Cреднесрочный познавательно-творческий проект «У обрядов на Дону множество заветов»
проект (подготовительная группа)

Елена Ивановна Самсонова

Новая методическая разработка среднесрочного познавательно-творческого проекта «У обрядов на Дону множество заветов» рекомендована для музыкальных руководителей и педагогов детского сада, а также может использоваться учителями начальных классов. Проект содержит 4 полезных  приложения: конспект экскурсии в мини-музей, сценарий осеннего казачьего праздника в подготовительной группе, анкету для родителей, конспект ООД на РМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название проекта: среднесрочный познавательно-творческий

«У обрядов на Дону множество заветов»

Автор проекта:

 музыкальный руководитель Самсонова Е. И.

Срок реализации:

17 октября 2025 года- 31 октября 2025 года

База реализации:

 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик», р. п. Усть-Донецкий, Ростовская область

Участники проекта: 

дошкольники 6 лет (воспитанники подготовительной группы), музыкальный руководитель, педагоги, родители.

Тип проекта: среднесрочный

Вид: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: 

2 недели

Интеграция с образовательными областями:

-Физическое развитие

-Социально-коммуникативное развитие

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

Актуальность проекта: 

В настоящее время государство ставит в числе самых важных задачи формирования базовой культуры личности: любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, уважения к старшим, культуре и наследию других народов.  На донской земле актуально знакомство детей с культурой донских казаков, их укладом жизни, обычаями, культурными традициями. Важно пробудить интерес к истории своей семьи, своего края, своего поселка.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, истории донского края, и гордость за казаков, и ощущение неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

Цель проекта: создание условий для формирования желания у дошкольников изучать культуру и традиции донских казаков.

Задачи:

1. Разработать цикл мероприятий, позволяющих задействовать различные образовательные области в изучении культуры и традиций донских казаков.

2. Заложить основы речевой и языковой культуры. Помочь детям освоить родной язык как часть национальной культуры и средство для дальнейшего образования.

3. Развивать у дошкольников интерес к истории и культуре своего народа.

Развивать речь, расширять словарный запас, логическое мышление.

4. Формировать у детей чувство сопричастности к своему родному дому, поселку, семье, природе родного края;

5.Воспитывать у дошкольников интерес и уважение к культуре казачества, патриотические чувства;

Проблема: История казачества, с одной стороны, достаточно широко освещена в литературе, но с другой стороны, нет целенаправленной, системной работы по изучению казачества в дошкольных учреждениях. Беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое.
На современном этапе развития общества вопросы духовно- нравственного, патриотического воспитания выступают на первый план, что отражено в основополагающих нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знании истории донских казаков, его культуры поможет с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их. Эти противоречия и привели к выбору проекта.

Ожидаемый результат:

-расширение и систематизация знания об истории и культуре донского казачества;

- духовно-нравственное и патриотическое развитие детей;

-пополнение активного и пассивного словаря детей,

-формирование наглядно-образного мышления детей.

 -воспитание творческой личности, с уважением и интересом относящейся к культурным традициям казачества.
Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:
Недостаточная информационная компетентность педагогов. Создание условий для педагогов в сфере самообразования. Работа творческой группы по разработке и реализации проекта.
Консультирование по теме проекта.
Этапы проекта:

1 этап. Организационный. «Погружение в проблему».

На 1 этапе определена тема и название проекта: «У обрядов на Дону множество заветов».                      

Тема имеет значимость, так как ее исследование является 1 ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста Усть-Донецкого района.                                                                       

 Был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи.

 Были определены участники проекта.                                                                              

 Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами. Составление перспективного плана: внесение идей и предложений.
2 этап. Основной.  «Организация и осуществление деятельности».

Практический.

Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. Осуществляется подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.   Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создается наглядный материал с использованием ИКТ – технологий.                                                                              Сбор необходимого материала, инвентаря, фотоматериалов.

Разработка и утверждение сценария осеннего казачьего праздника «Как казачата встречали осень в Усть-Донецком», разработка и утверждение конспекта ООД на РМО «У обрядов на Дону множество заветов», разработка конспекта экскурсии «Мало казаком родиться, казаками надо стать!»  в мини-музее «Казачий куренек». Разработка авторских казачьих игр, песен, танцевальных композиций.

Разучивание подобранного материала с детьми.

 3. Заключительный. Результативный.

Проведение итоговых открытых мероприятий с детьми:

казачий праздник «Как казачата встречали осень в Усть-Донецком», ООД на РМО «У обрядов на Дону множество заветов» в подготовительной группе «Речецветик».

Активное участие родителей, составление отзывов и пожеланий.

Фотоотчет на сайте ДОО: http://kluchiksad.ru

Новости на сайте: http://kluchiksad.ru/news.

Презентация проекта «У обрядов на Дону множество заветов».

                                                    Перспективный план

Деятельность педагогов

Деятельность воспитанников

Деятельность родителей

Разработка конспекта игровой экскурсии «Мало казаком родиться, надо казаками стать».

Пополнение атрибутами мини-музея «Казачий куренек».

Художественно-речевая и игровая деятельность.

Игровая экскурсия в мини-музей «Мало казаком родиться, казаками надо стать!». Игры на выбор детей: «Нагайка», «Папаха», «Плетень», «Селезень и уточка».

Помощь в наполнении мини-музея. Изготовление самодельных музыкальных инструментов: корзиночек, досточек, шуршалок.

Изготовление нагайки для игр.

Разработка, обсуждение и утверждение членами творческой группы сценария казачьего праздника: «Как казачата встречали осень в Усть-Донецком» в подготовительной группе. Разработка презентации к празднику.

Разучивание тематических стихотворений, песен, танцевальных композиций, ролей в театрализации.

Коммуникативная деятельность.

Обсуждение и отзывы на сайте ДОО: http://kluchiksad.ru

Подбор литературы, стихов, пословиц, поговорок по теме. Подбор казачьих заповедей.

Художественно-речевая деятельность.

Знакомство с донским народным фольклором. Разучивание стихов о родном крае, обсуждение казачьих пословиц, поговорок, казачьих заповедей.  Знакомство с диалектными словами: курень, папаха, нагайка, атаман, щерба, шермиции и т.д.

Помощь в разучивании стихов о родном крае, казачьих пословиц, поговорок.

Подготовка методических разработок казачьих танцев музыкальным руководителем.

Двигательная деятельность:

разучивание движений из танцев, развитие координации движений с партнером.

Разучивание танцевальных композиций с разными атрибутами: копьями, шашками, конями на палочках.

Помощь в сборе и изготовлении атрибутов для танцев: палочки для коней, копья, шашки.

Разработка презентации:

«Боевые искусства казачат- шермиции»

Познавательная деятельность:

знакомство с традициями и обрядами казаков, диалектными словами: курень, папаха, шермиции, нагайка, щерба, атаман и т.д.

Помощь в изготовлении атрибутов костюма казаков: пошив папахи.

Разработка казачьих подвижных игр с музыкальным сопровождением.

Консультация: «Инновационный подход - игровая технология. Обучение дошкольников казачьим играм с музыкальным сопровождением»

Игровая деятельность:

разучивание текста игры «На бахче».  

Двигательная деятельность:

обучение движениям из танцевальной композиции «Я на печке молотила», «Тополь-тополек».

Коммуникативная и самостоятельная деятельность.

Консультация: «Казачьи игры. Играем с детьми».

Анкета: «Изучение представлений о казачьих традициях»

Подбор казачьих песен для дошкольников.

Музыкально-театрализованная деятельность: 

Инсценировка «Свадьба казаков».  

Познавательная деятельность:

-разучивание текстов песен: хоровода «У Дон-батюшки реки»;

-знакомство с диалектными словами: бахча, бахчеводы, кавуны, прялка.

Помощь в разучивании текстов песен.

Знакомство со знаменательными местами п. Усть-Донецкого, географией Усть-Донецкого района. Разработка презентаций.

Художественно-речевая деятельность.

Беседа о станицах Усть-Донецкого района.   Просмотр презентации «Достопримечательности поселка Усть-Донецкий»

Рекомендация: сделать фотографии совместных посещений достопримечательных мест поселка, станиц Усть-Донецкого района

Методическая разработка НОД: аппликация «Кисть винограда».

Самостоятельная деятельность детей:

наблюдение за особенностями виноградной лозы и плодов винограда.

Продуктивная деятельность. Самостоятельная деятельность.

Овладение приемами вырезывания и склеивания.

Обсуждение выставки «Кисть винограда» на сайте. Фотоотчет на сайте: http://kluchiksad.ru   

Новости на сайте: http://kluchiksad.ru/news .

ООД на РМО «У обрядов на Дону множество заветов»

Разучивание казачьих песен, стихов, танцев.

Помощь в сборе атрибутов для инсценировки: фата невесты, бочонок, колечко.

Описание актуальных мероприятий проекта:
       Мини-музей - это уникальная возможность организации воспитательной работы с детьми, формирования способности понять язык вещей, постичь их назначение и рукотворность, музей - это незаменимый помощник в изучении истории и культуры своего народа. В музее проходили не только занятия с детьми, развлечения, праздники, ярмарки, театрализованные представления, посиделки, он стал центральным местом нашего детского сада, где проходят знаковые мероприятия. 
Необходимо заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе. И в результате каждая семья может создать «Семейный фотоальбом».                                 Его наполнение- это кропотливая работа всех членов семьи: фотографии совместных посещений достопримечательных мест родного поселка, красивых мест Усть-Донецкого района. В течение всего периода дети могут приносить в детский сад семейные фотоальбомы, рассказывать интересные истории из жизни семьи.

Педагоги познакомили дошкольников с историей православного праздника «Покров», приметами, с казачьими пословицами и поговорками, заповедями, разучили стихотворения, песни, танцы, игры, познакомили с шермициями, с боевым искусством казаков.

        Необходимо заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе. В течение всего периода дети могут рассказывать интересные истории, чтения и заучивания казачьих пословиц и пословиц, заповедей, пения казачьих песен с семьей.
             Для реализации творческого потенциала дошкольников и развития у них художественной инициативы через систему индивидуальных заданий и разработку творческих проектов педагоги могут использовать материал, собранный в данных рекомендациях, прилагаемых к проекту «У обрядов на Дону множество заветов».

             С целью создания у детей представления о фольклоре и культуре казачества в данных рекомендациях собран дидактический материал:

- сборника казачьих подвижных игр;

-сборника казачьих подвижных игр с музыкальным сопровождением;

-сборника казачьих песен для дошкольников;

-каталога авторских казачьих танцевальных композиций;

-сборника сценариев казачьих праздников.  

Также собраны картины «Казаки в картинах русских художников».
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и могут использоваться педагогами дошкольных учреждений.
Данные методические рекомендации направлены на знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Б.А. Алмазов, 1993.
3. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
4. Земцов В.Н., Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в. Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
5. Хрестоматия для дошкольников Н.П. Ильчук

6. Т.С. Есаян, Н.В. Корчаловская «Реализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении - перспективное направление модернизации образования» 2010 год 

7. Н.М. Сертакова «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности»   2015 год
8.Г.П. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» Москва, АРКГИ, 2002.

9.«Музыкальное развитие детей на основе народной культуры старшая группа» О.В. Шубина, И.Г. Чайка Издательство «Учитель» Волгоград, 2018г.

Приложение 1.

Анкета: «Изучение представлений о казачьих традициях»

1. Знаете ли Вы, что такое традиция?

2. Какие казачьи праздники Вам известны и какие Вы отмечаете в семье?

3. Какие виды казачьего фольклора Вы используете в общении с ребёнком и используете ли вообще? Например:

-казачьи пословицы и поговорки;

-казачьи песни;

-казачьи сказки;

4. Какими видами народных промыслов владеет Ваша семья?

-резьба по дереву;

-выжигание по древу;

-вышивание;

-кружево или лоза-плетение;

-что-то другое.

5. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок получает представление о казачьих традициях только в детском саду?

6. От кого Вы получаете информацию о казачьих традициях:

-из средств массовой информации;

-от предков в семье;

-окружающих;

-в ДОУ.                  

  Благодарим за ответы.

Приложение 2.

Конспект игровой экскурсии «Мало казаком родиться, казаками нужно стать».

Дата проведения: 17 октября 2025года

Цель:

Знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях донского народа.

Задачи:

- познакомить детей с традицией гостеприимства в казачьих семьях, с обычаями, связанными с рождением и крещением ребенка; особенностями воспитания казачонка и девочки в казачьей семье;

- закрепить знание казачьих песен и игр казаков;

- расширять кругозор дошкольников, обогащать словарный запас;

- способствовать формированию у детей чувства любви к малой родине, интереса и уважения к людям, которые живут рядом.

Ход мероприятия:

Казачка-хозяйка:

Здорово ночевали, казачата!

Дети: Слава Богу!

Казачка-хозяйка:

Проходите в мой куренек да присаживайтесь на лавки.

Заходите, родные, заходите званые, не побрезгуйте.

Я по вас соскучилась, дюжа стосковалася.  Вот сегодня мы с вами попали в курень дальних – дальних родственников – предков, в котором жила старинная казачья семья. А как они жили, с удовольствием покажу и расскажу вам.

Очень часто, за событиями

И сутолокою дней,

Старины своей не помним мы,

Забываем о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

Казачка-хозяйка зажигает керосиновую лампу.

Казачья семья была многолюдной. Её главой являлся старший по возрасту казак – отец или дед. Он пользовался в семье непререкаемым авторитетом и неограниченной властью. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а, самое главное, охранял границу от врагов. Детям вменялось в обязанность почитать родителей даже будучи взрослыми. А ссориться с родителями было тяжким грехом.

Женщины-казачки были в семье равноправны, к ней относились уважительно и защищали ее. Казачки имели характер самостоятельный и гордый.

Дом казаков называется – курень. Курень в старину делился на две половины.

В женской половине находилась вот такая большая кровать, вот такой сундук с вещами, стояла вот такая прялка, висела вот такая люлька для младенца и стояла такая люлька для младенца побольше. Иметь 7- 8 детей в семье считалось вполне нормальным. После рождения ребёнка не торопились распеленывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». Далее, ребенка всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

А как казачат воспитывали? Садитесь рядком да поговорим ладком.

 Казак рождался воином, и этим определялось всё его воспитание в семье. Его никогда не называли «мальчиком», а только казаком, казачонком. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня, и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком, да говорил: "Казака принямайте! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, да до всякой работы скорый, чтоб Богу молился, да сабле учился! Чтоб малых не обижал, старших уважал, а к родителям был почтителен!

Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили.

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. Когда в казачьей семье рождался сын, это считалось большим счастьем, так как каждый мужчина получал земельный надел. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар «на зубок» ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. Дед дарил шашку и ружье.

Первый раз стригли казачьих сыновей в 1 год, второй раз – в 7 лет, это "порог" прощания с детством. Трёхлетние казачата уже гарцевали на коне по двору, а с 5 лет – свободно скакали в степи. До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.

С 7 лет казачат учили стрельбе, с 10 лет – обучали владеть шашкой. Казачата с увлечением участвовали в военных играх, стремились отличиться в станичных состязаниях, скачках, кулачных боях, плясках. Тогда же получал казачонок первые уроки драки и боевого искусства.

Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле или проводил время с дедом: оберегали бахчу, погоняли волов на пахоте, и, уже без участия взрослых, пасли лошадей, овец и другой скот…

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. К 14 годам мальчик должен был уметь сбить булыжником высоко летящую птицу. 14-15 летний подросток воспитывал жеребёнка, с ним он нередко в последующем отправлялся в полк на действительную службу.

С семилетнего возраста женщины уже не имели права вмешиваться в спартанское воспитание будущего воина и землепашца, а наказывать могли только взрослые казаки. В этот момент уже наступала ответственность маленького казака перед миром, а когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.

Самым жутким позором для казачонка считалась неграмотность. Примерно с 7-8 лет дети начинали посещать станичную или церковно-приходскую школу. Вся станица следила за судьбой отпрыска. Студент был человеком уважаемым. Даже деды именовали его по имени и отчеству. Когда сын не мог посещать школу, с ним занимались в домашних условиях.

А как воспитывали девочек?

Девочек воспитывали совершенно иначе. Рождение девочки не праздновалось в семье так широко и торжественно, как мальчика. При известии о её рождении, не грохотали выстрелы. Это было тихой домашней радостью, овеянной легендой и молитвами. Девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку. Первое купание новорожденной дочери проводила бабья часть семьи с песнями. Малышку «умывали от хлопот», родители и близкие девочки молились о её счастье.

Отец ел "отцовскую кашу"- горелую, пересоленную, наперченную, не морщась, чтобы "девочке" меньше горького в жизни досталось. Первый шаг ребенка становился настоящим праздником, сопровождавшимся подарками, угощениями, песнями. Дарили ленточки на первый бантик, гребенку для косы, платок в церковь ходить и т.д.

Девочки начинали работать рано. Они «хвостиком» ходили по дому за матерью, участвовали во всех домашних работах. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Матери и бабушки обучали дочек и внучек любить и беречь семью, правильно вести хозяйства, развивали женственность, хозяйственность, терпение, трудолюбие и отзывчивость.

Девочка училась быть настоящей казачкой. С малолетства девочки-казачки стирали, мыли полы, ставили заплатки и пришивали пуговицы. Учились стряпать, печь хлеб, шить, вышивать, вязать. А после 14 лет девочка казачка начинала шить себе приданное.

Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, находиться на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушали, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая семья и честно заработанный достаток. Для казаков семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости, жизнелюбия.

Расскажу еще об одной традиции. Из покон веков казаки любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, но и за прялкой, и у люльки малыша.

Девочки качают зыбку, исполняется колыбельная -1 куплет

М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня»

- Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки, песенки спою.

Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю.

Издавна казачий край славился замысловатым языком.

Игра «Подкову забираю – на вопросы отвечаю!»

(Дети передают под музыку подкову, у кого подкова окажется в руках с окончанием музыки, тому и отвечать).

Лохматый казак, по середине кушак. По двору бродит, порядок наводит? (веник, метла)

Рогат, а не бык, хватает, а не сыт. Сам не жрет, людям отдает и на отдых идет? (ухват)

И комковато и ноздревато, и солоно и кисло, а всем людям мило? (хлеб)

Какая обувь в огне изготавливается и с ноги не снимается? (подкова)

В сенокос горька, а в мороз сладка, что ж за ягода така? (калина)

Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят? (плетень)

Как называется предводитель войск казаков? (атаман)

Как называется оружие казаков? (шашка, пика, винтовка)

Как называется дом, в котором живут казаки? (курень, хата)

Гость, войдет, традиций не нарушив! Мы всегда чайку попьем. Всем известно – казаков радушие: хлебосольство и открытый дом.

Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.

Ещё одним признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев.

Нынче у нас радостно на лугу,

Собрались казаченьки на кругу.

Понадели праздничный свой наряд,

Пусть казачьи песни да зазвучат!

Песня «У Дон-батюшки реки»

Игр, да шуток!

Пришло время поиграть-

Свою удаль показать.

Игра "Папаха».

Хозяйка-казачка:

Мы ребята-казачата,

Не умеем мы тужить.

Без веселых игр казачьих

Нам на свете не прожить.

Начинайте, в круг вставайте!

Игра «Нагайка»

Казачка:

Спасибо, дорогие казачата, что в мой казачий куренек заглянули!

Столько радости, веселья для нас сегодня принесли!

А я вам угощение припасла – не счесть!

Одной не выпить мне, не съесть.

К столу вас приглашаю, угостить хочу вас узваром!

Вот и настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю вам: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»

Литература:

Б.А. Алмазов «Мы − казачьего роду. Традиции семейного воспитания. СПб., 1993.

Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края», Ростов-на-Дону, 1983, с.109

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, издание 2. СПб., «Детство-Пресс» ,1998

Абрамов – Зябловский, А.И. Скрылов, Г.В. Губарев.

Казачий словарь-справочник – т.1, «Созидание»,1992

Н.И. Атанова, Е.В. Шишкина Детский игровой фольклор Волгоградской области: репертуарно-методический сборник, Волгоград, 1997

Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем, «Перемена», Волгоград, 1997

Приложение 3.

Сценарий осеннего казачьего праздника «Как казачата встречали осень в Усть-Донецком» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Место проведения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» р.п. Усть-Донецкий

Дата проведения: 24 октября 2025 года

Музыкальный руководитель: Самсонова Е.И.

Необходимые атрибуты:

Папахи мальчикам, платочки девочкам, разноцветные шали, на призмах товары для ярмарки, лотки для родителей с товарами: поросенок (игрушка), рыба муляж, баклажаны, пирожки (муляжи), груши и яблоки (муляжи, бубны), гармошка;

товары для 3 девочек на ярмарке: красный пояс, шаль, утка и селезень (игрушки), цветы на общий танец, арбуз(муляж), арбузики-мячи на игру, шапочка селезня и утки, пирог-круглик для детей

Цель

создание условий для    воспитания   духовно-нравственной личности дошкольников через приобщение к русской национальной   культуре (казачеству), создание условий для активизации в речи дошкольников донского диалекта, повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном воздействии человека с природой.

Задачи

Образовательные:

-обогащение и систематизация знаний детей о казачестве;

-мотивация деятельности в природоохранных мероприятиях, пропаганда экологических идей;

-совершенствовать основные движения (ходьба, бег);

-поощрять соблюдение правил в подвижной игре;

-обогащать словарный запас дошкольников диалектными словами: бахча, бахчевод, кавуны;

Развивающие:

-развитие познавательно-исследовательской, творческой активности детей;

-формирование самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности;

-совершенствование музыкально - ритмических навыков детей через хороводы, танцы, игры;

- закрепление вокально-хоровых навыков в процессе группового пения;

-развитие творческого воображения, памяти, внимания, речи.

-развивать психофизические качества, ловкость, быстроту реакций, ориентировку в пространстве, координацию движений в соответствии с текстом игры;

Воспитательные:

 -воспитывать интерес к физическим упражнениям, умение договариваться, уступать, уважать участников игры;

- воспитывать уважение к обычаям и традициям донских казаков, интерес к донской культуре;

-воспитывать чувство патриотизма, любви к малой родине - донскому краю,

интерес к казачьему народному творчеству.

Ход мероприятия:

Дети входят в зал с танцевальной композицией «Я на печке молотила».

Справа и слева из-за кулис выходят 2 казачка на конях на палочках с пиками, обходят по кругу противоходом и посередине зала становятся, образуя воротики, в них заходят казачата в парах.

Дети по окончании становятся на полукруг, кланяются.

Казачок:

Хватит братцы, танцевать,

Давайте казачек целовать!

Мальчики обнимают и целуют девочек в щечки и проходят парами на лавочки у плетня.

Раздается мычание коровы.

Входит из-за кулис Хозяюшка казачка Татьяна с Коровой и бидончиком под казачью музыку, обходит по кругу, Корову выводит из зала.

 Дальше идет между атрибутами мебели из мини-музея, которые стоят у центральной стены, из бидончика выливает молоко в крынку, накрытую марлей.

Моет руки в рукомойнике, вытирает руки рушником, который висит сбоку печки.

Из печки ухватом достает чугунок, ставит на подставку на стол.

Подметает, ставит веник в угол.

Вытирает пот со лба, крестится на икону Божьей Матери,

садится на лавку, приговаривает:

Ох, уморилась, Буренку подоила, в базу подмяла, щербу сварила, круглик в печь поставила.

 Выглядывает под руку в сторону детей.

Казачка Татьяна:

Гости на пороге – хозяйке радость!

Друзья имеются, так и сердце греется!

Здорово ночевали, казачата дорогие!

Дети хором: Слава Богу!

Казачка Татьяна:

Чавой то вы с утра расшумелися?

Дети встают и хором говорят:

Осень в Усть-Донецком прославляем.

1 ребенок:  

В Усть-Донецком ходит осень, вот листву и тополь сбросил.

2 ребенок:  

 Посмотрите, у рябинки покраснели щечки, на дорожку полетели желтые листочки.

3 ребенок:

На осинке листва оделась в золотой наряд!

Это осень нарядила в Усть-Донецком парк!

4 ребенок:

Осень золотая бродит по дорожкам.

Желтые сапожки у нее на ножках.

5 ребенок:

Мы живем на Дону

Средь полей и степей.

Мы живем в Усть-Донецком

И нет места милей.

6 ребенок:

Любим мы свой казачий

Изумительный край,

Хорошей, Усть-Донецкий,

Богатей, расцветай!

7 ребенок:

Над полями, над лугами

Песнь несется в синеву,

Нет земли родней, желанней-

В Усть-Донецком живу!

8 ребенок:

Усть-Донецкий край родной,

Ты навек для нас любимый!

Нет земли богаче и щедрей,

Ты –жемчужина страны моей.

9 ребенок:

Пожелтели тополя,

У степной стою криницы.

Хором дети:

Благословенной будь земля,

Где довелось нам всем родиться.

Казачка Татьяна:

У нас на Дону говорят:

«Солнце землю согревает,

Песня сердце утешает!»

А ну-ка, казачата, запевайте песню про наш донской край!

Казачата хором:

Усть-Донецкие казаки-

Мы нигде не пропадем,  

Если надо - мы станцуем,              

Если надо - мы споем!

Казачата с лавочек двигаются казачьим шагом на точки.

Песня «У Дон -батюшки реки»

1 куплет

У Дон - батюшки реки

Собрались донские казаки

Ой, да, да. Ой, да, да

Наши казаки

Ой, да, да. Ой, да, да

Наши казаки

2 куплет

Наши казачата весело поют

Наши казачата весело поют

Ой, да, да. Ой, да, да

Весело поют

Ой, да, да. Ой, да, да

Весело поют

3куплет

Песню про любимый родимый край,

Про высокий в поле урожай,

Ой, да, да. Ой, да, да

Про родимый край,

Ой, да, да. Ой, да, да

Про    родимый край

4куплет

У Дон - батюшки реки

Собрались донские казаки

Ой, да, да. Ой, да, да

Наши казаки

Ой, да, да. Ой, да, да

Наши казаки

Казачата руки медленно поднимают вверх: Любо!

Казачка Татьяна:

 Любо, любо, казачата! Молодцы! На Дону очень любили петь.

Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать!

Я из краев казачьих,

Где Донец впадает в Дон,

Вот стоит мой курень,            (показывает рукой)

А рядом крепкий плетень!     (показывает рукой)

Предлагаю не скучать,

Косточки свои размять и в казачью игру поиграть! Казачья игра «Плетень».

Казачата-мальчики и казачки-девочки двигаются в шеренги напротив друг друга.

                     Казачья игра с музыкальным сопровождением «Плетень»

Цель:

Умение действовать по сигналу, согласовывать свои действия, быстроту.

Содержание:

Казачата строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест-накрест. Первая и вторая шеренга казачат идет навстречу друг другу и кланяются друг другу. Затем отходят на первоначальные позиции. Когда поют слова песни: «..посидим, отдохнем» казачата  присаживаются, руки расцепляют.

Казачата должны построиться в свои шеренги и сцепить руки крест-накрест,

после последних слов песни: «…опять играть начнем».

Правила:

Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

Казачата поют:

«Есть казачья игра, называется "Плетень".

Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень.

Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.

Посидим, отдохнем и опять играть начнем.

Казачка Татьяна:

Поиграли от души, казачата хороши!

Выносит корзину с муляжом арбуза, накрытым платком.

Отгадаете загадку, вмиг увидите отгадку.

Круглый я и сладкий, большой, тяжелый, гладкий,

Мякоть моя красная, снадобье прекрасное.

Ожидаемый ответ от детей: арбуз

Казачка Татьяна достает арбуз из корзины.

(муляж есть в костюмерной)

Казачата, кто знает, как в старину донские казаки арбузы называли? (ожидаемый ответ: кавуны)

Как называлось место, где выращивали кавуны?

 (ожидаемый ответ: на бахче)

А теперь давайте не скучать, давайте веселиться и еще играть! Объявляю игру «На бахче».

Казачья игра «На бахче»

(с музыкальным сопровождением)

Мальчики- казаки бахчеводы становятся в шеренгу слева,

Девочки казачки справа в шеренгу строятся.

Девочки первыми двигаются в сторону мальчиков и поют:

Мы с казачками пойдем в поле прогуляться,

И кавуны украдем, будем наслаждаться!

Мальчики, скрестив руки двигаются на девочек и поют:

Никому не разрешаем мы кавуны воровать,

Казачата бахчеводы будут вас догонять.

Казачки пытаются украсть арбузы и убежать на свою сторону, мальчики их пытаются поймать.

Игра повторяется 3 раза.

Дети проходят на лавочки.

Казачка Татьяна:

В этом году на донской земле урожай хорош не только арбузов, но и пшеницы.

 С весны до осени, не покладая рук, трудятся казаки на донской земле, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел!

На Дону гутарят: «Хлеб всему голова».

А еще как на Дону гутарят, расскажите, казачата? Знаете пословицы и поговорки о хлебе?

 Я начну, а вы продолжайте

Словесная игра «Доскажи донскую пословицу»

Казачка Татьяна: Плох обед….              Казачата: коли хлеба нет.

Казачка Татьяна: Кто не работает…  Казачата:   тот не ест.

Казачка Татьяна: Делу время….            Казачата:  потехе час.

Казачка Татьяна: Казак хлебопашец, на Дону хлеб трудом добывает…

                                                                       Казачата: и Родину любить не забывает.

Казачка Татьяна: Хочешь есть калачи   Казачата: не сиди на печи.

Казачка Татьяна: Хлеб – батюшка…… Казачата: а водица – матушка.

Казачка Татьяна: Пот на спине….          Казачата: зато хлеб на столе

Казачка Татьяна:

Любо, казачата! Молодцы!

По окончании под казачью музыку проходят на лавочки. Раздается ржание коня.

Казачка Татьяна:

К нам спешат, тссс, кажется, копытами стучат.

Казаки собираются -

Осенняя ярмарка в Усть-Донецком открывается!

Под песню «ЗОЛОТАЯ ЯРМАРКА» из зала выходят родители в казачьих костюмах, 4 ый зазывала выводит коня Бурана по кругу и становится посередине.

В руках лотки с «товарами», встают в центре зала.

1-й зазывала (поросенка показывает):

Поросенка продаю,

Вам за даром отдаю,

Это чудо поросенок,

Суперумный, как ребенок!

И читает, и считает,

Телевизор сам включает!

2-й зазывала (показывает муляж рыбы)

Рыбку, рыбку покупайте,

Любую выбирайте!

Щуки да лещи донские,

Сначала выбирай,

Потом покупай!

3-й зазывала (показывает баклажаны)

Не ходите никуда,

Подходите все сюда!

Продаются баклажаны

Наши русские бананы,

А едят их и донские казаки, и все люди,

Обезьяны есть не будут.

4-й зазывала (показывает пирожки муляжи или настоящие)

Эй, народ, гляди не моргай,

Рот не разевай!

Ворон не считай,

Коня покупай!

5-й зазывала (показывает пирожки настоящие):

Кому пирожки, с капустой пирожки?

С пылу, с жару, гривенник за пару!

6-й зазывала (показывает яблоки и груши муляжи) :

Груши да ватрушки! Яблоки да пряники!

Люди, не зевайте, кто что хочет, покупайте!

7-й зазывала коробейник с шалью:

Подходи, мальчишки! Пряники, коврижки,

Платки, гребешки, расписные петушки!

8-ой коробейник продавец (бубен и гармошка на плечах)

Балалайки и гармошки, бубны, свистульки и матрёшки.

Хором:

Подходите, выбирайте, выбирайте, покупайте!

Раздается ржание коня.

Конь Буран запалился, пойду напою коня.

4-ый зазывала выводит коня.

Все дети под музыку берут под стульчиками атрибуты для ярмарки и выходят к родителям.

Песня «Как на ярмарку пойдем»

1 куплет

Как на ярмарке веселой

Собрались деревни, села,

Да из города народ                      

Весь на ярмарку идет.

Покружились

2 куплет

Кто торгует соболями,

Кто приманит кренделями,

Кто кричит на весь базар:            

«Подходи смотреть товар!

Покружились

3 куплет

Мы по ярмарке ходили,

Всем гостинцев накупили:

Поясочков золотых                        

И платочков расписных

Покружились

4 куплет (поют мальчики)  

Ах, пригожие девицы

Разоделись, как царицы,

Любо, любо посмотреть,                

Любо, любо с вами петь!

Покружились

1 куплет

Как на ярмарке веселой

Собрались деревни, села,

Да из города народ                      

Весь на ярмарку идет.

Покружились

Все родители проходят на стульчики.

Казачка Татьяна:

А теперь продолжаем веселье: пляски, смех и угощенье! Казачий танец «Тополь-тополек»

Дети под музыку расходятся за кулисы на танец «Тополь-тополек».

Казачий танец «Тополь-тополек»

Дети по окончании проходят на лавки.

Казачка Татьяна под красивую музыку выходит с ухватом, достает из печи каравай, ставит на поднос с рушником и идет в середину зала.

Казачка Татьяна:

У обрядов на Дону множество заветов.

И один из них – угощенье для детей и дорогих гостей! 

Приложение 4.

Конспект интегрированной открытой образовательной деятельности

«У обрядов на Дону множество заветов» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Музыкальный руководитель: Самсонова Е.И.

Дата проведения: 31 октября 2025 года

Цель: создание условий для    воспитания   духовно-нравственной личности дошкольников через приобщение к русской национальной   культуре (казачеству), создание условий для активизации в речи дошкольников донского диалекта.

Задачи

Образовательные:

-обогащение и систематизация знаний детей о казачестве;

-поощрять соблюдение правил в подвижной игре;

-обогащать словарный запас дошкольников диалектными словами.

Развивающие:

-развитие творческой активности детей;

-формирование самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности;

-совершенствование музыкально - ритмических навыков детей через хороводы, танцы, игры;

- закрепление вокально-хоровых навыков в процессе группового пения;

-развитие творческого воображения, памяти, внимания, речи.

-развивать психофизические качества, ловкость, быстроту реакций, ориентировку в пространстве, координацию движений в соответствии с текстом игры;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к обычаям и традициям донских казаков, интерес к донской культуре;

-воспитывать чувство патриотизма, любви к малой родине - донскому краю,

интерес к казачьему народному творчеству.

Ход ООД.

Сценка.

На доске презентация.

Сидит мать (музыкальный руководитель), рядом стоит сын.

Сын:

Мама, расскажи, как в старину жили казаки?

Мать:

Сотни тысяч лет назад, начиная с каменного века, здесь поселился человек.                    Одни племена сменялись другими. Знаешь, как называлось жилище казаков?

Сын:

 Как?

Мать:

Курень. Появились они на Дону во второй половине 17 столетия. Казачьи жилища были сначала бедные, полы глиняные. Позже курени стали яркие, ставни резные.

У казаков был атаман и есаул, его помощник. Один раз в год, на казачьем кругу проходили выборы атамана. Все казаки ему подчинялись. Ох! Натерпелась наша донская земля!

Сын: А почему?

Мать:

 Потому что много воин разных было. Всегда было место подвигам.

Сын:

А что, казаки только страдали и воевали?

Мать:      

Нет, сынок. Казаки любили собираться на казачьи гуляния, праздники, турниры, ярмарки. Веселились, играли, состязались. А заодно выбирали себе невест.

Да что там говорить, пойдем. Сейчас все сам и увидишь.                                                        Мать и сын уходят в зал.                          

Входят дети с танцевальной композицией «Я на печке молотила»

Казачата мальчики хором:

Хватит братцы, танцевать,

Давайте казачек целовать!

Мальчики выходят из-за кулис, и те, что танцевали, обнимают и целуют девочек в щечки и проходят парами на лавочки у плетня.

Входит из-за кулис казачка Татьяна под веселую казачью музыку, танцует.

Казачка Татьяна:

Здорово ночевали, казачата дорогие, да гости дорогие!

Дети и гости: Слава Богу!

Казачка Татьяна:

Здравствуйте, гости званые да желанные!

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час!

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас!

Внимание! Внимание!

Сегодня объявляю веселое гуляние!

Собирайся народ,

Вас казачья свадьба ждет!

К нам на гуляние приехали молодые казаки, а с ними донские казачки.

Под казачью музыку дети расходятся:

-на лавки в курене: невеста (Василиса), ее подружка (Василиса), отец невесты (Семен), мать невесты (Олеся) с куклой;

 -за кулисы: жених (Данил), сваты: Амелия, Костя, и др.

Казачка Татьяна:

В одной большой станице девица живет.

Всем нарядна молодица-

Так гласит народ.

У нее черны волосы и умные глаза.

Ходит свататься в станицу молодой казак.

Выходят под казачью музыку из-за кулис жених и сваты.

Им навстречу идут отец и мать невесты с куклой.

На середине зала встречаются.

Сваты:

Здорово ночевали, сваточки дорогие!

Отец и мать: 

Слава Богу!

Сваты:

Мы к вам в гости пришли!

 Отец и мать:

А зачем?

Сваты:

Нам невеста нужна.

Мать и отец (показывают куклу)

Вам такая нужна?

Сваты:

 Нет, у нее зубки болят.

Мать и отец:

А вы ей пряничка.

Сваты:

 А она пряничка не ест.

Мать и отец:

А вы ей плеточки.

Сваты:

А она плеточки боится!

 Отворяй ворота! Отдавай невесту!

Стучат ногой об пол.

Казачка Татьяна:

Так просто невесту никто не отдаст, ее нужно заслужить!

Предлагаю не скучать,

Косточки свои размять и в казачью игру поиграть «Выбери невесту» поиграть!

В этой игре молодые казаки могут выбрать себе невесту.

Игра «Выбери невесту».

Под казачью музыку девочки-казачки и мальчики-казаки выстраиваются в две шеренги и держатся за руки.

Сначала девочки по одной бегут и разбивают цепи.

Если разорвали-выбирают себе мальчика.

Потом то же самое делают мальчики.

Образовавшиеся пары выстраиваются для игры «Ручеек».

Впереди стоит невеста и жених.

Казачка Татьяна:

Поиграли от души, казачата хороши!

А вот и пара у нас получилась. Молодой казак выбрал свою невесту.

Молодые и дети парами под музыку идут вперед и становятся в круг вокруг жениха и невесты.

Жених:

Я хочу на этой девице жениться!

Подружка (Василиса):

А я так просто ее не отдам!

Девочка подружка (Василиса) с невестой (Василиса) убегают за кулисы, там невесте надевают фату (белое платье?)

Казачка Татьяна:

Придется невесту выкупать! Эй, сваты, несите подарки за невесту!

Мать и отец невесты (Семен и Олеся) остаются на месте.

Под музыку сваты и жених идут за кулисы и берут подарки: бочонок меда, шали, скатерть, колечко, букет цветов и возвращаются в центр зала.

Сваты:

 Мы вам подарки принесли!

Мать и отец:

Какие?

Сваты:

1.Вот вам сладкий медок.

2 и 3.

Невесте– платок,

Посередине – золотой цветок!

4. Вот вам скатерка, чтобы гостей встречать!

Жених:

Колечко и букет цветов!

Мать:

 Подарки ваши хороши!

 Отец:

Если невеста согласна, мы отдадим ее жениху.

Звучит музыка.

Мать с иконой, подружка невесты и отец ведут невесту, одетую в свадебный наряд, к жениху.

Все становятся в полукруг.

Жених надевает колечко на руку невесте и отдает букет.

Они кланяются гостям. Мать и отец с иконой в руках благословляют молодых.

Казачка Татьяна:

А теперь нас ждет веселье: пляски, смех и угощенье!

Дети под музыку расходятся за кулисы на танец «Тополь-тополек».

Казачий танец «Тополь-тополек»

По окончании дети выстраиваются по точкам.

Казачка Татьяна:

Взмыло солнце над полями, свет клубится над землей.

А вокруг, куда ни глянешь, Усть-Донецкий-край родной.  

1 ребенок:                  

Мы живем на Дону

Средь полей и степей.

Мы живем в Усть-Донецком

И нет места милей.

 2 ребенок:

Любим мы свой казачий

Изумительный край,

Хорошей, Усть-Донецкий,

Богатей, расцветай!

 3 ребенок:

Над полями, над лугами

Песнь несется в синеву,

Нет земли родней, желанней-

В Усть-Донецком живу!

4 ребенок:

Усть-Донецкий край родной,

Ты навек для нас любимый!

Нет земли богаче и щедрей,

Ты –жемчужина страны моей.

5 ребенок:

Пожелтели тополя,

У степной стою криницы.

Хором дети:

Благословенной будь земля,

Где довелось нам всем родиться.

6 ребенок:

Старину мы уважаем, старину мы бережем.  

О любимом нашем крае песню звонкую споем.  

Казачка Татьяна:

У нас на Дону говорят:

«Солнце землю согревает,

Песня сердце утешает!»

Песня «У Дон -батюшки реки»

1 куплет

У Дон - батюшки реки

Собрались донские казаки

Ой, да, да. Ой, да, да

Наши казаки

Ой, да, да. Ой, да, да

Наши казаки

2 куплет

Наши казачата весело поют

Наши казачата весело поют

Ой, да, да. Ой, да, да

Весело поют

Ой, да, да. Ой, да, да

Весело поют

3 куплет

Песню про любимый родимый край,

Про высокий в поле урожай,

Ой, да, да. Ой, да, да

Про родимый край,

Ой, да, да. Ой, да, да

Про    родимый край

4 куплет

У Дон - батюшки реки

Собрались донские казаки

Ой, да, да. Ой, да, да

Наши казаки

Ой, да, да. Ой, да, да

Наши казаки

Казачата руки медленно поднимают вверх:

Любо!

Казачка Татьяна:

Любо, любо, казачата! Молодцы!

Казачата под веселую музыку парами по кругу идут и уходят за кулисы.

Входит мать с сыном на середину зала.

Мать:

Вот, сынок, ты и увидел один из старинных казачьих обрядов.

Очень важно знать традиции и обряды родного края.

Вот и настал момент прощаться.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Всем желаем крепкого здоровья, счастья, радостных счастливых моментов, как сегодня.

Казачка Татьяна под красивую музыку выходит с караваем на подносе с рушником:

У обрядов на Дону множество заветов.

И один из них – угощенье для гостей! Приглашаем всех гостей за свадебный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»

Формирование у детей понятия семья и семейные традиции,  повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Познавательно-творческий групповой проект "День Победы!"

Данный проект направлен на формирование у детей представленийй о Великой Отечественной войне, воспитание у дошкольников чувства гордости за свою Родину....