Парциальная программа "Краеведение" все группы
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Пояснительная записка: Программа «Краеведение» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), с учетом Основная общеобразовательная программа ДОУ разработанная на основе инновационной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2019 г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 628.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы
-Целевые ориентиры
-Направления деятельности
-Формы работы
2.Раздел рабочей программы дети 2 – 3 года
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Краеведение».
3. Раздел рабочей программы дети 3 – 4 года
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Краеведение».
4. Раздел рабочей программы дети 4 – 5 лет
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Краеведение».
5. Раздел рабочей программы дети 5 – 6 лет
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Краеведение».
6. Раздел рабочей программы дети 6 – 7 лет
- Возрастные особенности развития детей
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Краеведение».
7.Мониторинг
8.Учебно-методическое сопровождение
Пояснительная записка: Программа «Краеведение» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), с учетом Основная общеобразовательная программа ДОУ разработанная на основе инновационной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2019 г.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в детском саду специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Несомненно, любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Краеведение играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью ДОО. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Содержание патриотического воспитания дошкольников:
-приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
-знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной. Знакомство с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями. Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, с жизнью прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
-проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости-
Цель программы:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан страны, патриотов своего Отечества.
Задачи программы:
-Формировать познавательную активность у детей через знакомство с историей и культурой родного края, с природным, социальным и рукотворным миром.
-Развивать чувство гордости за свой родной край, его достижения и культуру.
Ожидаемые результаты:
- ребенок имеет представление о себе, о членах семьи и ближайших родственниках. Ориентируется в ближайшем социально-культурном окружении, прокладывает маршрут движения до объекта, ориентируется на карте. Знает свое имя, фамилию, свой адрес, название города, республики.
- Ребенок называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей. Знает и узнает флаг, герб, гимн Карелии; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства Карелии.
- ребенок может рассказать о флоре и фауне Карелии; знает и использует правила поведения в природе.
- ребенок имеет представление об характерных для Карелии исторических видах труда, ремеслах; современных видах промышленности, производств.
- ребенок заботится о близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Основные направления программы
- Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
- Использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
- Животный и растительный мир Карелии
Труд людей в Карелии
- Использование народных праздников и традиций.
- Знакомство с элементами карельского орнамента.
- Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн);
- Столица республики, ее достопримечательности; богатства карельского края (полезные ископаемые, животный и растительный мир, реки и озера), достопримечательности;
- Народы, живущие в Карелии;
- Культура Карелии (народные промыслы, традиции и т.д.).
Формы работы:
Рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, экскурсии, ситуативный разговор, беседа, проблемные ситуации, проектная деятельность, интегрированная деятельность, целевые прогулки; коллекционирование; моделирование; реализация проектов; хороводные игры с пением; чтение; обсуждение; драматизация и инсценирование, разучивание стихов.
Учебный план по «Краеведению»
Часть, выбранная участниками образовательных отношений (вариативная) | 2 группа раннего возраста | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||||||
Образовательные области | Парциальные программы | нед Месяц | год | нед Месяц | год | нед Месяц | год | нед Месяц | год | нед Месяц | год |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие | «Краеведение» | 0,16 | 6 | 0,25 1 | 9 | 0,25 1 | 9 | 0,5 2 | 18 | 0,5 2 | 18 |
2 в кв. | |||||||||||
Раздел программы для детей 2-3 лет
Возрастные особенности детей
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 группа раннего возраста (2-3 года)
Тема | Цель | |
1. | «Какой Я?» | Формирование представления ребенка о себе, своем «Я». Имя – принадлежность каждого человека. Побуждение детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и детьми в решении игровых и познавательных задач. |
2. | «Моя семья» | Формирование представлений о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Формирование у детей чувство привязанности и любви к близким людям: маме, папе, бабушке, дедушке. |
3. | «Наша группа» | Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг с другом. Формировать умение детей ориентироваться в групповом пространстве. |
4. | Рассматривание картины «Дети играют» | Учить воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и несложные фразы. |
5. | Чтение карельских песенок и прибауток: «Коло, коло, колобок», «Кукушка», «Марья, маленькая дева» | Знакомство детей с малыми фольклорными формами народов Карелии. Эмоционально откликаться на прослушивание песенок и прибауток , развитие желания слушать неоднократно, поощрять попытки проговаривать слова, имитировать движения. |
6. | «Кто у нас живет? Что у нас растет?» | Знакомство с растительным и животным миром родного края. Воспитание любви к родной природе, желании заботится, оберегать все живое. |
К концу года ребенок:
- Имеет начальные представления о себе, своей семье.
- Знаком с малыми фольклорными формами, эмоционально откликается.
- Использует в игровой деятельности начальные представления о быте семьи.
- Эмоционально откликается на музыкальные и художественные произведения.
Раздел рабочей программы /для детей 3-4 лет/
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (младшая группа)
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Младшая группа (3-4 года)
Тема | Цель | |
1. | «Семь + Я» | Формирование образа Я. Развитие гендерных представлений. Формирование представлений о семье и своём месте в ней. Побуждение называть своё имя и фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Знакомство детей со словами обозначающими родство: папа, мама, бабушка, дедушка, дочь, сын. |
2. | «Семейные традиции» | Обогащение представлений о семье. Формирование у детей чувства привязанности и любви к близким людям, доброжелательных отношениях родных людей. Знакомство детей с семейными традициями. |
3. | «Дом, в котором я живу» | Знакомство со своим домашним адресом. Рассказать какие дома на улице (высокие, низкие, в каком доме живут, о своём дворе), где они гуляют, нравится ли он им, почему? |
4. | «Хорошо у нас в саду!» | Знакомство детей с д\с, как ближайшим социальным окружением ребёнка: профессии сотрудников д\с (воспитатель, помощник воспитателя, муз. руководитель, повар), предметное окружение, правила поведения в д\с, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Отметить как красиво и чисто в д\с, чтобы детям было хорошо и о том, что нужно беречь всё, что есть в д\с. Отметить заботу взрослых о детях. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Познакомить с местонахождением д\с (на какой улице) |
5. | «Город, в котором я живу» | Формирование понятия «город». Знакомство с родным городом, его названием. Воспитание любви к своей малой родине, городу. |
6. | «На улицах города» | Знакомство с понятием улица, с её особенностями: тротуаром, проезжей частью, с правилами поведения на дороге, с видами пешеходных переходов, закрепить значения сигналов светофора, дорожных знаков. |
7. | Чтение карельских песенок и прибауток: «Коло, коло, колобок», «Кукушка», «Марья, маленькая дева». «Люли-люли дитятко» и др. | Знакомство детей с малыми фольклорными формами народов Карелии. Эмоционально откликаться на прослушивание песенок и прибауток , развитие желания слушать неоднократно, поощрять попытки проговаривать слова, имитировать движения. |
8. | «В мире животных» | Знакомство с животным миром родного края: домашние, дикие животные, птицы, насекомые, среда их обитания. Формирование заботливого отношения ко всему живому. |
9. | «Путешествие в мир растений» | Знакомство с растительным миром родного края: леса, реки, поля, луга. Дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитание любви к родной природе. |
К концу года ребенок:
- Имеет начальные представления о себе, своей семье, ближайшем окружении.
- Знаком с малыми фольклорными формами, сказками, эмоционально откликается, участвует в разыгрывании текстов.
- Использует в игровой деятельности начальные представления о быте, укладе жизни семьи.
- Использует представления о качествах и свойствах предметов, объектов, материалов, ближайшего окружения в игровой, бытовой деятельности.
- Отражает в результатах творческой деятельности красоту окружающего мира.
- Эмоционально откликается на музыкальные и художественные произведения.
Раздел рабочей программы для детей 4-5лет
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средняя группа (4 – 5 лет)
Тема | Цель | |
| «Улицы моего детства» | Закрепление названия родного города, знание домашнего адреса, развитие знаний о ПДД. Формирование у детей чувство любви к своему городу. |
| «Растительный мир Карелии» | Расширение представлений детей о природе родного края. Закрепление названий деревьев, кустарников, цветов, ягод, грибов. Знакомство с понятием «лекарственные растения». Закрепление названий растений сада и огорода. |
| «Животный мир Карелии» | Расширение представлений детей о животном мире родного края. Знакомство с названиями, повадками животных и птиц нашего края, их жилищами. Развитие умений устанавливать простейшие связи между явлениями природы, передавать в высказываниях своё отношение к животным. |
| «Карельская изба» -виртуальная экскурсия | Знакомство и карельской избой, её внешним и внутренним убранством. Знакомство с кухонной утварью: печь, чугунок. Воспитание уважения и восхищения мастерством человека. |
| «Хозяйкины помощники» | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Воспитание уважения и восхищения мастерством человека. |
| Чтение карельской сказки «Белка, рукавица и иголка» | Знакомство детей с карельской культурой через сказки. Воспитание умения эмоционально откликаться на прослушивание сказки. |
| « Широкая Масленица» | Знакомство с народными обрядами, обычаями, связанными с проводами зимы. Развитие уважения и интереса к традициям народа. Привитие любви к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки, попевки). |
| «Карельские ремесла» | Знакомство детей с заонежской вышивкой. Обратить внимание детей на элементы вышивки, её цвет. Воспитание интереса к народному быту и изделиям. |
| «Онежское озеро» - экскурсия | Знакомство детей с природой родного края – озером Онего. Воспитание чувства любви к родной природе, желания беречь природу. |
К концу года ребенок:
- Отражает в игровой и коммуникативной деятельности представления о себе, своей семье, о труде взрослых ближайшего окружения.
- Реализует знания о родном городе в игровой, бытовой и творческой деятельности.
- Учитывает знания о признаках и свойствах предметов и объектов народного промысла в свободной практической деятельности.
- Владеет элементарными навыками наблюдения за живой природой и неживой природой в ближайшем окружении.
- Демонстрирует умения ухода за растениями ближайшего природного окружения.
- Называет некоторых представителей флоры и фауны Карелии.
- Знаком с полезными продуктами, производимыми в Карелии.
- Отражает в художественном творчестве представления о народном искусстве Карелии.
Раздел рабочей программы /для детей 5-6лет/
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядности моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Город у Дивьей горы» | Знакомство с историей возникновения города. Закрепление знаний детей о родном городе, его достопримечательностях, о названии улиц и площадей нашего города, место их нахождения. |
«Знаменитые люди нашего города» | Знакомство детей с творчеством Софьи Анищенко, Бориса Прохорова, Павла Малыгина (на выбор) Художниками: Михаилом Колесниковым, Геннадием Кочетовым, Львом Буриным (на выбор) | |
Октябрь | «Моя Карелия» | Формирование представлений о республике, в которой мы живём, понимание выражения «малая родина». Воспитание у детей любви к родному краю. |
«Карельские узоры» | Расширение знаний о карельской вышивке, названиями элементов вышивки. Привитие интереса к национальной культуре через народное творчество. Развитие творческих и познавательных способностей детей. | |
Ноябрь | «Край карельский - край лесной» | Совершенствование знаний о природе родного края. Формирование представления о том, что лес является гордостью Карелии. Воспитание бережного отношения к лесу. |
«Животные Карелии» | Расширение знаний детей о природе родного края, разнообразии животных живущих в лесах Карелии. Воспитание бережного отношения к природе родного края. | |
Декабрь | «Птицы Карелии» | Расширение знаний детей о природе родного края, разнообразии птиц живущих в Карелии. Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к родной природе. |
Чтение сказки «Черная уточка» | Развитие интереса к культуре карельского народа через сказки. Знакомство со старинными предметами, упомянутыми в сказке, их названиями и назначением. Сравнение карельских сказок с русскими народными сказками. | |
Январь | «Волшебное Кантеле» | Знакомство детей с карельским муз. инструментом – кантеле, его внешним видом, звучанием. Формирование интереса к познанию национальной культуры. |
Чтение сказки «Ольховая Чурка» | Развитие интереса к культуре карельского народа через сказки, обращая внимание на речевые обороты и имена героев сказки. | |
Февраль | «Карельский народный костюм» | Знакомство детей с народным карельским костюмом, Объяснение особенностей костюма, связанных с проживанием на территории Карелии. |
Экскурсия в краеведческий музей | Развитие у детей эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним, развитие эстетического вкуса и познавательной активности детей. | |
Март | «Ай - да, Масленица!» | Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками. |
«Куколка - оберег «рванка» | Знакомство с карельской национальной куколкой - оберегом «рванкой», её значением в жизни ребёнка в старину. Способствование освоению детьми культурно-исторического опыта. | |
Апрель | «Карельские ремесла» | Знакомство детей с некоторыми видами карельских ремёсел (рыбак, охотник, вышивальщица, бондарь (изготовление домашней утвари, деревянных изделий). Привитие интереса к занятиям карельского народа. |
Карельские игрища | Знакомство детей с карельскими народными играми. | |
Май | «Наш мини-музей» | Объединение усилий ДОУ и семьи в воспитании у детей любви к родной природе, чувство национальной гордости. |
Игра «Путешествие по родному краю» (с родителями) | Закрепление знаний детей о родном крае. Объединение усилий ДОУ и семьи в воспитании у детей любви к малой родине, чувства национальной гордости. |
К концу года ребенок:
- Свободно рассказывает о себе, своей семье, ориентируется в родственных связях.
- Использует представления о труде взрослых, характерных для Карелии в игровой и трудовой деятельности.
- Знаком с историей возникновения города, его достопримечательностях, с названиями улиц и площадей нашего города, место их нахождения.
- Создает игрушки, предметы быта для организации игрового пространства.
- Инсценирует запомнившиеся произведения карельского фольклора.
- Инсценирует проведение народных подвижных игр.
- Ориентируется в народных промыслах, ремеслах, может воспроизвести элементы заонежской вышивки.
- Имеет представления о знаменитых людях города Медвежьегорска.
- Проявляет интерес к культуре и истории родного края.
- Проявляет интерес к различным государственным и народным праздникам.
- Владеет навыками обследования объектов, сопоставления их признаков.
- Может организовывать и проводить опыты, эксперименты с объектами живой и неживой природы.
- Может выстраивать логические цепочки и делать умозаключения, выявляя скрытые связи и отношения между объектами и явлениями окружающего мира.
- Выполняет основные экологические правила в природе.
- Владеет умением группировать растения, животных по их существенным признакам.
- Рассказывает о достопримечательностях, природе, истории родного края, ближайшего окружения.
- Отражает представления о Карелии в творческой продуктивной деятельности.
Раздел рабочей программы для детей 6-7 лет.
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет (подготовительная группа)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовительная группа (6 - 7 лет)
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Путешествие в прошлое нашего д/сада» | Способствование общему развитию детей, прививая любовь к родному д/саду, развивая интерес к прошлому. |
«Генеалогическое древо семьи» | Актуализировать знания детей о себе, своей семье, родословной, о связи поколений семьи. | |
Октябрь | «Мой город - Медвежьегорск» | Совершенствование знаний, о истории возникновения города. Закрепление знаний детей о родном городе, его символах, достопримечательностях, о названии улиц и площадей города, место их нахождении. |
«Достопримечательности нашего города – вокзал» | Формирование у детей знаний о здании вокзала, как об архитектурном памятнике нашего города. Показать уникальность этого строения, его красоту, Воспитание чувства гордости за родной город. | |
Ноябрь | «Я в Карелии живу» | Знакомство детей с символикой Карелии, её столицей. Расширение знаний о карельских городах. Развитие умения ориентироваться на карте. Воспитание у детей любви к родному краю. |
« Заонежская изба» (виртуальная экскурсия) | Знакомство с традициями строительства заонежской избы, её внешним и внутренним убранством. Воспитание уважения и восхищения мастерством человеческих рук. | |
Декабрь | «Карельские узоры» | Расширение знаний о карельской вышивке, названиями элементов вышивки. Привитие интереса к национальной культуре через народное творчество. Развитие познавательных способностей детей. |
«Карельские узоры» (продолжение) | Расширение представления о многообразии карельского орнамента, развитие творческих умений в рисовании, используя характерные элементы карельского узора. | |
Январь | «Святочные гуляния в Заонежье»
| Привитие интереса к культуре предков через знакомство с народными праздниками и традициями. Развитие творческих и познавательных способностей детей. |
«Карельские богатства» | Знакомство детей с полезными ископаемыми Карелии (гранит, шунгит, малиновый кварцит и т.д.). Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к родному краю. | |
Февраль | «Достопримечательности Карелии» | Расширение у детей представлений о достопримечательностях республики: памятниках культуры, исторических памятниках, озерах и т.д. (Кижи, Валаам, Соловецкие острова, водопад Кивач) |
«Виртуальное путешествие на остров Кижи» | Знакомство детей через телекоммуникационные технологии с достопримечательностью нашего района – островом - музеем Кижи, его значением для общечеловеческих ценностей культуры. Воспитание чувства гордости за свою Родину, патриотизма малой родины. | |
Март | «Широкая Масленица!» | Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками. |
«Они прославили Карелию» | Знакомство детей с известными людьми родного края: писатели, поэты, художники и др.; их творчеством (на выбор). | |
Апрель | «Животные и птицы Карелии»
| Расширение знаний детей о природе родного края, разнообразии животных и птиц, живущих в лесах Карелии. Воспитание бережного отношения к природе родного края. |
Чтение сказки «Сын-медведь» | Продолжать развитие у детей интереса к фольклору и художественной литературе карельского народа через сказки, обращая внимание на речевые обороты и имена героев сказки. | |
Май | Мини – музей «Карельские ремесла» | Расширение знаний детей о карельских ремёслах (рыбак, охотник, вышивальщица и др. (изготовление домашней утвари, деревянных изделий). Привитие интереса к занятиям карельского народа. |
Игра «Путешествие по Карелии» | Закрепление знаний детей о родном крае. Воспитание у детей любви к малой родине, чувства национальной гордости. |
К концу года ребенок:
- Свободно владеет информацией и рассказывает о себе, своей семье, родословной, связи поколений семьи, о своей национальной принадлежности.
- Свободно рассказывает о городе Медвежьегорске.
- Хорошо ориентируется в ближайшем социально – культурном окружении, может прокладывать маршрут движения до объекта, читать схему, карту.
- Проявляет деятельный интерес к истории, культуре, обычаям, традициям родного края в прошлом и настоящем.
- Знаком с символикой Республики Карелия, города Медвежьегорска, правилами уважительного отношения к ним.
- Рассказывает о знаменитых людях Карелии, используя различные источники информации.
- Владеет навыками организации народных игр.
- Демонстрирует заинтересованность в организации и участии в проведении различных праздников.
- Имеет представления об основных, характерных для Карелии исторических видах труда взрослых, ремеслах, современных видах промышленности, производств.
- Различает основные элементы архитектуры древних жителей Карелии.
- Имеет устойчивый интерес к фольклору и художественной литературе Карелии, ориентируется в жанрах, может пересказывать, драматизировать знакомые произведения.
- Самостоятельно находит причинно-следственные связи и отношения между явлениями и объектами рукотворного и нерукотворного мира.
- Ориентируется и рассказывает о флоре и фауне Карелии; знает и использует правила общения с природой в своей деятельности.
- Демонстрирует привычки спортивного стиля и здорового образа жизни, используя местные природные факторы.
- Отражает представления о Карелии в творческой продуктивной деятельности.
- Называет художников, музыкантов, поэтов Карелии, знаком с их творчеством.
Система мониторинга
Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май)
Характеристики инструментария образовательного мониторинга:
1. Критерии и методы проведения диагностических процедур в рамках мониторинга: интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач, проблемных ситуаций, адекватность детских ответов и решений; самостоятельность применения знаний, умений, навыков.
2. Мониторинг развития ребенка. Методы диагностики: наблюдение за проявлением любознательности, наблюдение за проявлениями активности в деятельности и т.д.
Учебно-методическое обеспечение:
- Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».С – Пб 2005
- И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…», М. 2004
- Сказки Заонежья», состН.Ф. Онегина. Петрозаводск 2004.
- Красная книга Карелии. Петрозаводск 2003
- Л.И. Шитикова «Край, в котором ты живешь» Петрозаводск 2004.
- А.И. Зимина «Народные игры с пением», М.., 2006
- Г.В. Зимин «Животный мир Карелии», П., 2005
- А.П. Косменко «Карельское народное искусство», П.,2005.
- Л.И.Белосолова «Народное искусство Карелии», П., 2005
- В.Н. Косарева «Народная культура и традиции».
- Региональная образовательная программа дошкольного образования «Мой край – Карелия» - Петрозаводск, 2018
- Краеведение в детском саду. СПб, 2015
Дидактический материал:
- элементы карельского быта.
- картины «Национальные костюмы»
- куклы в национальных костюмах
- презентации о Карелии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) 2015-2016гг (ноябрь)
Комплексно тематическое планирование на ноябрь 2015г...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

Парциальная программа по организации театрализованной деятельности во 2 младшей группе.
Программа оформлена в связи с требованиями ФГОС ДО....

Знакомство с городом. Учебный план - сетка по парциальной программе вторая младшая группа.
План - сетка по программе Алифановой "Петербурговедение для малышей"...

Я -ТЫ -МЫ Учебный план - сетка по парциальной программе вторая младшая группа.
План сетка по программе О.Л. Князевой "Я-ТЫ-МЫ"...

Парциальная программа по художественно-эстетическому направлению для второй младшей группы ДОУ
Программа направлена на то, чтобы помочь развить у ребенка оригинальные идеи,воображение, творчество,мелкую моторику пальцев рук,самостоятельность.Направлена на развитие детской фантазии.воображения,н...

