Конспект НОД «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия

ПУЧКОВСКАЯ ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА

 Цель: Закрепление знания русской народной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_proshloe.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие в прошлое»

Цель: Закрепление знания русской народной игрушки.

Задачи:

• Обогащать и уточнять знания детей о русской игрушке, атрибутов русского быта.

• Развивать интерес к старинным игрушкам и играм.

• Формировать положительное отношение к народной культуре.

• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять знания о народном творчестве.

• Развивать связную речь.

• Совершенствовать лексико-грамматические навыки: согласование числительных с прилагательными и существительными.

• Образовывать прилагательные от существительных.

• Учить детей ориентироваться в пространстве.

Материал:

-Русские народные игрушки, музыкальные инструменты и поделки, выполненные из различных материалов (фигурки животных и людей, копилки, дудочки, погремушки, свистульки).

-Старинное вышитое полотенце. Большая матрешка.

-Матрешки из счетного материала.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Орг. момент.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но путешествие это будет необычное - в прошлое, во времена былин и сказок, русских традиций, народных игр и игрушек, с которыми играли наши бабушки и дедушки. Хотите отправиться? Тогда садимся в машину времени и отправляемся. (Звучит музыка)

Расскажу я вам сегодня чем в старинные времена занимались мужчины и женщины.

Мужчины у нас плетут лапти, корзины. Женщины ткут, вышивают. А детей у нас много. Они помогают взрослым. А еще они играют. Но делаем мы детям игрушки из материалов, которые дает наша матушка — природа. Из природных материалов.

-А какие природные материалы вы знаете? (Глина, дерево, солома, ткань) Да глина, дерево, солома и даже ткань из Льна и хлопка это всё природный материал.

- А я сейчас покажу вам игрушки, которыми играют наши дети.

Хозяюшка достаёт и открывает сундук с игрушками.

-Эта игрушка из чего? Игрушка из дерева- она деревянная,

Из глины -

Из соломы-

Из ткани –

Больше всего наши мастера любят делать забавные фигурки животных и птиц.

Сосчитайте, сколько на столе деревянных игрушек? 

Сколько соломенных? 

 Сколько глиняных? 

Выберите понравившуюся вам игрушку. Я, например, выбираю деревянную дудочку. Дети продолжают: «Я выбираю соломенную куклу. Я выбираю глиняную свистульку. Я - деревянного петушка. Я- глиняные сани.

Но наши дети играют не только с игрушками. Посмотрите, что лежит на столе (Полотенце)

Скажите, а какое полотенце? (Очень длинное, яркое, красивое, вышитое, нарядное)

Что на нем вышито мастерицей? (Узоры, цветы, петушки.)

- А вы знаете как называется такое полотенце? Такие полотенца мы называем рушниками. Их обычно предлагаем гостям на празднике, чтобы, вымыв руки, они их вытерли. Дети могут с таким рушником устроить весёлую игру - соревнование. Давайте и мы поиграем. Сначала найдем середину нашего рушника и отметим её ленточкой.

II. Игра на развитие мелкой моторики рук «Рушничок».

Воспитатель: Кто хочет посоревноваться? (Выходят двое детей) Каждому играющему нужно быстро, но аккуратно свернуть свой край полотенца в

рулон. Победит тот, кто первым дойдет до середины. А мы в это время хором будем приговаривать:

Чок- чок, чоки - чок-

Пальцы крутят рушничок.

Чей — чей, чоки-чей-

Ты закручивай ловчей!

Победивший выбирает партнера. Игра продолжается.

Воспитатель: Ребята, а я ведь забыла ещё про одну игрушку, с которой у нас очень любят играть дети. Я загадаю вам загадку, попробуйте отгадать.

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

Но всего одна игрушка.

(Матрешка.)

Верно.

- Из чего сделана матрешка? (Она деревянная)

Эта нарядная деревянная кукла. Она нравится всем: и детям, и взрослым. Посмотрите на неё (Выставляет большую матрешку)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как появилась матрешка? Более ста лет тому назад в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку лысого старичка. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из 8 фигурок. Изображала она девочку в сарафане с черным петухом в руках.

А знаете ли вы, почему назвали эту куклу - «матрешка»?

Есть поверье, что у мастера, который вытачивал эту игрушку, была дочь Матрена. Мастер долго думал, как раскрасить игрушку. И нарисовал лицо своей дочери. Вот так и появилась матрешка от слова «Матрена».

III. Развитие ориентировки в пространстве.

Выполняется упражнение «Играем с матрешкой»

Воспитатель: A сейчас я научу вас играть с маленькими матрешками. Посмотрим, какие вы внимательные.

Хозяюшка произносит текст. Дети внимательно слушают, повторяют каждую строку и выполняют соответствующие действия.

Я возьму матрешку в левый кулачок.

Положу матрешку справа на бочок.

А теперь поставлю к себе на левое плечо.

Спрячу я матрешку в правый кулачок.

А теперь поставлю прямо пред собой.

А сейчас подвину влево левою рукой.

Положу я под ладошку куколку свою.

A сейчас из-под ладошки её снова достаю.

V. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, а что нового вы узнали, побывав в прошлом?

-Где мы сегодня были? (В русской избе). Мы говорили о русских народных игрушках. Из каких материалов их изготавливали? Какие они были?

Спросите прабабушек и прадедушек, какими игрушками они играли в детстве и на следующем занятии мы об этом поговорим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие в прошлое Воронежа"

Конспект по познаватеному развитию для детей подготовительной группы. Основная цель: познакомить детей с историей своего города, активизация связной речи, мышления и памяти....

Конспект занятия " Путешествие в прошлое куклы".

Цель: привлекать внимание  детей к народной игрушке- кукле....

Конспект НОД "Путешествие в прошлое"

Приобщение детей к народным традициям и русской культуре. Совершенствование способностей находить оригинальные решения....

Конспект НООД "Путешествие в прошлое часов"

Дать детям знания о происхождении часов, подвести к пониманию: человек - преобразователь предмета....

Конспект занятия "Путешествие в прошлое книги"

Занятие знакомит детей с историей создания книги....