педагогическое эссе на тему "Помочь ребенку увидеть мир"
статья по рисованию (старшая группа) по теме


Алексеева Фагиля Насимьяновна
Старший воспитатель структурного подразделения «Березка» /высшая категория/
Структурное подразделение «Березка» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Камышла муниципального района Камышлинский.

 Маленький ребенок  - это великое чудо; это вечная загадка; это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно.
        Дитя - маг и волшебник: сидя в углу своей детской, он видит золотые нити, переплетающиеся дивными узорами; держа в руке щепку, он воображает себе прекрасно одетого рыцаря; он слышит музыку там, где ее нет; он рассказывает вслух сам себе о столкновении кораблей, о спасении на льдине. Он волнуется, как будто все это происходит на самом деле. Он живет грезами своей фантазии.
        Дитя – самый деятельный работник во всем мире: целый день он движется и движет, строит, лепит, рисует, красит, клеит, - словом, видоизменяет попавший ему в руки материал. В этих своих творческих делах он не знает пресыщения.
       Известно, что детское творчество- явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Напитывая детей красотой искусства, природы, человеческого благородства мы помогаем им выразить себя в рисунке.
      Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки, но главное – помочь увидеть ребенку мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pomocysrebenku_2.zip10.64 КБ

Предварительный просмотр:

Помочь увидеть ребенку мир.

                                                                     В одном  мгновеньи видеть вечность,    

                                                                     Огромный мир – в зерне песка,

                                                                     В единой горсти – бесконечность

                                                                     И небо – в чашечке цветка.

                                                                                                           Уильям Блейк  

Алексеева Фагиля Насимьяновна

Старший воспитатель структурного подразделения «Березка» /высшая категория/

Структурное подразделение «Березка» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Камышла муниципального района Камышлинский.

 Маленький ребенок  - это великое чудо; это вечная загадка; это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно.

        Дитя - маг и волшебник: сидя в углу своей детской, он видит золотые нити, переплетающиеся дивными узорами; держа в руке щепку, он воображает себе прекрасно одетого рыцаря; он слышит музыку там, где ее нет; он рассказывает вслух сам себе о столкновении кораблей, о спасении на льдине. Он волнуется, как будто все это происходит на самом деле. Он живет грезами своей фантазии.

        Дитя – самый деятельный работник во всем мире: целый день он движется и движет, строит, лепит, рисует, красит, клеит, - словом, видоизменяет попавший ему в руки материал. В этих своих творческих делах он не знает пресыщения.

       Известно, что детское творчество- явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Напитывая детей красотой искусства, природы, человеческого благородства мы помогаем им выразить себя в рисунке.

      Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки, но главное – помочь увидеть ребенку мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.  

 Основное направление моей деятельности - художественно-эстетическое  воспитание детей.

       Первые шаги к эстетическому развитию детей:

- формирование эстетического отношения к природе, красивым предметам     произведениям изобразительного искусства;

  • знакомство детей со скульптурой малых форм;
  • формирование у детей понятия, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение;
  • обращать внимание детей на материал, фактуру поверхности, форму, цвет, орнамент и узор, которые используются для украшения вещей;
  • осуществление работы по знакомству с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);
  • знакомство с отдельными жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет)
  • знакомство детей с архитектурой и ее особенностями.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развитие детских художественно - творческих деятельностей в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно - творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно - речевой). Видимо этим объясняется тот феномен, неоднократно подтвержденный жизнью, что художественно - творческие способности проявляются в комплексе: человек пишущий стихи, рисует, музицирует и т. п.

  Специфика эстетического воспитания состоит  в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости.  В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.      

        Исходя из концепции комплексного характера художественно- творческих способностей, в центре моей педагогической работы стоит интегрированная форма работы по разным видам художественно-творческой деятельности   (блоки, циклы, объединяющие разные виды деятельности, занятия одним содержанием)    

        Например  в блоке «Наши друзья - животные» (варианты этой темы: «Зоопарк», «Театр зверей», «На ферме») концентрируются разные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, театральная деятельность), отражающие образы животных и все виды художественно-творческой деятельности детей: музыкальная, изобразительная, художественно- речевая, разнообразные игры.

В каждой художественной деятельности дети передавали специфическими для этой деятельности средствами образы животных: в играх - драматизациях при помощи мимики, жестов, движений, поз, голоса; эти же средства использовались в музыкальных сценах, здесь помогали музыка, ее тембр, динамика. В разных видах изобразительной деятельности образ животного создавался путем передачи формы туловища и его частей, пропорций, позы, фактуры. В период прохождения того или иного блока могут быть затронуты и другие темы, связанные с общей воспитательно - образовательной работой

Занятия способствуют формированию у детей эстетического восприятия, обучения способам действия, развитию творчества.

Все эти процессы взаимосвязаны, их единству помогают разнообразные методы и приемы. Предпочтение отдаю тем методам и приемам, которые будят детскую активность, способствуют проявлению самостоятельности детей. Таковыми являются традиционные: словесные,  наглядные, практические. А также более совершенные:  

  • информационно- рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;

 -метод проблемного изложения

       Информационно- рецептивный метод предусматривает наблюдение детей, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций.

        Репродуктивный метод включает деятельность педагога, направленную на закрепление знаний, выработку навыков и умений.

       Исследовательский и эвристический методы в обучении используются в единстве. Эти методы направлены на обучение, поиск  самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения.

       Методика работы с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений искусства – на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяю эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе, используя свой художественный, музыкальный опыт, ребенок воплощает свои представления, отношения, фантазии.

   Так, музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Характер музыки побуждает детей искать возможности самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, передавать это эмоциональное состояние, а затем отображать в своей художественно-практической деятельности - в рисовании, лепке, художественном  труде. Все это позволяет подводить детей к целостному, осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.  

Важно постоянно создавать разные ситуации, в которых ребенку приходится производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного. Только так развивается природная любознательность ребят, формируются и совершенствуются уникальные детские способности.

       Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее высокую эффективность. Результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображении образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные/, что способствует развитию его творчества.

    В процессе игр ребята учатся обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат. У них активно формируются навыки речевой деятельности.

Иногда провожу занятия в форме игры,  через сказку, где ребенок вовлекается в волшебный мир сказки,  образов, фантазий.

Вся деятельность сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами.

На своих занятиях я прежде всего продумываю применение игровых приемов, создания игровых ситуаций. В них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовал герой. Например, дети становятся художниками и создают картины; выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п.

Для закрепления умений я использую игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, которые допускают неточность, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят на помощь, чувствуют радость, уверенность в себе, осознают  важность и полезность знания, умения.

    Может  быть  и такая игровая ситуация: «Оформим наш уголок природы». Все дети вместе со мной обсуждают устройство уголка: какие там высадить комнатные растения, какие птицы будут у них в клетках, где поместить аквариум, какой он будет формы. Затем выбираем для работы большой лист бумаги, например формат А-3, который послужит основой для коллективной аппликации. Затем дети приступают к вырезыванию «объектов» уголка природы. Одни дети «сажают» комнатные растения, другие «готовят клетку» с попугайчиками (здесь участвуют несколько детей), третьи создают аквариум и запускают для него рыбок (тоже несколько детей вместе).

По мере готовности  изображений они размещаются на большом листе Получается красивая картина, которая на несколько  дней вывешивается в группе или вестибюле.

Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышая их эмоциональную отзывчивость, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединены общей целью, единым положительным отношением к деятельности. Часто, как это видно из приведенных примеров, результаты  работы всех детей объединяются  в общую композицию.

К занятиям стараюсь подбирать пособия, игры, материалы, которые кажутся увлекательными, желанными.   Организую свободную форму, то есть дети могут работать сидя, стоя, или как им удобно.  Побуждаю детей к речевому общению, поощряю стремление действовать совместно.

Для этого стараюсь создать необходимые условия, чтобы дети были постоянно активны.  Вместе с детьми ищем ответы на вопросы, фантазируем.

Строю свою работу исходя из сезонности, различных проявлений природы, из того, что детям близко, дорого и интересно. При необходимости перестраиваю занятия буквально на ходу, в зависимости от общего состояния и настроения детей.

Выводы:

1. В основу построения моей системы работы по художественно-эстетическому направлению  положены следующие принципы:

  • принцип доступности;
  • принцип сознательности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип наглядности;
  • индивидуальный подход к детям.

 2.Эффективность всей системы определяется взаимосвязанным использованием всех средств художественно-эстетического воспитания и разнообразных деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой).

  1. Результаты  работы  возможно получить руководствуясь главными принципами, один из которых – связь обучения с жизнью. Ведь в изображении дети передают те впечатления, которые они получили из окружающей их жизни и произведений искусства, в процессе всей воспитательно-образовательной работы в детском саду, в семье.

Особое значение во всей деятельности по художественно-эстетическому воспитанию имеет творческое отношение ко всему, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребенка.

Пусть каждый ребенок познает и переживает благотворную радость творчества!

Ведь только ребенок, живущий в окружении ярких образов, фантазий  способен что-либо сотворить.

Используемая литература:

Доронова  Т.Н., Гербова  В.В. Программа Радуга, М.: Просвещение , 1997

Ильина Т.А Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов  М: Просвещение, 1984  

 Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение: Учеб. лит.,1996  

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: 1961. С. 181


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

Концепция педагога о выборе своей профессии....

Педагогическое эссе "Моё педагогическое кредо"

Сочинение-эссе "Моё педагогическое кредо"...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...

Педагогическое эссе «Мое педагогическое послание профессиональному сообществу».

laquo;Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя», –  Л. Н. Толстой....

Моя педагогическая находка (видео выступление можно увидеть в разделе видео)

Моя педагогическая находка.Представление опыта работы....

«Педагогическое эссе – 2022» «Источники педагогической силы и вдохновения»

laquo;Педагогическое эссе – 2022» «Источники педагогической силы и вдохновения»...