Скрининговое тестирование "Интеллектуальный конкурс "Мудрая Сова
методическая разработка (подготовительная группа)

Школьная Вера Николаевна

Интеллектуальный конкурс «Мудрая Сова» – это форма интеллектуального соревнования, позволяющая выявить не только определённые знания воспитанников ДОУ, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих логического мышления.Интеллектуальный конкурс «Мудрая Сова» – это форма интеллектуального соревнования, позволяющая выявить не только определённые знания воспитанников ДОУ, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих логического мышления. Конкурс проводится в форме скринингового тестирования по единым заданиям, разработанными автором Школьной В.Н. и рабочей группой педагогов-психологов Среднеахтубинского района Волгоградской области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_rabota_intellektualnyy_konkurs.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ДЕЛЬФИНЕНОК» Р.П. СРЕДНЯЯ АХТУБА

СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Форма: Скрининговое тестирование

Тема: Интеллектуальный конкурс «Мудрая сова»

Номинация: "Дошкольное образование"

Автор:

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Школьная Вера Николаевна

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность.

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.

На цели создания условий для развития способностей всех детей и молодёжи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи направлена реализация Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г.). Необходимо обеспечить вариативность образовательных услуг, повысить их качество для достижения высокого уровня образованности обучающихся, проявляющих неординарные способности. А также создать систему управления процессами выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых обучающихся в региональной образовательной системе. (1)

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации (от 19 октября 2023 года № 1738 "Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития") говорится, что поиск одарённых и талантливых детей необходимо осуществлять посредством расширения потенциала олимпиадного, конкурсного движения, возможностей спортивных соревнований. (2)

2. Описание инновационного продукта (включая целеполагание).

Интеллектуальный конкурс «Мудрая Сова» – это форма интеллектуального соревнования, позволяющая выявить не только определённые знания воспитанников ДОУ, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих логического мышления.

Основной целью конкурса является активизация деятельности ДОУ по развитию  интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи конкурса:

-выявление детей дошкольного возраста, проявляющих предпосылки интеллектуальной одаренности, поддержка и содействие развитию их способностей;

-стимулирование детей к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций, проявление настойчивости, находчивости, целеустремленности, смекалки;

-повышение качества дошкольного образования в плане подготовки детей к обучению в школе;

-расширение спектра мероприятий, направленных на демонстрацию интеллектуальных способностей детей;

-поощрение педагогов, достигших наилучших результатов в работе с детьми.

Участниками конкурса являются двое (мальчик и девочка) детей подготовительных групп детских садов района, желающих участвовать в конкурсе.

Конкурс проводится в форме скринингового тестирования по единым заданиям, разработанными автором Школьной В.Н. и рабочей группой педагогов-психологов Среднеахтубинского района. Каждый год задания разрабатываются новые. Лист с каждым из 5 заданий предлагается всем детям одновременно. Дети сидят по одному человеку за столом. Одно задание выполняется 2 минуты, в целом на 5 заданий отводится 10 минут. Перед выполнением каждого задания ведущий конкурса Школьная В.Н. дает краткое объяснение на основе подготовленной презентации.

 После оценивания задания каждого ребенка, жюри записывает полученные баллы и потраченное время на каждое задание в таблицу (Приложение 6 «Таблица подсчета личных баллов по каждому участнику конкурса»). После того, как все дети пройдут тестирование, жюри сравнивает полученные баллы по каждому ребенку. Если двое детей набирают одинаковое высокое количество баллов, то применяется подсчет времени.

Дети, набравшие самое большое количество баллов и меньшее количество времени, получают соответственно 1, 2, 3 места, награждаются дипломами и подарками. Детский сад-победитель определяется по сумме набранных баллов всех детей и получает диплом «Самый мудрый детский сад».

Конкурс также способствует выявлению талантливых педагогов, достигших наилучших результатов в работе с детьми и подготовке их к интеллектуальным развивающим конкурсам. На основе конкурсных тестовых материалов педагоги-психологи дошкольных учреждений Среднеахтубинского района разработали в своих учреждениях программы по развитию предпосылок интеллектуальной одаренности детей 6-7 лет.

Интеллектуальный конкурс «Мудрая Сова» может проводить любое дошкольное образовательное учреждение, где есть нормотипичные дети 6-7 лет.

Как все начиналось...

Изначально (март 2019г.) педагог-психолог Школьная В.Н. разработала интеллектуальный конкурс «Мудрая Сова» для своих воспитанников МДОУ ДС Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба. Ежегодно участие принимают в среднем 55 детей подготовительных к школе групп. По результатам конкурса в ДОУ отбираются дети с предпосылками интеллектуальной одаренности. Для этих детей педагог-психолог Школьная В.Н. разработала программу развивающих занятий «Мудрые совята». Дошкольники с высокими результатами работы по программе направляются на участие в районном интеллектуальном конкурсе «Мудрая Сова».

В 2021 году данный опыт Школьная В.Н. представила на методическом объединении педагогов-психологов Среднеахтубинского муниципального района и предложила, разработанный ею, проект Положения районного интеллектуального конкурса «Мудрая сова».

Методическое сообщество педагогов-психологов и специалисты информационно-методического отдела Комитета по образованию Среднеахтубинского муниципального района поддержали инициативу Школьной В.Н. о необходимости проведения районных конкурсов для выявления интеллектуально одаренных детей.

Районный интеллектуальный конкурс «Мудрая сова» проводится в Среднеахтубинском районе ежегодно с 2022 года.

Конкурс имеет положительный эффект в дошкольной среде. Каждый год в конкурсе охотно принимают участие около 30 воспитанников подготовительных групп из 15 образовательных организаций Среднеахтубинского района, реализующих программы дошкольного образования.

3. Риски и компенсаторные меры.

Выполняя конкурсные задания (тем более на время) ребенок дошкольного возраста проявляет повышенную тревожность и эмоциональную нестабильность. Страх допустить ошибку может повлиять на ход выполнения задания: плач, проявление гнева и раздражительности, отказ от продолжения работы.

Для снижения у детей тревожного состояния, задания разработаны особым образом. Все тесты заламинированы пленкой. Дети делают пометки с помощью маркера на водной основе. В случае ошибки, ребенок может стереть влажной салфеткой неправильную линию и нарисовать заново.

Перед каждым заданием ведущий-педагог на основе презентации показывает и объясняет детям легкий однотипный вариант предстоящего задания. Объяснение происходит в форме живой беседы, что помогает детям успокоиться и настроиться на работу.

4. Ресурсное обеспечение (от информационных до материально-технических).

Для организации и проведения районного конкурса создается рабочая группа из педагогов-психологов района. Рабочая группа обеспечивает непосредственное проведение районного конкурса, его организационное и информационное сопровождение, разрабатывает задания, осуществляет проверку выполнения заданий конкурса, утверждает список победителей.

Задания для тестов составляются на основе картинок и иллюстраций взятых из книг, журналов и интернета.

Для проведения конкурса необходимо подготовить нужное количество для детей-участников:

-столы и стулья,

-ламинированные тестовые задания,

-черные маркеры на водной основе,

-влажные салфетки.

Для оценивания конкурсных заданий необходимо подготовить нужное количество для жюри:

-стулья,

-планшеты и ручки,

-таблицы для подсчета баллов и времени.

II. Инновационный продукт.

Тестовое задание №1. «Четвертый лишний» (Приложение 1)

Цель: выявить степень сформированности логического мышления, овладения знаниями об окружающем мире, умениями классифицировать предметы окружающего мира, анализировать, сравнивать и находить общие признаки.

На листе А4 представлены 4 ряда цветных предметов окружающего мира на разную тематику: музыкальные инструменты, строительные инструменты, виды транспорта, насекомые, животные и птицы разных мест обитания, одежда и обувь разных сезонов и значения, мебель, игрушки, учебные принадлежности, фрукты, овощи, цветы, ягоды, деревья, бытовая техника, спортивный инвентарь.

В каждом ряду представлены 4 картинки. Трое из них имеют признаки, помогающие их отнести к одной группе предметов. Одна картинка отличается от остальных, является лишней. Эту лишнюю картинку нужно зачеркнуть.

Рабочая группа конкурса оценивает выполнение заданий «Четвертый лишний» по 1-балльной системе (от 0 до 1 баллов):

0 баллов – за отсутствие или неверное выполнение задания.

1 балл – за правильное и полное выполнение каждого задания.

В итоге участник набирает 4 балла за правильно выполненное задание в целом.

Тестовое задание №2. «Куча-мала» (Приложение 2)

Цель: выявить степень сформированности образного мышления, зрительного восприятия и произвольного внимания.

На листе А4 по краю (слева и справа) нарисованы 6 цветных предметов окружающего мира. В середине листа изображены черным цветом силуэты этих предметов, наложенные друг на друга.

Нужно соединить линией предмет с его силуэтом.

Рабочая группа конкурса оценивает выполнение заданий «Куча-мала» по 1-балльной системе (от 0 до 1 баллов):

0 баллов – за отсутствие или неверное выполнение задания.

1 балл – за правильное и полное выполнение каждого задания.

В итоге участник набирает 6 баллов за правильно выполненное задание в целом.

Тестовое задание №3. «Что сначала, что потом» (Приложение 3)

Цель: выявить степень сформированности словесно-логического мышления, овладения умением устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации; писать цифры от 1 до 5.

На листе А4 изображены 5 сюжетных картинок, которые рассказывают о какой-то истории. Картинки расположены в неправильном порядке. Нужно расположить картинки в правильном порядке, с чего началась история, что было потом, и чем закончилась данная история.

В верхнем углу сюжетной картинки находится белый квадрат. В этом квадрате нужно написать цифру, которая определяет правильный порядок картинок.

Рабочая группа конкурса оценивает выполнение заданий «Что сначала, что потом» по 4-балльной системе (от 0 до 4 баллов):

0 баллов – за отсутствие или неверное выполнение задания.

1 балл – ставится за правильно установленную причинно-следственную взаимосвязь между двумя картинками.

В итоге участник набирает 4 балла за правильно выполненное задание в целом.

Тестовое задание №4. «Недостающий предмет» (Приложение 4)

Цель: выявить степень сформированности логического мышления, овладения умением устанавливать логические закономерности.

На листе А4 представлены 2 рисунка. Каждый рисунок представлен таблицей из 9 окошек. Восемь окошек заполнены разными фигурами, а девятая пустая.

Нужно определить какой фигуры не хватает, и нарисовать ее в пустом окошке.

Рабочая группа конкурса оценивает выполнение заданий «Недостающий предмет» по 1-балльной системе (от 0 до 1 баллов):

0 баллов – за отсутствие или неверное выполнение задания.

1 балла – за правильное и полное выполнение каждого задания.

В итоге участник набирает 2 балла за правильно выполненное задание в целом.

Тестовое задание №5. «Собери картинку» (Приложение 5)

Цель: выявить степень сформированности наглядно-образного мышления, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.

Нужно собрать черно-белую картинку, разрезанную на 8 частей.

Рабочая группа конкурса оценивает выполнение заданий «Собери картинку» по 2-балльной системе (от 0 до 2 баллов):

0 баллов – за отсутствие или неверное выполнение задания.

1 балла – правильно положены только несколько частей.

2 балла – за правильное и полное выполнение задания, правильно положены все 8 частей.

Ш. Литература.

1. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70089372/?ysclid=mgdpxlmoy490424656

2. Официальный сайт органа законодательной власти «Официальное опубликование правовых актов»

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310190047?ysclid=mgdqf80ir3499207105&index=3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скрининговая диагностика

Ознакомление с окружающим миром Развитие речи Математика ИЗО Конструирование Физкультура ...

Методики скрининговой диагностики

Методики скрининговой диагностики, применяемые в дошкольном учреждении...

Модифицированный скрининговый тест для детей раннего возраста

Тест на аутизмТест носит исключительно ознакомительный характер.Для интерпретации результатов необходимо обратиться к специалисту! Модифицированный скрининговый тест для детей раннего возрастаПож...

Скрининговая программа диагностики готовности к школе Н.Я. Семаго, М.М.Семаго

СКРИНИНГ – ОБСЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИК ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ(Н. Семаго, М. Семаго)Программа и методические рекомендацииБланк заданий (распечатывается с двух сторон листа)Лист наблюдений за поведением ...

Результаты скрининговой диагностики готовности к школе + аналитич.справка за 2022-2023 уч.г. гр. АБВГДейка.

Результаты скрининговой диагностики готовности к школе + аналитич.справка за 2022-2023 уч.г.  гр. АБВГДейка....

Скрининговый тест на аутизм

Данный тест ,способствующий определить расстройство аутистического спектра ребенка...