Главные вкладки

    ПРОГРАММА комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «ФАНТАЗЁРЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)
    рабочая программа по рисованию (старшая,подготовительная группа) по теме

         Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.

    Мы рекомендуем  следующие практики арт-терапии: рисование нетрадиционными способами, работу с природным материалом, танец, оригами, сказку и пр. Изобразительная деятельность – мощное средство самовыражения.  Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artterapiya1.docx20.07 КБ

    Предварительный просмотр:

      ПРОГРАММА

     комплексных развивающих занятий

    с элементами арт-терапии

    «ФАНТАЗИЯ»

    (для детей старшего дошкольного возраста)

    Составила:

      педагог

    дополнительного образования

    Гордеева  Ю.А.

    2007г.

                                           

           Пояснительная записка.

     Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др.)

         Творчество – не новый предмет исследования, оно всегда привлекало  внимание учёных и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно её педагогические аспекты) остаётся одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

         Среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребёнка, требует создания специальных педагогический условий. Для успешного развития изобразительных способностей необходимо:

    1. Научить ребёнка радости общения с искусством. Развить способности восприятия, эмоциональный отклик и умение анализировать увиденное;
    2. Формирование технических навыков изображения, без которых ребёнок даже с  хорошо развитым воображением не сможет создать произведения адекватное поставленной задаче;
    3. Развивать воображение;
    4. Создание благоприятного микроклимата в процессе занятий творческой деятельностью.

         Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.

         Творчество – это не что иное как раскрытие и реализация в человеке собственной индивидуальности. У детей рано складывается своя «картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность.

         Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, - восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, - не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.

         Разработанные занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Детям предлагается «шагнуть» вглубь изображения, к звенящему ручью или на лесную полянку, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробирающимися сквозь траву, птицами, парящими в воздухе…

              А занятиях постоянно создаётся  ситуация успешности каждого ребёнка. Такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли.  

         На занятиях мы используем следующие практики арт-терапии: рисование нетрадиционными способами, работу с природным материалом, танец, оригами, сказку и пр. Изобразительная деятельность – мощное средство самовыражения.  Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире. 

         

         Курс состоит из 5 тематических блоков:

         1. Вводный. Диагностический.

         2. Рисование пальцами.

         3. Флоризм.

         4. Оригами.

         5. Игры с цветом.

         Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. Численность детей, посещающих занятия составляет 6-7 человек.

         Каждое занятие состоит из нескольких частей:

         Часть 1. Вводная.

         Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.

         Часть 2. Основная или рабочая.

         На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

         Часть 3. Завершающая.

         Основная цель – создание у каждого ребёнка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы, анализ своих действий и действий товарищей на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось.

                                ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:

       - Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

       -  Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

       - Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

       - Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

       - Развитие познавательных процессов.

       - Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

       - Расширение эмоционального опыта.

       - Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

         

    Перспективное планирование занятий по разделам

    Месяц

    Раздел

    Приоритетные задачи раздела

    Темы

    Кол – во час.

                                                1 полугодие

    Сентябрь- октябрь

    Вводный. 1.

    Диагнос-тический

    -Выявить уровень тревожности у детей (совместно с психологом);

    -выявить уровень и развивать воображение и абстрактное мышление;

    -коррекция социального поведения – умения работать в группе;

     - воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.

    1. Рисунок человека. Беседа по рисунку.

    2. Рисунок несуществующего животного (совместно и индивидуально);

    3. «Нарисуй своё настроение»

    4. Путешествие в страну Клякс.

    5. «Удивительная ладонь»

    6. «Живая капля» (раздувание капли туши через трубочку);

    7

    ноябрь

    2. Рисование пальцами, ладонью.

     - Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

     -Снижение импульсивности, тревоги, агрессии ;

    - Развитие сенсорного опыта;

     - Расширение эмоционального опыта.

       - Обучение новым приёмам рисования.

    8. Рябина

    9. Жители подводного мира.

    10. Птичка.

    11. Одуванчик.

    12. Бабочки.

    5

    декабрь

    3.

    Флоризм.

    -развитие эстетических чувств, воображения;

    - развитие мелкой моторики, восприятия, мышления внимания, интеллектуальной и творческой активности.  

    13. Рыбки.

    14. Осенние бабочки.

    15. Волшебные цветы.

    16. Весёлый ёжик.

    17. Пластилиновые картины ( с использование крупы)

    6

                                                2 полугодие

    Январь-

    февраль

    4.

    Игры с оригами («оживление» игрушек, сделанных собственными руками) .

    -развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами;

    - воспитывать  уверенность в своих силах и способностях;

    -стимулировать развитие памяти;

    -учить концентрировать внимание;

    -развитие вербального и невербального (образное) воображения,

    -развитие речи.    

     

    1. Птицы из волшебной страны

    2. Герои сказки «Колобок»:

    - Колобок

    - Бабушка

    - Дедушка

    - Заяц

    - Волк

    - Медведь

    - Лиса

     

     

    10

     

    Март-

    май

    5.

    Цветоведение (или игры с цветом)

    - Развитие ассоциативно-

     образного мышления;

    - расширение представлений о цветовых оттенках;

    - воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;

    - развитие зрительного внимания, чувства цветового ритма.  

     1. «Девочка Огонёк и девочка Льдинка» (теплотность цвета);

    2. «Дополнения к одежде девочек красок» (дополнительные цвета);

    3. «Разноцветные дома» (сочетаемость цветов);

    4. «Мимика цвета» (эмоциональность цвета);

    5. «Ожившие портреты» (передача характера цветом);

    6. «Символика линий» (понятие о художественной абстракции);

    7. «Фрукты и овощи» (Передача цветом характера сказочного героя)

    8. «День и ночь» (цветовой контраст)

    8

    Итого:    36 часов

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1.Л.Д.Лебедева «Практика арт-терапии: подходы,  диагностика, система занятий». Изд. «Речь», Санкт-Петербург, 2003 г.

    2. С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности». Творческий центр «Сфера», 2002 г.

    3. Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия  для детей 4 – 6 лет». Изд. «Книголюб», Москва 2006 г.

    4. М.В.Ильина «Развитие невербального воображения» Изд. «Книголюб», Москва 2004 г.

    5. Н.В.Дубровская «Игры с цветом» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005 г.

    6.И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду». Ярославль. «Академия развития» 2007 г.

    7. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

    8. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. – М.: Книголюб, 2003.

    9. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Уроки оригами в школе и дома. М.:1995.

    10. Чернова Н. Волшебная бумага. М.,2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста.

    Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения старших дошкольников....

    Рабочая учебная программа "Обучение элементам спортивных игр (баскетбол) для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа".

    Предлагаю вашему вниманию авторскую программу по дополнительному образованию "Обучение элементам спортивных (баскетбол) для детей подготовительной к школе группы"....

    Конспект занятия по физической культуре "Планета фантазёров" для группы старшего дошкольного возраста

    Программное содержание: 1.     Учить сохранять правильную осанку сидя на мяче при уменьшении площади опоры;2.     Учить детей выполнять упражнения с фитбол...

    «Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Юные учёные» для детей старшего дошкольного возраста»

    Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·...

    Сценарий совместной деятельности воспитателя и детей с элементами художественного ручного труда для детей старшего дошкольного возраста. Тема"Пернатый друг"

    Работа с тканью очень интересна детям. Развивается фантазия, воображение, мелкая моторика рук и конструктивно-творческие способности детей....

    Проект "Колючие шарики" - использование Су Джок терапии в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста

    В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому применение здоровьесберегающих технологи...