Опыт работы «Эколого-краеведческая деятельность как средство формирования патриотизма»
учебно-методический материал (старшая группа)

Описываю свой опыт работы по краеведению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 686f76c3c9b84.docx236.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: детский сад № 101 (СП 2)

 

 

Опыт работы

Эколого-краеведческая деятельность – как средство формирования патриотизма

 

                                                  Выполнила: воспитатель

                                                                    Лешкина Наталья Анатольевна

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Миасс

2025

Содержание

Введение3

I. Теоретические основы формирования эколого-краеведческой деятельности5

1.1.  Особенности ознакомления дошкольников с экологией родного края………………………………………………………............................................8 1.2. Сущность и задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста  

1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования экологокраеведческой детельности у дошкольников..

II. Опыт работы по экологокраеведческой деятельности как средству формирования патриотизма у детей дошкольного возраста в МАДОУ №101(СП2)31

1.1. Методические аспекты работы по формированию знаний эколого-краеведческой деятельности……………………………………………………                                                                                                              

1.2. Взаимодействие с семьей38

Заключение50

Список литературы53

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Патриотизм - это, прежде всего любовь к Родине, а любовь нельзя ни купить, ни подарить. Но мы можем создать условия, чтобы молодой человек понимал и дорожил тем, что ему досталось от своих родителей, дедов, прадедов. Это все должно быть в нашей душе, в нашем сердце, это то, без чего человек вообще не может жить»

Владимир Путин.

Житель современного города, скорее всего,  с трудом  вспомнит что-то из истории родного края, вряд ли расскажет хоть одну старинную легенду, с сомнением опишет местонахождение памятных и ценных мест родного края, особенности его природных богатств. Нельзя сказать, что люди перестали интересоваться историей и не любят тот край, где они живут. Слишком быстрый темп жизни не дает нам задуматься о вечных ценностях и о необходимости любить и оберегать ту землю, где мы живем. Но для того, чтобы любить, нужно еще в детстве учить этому многогранному чувству. «Нельзя любить то, чего ты не знаешь» - слова великого писателя Ф.М. Достоевского  подсказывают нам  метод работы с подрастающим поколением. Именно знание истории и развития родного края, знания об уникальных богатствах природы способно развить в душе человека привязанность и любовь сначала к малой родине, чтобы перерасти в чувство патриотизма и любви к Родине большой.

 Поможет в этом краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.    Краеведческий материал, близкий и доступный детям, имеет большое значение в расширении кругозора детей. Интерес, возникающий при взаимодействии с природой родного края, побуждает детей получить как можно больше информации о близком им природном окружении, о своей малой родине.

ФГОС образования называют в числе основных задач общества патриотическое воспитание через экологическую и краеведческую работу

Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит дошкольников с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае.

У детей недостаточно представлений о бережном отношении к природе родного края и навыков поведения в природе; еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются именно в дошкольном возрасте.

Исходя из вышесказанного, воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности для педагогических коллективов ДОУ, потому как уже с дошкольного возраста необходимо закладывать основы гражданско – патриотических чувств у детей. Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее.

Проблемой патриотического воспитания детей занимались Т.Н. Бабаева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, Т.А. Ротанова, Н. В. Алешина.  Российские исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают в качестве одного из решений проблемы патриотического воспитания дошкольников, познание ими Родины – России, и того региона, где они проживают.  

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Обозначенная выше проблема определила тему  исследовательской работы: «Эколого-краеведческая деятельность как средство формирования патриотизма».

Объект исследования — патриотическое воспитание.

Предмет – воспитание у дошкольников любви к родному городу, как составляющая часть патриотического воспитания.

Цель исследования – педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с   родным краем.  

Гипотеза: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при условии комплексного использования следующих методов: дидактические игры; беседы; экскурсии по родному краю; игры-путешествия; создание мини-музеев национальной культуры народов родного края; выставки детских рисунков; взаимодействие с родителями (консультации,  вечера развлечений, походы и экскурсии).

Задачи:

1) Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.

2) Выявить уровень представлений и знаний старших дошкольников о родном городе.

3) Произвести отбор и практически реализовать разнообразные формы образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем

Методы исследования: анализ форм, методов работы по патриотическому воспитанию, наблюдение, беседа, проекты.

Опытно-экспериментальная база исследования: МАДОУ 101 СП 2 «Золотой улей» города Миасса ,  старшая  группа, 28 детей.

Структура работы представлена: введение, две главы, выводы к ним, заключение, список использованной  литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические основы эколого-краеведческой деятельности как средства формирования патриотизма

 

I.1 Сущность и задачи эколого-краеведеской деятельности детей дошкольного возраста

На протяжении долгих лет в России формировалось образование в области экологии. Начиная со второй половины XIX века выдающиеся русские просветители Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Герцен А. Г., Чернышевский Н. Г., Писарев Д. И. и другие высказывались против формального и словесного изучения природы, узкого прагматизма в отношении к ней. Они считали, что в формировании нравственных качеств личности человека экологические знания играют важную роль и отвечают за его поведение в природе. Русский писатель Толстой Л. Н. также отмечал важность общения с природой при обучении и воспитании ребенка, ему необходимы яркие впечатления и эмоции. Ушинский К. Д. считал, что необходимо как можно больше уделять внимания общению детей с природой. Он никогда не понимал почему столь мало оценено в педагогике воспитательное влияние природы на ребенка. Натуралисты России XVIII века И. Г. Гмелин, Г. В. Стеллер, С. П. Крашенниников, И. И. Лепехин, П. С. Паллас, В. Ф. Зуев и многие другие внесли большой вклад в становление экологического образования. Они собрали множество фактов экологического содержания. С 50-х годов во все учебные учреждения России внедрялись знания в сфере экологии. В основном это были высшие учебные заведения, а потом средние и начальные. Знания биологического направления в изучении природы активно внедрялись в учебные заведения. Сторонниками этого направления были Бекетов А. Н., Вернадский В. И., Кайгородв Д. Н., Ковалевский А. О., Морозов Г. Ф., Рулье К. Ф. Северцов Н. А., Сукачев В. Н.. По мере усвоения обучающимися знаний в области экологии, в экологическое образование входило воспитание нравственного, эстетического и бережного отношения к окружающей природе. Педагоги второй половины XIX – начала XX вв. (Бунаков Н. Ф., Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Корф Н. А., Тихомиров Д. И., Семенов Д. Д.) рассмотрели и отразили вопросы экологического образования в собственных трудах. Таким образом, экологическое образование обрело соответствующие требования к содержанию материала по экологии, были разработаны дидактические основы преподавания курса естествознания, строящиеся на необходимости бережного и нравственного отношения к природе. Ученики земских школ получали больше экологических знаний, так как в них преобладала учебная литература прогрессивно настроенных педагогов. И лишь в начале XX в. подобная литература стала появляться в министерских школах. Дети, обучающиеся в церковно – приходских школах получали меньше всего естественнонаучных знаний, но в таких школах много внимания уделялось формированию бережного отношения ко всему живому на земле [20]. Содержание понятия «экологическая культура» в литературе трактуют разнообразно

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Известный педагог В.А.Сухомлинский пропагандировал активное использование краеведческого материала, объясняя целесообразность воспитания через природу уникальной возможностью использования подсознательного в психике человека, а также опорой на наглядность и доступность, возрастными возможностями детей. По мнению ученого, природа – богатый источник знание об окружающем мире и обществе, эмоциональная основа формирования научного мировоззрения, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Чувство природы поднимает человека над обыденным, переводит в состояние возвышенного мироощущения, отстраняя личность от несущественного, второстепенного, помогает сосредоточиться на гуманитарных сторонах бытия.

Воспитательное воздействие природы специфично, отличаясь от целенаправленного формирования учителем личности ученика. Не будучи преднамеренным и контролируемым, оно, тем не менее существенно влияет на внутренний мир соприкасающегося с ней человека. Непосредственный интерес к природному феномену вызывается в определенной степени его стихийностью. Приковывая внимание, он вызывает эстетическое переживание красоты окружающего, включающее оценочный подход.

Природа воспитывает в человеке любовь к родным местам, привязывает к определенному месту жительства. Это возвышает внутренний мир человека. А.Твардовский писал: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле родной страны, дополняется еще чувством родины малой. Эта маленькая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребячьей души». (Твардовский А.Т. О родине большой и малой).

А это строки из воспоминаний русского художника П.А. Федотова: «Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования. Все, что вы видите в моих картинах, было видано и даже обсуждено во время моего детства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Опыт работы по экологокраеведческой деятельности как средству формирования патриотизма у детей дошкольного возраста в МАДОУ №101(СП2)

1.1. Методические аспекты работы по формированию знаний эколого-краеведческой деятельности

Методы и формы работы по формированию основ экологической культуры средствами природы родного края могут быть весьма разнообразны.

1. Очень эффективны игровые методы формирования основ экологической культуры старших дошкольников на примере природы родного края. В среднем дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В играх различного вида (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, словесных и др.) дети получают возможность получить в интересной, увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе.

2. Сохраняют свою актуальность: метод наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края, целевые экскурсии по территории детского сада, беседы.

Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение.

Экскурсии - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические.  Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте природы родного края.

3. Иллюстративно-наглядный метод помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно (например, о жизнедеятельности редких видов животных родного края).

К иллюстративно-наглядным материалам следует относить: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели. Помимо перечисленных, традиционных видов наглядно-иллюстративного материала, желательно использовать наглядные материалы на электронных носителях.

4. Использование ресурсов музейной педагогики. Регулярное посещение краеведческого музея, а также организованные сотрудниками музея тематические мероприятия для дошкольников - огромный вклад в процесс формирования экологической культуры средствами родной природы.

5. Чтение художественной литературы. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Экологические сказки несут "экологическую информацию", т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

6. Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, создание макетов.

7.Составление творческих рассказов о крае, городе, знакомство с творчеством детских писателей Алтая, разучивание стихов, песен об Алтайском крае, городе Алейске.

Условия реализации проекта.

Для внедрения проекта необходимо:

1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.

2. Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой деятельности детей.

3. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

4. ПК.

5. Энциклопедии познавательного характера.

Принципы.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с природой Алтайского края  положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан уголок краеведения в группе, подобран материал о городе Алейске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Алейска.

Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению: создание альбома о животных, растениях Челябинской области, о выдающихся людях края, «Птицы Челябинской области».

 

Этапы осуществления проекта:

1) Подготовительный этап:

Диагностика.

 Отображение цели и задач проекта.

Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

2) Практический этап - реализация проекта: ООД, беседы, чтение художественной литературы, инсценировка сказок, создание ситуаций нравственного характера, игровая деятельность, экскурсии, природоохранные акции.

3) Итоговый:

Диагностика

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Презентация проекта.

Подведение итогов.

 

План реализации проекта.

Содержание деятельности

Участники

Сроки реализации

Беседа «Мы -часть природы»

Цель: Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе

Воспитатель, дети

сентябрь

Рисование «Наш дом- природа»

Цель: закреплять навыки рисования разными материалами, воспроизводить картины природы, воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Воспитатель, дети

 

Конструирование из природного материала.

Цель: развивать фантазию детей, учить использовать для создания разные материалы, показать, как из природных материалов: листьев, шишек, желудей, семян деревьев можно создавать интересные поделки.

Воспитатель, дети, родители

 

Поход в парковую зону «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Цель: Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

Закреплять знания о солнце (светит, но не греет), познакомить с породами деревьев в парке, познакомить с правилами поведения в походе.

Воспитатель, дети

 

Беседа «Наш край - Миасс»

Цель: систематизировать знания детей о родном крае, достопримечательностях, природе. Воспитывать любовь к природе.

Воспитатель, дети

октябрь

Символика Росссийской Федерации

Цель: Рассматривание символов России,  д/игра «Собери картинку» (герб, флаг), прослушивание гимнов, раскрашивание символов

Воспитатель, дети

 

НОД  по ФЦКМ «Символика моего города»

Цель: формирование системных представлений о символике родного города

Воспитатель, дети

 

Беседа «Символы Челябинской области»

Цель: формирование системных представлений о символике области.

Воспитатель, дети

 

Деревья нашего края.

Цель: познакомить детей с многообразием пород деревьев края, с разновидностями лесов, воспитывать гордость за красоту нашей природы.

Воспитатель, дети

ноябрь

Дидактическая игра «С какой ветки детки», «С какого дерева листок»

Цель: учить детей определять по листьям и семенам названия деревьев.

Воспитатель, дети

 

Рисование хвойных деревьев нашего края.

Цель: учить передавать в рисунке отличительные особенности хвойных пород деревьев, использовать разные материалы для изображения деревьев, учить рисовать на всём листе, любоваться изображением природы.

Воспитатель, дети

 

Беседа «Животные Челябинской области».

Цель: познакомить с обитателями наших лесов, полей, горной местности.

Воспитатель, дети

 

Беседа «Как звери нашего края готовятся к зиме»

Цель: формировать систему знаний о животных: питании, проживании в зимнее время. Воспитывать заботливое отношение к животному миру.

Воспитатель, дети

Декабрь

 

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Цель: уточнить знания детей о местах обитания животных нашего края.

Воспитатель, дети

 

Рисование «На опушке леса»

Цель: учить рисовать разных животных доступными методами, формировать систему знаний о многообразии животного мира.

Воспитатель, дети

 

Беседа «Птицы нашего края»

Цель: познакомить с многообразием зимующих птиц, их местом обитания, воспитывать заботливое отношение к пернатой зиме.

Воспитатель, дети

январь

Изготовление кормушек для птиц.

Цель: познакомить детей с простейшим способом изготовления кормушки для птиц из коробки, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их.

Воспитатель, дети, родители

 

Дидактическая игра экологического содержания «Птицы нашего края»

Цель игры:

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Воспитатель, дети

 

Беседа «Архитектура города Миасса»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Учить детей рассказывать о зданиях. постройках, отмечая характерные особенности архитектуры. Дать знания о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми архитектурными памятниками города.

Воспитатель, дети

февраль

Беседа «Миасс - трудовой город»

Цель: познакомить детей с промышленностью города, воспитывать гордость за людей труда.

Воспитатель, дети

 

Беседа «Отдых в родном городе»

Цель: систематизировать знания детей о местах отдыха в нашем городе, развивать связную речь, узнавать места отдыха по описанию.

Воспитатель, дети

 

Беседа «Что такое музей?»

Цель: познакомить с историей создания музея, дать знания о краеведческом и историческом музее города Алейска. С помощью слайдов провести виртуальную экскурсию в музей.

Воспитатель, дети

 

Дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города.

Воспитатель, дети

 

Беседа «Знаменитые земляки Миасса»

Цель: познакомить с людьми, прославившими наш край, воспитывать гордость за своих земляков.

Воспитатель, дети

апрель

Сюжетно- ролевая игра «Путешествие по городу Миассу»

Цель: учить использовать в игре полученные знания о городе, распределять самостоятельно роли (водитель, экскурсовод, продавец сувениров, музейный работник, кассир)

Воспитатель, дети

 

Выставка детских работ «Пусть всегда будет мир»

Цель: учить изображать красоту родной природы, мирной жизни, пользоваться разными материалами по выбору детей.

Воспитатель, дети, родители

 

Фотовыставка «Наш любимый край»

Цель: формировать у детей систему знаний о достопримечательностях края, узнавать знакомые места, воспитывать любовь к родному краю.

Воспитатель, дети, родители

май

Открыток занятие «Водоемы нашего края»

Цель: систематизировать знания о родном крае и его экологии.

Воспитатель, дети

 

Диагностика «Родной город, родная природа»

Цель выявить уровень развития детей по данному разделу программы.

Воспитатель, дети

 

 

Опытная работа проводилась с детьми  старшей группы на базе МБДОУ «Детский сад № 101» города Миасса. В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 5 -6  лет.

Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель констатирующего этапа - выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае. Диагностические задания были составлены с учётом программных требований программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы , региональной программы «Наш дом – Южный Урал» Е. Бабунова, индивидуальных особенностей детей подготовительной к школе группы и основных педагогических принципов.

Диагностический пакет состоял из шести заданий (приложение 1)

Показатели уровней сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на этапе первичной диагностики представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей  5 - 6  лет на этапе первичной диагностики

Фамилия имя ребенка

Диагностические задания

Уровень

 

 

1

2

3

4

5

6

 

1

Артемова Карина

2

2

2

1

2

3

12  В ст.фор.

2

Байрангулова София

2

2

2

2

1

3

12  В ст.фор

3

Бакирова Вита

1

1

2

1

1

2

8      Не сфор

4

Барт Марк

2

2

2

2

2

3

13   В ст.фор

5

Биккулова Алина

3

2

3

1

2

2

13   В ст.фор.

6

Голуб Марк

2

2

2

2

2

2

12   В ст.фор.

7

Девятайкина Катя

2

3

2

1

2

3

13   В ст.фор.

8

Ершов Тихон

2

1

2

1

2

2

10    Не сфор.

9

Загидуллина Яся

2

2

2

2

2

3

13  В ст.фор.

10

Исхакова Лилия

1

1

1

1

1

2

7     Не сфор.

11

Каштанов Матвей

3

3

3

2

3

3

17   Сформир.

12

Киселева Надя

2

2

2

2

2

2

12    В ст.фор.

13

Коньков Ярослав

3

3

3

2

2

3

16     Сформ.

14

Коробкова Ксюша

2

2

2

2

2

2

12    В ст. фор

15

Кушаев Данил

3

2

3

2

2

3

15    В ст.фор.

16

Леонов Егор

2

2

2

2

2

3

13    В ст. фор

17

Лушкина Виктория

2

1

2

1

1

1

8      Не сфор.

18

Малов Родион

1

1

2

1

1

2

8      Не сфор.

19

Пантелеев Даниил

1

1

1

1

1

2

7      Не сфор.

20

Сайгушева Кристина

3

3

3

2

2

3

16   Сформир.

21

Ситдикова Виктория

2

2

2

1

2

3

12   В ст.фор.

22

Сметанина Анастасия

2

2

2

2

2

2

12   В ст.фор.

23

Снегирева Маргарита

2

2

2

2

2

2

12   В ст. фор.

24

Федоров Гордей

2

2

3

2

2

2

13  В ст. фор.

25

Фот Матвей

1

1

1

1

1

2

7      Не сфор.

 

После выполнения 6 заданий, направленных на выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае, подсчитывалась суммарная оценка (критерии оценки даны при описании каждого задания).

 

Проанализируем  проявление этих уровней через результаты, полученные в ходе проведения обследования по выявлению уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (таблица 2).

 

Таблица 2.

Сравнительная таблица  уровня  сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (по результатам 6 заданий).

Уровни

Задания

Сформирован

В стадии формирования

Не сформирован

1

20% (5 детей)

60% (15 детей)

20% (5 детей)

2

16% ( 4 ребенка)

56% (14 детей)

28% (7 детей)

3

24% (6 детей)

64% (16 детей)

12% (3 детей)

4

 

56% (14 детей)

44% (11 детей)

5

4% (1 ребенок)

68% (17 детей)

28% (7 детей)

6

44% (11 детей)

52% (13 детей)

4% (1 ребенок)

 

Таким образом, на основе ответов детей можно сделать вывод о том, что многие дети знают название страны и города, в котором живут, но затрудняются в названии области – 60% (15 детей).

5 детей правильно назвали страну, город и область, а также без запинки назвали домашний адрес.

5 детей   с трудом вспомнили название города, не знают название области и не назвали свой домашний адрес.  

На вопрос «Назови свой домашний адрес?» дети сказали, что родители их не учат, и они не знают на какой улице живут (рисунок 1).

 

 

Рис.1. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (задание 1 «Родной город»)

 Выполнение второго задания, назвать по картинке достопримечательности города Миасса, вызвало затруднения у 14 человек – 56% и 7 человек (28%)  не могли назвать достопримечательности.  Во время их выполнения у детей был выявлен недостаток в познаниях о местных достопримечательностях.

Так как на основе беседы  нельзя достоверно выявить уровень представлений детей о городе была предложена работа по карточкам «Достопримечательности города» (восемь карточек с изображением достопримечательностей: Ильменский заповедник, краеведческий музей, монумент «Первом уральскому автомобилю, мемориал «Скорбящая мать», озеро Тургояк, Свято-Троицкая церковь, парк канцелярских фигур «Бюрократ», Дворец  культуры Автомобилестроителей.). Нужно было ответить на вопрос: «Что изображено на картинке?».

 7 детей  показали низкие результаты, почти все карточки вызвали у них затруднения.  Вита узнала только  мемориал «Скорбящая мать», но только назвала «вечный огонь» и дворец Автомобилестроителей, а Матвей  и Даниил  дворец автомобилестроителей.

     Тихон, Лиля, Вика,  Родион узнали три изображения, но даже их не смогли назвать (рис.2).

 

 

Рис.2. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (задание 2 «Достопримечательности города»).

 

При выполнении задания № 3 «Символика родного города, области» дети должны были найти флаг и герб нашего, города и области, сложить из частей флаги города и области и рассказать о символах города и области.

6 человек (24%) – справились с заданием, с легкостью определили символы, сложили флаги и рассказали, что обозначает лось и верблюд на гербах.  16 детей (24%)  с трудом определили флаги города Миасса и Челябинска (как выяснилось, флаг города Челябинска дети не знали), не смогли объяснить символы, изображенные на гербах.

3 человека (12%) Лилия, Даниил, Матвей не могли справится с заданием (рис. 3). 

 

Рис.3. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (задание 3 «Символика города»).

При выполнении 4 задания «Культура и традиции народов Южного Урала» дети показали плохие результаты:  «в стадии формирования» - 14 детей (56%)  «не сформирован» - 11 детей (44%). Детям предлагалось назвать старинные предметы быта   (горшки,  лапти, самовар, коромысло, колыбель, сундук), предметы декоративно – прикладного искусства Урала (домовая роспись, уральские расписные прялки, камнерезное искусство,  каслинское литье, Златоустовская гравюра).  Дети с трудом справились с заданиями: 14 детей назвали предметы быта, но не смогли сказать как ими пользовались народы, практически все дети не смогли назвать предметы прикладного искусства, 16 детей – смогли по картинкам назвать праздники. По ходу проведения диагностики дети часто обращалась за помощью к воспитателю (рис. 4).

 

Рис.4. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (задание 4 «Культура и традиции народов Южного Урала»).

 

При выполнении 5 задания « Природные компоненты родного края» (мы взяли картинки животный мир) справился со всеми заданиями Матвей. Он правильно и с интересом назвал животных, птиц и рыб, назвал реки и рассказал как они всей семьей путешествовали по реке Ай. 17 детей (68%) – назвали животных, птиц, но путали рыб и не смогли назвать реки Челябинской области. Дети неуверенно отвечали на вопросы, без интереса. 7 детей (28%) с трудом назвали птиц и рыб Южного Урала, не назвали рек. Очень плохие результаты показали Вита, Матвей Ф – кроме медведя, лисы, волка, голубя и воробья больше никого не назвали. Дети не могли выразить свое личностное отношение к природе  родного края. По ходу проведения эксперимента дети часто обращалась за помощью к воспитателю, старались уйти от ответа на вопросы (рис. 5).

 

 

Рис.5. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (задание 5 «Природные компоненты родного края »).

 

При выполнении 6 задания «Личностное отношение к родному краю» дети отвечали на вопросы «Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе  Миассе?», «Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музей, заповедник  нашего города?»

10 детей с удовольствием рассказали,  как в выходные дни или в отпуска родителей они ездят на озера, в заповедник или в музеи.  Рассказали о том, как им нравится город.

Остальные дети с трудом смогли рассказать о своем городе. Видно, что с детьми не гуляют по городу, не ездят в музеи и заповедники (рис. 6)

 

Рис.6. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (задание 6 «Личностное отношение к родному краю »). 

 

По сумме набранных баллов за каждое выполненное задание выявляется уровень сформированности знаний и представлений о родном крае. Представим в виде диаграммы (рис. 7).

 

Рис.7. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (по сумме набранных баллов за каждое выполненное задание).

Из диаграммы видно, что 12% (3 детей) – сформированы представления и знания о родном крае, 60 % (15 детей) – « в стадии формирования» знания и представления о родном крае и 28% (7 детей) – не сформированы знания и представления детей о родном крае.

Таким образом, проведенный   анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствуют о том,  что большинство детей мало знакомы с историей родного края, государственной символикой Челябинской  области и Миасса, историческими и природными достопримечательностями  Миасса, что обуславливает необходимость осуществлять систематическую работу по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Детям необходимо давать углубленные знания о традициях, истории, природных богатствах Миасса и Челябинской области; систематизировать знания об исторических достопримечательностях; знакомить с легендами  Южного Урала; организовать совместную с родителями, ознакомительную деятельность.

С целью решения перечисленных задач был подобран материал и разработан перспективный тематический план работы   с детьми старшего дошкольного возраста (приложение 2).

 

2.2. Организация работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем

 

После полученных данных, в ходе констатирующего этапа эксперимента, был проведен формирующий этап исследовательской работы.

Цель формирующего этапа: повышение уровня патриотической воспитанности, знаний и представлений об истории родного края детей старшего дошкольного возраста.

На основании теоретического изучения проблемы исследования и с учетом выявленного на этапе первичной диагностики уровня знаний и представлений о родном крае, а также патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста были отобраны разнообразные формы образовательной деятельности и составлен перспективный план по их реализации (Приложение 2).

Выявление эффективности работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем

 

С целью выявления эффективности проведенной работы, во время формирующего этапа эксперимента, был проведен контрольный эксперимент по выявлению изменений в уровне сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения контрольного эксперимента использовались задания аналогичные заданиям констатирующего эксперимента (приложение 1).

Показатели уровней на этапе контрольного эксперимента  представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей  5 - 6  лет на этапе  контрольного эксперимента.

Фамилия имя ребенка

Диагностические задания

Уровень

 

 

1

2

3

4

5

6

 

1

Артемова Карина

3

3

3

3

3

3

18   Сфор.

2

Байрангулова София

3

2

3

2

2

3

15  В ст.фор

3

Бакирова Вита

3

2

3

2

2

2

14  В ст.фор

4

Барт Марк

3

3

3

3

3

3

18    Сфор.

5

Биккулова Алина

3

2

3

3

2

3

16    Сфор.

6

Голуб Марк

3

3

3

2

2

3

16    Сфор.

7

Девятайкина Катя

3

3

3

3

3

3

18    Сфор.

8

Ершов Тихон

3

2

3

2

2

2

14  В ст. фор.

9

Загидуллина Яся

2

2

3

2

2

3

14  В ст.фор.

10

Исхакова Лилия

2

2

2

1

2

2

11     Не сфор.

11

Каштанов Матвей

3

3

3

3

3

3

18   Сформир.

12

Киселева Надя

3

3

3

2

2

3

16   Сформир.

13

Коньков Ярослав

3

3

3

3

3

3

18     Сформ.

14

Коробкова Ксюша

3

2

2

2

2

2

13    В ст. фор

15

Кушаев Данил

3

3

3

2

3

3

17   Сформир.

16

Леонов Егор

3

3

3

2

3

3

17  Сформир

17

Лушкина Виктория

2

2

2

2

2

2

12   ст.фор.

18

Малов Родион

2

2

2

1

2

2

11     Не сфор.

19

Пантелеев Даниил

2

2

2

2

2

2

12   В  ст.фор

20

Сайгушева Кристина

3

3

3

3

3

3

18   Сформир.

21

Ситдикова Виктория

3

2

2

2

2

3

14   В ст.фор.

22

Сметанина Анастасия

3

3

3

2

2

2

15   В ст.фор.

23

Снегирева Маргарита

3

2

2

2

2

2

13   В ст. фор.

24

Федоров Гордей

3

3

3

3

3

3

18   Сформир.

25

Фот Матвей

2

2

2

1

1

2

10     Не сфор.

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у участвующих в формирующем эксперименте значительно повысился уровень сформированности  знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с констатирующим экспериментом. Это наглядно видно в таблице 4.

 

 

 

Таблица 4. 

Сравнительная таблица   результатов констатирующего и контрольного экспериментов (в %).

 

Задания

Уровни

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Сформирован

20%

16%

24%

-

4%

44%

76%

48%

68%

28%

36%

60%

В стадии формирования

60%

56%

64%

56%

68%

52%

24%

52%

32%

60%

60%

40%

Не сформирован

20%

28%

12%

44%

28%

4%

-

-

-

12%

4%

 

 

Полученные результаты по выполнению 1 задания (рис.8) показали, что успешность выполнения составила: 76% детей на высоком уровне, 24% на среднем уровне.  При выполнении задания в игровой форме (игра «Путешествие по родном городу») дети рассказывали иностранному гостю про свой город, область, назвали свой домашний адрес, могли описать где находится их дом, как дойти до детского сада. После проведенной работы по ознакомлению с родным городом и краем детей с низким уровнем не стало (рис. 8).

 

 

 

Рис.8. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае ( задание 1 «Родной город»), контрольный эксперимент.

 

Рассматривая результаты задания 2 видно, что дети показали хорошие результаты.  12 детей (48%) с большим удовольствием рассказали  о достопримечательностях нашего города, без ошибок определили достопримечательности города. 13 детей (52%) с помощью воспитателя смогли рассказать о достопримечательностях. Но можно сделать вывод, что после проделанной работы в течение года дети показывают хорошие результаты (рис. 9).

Рис.9. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (задание 2 «Достопримечательности города»), контрольный эксперимент.

 

При выполнении третьего задания «Символика родного города, области» дети  показали очень хорошие результаты. Если сравнить с результатами констатирующего эксперимента, то на уровне  «сформирован»  было 6 детей, 16 детей – «в стадии формирования» и 3 детей  - «не сформирован». После проделанной работы результаты изменились уровень «сформирован» - 17 детей – 68%, «в стадии формирования» - 8 детей – 32%.

 

 

Рис.10. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (задание 3 «Символика города»), контрольный эксперимент.

 

При выполнении 5 задания « Природные компоненты родного края» (мы взяли картинки животный мир) мы добавили еще картинки минералы Челябинской области, т.к. в течении года мы виртуально путешествовали по Ильменскому заповеднику, оформляли коллекцию камней, также сделали пособие «Минералы Урала».  С данным заданием  справились   9 человек – 36%.  Дети правильно и с интересом назвали животных, птиц и рыб, назвали реки, а также безошибочно назвали камни.  15 детей (60%) – назвали животных, птиц,   рыб, путались в названии рек Челябинской области и    в названии минералов.  1 ребенок (4%) – Матвей Ф с трудом назвал птиц и рыб Южного Урала, не назвали рек и не смог в коллекции минералов найти камень, нарисованный на картинке.

 

Рис.12. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (задание 5 «Природные компоненты родного края », контрольный эксперимент.

 

При выполнении 6 задания «Личностное отношение к родному краю» дети отвечали на вопросы «Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе  Миассе?», «Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музей, заповедник  нашего города?»

60% детей с удовольствием рассказали  какие места они посещали с родителями, несколько детей смогли прочитать наизусть стихотворения о родном городе.  Остальные дети с трудом смогли рассказать о своем городе.

Очень радует, что после проделанной работы нет низкого уровня, дети  с удовольствием рассказывают о своем городе, а также участвуют вместе с родителями в разных мероприятиях.

 

Рис.13. Уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (задание 6 «Личностное отношение к родному краю »), контрольный эксперимент.

 

Как показывает диаграмма (рис.14) уровень «сформирован» проверяемых знаний был зафиксирован  48% (12) детей, до обучения был 12% (3 детей). Дети   без особого труда давали название города, области, чётко знали домашний адрес. Рассказывая о достопримечательностях города, приводили примеры из личного опыта.  Правильно определяли принадлежность атрибутики Российской Федерации и  Челябинской области, города Миасса. Проявляли фантазию и творчество при ответах.

«В стадии формирования» стало 40% (10) детей. Дети данной подгруппы знают название родного города, свой домашний адрес; государственную атрибутику Российской Федерации и  Челябинской области, а также города Миасса. Однако по-прежнему затруднялись в названии достопримечательностей города. Дошкольники с незначительными ошибками отбирали представителей животного мира  Челябинской области. Из названий рек смогли вспомнить только  Миасс или Челябинск. Знают 1-2 национальных праздника. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов.

С низким уровнем выявлено  три человека, что составляет 12%. Несмотря на то, что эти дети остались в рамках низкого уровня, их балловые показатели по итогам вторичной диагностики стали немного выше.  Дети стали меньше допускать ошибок. С помощью воспитателя смогли назвать домашний адрес. Но, по-прежнему затрудняются назвать достопримечательности города. Путают принадлежность государственных атрибутов. Смогли назвать 2 национальных праздника. Чуть лучше стали определять представителей животного мира, но самостоятельного рассказа развернуть пока не смогли.

 

 

Рис. 14. Сравнительный анализ уровней сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае (по сумме набранных баллов за каждое выполненное задание).

 

Таким образом, дети стали лучше ориентироваться в символах РФ и  Челябинской области, родного города. Знать людей, которые прославили родной край, узнавать на фотографиях достопримечательности города  Миасса, разбираться в национальных костюмах народов  Южного Урала, закрепили знания о разнообразии растительного и животного мира  Челябинской области.

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

 

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы указал на важность решения проблемы патриотического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Воспитатели уделяют определенное внимание решению этой сложной задачи, однако недостаточная эффективность этого процесса во многом объясняется отсутствием системы и целенаправленности в работе.

Диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае   включала в себя:

выявление уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

выявление уровня сформированности представлений детей о родном крае и его культурно-исторических традициях с помощью проведения занятий, бесед, игровой и изобразительной деятельности;

изучение эмоциональной отзывчивости, особенности отношения и интереса ребенка к знаниям о своем родном крае при помощи проведения методики «Личностное отношение к родному краю»;

определение содержания деятельностного компонента через проведение серии наблюдений за детьми в разных видах деятельности.

Результаты диагностики показали, что большинство старших дошкольников находятся на среднем уровне патриотической воспитанности.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, а также математическая обработка этих результатов позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, которые повысили уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае  в результате проведения разнообразных форм образовательной деятельности по составленному перспективному плану для их реализации (приложение 2).

В план были выделены следующие темы: «Достопримечательности  родного города»; «Символика родного города и области»; «Природа родного края».

Наше исследование показало, что воспитание отношения к Родине способствует осознанию, формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Поэтому так важно проводить целенаправленную работу по патриотическому воспитанию дошкольников.

Наибольшую эффективность в повышении уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае   в педагогический процесс помогло добиться: использование регионального компонента как метода патриотического и нравственного воспитания; проведение занятий по темам героических и исторически значимых моментов; работа по формированию исторических знаний о  Миассе.

Немаловажную роль в патриотическом воспитании детей играет развивающая предметно-пространственная среда. Она должна быть опережающего развития и стимулировать духовно-нравственную сферу дошкольников.

Для этого я оформила в группе Центр экологической и нравственно-патриотической направленности: «Родина моя - Россия».

Оформление Центра включает ознакомление с нашей страной и родным краем. Центр оснащен российской символикой, символикой родного края, материалами о ВОВ, дидактическим пособиями по ознакомлению с природным и животным миром Миасса и Челябинской области, альбомами с фотографиями памятных мест и достопримечательностей родного города.

Есть объекты растительного мира, реальные предметы быта, объёмные изображения (муляжи, макеты и др.), предметы декоративно-прикладного искусства народов Челябинской области, игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки-забавы).

Изготовлены лэпбуки («Мой родной город Миасс», «Россия»,) и фотоальбомы («Улица, на которой я живу», «Достопримечательности Миасса», «Известные люди нашего города»).

Подобрала соответствующую детскую литературу, альбомы, демонстрационный материал по теме.

В течение учебного года постоянно пополняла и обновляла РППС в соответствии с тематикой.

Взаимодействие с родителями

 

На втором этапе мною было налажено тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Родителям необходимо было показать значимость патриотического воспитания для общего развития ребёнка, вооружить методическими рекомендациями, заинтересовать в развитии у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре родного края и всей страны.

Я провела для них:

- практикум «Интерактивные формы ознакомления ребенка с родным краем»;

- консультацию «Формирование нравственно-патриотических качеств личности ребенка на основе регионального содержания»;

- занятия в «Творческой мастерской».

Совместно с родителями оформили площадку для прогулок в стиле деревенского двора (поставили плетень, колодец, лавку, мастерили кормушки и скворечники.    Детям было очень интересно все происходящее.

Регулярно привлекала родителей к подготовке и проведению различных мероприятий, оснащению развивающей среды, изготовлению костюмов и атрибутов к праздникам и развлечениям. Кроме того, приглашала их на занятия.

Кроме основных форм работы, осуществляла постоянное взаимодействие с семьями воспитанников в процессе:

- ежедневных непосредственных контактов, в утренние и вечерние часы;

- неформальных бесед по вопросам патриотического воспитания.

 

Таким образом, я постаралась включить каждого родителя в единый совместный процесс патриотического воспитания своего ребенка, что позволило значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников и полностью реализовать все поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Водоёмы нашего края

 

Цели:

Продолжать знакомить детей  с водными ресурсами города Миасса

Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

 

Утром Солнышко встает,              (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет                       (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:                         (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»             ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я                        (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я                         (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я                  (Поднять руки над головой и покачатьими).

Здравствуй, Родина моя!              (Взять друг друга за руки).

 

Как вы понимаете слово Родина? Родина – это место где родился человек.

Наша Родина –  Россия. Мы с вами – Россияне. Столица нашей Родины – город Москва.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей малой Родине.

Ребята, кто знает, что такое малая Родина? Это наш с вами город, в котором мы живем. Слайд 4,5

Как называется наша малая Родина? Миасс

Заповедный городок

И уютный городок

На Урале есть у нас,

Назван в честь реки — Миасс. Слайд 6

Посмотрите, что у меня на столе? Глобус – это модель наше планеты Земля.  Это наша Россия (показываю на глобусе), а здесь на уральском хребте (показываю) расположен наш город Миасс. Из космоса наша планета видится голубой (слайд с изображением Земли из космоса) Почему?  Потому что вода занимает 70% поверхности иземли, а суша всего 30%.Слайд 7

Как вы думаете ребята, нам нужно столько воды? Зачем человеку вода?Ответы детей (фотографии, как дети используют воду слайд 8)

Как изображена вода на глобусе? Тонкие линии – это реки, небольшие темные пятнышки – это озера, а большие – моря и океаны.

А сейчас посмотрите, что у меня в руках? Это карта нашего города. Посмотрите ребята, вокруг нашего Миасса есть реки и озера?Слайд

Да ребята, в нашем крае много рек и озер. Наш край называют край тысячи озер, край голубых озер. На самом деле в нашей Челябинской области больше 7000 озер.

Жизнь есть только там где есть вода!

Ребята, послушайте, что это за звук? Это шум волн наших рек и озер.

Физминутка. слайд 9

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

(Вода шумит, появляется капелька)

Здравствуйте, дети. Я волшебная капелька Кап, я пришла к вам, чтобы рассказать о некоторых водоемах нашего города.

         Сама я из реки Миасс(слайд 10). Река Миасс – самая главная и большая в нашем городе. Название нашего города произошло от моей реки. Однажды Емельян Пугачёв (атаман) послал в разведку русского и башкира. И вот вышли они к берегу незнакомой реки. Возвратились они. Пугачёв их спрашивает: « Как называется река?» — «Никак», — ответили разведчики. «Тогда сами назовём!» — воскликнул атаман. — Кто первым увидел речку?» Заспорили первооткрыватели: «Мин», — кричит башкир. «Аз»,— твердит русский. «Не спорьте»,— засмеялся Пугачёв, —- пусть река так и называется — Ми-аз — в честь вас обоих». Так и пошло.Теперь уж не оторвать в слове «Миасс» башкирский слог от русского слога. Навеки слились.

А еще в нашем городе есть красивое Озеро Тургояк слайд  – одно из самых глубоких озер нашего края, занимает первое место в Челябинской области по чистоте и составу воды. Внесено в список ценнейших водоемов мира. Вода в озере целебная, насыщенная кислородом, почти свободна от растительности. Озеро богато рыбой. Озеро окружают горы и хвойные леса.

Имеется 6 островов. Самый крупный из них остров «Веры» является археологическим музеем под открытым небом.

По преданиям, путешествовал по этим местам юноша по имени Тур. Он был очень добрым. На своем пути он увидел девушку, сидящую на камне. Она была необычайно красива, но глаза ее были грустны. Звали ее – Гояк. Она рассказала юноше, что ее заколдовала ведьма, и теперь она не сможет видеть, пока не умоет свои глаза чистейшей водой.

Тогда юноша отправился в путешествие на Байкал и в ладонях принес целебной воды. Девушка умыла этой водой свои глаза и прозрела. Капли, упавшие на землю, образовали необыкновенное озеро, которое назвали Тургояк. Оно символизирует собой любовь и красоту.

(слайд )Озеро Инышко — тихое, мирное озеро. Из-за илистого дна вода имеет бурый оттенок. Это озеро младший брат Тургояка и расположено оно совсем рядышком. У этого озера два дна. Нижнее дно из ила и песка, а верхнее из торфа. Когда Емельян Пугачев отступал из нашего города, говорят,он выбросил золото в озеро Инышко, которое до сих пор никто не нашел.

Еще в нашем городе есть озеро Ильменское (слайд). Название оно получило от Ильменского хребта, который начинается сразу от северного берега водоема.

Благодаря тому, что озеро неглубокое, летом оно хорошо прогревается.

В старой части нашего города есть городский пруд (слайд).Искусственный пруд был устроен в 1776 году для работы машин Медеплавильного завода. В 1798 году на плотине поставили фабрику по промывке золота.

В 1884 году на северо-восточном берегу реки Миасс купец Поликарпов  построил  плотину для водяной мельницы. Так образовался Поликарпов пруд (слайд) на поселке Динамо.

(слайд) Пруд на поселке Строителей, он был специально вырыт для поливки садов.

Ребята, вы запомнили какие водоемы есть у нас в городе?Капелька, ты так интересно рассказала нам про озера нашего края, но почему же ты стала  такая грустная?

Капелька: «Люди нашего города очень любят отдыхать на берегах моих водоемов, уезжают и оставляют весь мусор на берегах (слайд с грязным берегом)».

Ребята, как вы думаете хорошо ли поступают люди? К чему приводит засорение водоемов?Как же бережно относится к воде?

Если в воду не сбрасывать мусор, отходы, то вода постепенно сама очистится.  А ещё воде можно помочь: убрать всё, что в неё сбросили, убрать мусор с берегов, не сливать в неё грязные воды, тогда жизнь в реку возвратиться. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, порхать чайки.

Капелька Кап, мы с ребятами благодарим тебя за интересный рассказ о наших водоёмах! Мы с ребятами обещаем, что будем заботиться о чистоте наших водоемов.

А как мы это будем делать, мы с ребятами сейчас сделаем стенгазету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.

2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.

3. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Средняя группа / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

7. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Останца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.

8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.

9. Меремьянина  О. Р. «Давайте сохраним…»  Учебно – методическое пособие по краеведению Для работы с детьми 4 – 7 лет. Барнаул 2007 г

 

 

32

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой»

"Волшебный край!" - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. "Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

     В современной жизни проблема обучения математике приобретает  всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной к...

ОПЫТ РАБОТЫ «Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений»

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умен...

Опыт работы по теме: "Театр как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Театр  как средство  формирования  связной  речи  детей  старшего дошкольного  возраста"...

Опыт работы "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования личности ребёнка

Основная цель работы: формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога....

Опыт работы на тему «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы "Инновационная технология "Тимбилдинг" как средство формирования коллектива"

Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач; готовности к тру...