Консультация:"Знакомство с натюрмортом в младших и средних группах"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

Коваленко Елена Викторовна

Как знакомить детей с натюрмортом? С чего начать? Консуьтация для педагогов, прилагаются сенсорные и художественно-развивающие игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_natyurmort_v_mlad_i_srednih_gruppah.rar9.26 КБ

Предварительный просмотр:

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект - интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах - еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны, отдаленных от нас временем, расстоянием.

    Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года. Основная задача на этом этапе – вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным ,желание любоваться картиной, внимательно ее рассматривать. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства; качество их поверхности.

Детям этого возраста предлагаются однопорядковые, одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними оно часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды

Цветы, грибы. Изображенных предметов на картине должно быть немного, обычно их от одного  до пяти,

причем один - два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно - реалистические или декоративные натюрморты, яркие, нарядные.

    Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это ягоды или овощи, хорошо дать возможность детям попробовать их, рассмотреть; цветы -понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры

типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек» и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно, использование художественно - развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты либо их изображения (игра на фланелеграфе)

       Задачи с ознакомления детей среднего возраста(4-5 лет) с натюрмортом несколько усложняются.

    Продолжаем вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов, но уже подбираем для них натюрморты разного вида. Формируем у детей представления о натюрморте как о особом жанре живописи, его видах – разных как по содержанию ,так и по средствам художественной выразительности.

     Продолжаем работать над  обогащением словаря детей сенсорно- эстетическими и эмоциональными эталонами с тем, чтобы дети использовали их в своих оценках, суждениях при знакомстве с картинами. Подводим детей к необходимости целенаправленного восприятия произведения. Стараемся помочь им накопить запас образных впечатлений,  насмотренности подлинных произведений искусства, привлекаем имеющийся у них опыт восприятия окружающего мира. Доступными средствами подводим детей к пониманию выразительности изображения, единства содержания картины и ее художественного языка. Учим внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображаемых предметов; плотность и хрупкость материалов, из которых сделаны; спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие связей друг с другом и с окружающей их средой. Обращаем внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, сезонного состояния природы или времени суток, формируем отклик на красоту теплых и холодных тонов, их  контрастность  и создаваемое ими настроение – радости, грусти, торжественности, загадочности, тревоги и т. д. Привлекаем внимание детей и к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного.

        Возможны  следующие этапы работы. Сначала мы знакомим детей с трудом художника (« О чем рисует художник, его помощники»). На следующем этапе дети узнают о натюрморте как особом жанре живописи, его видах. На третьем этапе знакомятся с некоторыми средствами выразительности живописного натюрморта - цветом, цветовыми  сочетаниями, связывая их с настроением, композицией кА средством построения картины и выделения в ней главного. На заключительном, четвертом этапе проводится обобщающее занятие (формы проведения могут быть различные: экскурсия, художественно-развивающая игра, комплексное занятие или др.), закрепляющее представления детей о натюрморте как особом жанре живописи.

    Помогут в ознакомлении детей с натюрмортом  различные игры типа «Видящие руки», «Угадай, чего не

стало», «Составь букет», «Подбери краски, которые использовал художник в этой картине».  На занятиях можно использовать загадки и стихи по теме;

работаем с контурными  упражнениями,  они развивают зрительное внимание, активное запоминание, абстрактное мышление. Использую в работе нетрадиционное рисование, детям очень нравится изображать предметы, необычно применяя смешанные техники и методы рисования, экспериментируя  с цветом. Это рисование пальчиками; рисование восковыми карандашами + акв. Краски; печать пробкой, печать резиновой матрицей; аппликация из салфетки для придания объема +гуашь.

     Далее предлагаю  познакомиться с играми и упражнениями, используемыми мною на занятиях.

                                                 

                                                   Сенсорные игры

                          «Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь»

Цель: Закрепить  знания детей о форме овощей ,фруктов ,поупражнять в осязательном обследовании формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.

Материал: Набор фруктов или овощей, длинный мешочек из ткани.

Руководство: дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают предмет ,рассказывают какой он формы, твердый, мягкий, какая поверхность -гладкая или шероховатая, в итоге необходимо назвать что это за овощ или фрукт. И так далее, пока все предметы не отгадали; затем можно предложить их  нарисовать.

                                  «Узнай на вкус», «Узнай по запаху»

Цель: Через чувственно воспринятые (по вкусу или по запаху) фрукты или ягоды определить их, вызвать у детей представления об их сенсорных признаках: форме, цвете, величине, поверхности. Рассмотреть и вспомнить, где они растут.

Сенсорные игры на закрепление у детей знаний о

цвете

«Воздушные шары», «Подбери по цвету», «Живое домино», «Назови

цвет», «Радуга» и т. д.

Художественно - развивающие игры

«Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Положи красиво яблоки

на тарелку»

Материал: Либо подлинные предметы, либо плоскостное изображение.

«Составь букет» Дети упражняются в составлении красивого букета. Цветы подбираются по цвету по форме так, чтобы не закрывали друг друга и красиво сочетались с цветом вазы.

                                     «Собери фрукты в вазу»                                                                                              Здесь нужно обратить внимание детей на цвет, величину фруктов и вазу. Составлять натюрморт надо так, чтобы предметы красиво сочетались по цвету, а крупные фрукты не закрывали мелкие. Детям предлагаем по - упражняться, поиграть.

                           «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками»    

                                         или «Разбери картины по группам»

Цель: Закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.

Материал: У детей на столах лежат репродукции натюрмортов, написанных в теплой и  в холодной гамме.

                                             «Убери лишнюю»

Цель: Уточнить представление  детей о натюрморте.

Материал: На столах у детей репродукции картин: три натюрморта или два пейзажа.

Задание: Рассмотреть внимательно картины и отложить лишнюю (не натюрморт). Результаты обсудить.

          «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»

Цель: Развивать цветоведение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.

Материал: Репродукция одной картины (каждому). Гуашь, вода кисти, палитра.

Предлагаем детям рассмотреть репродукции картин, обратив внимание на использованные краски; затем с помощью палитры приготовить те цвета,  которые использовал художник.

Упражнения для развития мелкой моторики с помощью

контурных рисунков  по теме «Фрукты»

1.Рассмотри, узнай и правильно назови каждый из изображенных на рисунке фруктов.

2.Опиши каждый из фруктов, используя предложенный образец. ( Яблоко - круглое, красное, гладкое, блестящее, ароматное, хрустящее, сочное, сладкое, вкусное, полезное)

3.Какой из нарисованных фруктов тебе больше нравится? Почему? Выбери карандаш нужного цвета и раскрась рисунок.

4.Раскрась большое яблоко красным цветом, а маленькое - зеленым.

5.Раскрась верхнее яблоко красным цветом, среднее - желтым, а нижнее - зеленым. На что похож рисунок?

6.Соедени точки, обведи и раскрась большое яблоко.

7. внимательно рассмотри рисунок и найди спрятавшиеся в листочках яблоко. раскрась его.

8.Заполни банку нарисованными фруктами.

9.Собери пазлы, отгадай, что это за фрукт и нарисуй его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»  (средняя группа). ...

Конспект занятия развлечение "Знакомство с Правилами дорожного движения" в средней группе

Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения  (действия пешеходов на сигналы светофора, где и когда можно  переходить улицу, правила поведения на улице)...

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....

Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью....

Познавательно – исследовательское занятие на тему: «Знакомство со свойствами воды» (младший и средний возраст)

Познавательно – исследовательское занятие на тему: «Знакомство со свойствами воды» (младший и средний возраст)...

Консультация для воспитателей ДОУ «Знакомство детей с дымковской игрушкой в средней группе»

Знакомство с  дымковским промыслом.                                             ...