Проект «Мое село Сакмара»
проект (подготовительная группа)

Дорогина Татьяна Викторовна

Актуальность проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка  является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его  района, области,  города, страны». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moe_selo_sakmara.docx57.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Сакмарский детский сад «Улыбка»

  Воспитатель: Дорогина Т.В.

с. Сакмара, 2024г.

Содержание

Пояснительная записка……………………………….…………………...........3

Проектная карта…………………………………………………………...........4

Матрица проекта…………………………………………………………..........9

Используемая литература………………………………………………..........16

Пояснительная записка                                                                                                               В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.                    Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране,  к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение  краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает интеграцию в разных видах детской деятельности.                                                                   Актуальность проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка  является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его  района, области,  города, страны». В проекте речь идет о значении истории родного края и ее влияние  на патриотическое воспитание дошкольников.                                                                                               Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение,  как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.                                      Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и  посильным  для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал  включается в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, вклчаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса и повышению качества знаний

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

12.02.

  Вторник

13.02.

Среда

14.02.

Четверг

15.02.

Пятница

16.02.

1

Образовательная деятельность

«Люби и знай свой край родной»

«Фауна

оренбургских

степей»

«Мое село Сакмара»

Культурное наследие нашего края «Хлебный край»

«Знаменитые люди нашего села»

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки) рассматривания

рассматривание альбома с иллюстрациями «Оренбуржье мое»

 экскурсия  к обелиску воинам, погибшим в годы ВОВ.

просмотр презентаций,,вырезок из газеты «Сакмарские вести» о селе Сакмара

фильм «Здравствуй

, хлебушек!»

виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа:процесс выращивания хлеба, профессия «хлебороб»)

экскурсия в библиотеку и музейную комнату

3

Рассказывание

о достопримечательностях нашего села. Составление альбома достопримечательностей села из рассказов воспитанников

об озерах и их обитателях с опорой на личный опыт детей

разучивание народных песен, танцев, хороводов, игр.

«Как растет хлеб, уход за ним». Загадка о хлебе.

о знаменитых земляках нашего края «Космонавт

Ю.А.Гагарин»,

об участниках-земляках                                       ВОВ          

4

Чтение художественной литературы

В.Степанов «Что мы Родиной зовем»

чтение стихотворения И. Малова «Я слышу

степь».

чтение литературы об особенностях климата и природных зонах .

сказка «Я – колосок».

знакомство с творчеством поэтессы-земляка Надежды Акисовой

5

Игры  (настольно-печатные и дидактические, подвижные и с/ролевые, театральные)

дидактическая игра «Достопримечательности села»  об архитектуре

дидактическая игра «Кто живет в озерах»

народная игра «Дедушка – рожок»

дидактическая игра «Разгадай мою загадку»,

игра «Кто быстрее найдет свой калачик».

дидактическая игра «Угадай и назови»

6

Художественно-творческая деятельность:

конструирование «Мое село»

рисование «Река Сакмара»

рисование «Вот моя улица, вот мой дом»

изготовление калача из теста.

рисование «Первый космонавт»

7

Эксперементирование

опыт «Посадка зерна»

8

Коллекционирование

сбор фотоматериалов о селе.

сбор материалов о фауне  нашего края

фотоматериалы  национальностей, живущих на нашей территории.

что пекут дома. Изделия из теста

сбор фотоматериалов о известных людях нашего села

Матрица проекта

Название проекта: 

 «Мое село Сакмара»

Тема проекта  Формировать систему представлений об истории развития села, о природе и населении родного края.

Проблемное поле проекта: Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, которая их окружает. Поэтому необходимо рассказать детям, что каждая улица, каждый уголок родного края имеет своё название, хранит свою тайну. Невозможно полюбить их не зная их судьбы, исторического прошлого. Проект направлен на углубление и закрепление знаний о родном  селе. Важно показать ребенку, что родное село прославлено своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

Игры

Информационно-коммуникативные технологии (использование Интернета в подготовке образовательной деятельности, использование проекционного оборудования)

Технология сотрудничества.   Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.                              

Художественное слово.

Цель: развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего села, формирование чувства патриотизма

Задачи:
1.Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному селу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином родного края.

2.Расширять представления детей о достопримечательностях села.

3.Воспитывать любовь к родному селу. Вызывать восхищение родным селом, чувство уважения к своему народу, бережное отношение к тому, что сделано их трудом.

4.Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами знаменитых людей , их достижениями;

5.Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Планируемые результаты:

Личностные качества 

обогащение знаний детей о родном селе

осознание детьми доброго, заботливого отношения к своему селу, к людям и национальностям проживающих на территории села

активное участие детей и родителей в коллекционировании фотоматериала.

Интеллектуальные качества 

любознательность и активность в процессе  изучения материала

способен уверенно действовать по инструкции педагога в процессе создания рисунка, аппликации, поделки и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

Физические качества

умеет использовать атрибуты, строительный материал.                                                                           проявляет ручную ловкость в процессе рисования; аппликации, лепки                                                   способен проявить волевые усилия при рисовании и  аппликации, лепки (довести работу до конца).

Обозначить ключевые моменты проекта (согласно задачам):

Занятия, игры, творческая деятельность: рисование,  дидактические игры.

Деятельность каждой группы участников проекта по реализации содержания проекта (детей,    родителей, коллег) подготовка к деятельности, групповое обсуждение.

Дети

1. Беседа: о достопримечательностях нашего села, «Мое село Сакмара»; беседа об озерах и их обитателях с опорой на личный опыт детей; «Как растет хлеб, уход за ним»;        о знаменитых земляках нашего края о  «Космонавте Ю.А.Гагарине», об участниках-земляках   ВОВ , о писателях-земляках.          

2. Наблюдение экскурсии:         экскурсия  к обелиску воинам, погибшим в годы ВОВ. »;        просмотр презентаций, иллюстраций из газеты «Сакмарские вести» о селе .Экскурсии в районную библиотеку, музейную комнату; вертуальная экскурсия «Здравствуй, хлебушек!»:виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа:процесс выращивания хлеба, профессия «хлебороб»)

3. Рассматривание: рассматривание альбома с иллюстрациями «Оренбуржье мое» «Родное село», достопримечательности села, фауна ,знаменитые земляки, земляки-герои

4. Чтение книг:  В.Степанов «Что мы Родиной зовем»        чтение стихотворения; И. Малова «Я слышустепь»;        чтение литературы об особенностях климата и природных зонах ;сказка «Я – колосок»; знакомство с творчеством поэтессы-земляка Надежды Акисовой

6. Заучивание: разучивание народных песен

8. Дидактические игры: «Достопримечательности села Сакмара»;        «Кто живет в озерах»; игра «Дедушка – рожок»; «Разгадай мою загадку»; «Кто быстрее найдет свой калачик»; «Угадай и назови»

9. Конструирование: «Мое село Сакмара»

12. Художественно- творческая деятельность:  рисование «Река Сакмара»; «Вот моя улица, вот мой дом»; «Первый космонавт»; изготовление калача из теста.        

14. Экспериментирование: опыт «Посадка зерна»

15. Коллекционирование: сбор фотоматериалов о селе;        сбор материалов о фауне  нашего края;        фотоматериалы  национальностей, живущих на нашей территории;        сбор фотоматериалов об известных людях нашего села

Воспитатели групп 

1.Подобрать и оформить выставку иллюстраций на тему «Мое село Сакмара» в книжном уголке.

2. Обновление книжного уголка. Подготовить материал для чтения, подобрать книги.

3. Подготовить дидактические игры.

4. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для коллекции фотоматериалла.

5. Создание условий для проявления у детей, творчества, воображения.

7. Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

8. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

9. Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей

Родители

1. Дать представление родителям о значимости  истории нашей местности

2.Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми

Итоговое мероприятие: Викторина «Знатоки родного села»

Описание продукта, полученного в результате проекта

Обогатятся и расширятся знания детей о малой Родине.

Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе у детей и родителей.

Итоговое мероприятие: Викторина «Знатоки родного села»

Вид проекта  творческий, информационный, игровой.

Состав участников                                                                                                                                          Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

1. Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке детей к деятельности (готовность детей, помощь в создании предметно-развивающей среды)

2. Связь с родителями, выполняющими роль участников.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

для педагога: 

1. Подобрать методическую и художественную литературу (стихи, рассказы, сказки) иллюстрированный материал по данной теме, проектор, записи песен

2. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

3. Подобрать материалы для продуктивной деятельности:  бумага для рисования, карандаши, краски, пластилин, конструктор

проектор, материал к д  и с р играм , иллюстрации худ литература • иллюстрации села Сакмара, фото  знаменитых земляков, о хлебе;  • подбор художественных произведений; • сборник загадок, стихов, сказок и рассказов; • конспекты организованной деятельности с детьми.

для детей: набор для детского художественного творчества (бумага,  фломастеры, цветные карандаши, краски, конструктор)

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Подбор  и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фотоматериала по теме проекта.

12.02.

13.12.

2

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта

13.12.

3

Практический

Чтение художественной литературы по теме

Разгадывание загадок .

Знакомство и рассматривание иллюстраций

Дидактические игры

13.02.– 16.02.    

5

Контрольный

Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение.

16.02.

Форма проведения презентации

Викторина «Знатоки родного села». Мероприятие проводится воспитателями и детьми подготовительной группы.


Используемая литература

  1. Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной : Патриотическое воспитание / Н.В. Алёшина. -М .: УЦ Перспектива,2011- 84 с;
  2. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру / С.А Козлова.- Линка Пресс, 2010 - С. 124;
  3. Колиратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие М. 2010 - С.224;
  4. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2011- С. 160;
  5. Красная книга Оренбургской области: «Оренбургские книги»,2012 - С.
  6. 176;
  7. Мосалова Л.Л. «Я и мир»- программа и технология.Конспекты НОД по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Издательство « Детство- Пресс», 2011- С. 80;
  8. Мулько И.Ф. « Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Москва. 2013- С. 112;
  9. Природное наследие Оренбургской области: «Оренбургские книги», 2010-С.95;
  10. Синягина Ю.В. «Моя Родина-Оренбуржье».Методические разработки по краеведению/ Ю.В. Синягина.- Челябинск, 2011- С. 103;
  11. Шевкунова Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы» /Шевкунова Е., Власова Л., Иванова Е.// Дошкольное воспитание.- 2009-№4 - 59-65 е.;
  12. Эмгунт С.А. Краеведение.История Оренбургского края/ С.А. Эмгунт.- Оренбург. 2010- С.200;
  13. Юлаев И. М. « Природой сотворённый храм» /И.М. Юлаев.- Оренбург: Печатный дом «Димур», 2012- С. 184.
  14. Воронько П. «Лучше нет родного края»-Хрестоматия для старшего дошкольного возраста /Москва. 2000- С.284;
  15. Дрожжин С. «Привет,тебе мой край родной»- издательство «Детская литература», 2007- С.46;
  16. Приходько В. «Дом зерна»-Москва, издательство «Малыш», 2000-С.38;
  17. Пришвин М. «Лисичкин хлеб»-Москва, издательство «Детская литература», 2007-С.26;
  18. «Самые лучшие сказки и рассказы о животных»- Москва,издательство «АСТ.Астрель», 2011-е. 186.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Живёт село родное»

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края...

Педагогический проект.Памятники села Волово – героям Великой Отечественной войны.

Приближается годовщина Великой Отечественной войны. Война для наших детей далекая история. Необходимо чтобы наши дети ощутили, что они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким событиям....

Педагогический проект.Памятники села Волово – героям Великой Отечественной войны.

Приближается годовщина Великой Отечественной войны. Война для наших детей далекая история. Необходимо чтобы наши дети ощутили, что они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким событиям....

Проект "Мое село родное"

Проект является региональным направлением в работе ДОУ....

Мой успешный проект «Наше село - чистое село»

Организатор проекта:Воспитатель старшей группы Оюн Марина Маадыр-ооловна Участники проекта:Родители и педагоги детского сада, воспитанники старшей группы  Сроки реализации проекта:...

Проект «Моё село - село мое родное»

Знакомство с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина...