая. Это праздник радостный и печальный, но важный, ведь благодаря вашим прадедушкам мы живем в свободной стране и можем радоваться приходу весны, ярким краскам природы и чистому небу над головой.
Вот как об этом празднике написала Татьяна Страхова в стихотворении «После Дня Победы»
«День Победы» закончился первой грозой,
Словно эхо войны грохотало,
Облегчённо вздохнув, дождь пролился слезой,
Остудив канонаду «металла».
Завтра новый начнется победный отсчёт -
К юбилейной прославленной дате,
Жаль, что кто-то опять до неё не дойдет
И долги своей жизнью заплатит.
Воспитатель. В этот день все улыбаются и стараются друг другу подарить тепло, как весеннее солнце. Давайте мы с вами нарисуем солнышко и подарим его своим родным.
(Продуктивная деятельность под музыку «Солнечный круг»: дети акварельными красками рисуют солнце и жизнеутверждающий рисунок).
После занятия-организация выставки рисунков детей на тему «Солнышко»
Занятие окончено.
Работа в свободной деятельности детей в режиме дня.
Работа в «Азбуке юного курянина». Часть 2. (П.К. Лихин., А.А. Фет)
Рекомендации по работе с родителями (на выбор)
- Знакомство с творчеством курских писателей (чтение книг в рамках направления «семейное чтение»)
- Посещение Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки
- Посещение Литературного музея Курской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего праздника для средней группы детского сада "Весна,весна,на чём пришла?"
Сценарий весеннего праздника для средней группы...

Сценарий весеннего праздника для детей с родителями «Весну ждали, весну звали»
Сценарий может быть использован музыкальными руководителями, воспитателями ДОУ. Материал предназначен для детей 5-6 лет. В данном мероприятии находят применение следующие образовательные области...

Сценарий Весеннего праздника "Весеннее гулянье. Зиму провожаем, Весну встречаем!"
Сценарий Весеннего праздника для детей 5-7 лет. В сценарии объединены 2 темы - встреча Весны и поздравление мам....

Сценарий весеннего праздника для детей средней группы "Мы весну встречаем" автор Лактионова ЛВ
Сценарий весеннего праздника для детей средней гр "Мы весну встречаем" автор Лактионова ЛВ...

Сценарий весеннего праздника для средней группы "Весна идёт, весне дорогу"
Концерт для средней группы с участие родителей...

"Весенний сюрприз от Весны" сценарий весеннего праздника в средней группе 2023 -2024 г
сценарий утренника...
Сценарий весеннего праздника для детей младшей группы "Праздник Весны"
Сценарий праздника для детей младшей группы, посвящённого дню 8 марта "Весенний праздник"...
