Особенности парциальной программы по познавательному развитию дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»
консультация (старшая группа)

Анахина Татьяна Александровна

Особенность парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» состоит в том, что познавательное развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности парциальной программы по познавательному развитию дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»

Программа направлена на создание условий для познавательного развития детей с целью становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также ценностного отношения ребенка к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Особенность парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» состоит в том, что познавательное развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области, что способствует решению важнейшей задачи зарождения и сохранения у дошкольников любви к древнему и вечно молодому родному краю, позволяет проникнуться чувством уважения к своим предкам, лучше узнать свою малую родину. Отсюда

Цель программы: обеспечение познавательного развития детей 3 – 8 лет на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.

Задачи программы:

  • развитие познавательных интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации на основе социокультурных традиций Белгородской области;
  • формирование представлений о социокультурных ценностях и традициях России и Белгородской области;
  • развитие в игровой, познавательно-исследовательской, проектной деятельности представлений о себе и других людях, о природных богатствах и культурных достижениях Белгородской области, о труде и профессиях земляков, об историческом прошлом и настоящем Белогорья;
  • расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом с учетом социокультурных традиций Белогорья;
  • ознакомление дошкольников с медицинскими профессиями, лучшими врачами Белогорья, ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников;
  • развитие у детей способности к инициативному и самостоятельному действию по решению познавательных задач на основе социокультурных традиций Белгородской области.

В основе разработки парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» субъектно-событийный подход (С.Л. Рубенштейн, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков), лежащий в основе проектирования образовательной детско-взрослой общности или событийной общности. Субъектная педагогика исходит из следующих принципиальных позиций: Ребенок есть изначально индивидуальность. Из чего следует признание педагогами самоценности детства и необходимость изучения и содействия раскрытию своеобразия личности каждого ребенка. Основной способ воспитания – укрепление бытия воспитанника через становление его субъектности. Потому «основными методами влияния на личность в субъектной педагогике являются не менторство, не нравоучения, не сообщение правил и норм поведения и даже не привитие таковых ребенку», а создание воспитывающих (образовательных) ситуаций, где пример взрослого и совместные действия с ним выступают отправной точкой (Л.Н. Селиванова).

В содержательном разделе парциальной программы выделено 12 самостоятельных модулей. Рассмотрим: Модуль 9. «Герои Белогорья», который в младшем дошкольном возрасте представлен следующими формами взаимодействия:

  • Образовательная ситуация «Как наши предки защищали Родину»
  • Разновозрастное взаимодействие «Богатыри – защитники земли русской»
  • Взаимодействие с родителями. Выставка фотографий «Мой прадедушка –герой.

Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае – субъекта познания, способствует организация

партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для дошкольников. В контексте парциальной программы познавательного развития «Здравствуй, мир Белогорья!» непосредственно образовательная деятельность осуществляется, прежде всего, в форме образовательных ситуаций, структуру рассмотрим на конкретных примерах. в ходе которых дети знакомятся с различными аспектами окружающей действительности, проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности и экспериментировании с объектами живой и неживой природы (выявление свойств и качеств объектов и материалов, определение признаков, наблюдение, сравнение и классификация объектов); овладевают способами доказательства своих утверждений и обоснования своих предположений; придумывают творческие вопросы, задачи, игры; принимают участие в обсуждении творческих задач и игр, предлагают свои варианты решения.

Структура образовательной ситуации состоит из следующих этапов:

  1. Погружение в познавательно-игровую ситуацию.

Основной целью данного этапа является развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).

  1. Проблемный этап.

В ходе данного этапа дошкольники совместно с воспитателем формулируют проблемный вопрос и свою цель работы.

  1. Информационный этап.

Воспитатель создает условия для освоения детьми основополагающих

культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных связей, родо-

видовых (классификационных), пространственных и временных отношений.

  1. Стимулирование детских вопросов.

Целью данного этапа является развитие восприятия, мышления, речи

(словесного анализа-рассуждения).

  1. Символизация, моделирование. 

В основе деятельности на данном этапе лежит перевод дошкольников от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира). Кроме того, осуществляется расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта.

  1. Рефлексия.

На данном этапе создаются условия для самооценки ребенком полученного продукта, который и определяется как результат обучения. Сначала самооценка звучит эмоционально, позже ребенок уже способен оценить соответствие полученного продукта замыслу деятельности, оценить успешность своего участия в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия с родителями как условие успешной реализации региональной парциальной программы по познавательному развитию «Здравствуй, мир Белогорья!».

В данной статье речь идёт о внедрении в образовательное учреждение региональной парциальной программы по познавательному развитию "Здравствуй, мир Белогорья!"...

Парциальные программы по музыкальному развитию дошкольников

Краткий обзор парциальных программ по музыкальному развитию дошкольников, надеюсь, поможет музыкальеым руководителям, педагогам дополнительного образования (по данному направлению) и  интересующи...

Парциальная программа по познавательно-речевое развитие. "Школа-азбуки" средняя группа.

Рабочая программа дополнительного образования«Школа - Азбуки»(познавательно-речевое развитие)Возраст детей  4-5 лет...

Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Волшебная бумага» для детей 5 - 6 лет

Программа «Волшебная бумага» имеет познавательную направленность.Исходя из программы «От рождения до школы» одной из основных целей в образовательной области «Познаватель...

Парциальная программа по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Любознайка"

Программа «Любознайки» (далее по тексту Программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы Образовательной организации (часть, формируемая участниками образовательн...

парциальная программа по познавательному развитию"Эколята"

Парциальная программа по познавательному развитию "Эколята", разработанная нашим педагогическим коллективом...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Мир головоломок»

Программа направлена на комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения; сенсорной и двигательной сфер ребенка; формирование нестандартного мышления и логики....