ПРОГРАММА комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «ФАНТАЗЁРЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа по рисованию (старшая,подготовительная группа) по теме

     Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.

Мы рекомендуем  следующие практики арт-терапии: рисование нетрадиционными способами, работу с природным материалом, танец, оригами, сказку и пр. Изобразительная деятельность – мощное средство самовыражения.  Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artterapiya1.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРОГРАММА

 комплексных развивающих занятий

с элементами арт-терапии

«ФАНТАЗИЯ»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Составила:

  педагог

дополнительного образования

Гордеева  Ю.А.

2007г.

                                       

       Пояснительная записка.

 Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др.)

     Творчество – не новый предмет исследования, оно всегда привлекало  внимание учёных и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно её педагогические аспекты) остаётся одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

     Среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребёнка, требует создания специальных педагогический условий. Для успешного развития изобразительных способностей необходимо:

  1. Научить ребёнка радости общения с искусством. Развить способности восприятия, эмоциональный отклик и умение анализировать увиденное;
  2. Формирование технических навыков изображения, без которых ребёнок даже с  хорошо развитым воображением не сможет создать произведения адекватное поставленной задаче;
  3. Развивать воображение;
  4. Создание благоприятного микроклимата в процессе занятий творческой деятельностью.

     Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.

     Творчество – это не что иное как раскрытие и реализация в человеке собственной индивидуальности. У детей рано складывается своя «картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность.

     Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, - восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, - не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.

     Разработанные занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Детям предлагается «шагнуть» вглубь изображения, к звенящему ручью или на лесную полянку, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробирающимися сквозь траву, птицами, парящими в воздухе…

          А занятиях постоянно создаётся  ситуация успешности каждого ребёнка. Такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли.  

     На занятиях мы используем следующие практики арт-терапии: рисование нетрадиционными способами, работу с природным материалом, танец, оригами, сказку и пр. Изобразительная деятельность – мощное средство самовыражения.  Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире. 

     

     Курс состоит из 5 тематических блоков:

     1. Вводный. Диагностический.

     2. Рисование пальцами.

     3. Флоризм.

     4. Оригами.

     5. Игры с цветом.

     Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. Численность детей, посещающих занятия составляет 6-7 человек.

     Каждое занятие состоит из нескольких частей:

     Часть 1. Вводная.

     Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.

     Часть 2. Основная или рабочая.

     На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

     Часть 3. Завершающая.

     Основная цель – создание у каждого ребёнка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы, анализ своих действий и действий товарищей на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось.

                            ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:

   - Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

   -  Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

   - Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

   - Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

   - Развитие познавательных процессов.

   - Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

   - Расширение эмоционального опыта.

   - Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

     

Перспективное планирование занятий по разделам

Месяц

Раздел

Приоритетные задачи раздела

Темы

Кол – во час.

                                            1 полугодие

Сентябрь- октябрь

Вводный. 1.

Диагнос-тический

-Выявить уровень тревожности у детей (совместно с психологом);

-выявить уровень и развивать воображение и абстрактное мышление;

-коррекция социального поведения – умения работать в группе;

 - воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.

1. Рисунок человека. Беседа по рисунку.

2. Рисунок несуществующего животного (совместно и индивидуально);

3. «Нарисуй своё настроение»

4. Путешествие в страну Клякс.

5. «Удивительная ладонь»

6. «Живая капля» (раздувание капли туши через трубочку);

7

ноябрь

2. Рисование пальцами, ладонью.

 - Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

 -Снижение импульсивности, тревоги, агрессии ;

- Развитие сенсорного опыта;

 - Расширение эмоционального опыта.

   - Обучение новым приёмам рисования.

8. Рябина

9. Жители подводного мира.

10. Птичка.

11. Одуванчик.

12. Бабочки.

5

декабрь

3.

Флоризм.

-развитие эстетических чувств, воображения;

- развитие мелкой моторики, восприятия, мышления внимания, интеллектуальной и творческой активности.  

13. Рыбки.

14. Осенние бабочки.

15. Волшебные цветы.

16. Весёлый ёжик.

17. Пластилиновые картины ( с использование крупы)

6

                                            2 полугодие

Январь-

февраль

4.

Игры с оригами («оживление» игрушек, сделанных собственными руками) .

-развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами;

- воспитывать  уверенность в своих силах и способностях;

-стимулировать развитие памяти;

-учить концентрировать внимание;

-развитие вербального и невербального (образное) воображения,

-развитие речи.    

 

1. Птицы из волшебной страны

2. Герои сказки «Колобок»:

- Колобок

- Бабушка

- Дедушка

- Заяц

- Волк

- Медведь

- Лиса

 

 

10

 

Март-

май

5.

Цветоведение (или игры с цветом)

- Развитие ассоциативно-

 образного мышления;

- расширение представлений о цветовых оттенках;

- воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;

- развитие зрительного внимания, чувства цветового ритма.  

 1. «Девочка Огонёк и девочка Льдинка» (теплотность цвета);

2. «Дополнения к одежде девочек красок» (дополнительные цвета);

3. «Разноцветные дома» (сочетаемость цветов);

4. «Мимика цвета» (эмоциональность цвета);

5. «Ожившие портреты» (передача характера цветом);

6. «Символика линий» (понятие о художественной абстракции);

7. «Фрукты и овощи» (Передача цветом характера сказочного героя)

8. «День и ночь» (цветовой контраст)

8

Итого:    36 часов

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Л.Д.Лебедева «Практика арт-терапии: подходы,  диагностика, система занятий». Изд. «Речь», Санкт-Петербург, 2003 г.

2. С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности». Творческий центр «Сфера», 2002 г.

3. Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия  для детей 4 – 6 лет». Изд. «Книголюб», Москва 2006 г.

4. М.В.Ильина «Развитие невербального воображения» Изд. «Книголюб», Москва 2004 г.

5. Н.В.Дубровская «Игры с цветом» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005 г.

6.И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду». Ярославль. «Академия развития» 2007 г.

7. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. – М.: Книголюб, 2003.

9. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Уроки оригами в школе и дома. М.:1995.

10. Чернова Н. Волшебная бумага. М.,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре "Планета фантазёров" для группы старшего дошкольного возраста

Программное содержание: 1.     Учить сохранять правильную осанку сидя на мяче при уменьшении площади опоры;2.     Учить детей выполнять упражнения с фитбол...

«Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Юные учёные» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Занятие по развитию речи с элементами сторителлинга и мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста. "Тайна волшебной картины"

quot;Тайна волшебной картины" Занятие по развитию речи с элементами сторителлинга и мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста. Дети вместе с воспитателем рассматривают картину В. М. В...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком ЗПР, в группе нормотипичных детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в страну фигур"

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с детьми с целью познания окружающего мира, формирования общения, развития сенсорики и познавательных процессов, а также коррекции недостатков в развитии де...