проект "История моего рода"
проект (подготовительная группа)

Уварова Лариса Сергеевна

Пояснительная записка

 В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «История моего рода». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Каждому человеку интересно узнать откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Интерес к своему прошлому, к своим корням, знанию того, откуда ты родом, это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его, как гражданина. Семья- источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoriya_moego_roda.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 5 «Росточек» города Белгорода

Дорожная карта проекта по патриотическому развитию

Подготовительная группа №3 «Пчелки»

«История моего рода»

2025 год

                                                                                                                                           Воспитатели:

Шевченко Е.Б., воспитатель

Уварова Л.С., воспитатель

Пояснительная записка

 В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «История моего рода». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Каждому человеку интересно узнать откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Интерес к своему прошлому, к своим корням, знанию того, откуда ты родом, это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его, как гражданина. Семья- источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Цель: Познакомить с понятиями «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.

Задачи:

  • познакомить детей с историей создания и развития каждой семьи; показать необходимость знания своей родословной.
  • Способствовать формированию социальной компетентности дошкольников.
  • Содействовать укреплению детско-родительских отношений.

Сроки реализации проекта: с 17.11.2025 по 11.05.2026 гг.

Мероприятие

Сроки

Цель  (ожидаем результат)

Отвественные

Подбор информационного и наглядного материала

17.11.2025

Познакомить с понятиями «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.

Уварова Л.С.

Подбор наглядного и дидактического материала посвященный теме  «Семья».

18.11.2025

познакомить детей с историей создания и развития каждой семьи; 

Шевченко Е.Б.

«Моя родословная»

1. Объяснение необходимости изучения своей родословной.

-Должны ли дети знать историю своей семьи?

-Для чего нужно знать историю своей семьи?

-Много ли знает ребенок о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках?

-Знает ли их имена, когда у них дни рождения?

-Какие у них профессии? Чем они занимались?

-Есть ли в роду известные люди?

19.11.2025г

Познакомить с понятиями «родословная»«генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.

Раскрытие понятий «родословная»

«генеалогия».

20.11.2025

Уварова Л.С.

 Начало оформления альбома «Моя родословная».

21.11.2025

Шевченко Е.Б.

«Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия».

знает ли ребенок, что история начинается уже с его имени? Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена?

24.11.2025

познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.

Уварова Л.С.

Беседа «Из истории происхождения имен».

25.11.2025

познакомить воспитанников с историей возникновения и развития имён, их значением и смыслом, связью с историей общества и языком.

Шевченко Е.Б.

 Практическая работа «Ромашка имени» (ребенок рисует ромашку и на каждом лепестке проговаривает производные своего имени, например, Андрей – Андрюша, Андрейка и т. д.). Знакомство с понятием «тезки».

26.11.2025

познакомить детей с историей возникновения имён, их многообразием, воспитать интерес к истории своего имени и именам близких. 

Уварова Л.С.

Поисковое задание. Узнать историю своего имени.

27.11.2025

Познакомить детей с историей появления имён, значением и происхождением своего имени

Шевченко Е.Б.

Роль фамилии в жизни человека.

Беседа «Из истории возникновения фамилий».

28.11.2025

изучить происхождение фамилий, их историю и значение.

Уварова Л.С.

Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии.

Оформление вместе с родителями в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий».

01.12.2025

Осветить исторические моменты, связанные с возникновением фамилий, например, как они появились, от чего произошли, как указывали на профессию или род занятий предков.

Шевченко Е.Б.

Беседа.

Родословная – это перечень поколений, имеющих одного предка.

Наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.

Ребенок собрал сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, совместно с педагогом составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.

02.12.2025

систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить ребенка к составлению генеалогического дерева.

Уварова Л.С.

Практическое задание.

Посчитай, сколько родственников нашли? До какого колена дошли? Составление генеалогического дерева с помощью родителей.

03.12.2025

сформировать у детей интерес к своей семье, воспитать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, а также развить личность и партнёрские отношения с семьёй. 

Шевченко Е.Б.

«Фамильный герб и девиз»

Беседа.

Мы составили свою родословную и генеалогическое древо.

Теперь предстоит придумать свой фамильный герб. (Рассказ об истории возникновения герба; о науке геральдике). – Что должен отображать герб?

04.12.2025

познакомить с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи; сформировать понятие «девиз»; подобрать девиз для своей семьи.

Уварова Л.С.

Практическое задание.

Составить совместно с родителями герб семьи и рассказать о нем.

05.12.2025

Сбор копилки гербов и ее анализ. Пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Шевченко Е.Б.

 всех владельцев герба должен быть фамильный девиз, который должен отражать мир семьи. Найти подходящий девиз для семьи могут помочь пословицы. Например«Береги честь смолоду»«Терпенье и труд все перетрут»«Век живи – век учись»«Без дела жить – только небо коптить». Мудрых пословиц много, и если попросить помощи у родителей, то удастся найти подходящую для девиза своей семье.

08.12.2025

Уварова Л.С.

Практическое задание. Подобрать девиз семьи.

09.12.2025

Вовлечение родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Шевченко Е.Б.

«Мои мама и папа»

Рассказы детей, когда родились их родители, где учились, какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.

- Что вы знаете о празднике 23 февраля?

-Какой самый светлый и добрый праздник мы отмечаем весной? (чтение стихов о маме)

Начинаем заполнение следующей странички нашего альбома «Моя родословная», которая называется «Мои мама и папа».

10.12.2025

выяснить, что ребенок знает о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы, воспитывать интерес к различным профессиям.

Уварова Л.С.

Поисковое задание.

Размещение рисунка-портрета мамы и папы в новую страничку альбома.

11.12.2025

Шевченко Е.Б.

«Мои братья и сестры»

Есть ли родные брат или сестра?

Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сестрам. Расскажи о своих братьях и сестрах. Если нет родных братьев и сестер, то можно рассказать о двоюродных.

12.12.2025

способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у ребенка желание лучше узнать своих братьев и сестер.

        

Уварова Е.Б.

Практическое задание.

Конструирование игрушки-подарки для младших братьев и сестер. Заполнить страничку о братьях и сестрах.

15.12.2025

Шевченко Е.Б.

«Мои дедушка и бабушка»

Настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках – бабушках и дедушках! И папиным, и маминым родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома.

- Кто может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?

- Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросить их рассказать о себе.

- Какие профессии были у твоих бабушек и дедушек, чем они занимались?

- Есть ли в роду известные инженеры, писатели, художники, мастера других профессий?

Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки».

16.12.2025

выяснить, что ребенок знает о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях.

Уварова Л.С.

 Практическое задание

Лепка из соленого теста «Дедушкин/бабушкин портрет». Заполнить страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам.

17.12.2025

воспитывать патриотические чувства, уважение к старшим, гордость за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны.

Шевченко Е.Б.

«Мои прадедушка и прабабушка»

Попросить своих бабушек и дедушек рассказать о своих родителях т. е. прабабушках и прадедушках.

18.12.2025

выяснить, что ребенок знает о своих прадедушках и прабабушках, о профессиях своих предков, их занятиях.

Уварова Л.С.

Практическое задание.

Заполнить страничку альбома «Моя родословная» о прабабушках и прадедушках.

19.12.2025

Шевченко Л.С.

«След войны в моей семье»

Беседа о Великой Отечественной войне.

- Кто из родственников участвовал в этой страшной войне?

- Где воевали и какие имеют награды?

22.12.2025

воспитывать патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам, гордость за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны.

Уварова Л.С.

Чтение стихов о Великой Отечественной войне.

23.12.2025

Шевченко Е.Б.

Практическое задание.

Заучивание стихотворений о войне.

Оформить страничку в своем альбоме, посвященную родственникам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны.

24.12.2025

Уварова Л.С.

«Семейные традиции»

Беседа

- Как понимаете слово «традиции»?

- Какие книги читает ребенок с родителями дома? Обсуждает ли прочитанное?

- Какие передачи смотрят по телевизору?

- Какие праздники знает ребенок? Какие праздники отмечают в его семье? Почему отмечаются эти праздники?

- Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в семье? Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях.

- Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки?

25.12.2025

прививать уважение к семейным традициям, формировать культуру поведения в проведении семейных праздников, воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.

Шевченко Е.Б.

Разучивание и пение песни «Наша дружная семья» сл. Т. Рядчиковой, муз. А. Комарова.

Оформить страничку в своем альбоме, посвященную семейным традициям.

«Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи»

26.12.2025

Уварова Л.С.

 Работа с «Лентой времени».

Дети раскладывают на «Ленте времени» фотографии своих родственников, включая себя, в хронологическом порядке.

09.01.2025

Шевченко Е.Б.

Ребенок совершил путешествие по страницам истории семьи; восстановил, насколько это возможно, свою родословную и даже придумал с помощью родителей свой герб и девиз. Ребенок понял, что своей жизнью он обязан многим поколениям своей семьи. Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать.

12.01.2025

Уварова Л.С.

Практическое задание.

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Составление «Календаря дней рождения и семейных праздников».

13.01.2025

Шевченко Е.Б.

Презентация проекта.

Представление ребенком своего генеалогического дерева, альбома «История моего рода» и других продуктов деятельности ребенка по проекту.                

14.01.2025

Уварова Л.С.

Шевченко Е.Б.


Литература:

1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
2. Журнал «
Воспитание школьников» 1989г., номер 6
3. Журнал «
Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.
4. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005.
5. Король М.В. Витражи мудрости. – Минск: Полымя, 1991.
6. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988.
7. Ответ на вопрос в журнале «
Пионер» №4. 2005. – С. 32.
8. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003.
9. Звезды и судьбы Л.В. Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина
10. Детская энциклопедия: Папа, мама, ты и я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"

Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...

Диплом Победителя муниципальной акции " Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду"

Воспитанница  нашего детского сада, группы "НЕЗАБУДКА" приняла участие и победила  в муниципальной акции: "Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду". В каждой номинации...

Методическая разработка "К истокам рода моего - связующая нить поколений"

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с понятием "родословная" и составление "родословного дерева"...

Семейный праздник - награждение " К истокам рода моего"

Сценарий праздника для детей разновозрастной группы...

Презентации "Парадная форма для разного рода войск", "Полевая форма для разного рода войск"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22434352","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 350px; width: 800px;"}}]]...

Познавательно-исследовательский проект "История одного рода. Рода Рандымовых"

Современные дети мало знают о своей семье, родном городе, о своей стране. Сложившаяся непростая ситуация в нашей стране привела к тому, что многие родители, решая экономические проблемы, самоустранили...

Акции «Любовь в моей жизни, в моей семье, в моём роду» в 2023-2024 учебном году

Акции  «Любовь в моей жизни, в моей семье, в моём роду» в 2023-2024 учебном году...