Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Нижний Новгород (город Горький в годы Великой Отечественной войны"
план-конспект занятия (старшая группа)

Колесова Татьяна Александровна

Знакомство детей с историей родного города в годы ВОв, вкладом горьковчан в Победу над фашизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizhniy_novgorod_g.gorkiy_v_goda_vov.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая рыбка»

Конспект  занятия с детьми старшего дошкольного возраста

«Нижний Новгород (г. Горький) в годы

Великой Отечественной войны»

Разработала:

воспитатель высшей

 квалификационной категории

Колесова Т.А.

г. Нижний Новгород.

2025 г.

Цель:

- знакомить детей с историей родного города в годы Великой Отечественной войны;

- развивать уважение и  интерес к  истории страны  и любовь  к малой  Родине;

- воспитывать патриотические чувства.

Образовательные задачи:

-  расширять знания детей  об истории родного  города -  Нижнего Новгорода (в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г.  город назывался– г. Горький (с 1932 – 1990 год);

- знакомить детей с вкладом  горьковчан  в Победу над  фашизмом.

- знакомить с увековечиванием памяти о подвиге горьковчан на фронте и  героическом труде в тылу.

Развивающие задачи:

- развивать любознательность, расширять кругозор детей,  стремление узнать  больше нового, интересного об истории родного края;

- развивать  интерес к достопримечательностям родного города, связанным с историей;

- активизировать словарь детей пословицами и поговорками,  обогащать его  путем  уточнения понятий:  Россия, Отечество; защищать, оборонять,

справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты; летчики.

Воспитательные задачи:

- воспитывать патриотические чувства, любовь   к малой Родине;

- уважение к героям Великой Отечественной  войны; ветеранам войны   и труженикам  тыла.

Предварительная работа:

- Рассказ воспитателя  о Нижнем Новгороде (г. Горький) в годы Великой Отечественной  войны»;

- Рассматривание  альбома « Город Горький в годы Великой Отечественной  войны»;

- Рассматривание  альбома  «Их именами названы улицы Нижнего Новгорода» (Рассказ о героях Великой  Отечественной  войны);

 - Рассматривание  альбома «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» (истории семей воспитанников);

- Рассматривание набора  плакатов: «Великая Победа. Плакаты Великой Отечественной  войны»;

 - Рассматривание  «День   Победы»! (наглядно – дидактическое пособие);

 -  «Российская армия». (Развивающая игра –лото);

- Прослушивание   песен (военной тематики или  военных  лет):

- Подбор   детских книг о Великой Отечественной войне;

- Чтение  художественной литературы (рассказов и стихов)  о Великой Отечественной войне;

- Разучивание пословиц и поговорок о  Родине и о войне;

- Организация совместной  с родителями  выставки детского рисунка.

Занятия:

«Этих дней не смолкнет слава!» (предметная  лепка)

«День Победы» (сюжетное  рисование)

«Солдатский  треугольник» (предметное рисование)

Методы и приемы:

Наглядный:

- использование наглядных пособий;

- дидактическая игра «Собери картинку».

Словесный:

- беседа;

- пояснение, объяснение;

- использование  художественного слова.

Игровой:

- использование  физкультминутки.

Практический:

- самостоятельное выполнение игровой задачи.

Материал и оборудование:

Магнитофон:

Аудиозапись голоса Левитана, объявление о начале войны.

Аудиозапись голоса Левитана, объявление об окончании войны.

Аудиозапись фрагмента   песни «Священная война»муз. А. Александров, сл. В. Лебедев – Кумач).

Запись песни «День Победы» (муз.Д. Тухманова, сл. В. Харитонов)

Демонстрационный материал:

- плакат с датой начала (22 июня 1941 год) и датой окончания

(9 мая 1945 год) войны;

- плакат «Родина – мать зовет!» автор Ираклий Моисеевич Тоидзе;

- иллюстрации с изображением достопримечательных мест города: Нижегородский Кремль; чкаловская лестница; Вечный огонь…;

- картинки с изображением военной техники, выпускаемой в годы войны в

г. Горьком: подлодка «Щука»; легкие танки, самоходки, минометы снаряды для  «Катюш», собирали грузовики.

- « У пепелища» (картинка из пособия  «День Победы»);

Раздаточный материал:

- дидактическая игра «Собери картинку» (разрезные картинки военной технике, выпускаемой  в нашем городе в годы  войны)

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату, оформленную плакатами и  картинами о Великой Отечественной войне. Садятся на стульчики, поставленные полукругом.

В: Ребята, как называется наш город?

Д: Наш город называется Нижний Новгород.

В:Нижний Новгород – один из древних,  красивейших городов нашей страны. Он был основан в 1221 году великим князем Юрием Всеволодовичем в месте слияния рек Оки и Волги.

В: Ребята, а почему наш город называют Нижний Новгород? Кто знает?

Д: дети отвечают…

 В: Наш город  был самым нижним  поселением на Оке и самым  нижним   из русских новых  городов на Волге

Так и появился город под названием Нижний Новгород.

Ребята, посмотрите, какой красивый у нас город…

(Воспитатель показывает картинки с изображением достопримечательных мест города, отмечая красоту и вместе с детьми называют их. .. Нижегородский Кремль…Вечный огонь…).

В: Как вы думаете, что символизирует   Вечный огонь?

Д: На территории Кремля горит Вечный огонь в память о погибших земляках в годы Великой  Отечественной  войны.

В: Ребята, почему  война называлась Великой Отечественной, как вы думаете?

Воспитатель делает  заключение из всех ответов детей:

Правильно вы сказали… Войну назвали Великой   потому, что  огромная  часть территории нашей страны была под врагом;  в ней участвовали десятки миллионов людей; она длилась долгих четыре года, победа в ней потребовало от нашего народа громадного напряжения всех  физических и духовных сил.

Отечественной  потому,  что  эта война справедливая, направленная на  защиту своего  Отечества, своей Родины. На борьбу с врагом    поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали  Победу в тылу и на  передовой.

В: В далеком (воспитатель показывает лист бумаги с датой начала войны)  1941  году 22 июня  фашистская  Германия без объявления войны напала на нашу страну, в те годы  наша страна  называлась  Советский Союз.

Дети читают стихотворение С. Михалкова «Быль для детей»

Ребёнок:  

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал  войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,
Истребить до одного!

Ребёнок:

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и  сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза  берегли.

Чтобы мы нужду терпели.
Наших песен петь не смели

Возле дома своего.

Ребёнок:  

Чтобы было все для немцев

Для фашистов – иноземцев,

А для  русских и для прочих,

Для  крестьян и для рабочих – Ничего!

Нет! – сказали мы фашистам.

- Не потерпит наш народ,

Чтобы русский  хлеб душистый

Назывался словом «брот»…

Ребёнок:
И от моря и до моря

Поднялись  большевики,

И от моря идо моря

Встали русские полки.

Встали с русскими едины

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши –

Все советские народы

Против общего врага.

Все, кому мила свобода

И Россия дорога…

(Звучит  аудиозаписьголоса Левитана, объявление о начале войны)

В: И сразу же  в военкоматы пошли добровольцы….За годы войны на различных участках фронта сражались 822 тысячи уроженцев  Горьковской области. В добровольческих отрядах  народного  ополчения воевало более 100 тысяч человек.Более половины не вернулись домой…

В. Показывает  плакат  «Родина – мать зовет!» автор  Ираклий Моисеевич Тоидзе.

В: Кто может прочитать, что написано на плакате?

Д:  читают…

В: Как  понимаете,  что такое Родина?

В: Правильно, Родина – это та страна, где мы родились, где мы с вами живем, Это Россия, а малая Родина – это город, дом, улица..

В: А через несколько дней по радио зазвучала песня…

(Звучит  аудиозапись фрагмент   песни «Священная война»  муз.А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача)

В:Нелегкой была жизнь   и в тылу(в городе).«Все -  для фронта, все -  для Победы»!  Наш город был важным центром производства вооружений…Женщины, старики и даже дети работали  день и ночь на заводах у станков и делали орудия и снаряды.Работали по 19 часов в сутки. Они заменили,  ушедших на войну мужчин.Старики помнят, как гудели  над деревнями и маленькими городами  нашей области стаи  фашистских самолетов. Они несли свой  смертоносный  груз в сторону Горьковского  автозавода, где  выпускали легкие танки, самоходки, минометы, снаряды для  «Катюш», собирали грузовики.Особенно  бомбили  завод в 1943-м году. Только с 4 по 22 июня германская авиация  бомбила ГАЗ семь раз, зарево пожаров было видно за 60 километров из соседних городов. При этом,  благодаря зенитчикам,из участвовавших в налетах более 600  самолетов врага прорвались  на автозавод лишь около сотни. 23из них на свои аэродромы не вернулись. На город было сброшено  много  фугасных и тысячи  зажигательных бомб.  50 разрушенных корпусов автозавода 35 тысяч горьковчан восстановили за 100 дней, работая по  18 – 19 часов.К  сормовским заводам,  выпускавшим  подлодки «Щука»  (воспитатель показывает картинку) и легендарные  танки»  (воспитатель показывает картинку) «Т-34», наши средства ПВО вражеских бомбардировщиков вообще не  пустили. Не дали немцам и разбомбить завод им.  Орджоникидзе (нынешний  завод «Сокол»),  который поставлял на фронт каждый 4-й  истребитель, воевавший в войсках СССР.За годы  Великой Отечественной войны завод «Красное Сормово» изготовил 12.132  танков Т-34; выпустил 27 подводных лодок  С -13Горьковский автозавод выпускал легкие танки и самоходные установки…(Воспитатель показывает картинки, изображающие военную технику)

В: А сейчас  предлагаю  вам разделится на подгруппы  и  собрать картинку и назвать военную технику, которую выпускали на горьковских заводах.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети собирают картинки и называют, что собрали.

В:А теперь предлагаю немного отдохнуть.

                             Физкультминутка: «Мы военные».

Мы станем все  военными,     (Шагают на месте)

Большими, здоровенными.  (Руки вытянуть вверх, опустить  через стороны)

Будем в Армии служить.   (Шагают на месте)

Будем Родину любить.   (Руки вытянуть вверх, опустить  через стороны)

Сад и дом свой охранять.   (Наклон вперед, смотрим в «бинокль»)

Будем мир мы защищать!   (Шагают на месте)

В:  Нелегкой была жизнь   и в тылу в деревнях старики, женщины и дети работали и день  и ночь. Они выращивали  хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию  и страну. Вязали для солдат варежки, шарфы для солдат.

В:Долго шла война – 4 года.Погибло очень  много  мирных жителей, детей, были разрушены города и села.

Воспитатель показывает картинку  «У пепелища» (пояснение воспитателя по содержанию).Защищая свою Родину, храбро сражались солдаты.

За каждый клочок земли цеплялись враги, чтобы удержаться, но не смогла вражеская армия устоять перед героизмом наших воинов. Великая вера нашего народа в Победу, героизм и стойкость наших воинов на фронтах помогли одолеть врагов. Начали гнать они врага с нашей земли до самого главного их города - Берлина.

В: Ребята, какие пословицы и поговорки о Родине и о войне  вы знаете:

Д:Родина – мать, умей за нее постоять.

     Береги землю родимую, как  мать любимую.

     Если народ  един, то он не победим.

     Кто за Родину дерется, тому сила  двойная дается.

     Русский солдат не знает преград.

В:Сдались фашисты, и война закончилась. Ребята, назовите, когда мы празднуем день  Победы?

Д: отвечают… 9  мая.

Аудиозапись голоса Левитана, объявление об окончании войны.

В: И с того самого памятного дня (воспитатель прикрепляет на мольберт  лист с датой) 9 мая 1945 года, наступил мир  и ежегодно наша страна празднует этот великий праздник -  День Победы.В этом году мы будем отмечать  75 лет со дня Победы.В  этот   день  люди вспоминают тех, кто не жалея своей жизни ради мирного будущего своей страны, сражался на поле боя…и тех, кто погиб.И мы будем помнить их.И в завершении нашего занятия  я предлагаю послушать песню в исполнении Л. Лещенко«День Победы» (муз.Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)

Рефлексия (подводится итог занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Военно-полевая почта в годы Великой Отечественной войны"

Беседа "Военно-полевая почта в годы Великой Отечественной войны" направлена на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Основная цель: познакомить детей с работой военно-полевой по...

Беседа с детьми 5 - 7 лет "Детям о городе Новохоперске в годы Великой Отечественной войны"

Воспитывать любовь к героям - защитникам отечества, бережное отношение к народной памяти, формировать у детей чувство патриотизма....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Времена года. Когда это бывает? (технология мнемотехники)

Детям трудно запомнить признаки времён года.Для облегчения запоминания создаются разнообразные схематичные изображения тех или иных природных явлений....

Презентация: "Город Канск в годы Великой Отечественной войны"

Данная презентация может быть использована педагогами ДОО г.Канска для ознакомления с родным городом в годы ВОВ...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Город Кропоткин в годы Великой Отечественной войны».

Цель: формировать представление о памятной дате «9 МАЯ – День Победы»Задачи:Обучающие: - Способствовать расширению знаний детей о жизни людей в городе во время Великой Отеч...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Нижний Новгород (город Горький в годы Великой Отечественной войны"

Знакомство детей с историей родного города в годы ВОв, вкладом горьковчан в Победу над фашизмом....