проект "История моего рода"
проект (подготовительная группа)
Пояснительная записка
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «История моего рода». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Каждому человеку интересно узнать откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Интерес к своему прошлому, к своим корням, знанию того, откуда ты родом, это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его, как гражданина. Семья- источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Росточек» города Белгорода
Дорожная карта проекта по патриотическому развитию
Подготовительная группа №3 «Пчелки»
«История моего рода»
2025 год
Воспитатели:
Шевченко Е.Б., воспитатель
Уварова Л.С., воспитатель
Пояснительная записка
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «История моего рода». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Каждому человеку интересно узнать откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Интерес к своему прошлому, к своим корням, знанию того, откуда ты родом, это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его, как гражданина. Семья- источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель: Познакомить с понятиями «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.
Задачи:
- познакомить детей с историей создания и развития каждой семьи; показать необходимость знания своей родословной.
- Способствовать формированию социальной компетентности дошкольников.
- Содействовать укреплению детско-родительских отношений.
Сроки реализации проекта: с 17.11.2025 по 11.05.2026 гг.
Мероприятие | Сроки | Цель (ожидаем результат) | Отвественные |
Подбор информационного и наглядного материала | 17.11.2025 | Познакомить с понятиями «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам. | Уварова Л.С. |
Подбор наглядного и дидактического материала посвященный теме «Семья». | 18.11.2025 | познакомить детей с историей создания и развития каждой семьи; | Шевченко Е.Б. |
«Моя родословная» 1. Объяснение необходимости изучения своей родословной. -Должны ли дети знать историю своей семьи? -Для чего нужно знать историю своей семьи? -Много ли знает ребенок о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках? -Знает ли их имена, когда у них дни рождения? -Какие у них профессии? Чем они занимались? -Есть ли в роду известные люди? | 19.11.2025г | Познакомить с понятиями «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам. | |
Раскрытие понятий «родословная», «генеалогия». | 20.11.2025 | Уварова Л.С. | |
Начало оформления альбома «Моя родословная». | 21.11.2025 | Шевченко Е.Б. | |
«Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия». знает ли ребенок, что история начинается уже с его имени? Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени. Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? | 24.11.2025 | познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности. | Уварова Л.С. |
Беседа «Из истории происхождения имен». | 25.11.2025 | познакомить воспитанников с историей возникновения и развития имён, их значением и смыслом, связью с историей общества и языком. | Шевченко Е.Б. |
Практическая работа «Ромашка имени» (ребенок рисует ромашку и на каждом лепестке проговаривает производные своего имени, например, Андрей – Андрюша, Андрейка и т. д.). Знакомство с понятием «тезки». | 26.11.2025 | познакомить детей с историей возникновения имён, их многообразием, воспитать интерес к истории своего имени и именам близких. | Уварова Л.С. |
Поисковое задание. Узнать историю своего имени. | 27.11.2025 | Познакомить детей с историей появления имён, значением и происхождением своего имени | Шевченко Е.Б. |
Роль фамилии в жизни человека. Беседа «Из истории возникновения фамилий». | 28.11.2025 | изучить происхождение фамилий, их историю и значение. | Уварова Л.С. |
Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии. Оформление вместе с родителями в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий». | 01.12.2025 | Осветить исторические моменты, связанные с возникновением фамилий, например, как они появились, от чего произошли, как указывали на профессию или род занятий предков. | Шевченко Е.Б. |
Беседа. Родословная – это перечень поколений, имеющих одного предка. Наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия. Ребенок собрал сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, совместно с педагогом составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям. | 02.12.2025 | систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить ребенка к составлению генеалогического дерева. | Уварова Л.С. |
Практическое задание. Посчитай, сколько родственников нашли? До какого колена дошли? Составление генеалогического дерева с помощью родителей. | 03.12.2025 | сформировать у детей интерес к своей семье, воспитать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, а также развить личность и партнёрские отношения с семьёй. | Шевченко Е.Б. |
«Фамильный герб и девиз» Беседа. Мы составили свою родословную и генеалогическое древо. Теперь предстоит придумать свой фамильный герб. (Рассказ об истории возникновения герба; о науке геральдике). – Что должен отображать герб? | 04.12.2025 | познакомить с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи; сформировать понятие «девиз»; подобрать девиз для своей семьи. | Уварова Л.С. |
Практическое задание. Составить совместно с родителями герб семьи и рассказать о нем. | 05.12.2025 | Сбор копилки гербов и ее анализ. Пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста. | Шевченко Е.Б. |
всех владельцев герба должен быть фамильный девиз, который должен отражать мир семьи. Найти подходящий девиз для семьи могут помочь пословицы. Например: «Береги честь смолоду», «Терпенье и труд все перетрут», «Век живи – век учись», «Без дела жить – только небо коптить». Мудрых пословиц много, и если попросить помощи у родителей, то удастся найти подходящую для девиза своей семье. | 08.12.2025 | Уварова Л.С. | |
Практическое задание. Подобрать девиз семьи. | 09.12.2025 | Вовлечение родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста. | Шевченко Е.Б. |
«Мои мама и папа» Рассказы детей, когда родились их родители, где учились, какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды. - Что вы знаете о празднике 23 февраля? -Какой самый светлый и добрый праздник мы отмечаем весной? (чтение стихов о маме) Начинаем заполнение следующей странички нашего альбома «Моя родословная», которая называется «Мои мама и папа». | 10.12.2025 | выяснить, что ребенок знает о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы, воспитывать интерес к различным профессиям. | Уварова Л.С. |
Поисковое задание. Размещение рисунка-портрета мамы и папы в новую страничку альбома. | 11.12.2025 | Шевченко Е.Б. | |
«Мои братья и сестры» Есть ли родные брат или сестра? Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сестрам. Расскажи о своих братьях и сестрах. Если нет родных братьев и сестер, то можно рассказать о двоюродных. | 12.12.2025 | способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у ребенка желание лучше узнать своих братьев и сестер.
| Уварова Е.Б. |
Практическое задание. Конструирование игрушки-подарки для младших братьев и сестер. Заполнить страничку о братьях и сестрах. | 15.12.2025 | Шевченко Е.Б. | |
«Мои дедушка и бабушка» Настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках – бабушках и дедушках! И папиным, и маминым родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома. - Кто может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках? - Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросить их рассказать о себе. - Какие профессии были у твоих бабушек и дедушек, чем они занимались? - Есть ли в роду известные инженеры, писатели, художники, мастера других профессий? Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки». | 16.12.2025 | выяснить, что ребенок знает о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях. | Уварова Л.С. |
Практическое задание Лепка из соленого теста «Дедушкин/бабушкин портрет». Заполнить страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам. | 17.12.2025 | воспитывать патриотические чувства, уважение к старшим, гордость за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны. | Шевченко Е.Б. |
«Мои прадедушка и прабабушка» Попросить своих бабушек и дедушек рассказать о своих родителях т. е. прабабушках и прадедушках. | 18.12.2025 | выяснить, что ребенок знает о своих прадедушках и прабабушках, о профессиях своих предков, их занятиях. | Уварова Л.С. |
Практическое задание. Заполнить страничку альбома «Моя родословная» о прабабушках и прадедушках. | 19.12.2025 | Шевченко Л.С. | |
«След войны в моей семье» Беседа о Великой Отечественной войне. - Кто из родственников участвовал в этой страшной войне? - Где воевали и какие имеют награды? | 22.12.2025 | воспитывать патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам, гордость за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны. | Уварова Л.С. |
Чтение стихов о Великой Отечественной войне. | 23.12.2025 | Шевченко Е.Б. | |
Практическое задание. Заучивание стихотворений о войне. Оформить страничку в своем альбоме, посвященную родственникам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны. | 24.12.2025 | Уварова Л.С. | |
«Семейные традиции» Беседа - Как понимаете слово «традиции»? - Какие книги читает ребенок с родителями дома? Обсуждает ли прочитанное? - Какие передачи смотрят по телевизору? - Какие праздники знает ребенок? Какие праздники отмечают в его семье? Почему отмечаются эти праздники? - Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в семье? Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях. - Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки? | 25.12.2025 | прививать уважение к семейным традициям, формировать культуру поведения в проведении семейных праздников, воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи. | Шевченко Е.Б. |
Разучивание и пение песни «Наша дружная семья» сл. Т. Рядчиковой, муз. А. Комарова. Оформить страничку в своем альбоме, посвященную семейным традициям. «Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи» | 26.12.2025 | Уварова Л.С. | |
Работа с «Лентой времени». Дети раскладывают на «Ленте времени» фотографии своих родственников, включая себя, в хронологическом порядке. | 09.01.2025 | Шевченко Е.Б. | |
Ребенок совершил путешествие по страницам истории семьи; восстановил, насколько это возможно, свою родословную и даже придумал с помощью родителей свой герб и девиз. Ребенок понял, что своей жизнью он обязан многим поколениям своей семьи. Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать. | 12.01.2025 | Уварова Л.С. | |
Практическое задание. Заучивание пословиц и поговорок о семье. Составление «Календаря дней рождения и семейных праздников». | 13.01.2025 | Шевченко Е.Б. | |
Презентация проекта. Представление ребенком своего генеалогического дерева, альбома «История моего рода» и других продуктов деятельности ребенка по проекту. | 14.01.2025 | Уварова Л.С. Шевченко Е.Б. |
Литература:
1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6
3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.
4. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005.
5. Король М.В. Витражи мудрости. – Минск: Полымя, 1991.
6. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988.
7. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» №4. 2005. – С. 32.
8. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003.
9. Звезды и судьбы Л.В. Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина
10. Детская энциклопедия: Папа, мама, ты и я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"
Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...

Диплом Победителя муниципальной акции " Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду"
Воспитанница нашего детского сада, группы "НЕЗАБУДКА" приняла участие и победила в муниципальной акции: "Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду". В каждой номинации...

Методическая разработка "К истокам рода моего - связующая нить поколений"
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с понятием "родословная" и составление "родословного дерева"...

Семейный праздник - награждение " К истокам рода моего"
Сценарий праздника для детей разновозрастной группы...

Презентации "Парадная форма для разного рода войск", "Полевая форма для разного рода войск"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22434352","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 350px; width: 800px;"}}]]...
Познавательно-исследовательский проект "История одного рода. Рода Рандымовых"
Современные дети мало знают о своей семье, родном городе, о своей стране. Сложившаяся непростая ситуация в нашей стране привела к тому, что многие родители, решая экономические проблемы, самоустранили...

Акции «Любовь в моей жизни, в моей семье, в моём роду» в 2023-2024 учебном году
Акции «Любовь в моей жизни, в моей семье, в моём роду» в 2023-2024 учебном году...
