Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, элементарного изобразительного творчества.
статья по рисованию (старшая группа) по теме

Михалкина Ольга Николаевна

 

Обобщила многолетний опыт работы на тему: "Развитие творческих способностей детей средствами изодеятельности" Проводя занятия по изодеятельности, общаясь в свободное от занятий время, отметила, что дети много и охотно рисуют. Рисование -столь же естественная и органичная потребность ребёнка, как и игра. Именно поэтому 5-6 лет считаются «золотым веком» детского рисунка. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Представляю описание опыта и презентацию творческих работ детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  у детей дошкольного возраста творческого воображения, элементарного изобразительного творчества.                                                                                                                                                                                

                                     …Детский рисунок, процесс рисования – это

частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой

                                                                                                                                                                              В.Л.Сухомлинский

І. Описание источника изменений, идеи изменений, концепции изменений, условия реализации изменений.

Актуальность выбранной темы

Современное   общество ставит перед педагогом всё новые и новые задачи - повышать   эффективность   воспитательно-образовательного процесса. Долгое время,  работая с детьми-логопатами, изучив  особенности этих   детей (как психологические, так   и особенности   развития общего характерах) выявила, что нарушения речевого развития влечёт за собой отклонения не только в речевых, но и в двигательных, психических сферах. Внимание детей неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети очень слабо ориентируются во времени и пространстве, отсутствует усидчивость. Мелкая моторика очень слабая, карандаш держат неправильно, отсутствует нажим. Только треть детей владеет мыслительными операциями. Большинство детей складывают   изображение   из   готовых форм, рисовать отказываются  без помощи взрослого. Воображение у детей отсутствует, поэтому на вопрос: на что похож круг? - затрудняются ответить. Таким детям нужен неоднократный показ, образец. Анализируя всё это, я поняла,    что нужен другой    подход в изодеятельности, который будет отличаться от воспитания и развития детей общеобразовательных групп. Поэтому я решила работать над темой «Развитие у детей творческого воображения через изобразительную деятельность».

Цель: развитие у дошкольни ков творческого воображения через использование нетрадици онных методов и приемов изоб разительной деятельности.

Задачи:

  1.    развивать воображение и твор ческие возможности детей;
  2.    обогащать и расширять худо жественный опыт:
  3.    побуждать экспериментиро вать;
  4.    поощрять и поддерживать творческие находки;
  5.    развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности:
  6.    воспитывать положительное отношение к сотрудничеству; со взрослым, к собственной де ятельности, ее результату;
  7.    способствовать возникнове нию ощущения, что продукт их деятельности интересен другим  и им самим;
  8.    способствовать накопления сенсорного опыта и обогаще нию чувственных впечатлений в процессе восприятия приро ды, произведений художе ственной литературы, изобра зительного искусства;
  9.    развивать способность наслаж даться многообразием и изя ществом форм, красок, запахов и звуков природы;
  10.    обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.

Для себя определила позицию в общении с детьми: педагог-партнёр. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребёнка, учитывая   индивидуальные  особенности.

Поставила  цель  -  помочь детям с  нарушениями речи через изодеятельность решить проблемы, связанные с нарушением познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, сенсорики, моторики; вселить уверенность в себя и свои силы. Речевое    развитие происходит в процесс познания ребёнком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности  воспитателей, 1 логопеда,  психолога, детей и родителей. Рисование - это и есть причастность автора к окружающему миру и к самому себе, это форма самовыражения.     В ходе изодеятельности происходит развитие    интеллекта, который    растёт    пропорционально получаемой информации; своевременное     и     полноценное психическое   развитие, активно развивается   речь.    Разная техника    изображения    развивает различные      части I руки: предплечье, кисть, пальцы. По определению Сеченова: "Рука - это      щупальца      мозга,     это     единственное место,  где  сконцентрированы  все  линии  жизни  и энергии". Я рассматриваю изодеятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребёнка, но и как условие его эмоционального благополучия.    Занятия    изобразительным    искусством   способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребёнок может легче выразить свою индивидуальность, чем вербальными средствами.

Для   повышения   эффективности   коррекционно-воспитательной работы с детьми определила следующие задачи: 

1.Развивать содержательность и связность речи, упражнять в правильном использовании грамматических форм языка, точно выражать свои мысли и чувства, развивать навыки общения.

  2.Развивать познавательные процессы, образное мышление и предпосылки словестно-логического, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазию, воображение; формировать эстетический вкус с помощью новых технологий в изодеятельности.

3. Совершенствовать технические умения и навыки.

  4.Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.

  5. Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы.

Проводя занятия по изодеятельности, общаясь в свободное от занятий время, отметила, что дети много и охотно рисуют. Рисование -столь же естественная и органичная потребность ребёнка, как и игра. Именно поэтому 5-6 лет считаются «золотым веком» детского рисунка. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи: осуществляется тесная связь слова с действием, с признаками действия. На занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в неё игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить.

На занятиях используются образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

Изобразительная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целеустремлённость в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность. На занятиях по изодеятельности дети раскрепощаются, говорят и придумывают, забывая о своих проблемах. Мой девиз: «Можно говорить всё».

Детское рисование - это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития; развития и совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти; мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).

Необходимо постоянно находиться в поиске новых форм и методов работы, что позволит получить положительные результаты.

Учитывая, что каждый ребе нок обладает определенным по тенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творчес кого потенциала детей.

Условия необходимые для формирования творческих способностей и эстетического развития

Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной, музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия.

 ❖Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей.

 В детском саду необходимо создать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Рекомендуется широко использовать детские рисунки.

 Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы, ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения.

Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.

Следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.

Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности.

ІІ. Анализ опытной проверки нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических, методических коиплектов.

Новизна темы

Она заключается   в   подборе   нетрадиционных методов и приёмов, активизирующих творческое воображение.

Правила, которые должны выполняться при развитии творческого воображения у детей на занятиях по изодеятельности.

  1. Не  мешать детям творить.
  2. Быть вместе с ними в этом процессе.
  3. Принять и понять их позицию.
  4. Самому быть творцом.

Оригинальность продукта детской деятельности - показатель творческого воображения. Ребёнок в рисунке нам рассказывает о себе и о том, что он видит, чувствует. Детям очень трудно рассказать о своём рисунке до того, как он взялся за кисть или карандаш, но по ходу рисования ребёнок обязательно перечислит всё, что появится на листе и расскажет по уже готовому рисунку, причём его рассказ по одному и тому же рисунку всякий раз обрастает новыми подробностями.

Известный      педагог      В.А.Сухомлинский обращал   внимание на то,   что детское творчество - это своеобразная, самобытная сфера духовной жизни. В детском рисунке    происходит    самовыражение    и    самоутверждение ребёнка, раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу знакомые предметы и явления, они живут в этом   мире   красоты. Необходимо только дать   простор для детской фантазии. Рисование нужно для того, чтобы ребёнок мог подолгу смотреть и видеть мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат  у взрослых.

Основные методы и приемы работы

Частично-поисковый — направ лен на развитие познавательной активности и самостоятельности, заключается в выполнении не больших заданий, решение кото рых требует самостоятельной активности — работа со схемами или моделирование, привлечение воображения и памяти.

Метод проблемного моделирова ния — направлен на активизацию творческого воображения, переос мысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Игры и игровые приемы — создают непринужденную обста новку

Принципы проведения занятий:

  1. От простого к сложному
  2. Оптимальное соотношение известного и неизвестного
  3. Определённый дефицит информации
  4. Вызвать интерес

•        "Чтобы привычное представить крупным планом, надо обычное сделать странным" (Пит Хейн).

Занятия строятся по нетрадиционной схеме, обязательно включаю:

1.Тренировочные игры и упражнения, регулирующие силу сжимания пальцев

рук. Это способствует более точной координации движений рук.

  1. Создаю атмосферу доброжелательности (психологическая комфортность).
  2. Поскольку   изодеятельность   связана  с  глубокими  эмоциональными

переживаниями детей, регулируя дозировку психической и физической нагрузки, для высвобождения эмоций, включаю в занятия психогимнастику,

  психологические этюды. Для  преодоления внутреннего напряжения использую            релаксацию.

  1. Формируя умения согласовывать речь и движения, использую физминутки, логоритмику.
  2. Часто в начале занятия провожу артикуляционную гимнастику.
  3. Для профилактики заболеваний глаз использую зрительную гимнастику.
  4. Дыхательная гимнастика нужна нашим детям для выработки речевого

дыхания.

  1. Для развития воображения использую необычный приём - выкладывание

необычных картин из предметов-заместителей.

Комплексно - тематический подход. Каждая лексическая тема изучается одну, иногда две недели (это зависит от уровня сложности и от уровня восприятия её детьми). Темы занятий по изодеятельности соответствуют лексическим темам и им предшествует огромная предварительная работа. Глубокое отражение детьми в рисунках предметов и явлений окружающей действительности осуществляется в том случае, если ребёнок опирается на свежие впечатления от увиденного, а также ранее сформировавшиеся образы и представления.

Особенностью изобразительной деятельности, отличающей её от других видов деятельности,  является то, что результат её не исчезает в момент прекращения ребёнком действий. Созданное детьми остается, его можно рассматривать, оценивать, и самое важное — совершенствовать.

Я с уверенностью могу сказать, что систематическая комплексная работа с детьми на занятиях по изодеятельности, включающая в себя коррекционные задачи, является непременным условием развития речи и исправления речевых нарушений,  вторичных   психических   процессов,   творческого   воображения,  а  также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определённым потенциалом художественного развития обладает каждый, и этот потенциал надо раскрыть. Надо настроиться и вести себя так, как будто вся группа детей - это потенциальные художники. В этих условиях одарённые найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов и станут глубже понимать и ценить искусство.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закладываются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

        Система коррекционно-педагогической  работы должна основываться на реализации психолого-педагогических условий всестороннего гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста, включающего психофизическое, языковое, речевое, когнитивное и личностное развитие. Развитие познавательных процессов включает в себя развитие воображения. После 3-х лет в психическом развитии происходят качественные изменения: появляется воображение, как самостоятельная функция. Воображение непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т.е. способствует развитию у детей творчества. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. По диагностическим данным  дети в пятилетнем возрасте дают  90%  оригинальных ответов, в семилетнем – 20%, а взрослые  –  лишь  2%. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.  Решая задачи развития у детей творческого воображения, воспитатель, прежде всего, учит их неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций. Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир воображения. Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная деятельность, так как через неё ребёнок может показать воображаемое им. Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам.

Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и  совершенствоватъ  этот  мир. Именно такими людьми мы  хотим видеть детей в будущем.  Изобразительная  деятельность, и в частности рисова ние, — вид деятельности, без ко торого немыслимо полноценное развитие личности. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей. Меня с самого начала работы  в детском саду интересовало художественное направление в программе, волновали вопросы, почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в сво бодной деятельности подолгу сидят над раскрасками или са мостоятельно создают какие либо «произведения», не испы тывая при этом никаких затруд нений?

Размышляя над этим вопро сом, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспи танников возможности проявить фантазию, самостоятельность, права выбора. В итоге дети демон стрируют нам одинаковые, слов но отксерокопированные работы. Подтверждение своего вывода я нашла в работах психологов и педагогов, посвященных вопро сам развития детского изобрази тельного творчества. Анализ рабо ты по традиционной методике изобразительной деятельности заставил меня глубоко задуматься над тем, способствует ли она раз витию художественного творче ства у дошкольников. С этой це лью изучила детские рисунки, ко торые, как правило, мало чем отличались друг от друга, не отра жали индивидуального отноше ния ребенка к создаваемому об разу. Все это свидетельствовало об отсутствии творчества в работах детей.

Учитывая, что каждый ребе нок обладает определенным по тенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творчес кого потенциала детей, наметила задачи, определила основные методы и приёмы работы.

.

ІІІ. Описание авторских разработок и анализ опытной проверки системы оценки качества образования, новых форм и методов организации работы с воспитанниками

Творческие способности детей развиваются эффективно при условии, что разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала. Опираясь на психолого-педагогические принципы и внедрение в работу программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки», выстро ила систему работы с детьми по изобразительной деятельности. Так же в системе работы эффективно использовалась проектная технология, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителей и детей. При обсуждении очередной тематики в рамках творческого проекта совместно со специалистами обговаривали общую тему, над изучением которой работали одновременно, обсуждали актуальные вопросы художественно-речевого развития детей, что обеспечивало интегрированное коррекционно-развивающее образование и преемственность между всеми участниками проектной деятельности.

При этом в изобразительной деятельности основной акцент сделала на использова нии нетрадиционных способов ри сования. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент не обычности, что позволяет в ра боте отойти от условных рамок, ограничений и тем самым выз вать интерес у детей.

Исходя из того, что важным условием детского художествен ного творчества служит эстети ческая среда в детском саду, я в своей группе попыталась изме нить ее. Особое внимание удели ла созданию условий для само стоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала.

Учитывая, что на формирова ние образа влияют художествен ное слово, музыка, попыталась обогатить содержание соответ ствующих уголков, изготовила дидактические игры, пособия, которые использовала в предва рительной работе. Подготовила серии репродукций с картин ху дожников, диапроектор, слайды, аудиокассеты с музыкой, книги для детей об искусстве. Погруже ние их в такую разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений для группы позволя ет прививать им чувство прекрасного.

Я понимала, что прежде чем ребенок приступит к непосред ственному изображению какого-либо объекта или явления, выра жая при этом свое личное отно шение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ.   Эти представления дошкольник получает из окружающей действительности в процессе наблю дения, общения, исследования. Поэтому прогулки и совместную деятельность с детьми выделила в отдельное направление в сис теме своей работы, определив их как формы  предварительной  работы. При этом важно было поставить каждого ребенка в активную позицию, пробуждающую в нем исследовательское отношение  к  окружающему. Кроме того, использовала такие формы предварительной работы, как рассматривание репродукций картин и беседы по картинам. Много внимания уделяла тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведений изобрази тельного искусства, желание знакомиться с творчеством художников. Использование литературных  и  музыкальных произведений о природе с одновременным рассматриванием картин способствовало фор мованию образов в сознании детей. Они возникали благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, воображение, которые лежат в  ос нове  творческой деятельности.

Созданию образов помогало ис пользование дидактических игр, игровых заданий, игр-драматизаций, психологических этюдов. Предлагая детям передать образ какого-либо предмета или явле ния, старалась не ограничивать их возможности, помня о том, что определенный образ должен вы ражать их собственное пережива ние. Поэтому образы всегда были индивидуальными. Постоянно об ращала внимание детей на орга ничную связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением.

На занятиях, когда дети пыта лись реализовать в рисунке свой замысел, я не торопилась навя зывать способы передачи образа. Давала возможность свободно изобразить задуманное. Однако при этом столкнулась с тем, что детям сложно было выбрать индивидуальный способ изображе ния, который мог удачно отра зить задуманный образ. Возника ла проблемная ситуация: ребенок хотел изобразить одно, а получал другое. Чтобы помочь детям ре шить эту проблему, стала упраж нять детей в выборе наиболее удачного способа изображения характерной особенности того или иного объекта. Знакомила юных художников с различны ми средствами выразительности и возможностями их использо вания.

Особое значение придавала освоению детьми культуры цвета, так как он — наиболее вырази тельное средство в живописи. Поэтому в самом начале работы применяла игровые задания, спе циально вводящие ребенка в мир красок. Обращала внимание на то, что искусство их смешивания позволяет художнику получить разнообразный спектр оттенков. С помощью игровых упражне ний создавала условия для того, чтобы каждый ребенок осознал выразительную силу цвета и на учился пользоваться ею в соот ветствии с собственной индиви дуальностью, отказавшись от привычных цветовых стереоти пов. Основой таких упражнений стало рассматривание на прогул ках объектов природы, в процессе которого дети открывали многоцветность реального мира.

Кроме того, подводила их к использованию таких вырази тельных средств, как линия, фор ма, композиционное расположе ние при создании рисунка. На занятиях в процессе заниматель ных упражнений дети наглядно знакомились с различным ха рактером линий, располагали фигуры на листе несколькими способами, осваивали значение ритма, создавая свои элементар ные узоры и орнаменты. Таким образом, работа по ознакомле нию с выразительными сред ствами изображения подводила их к пониманию возможности использования цвета, линии, формы, движения для выраже ния своих замыслов, своего от ношения к изображаемому.

Большую роль в создание неповторимых образов детьми  играло использование нетрадиционных средств и способов рисования. Знакомство с ними проходило в процессе решения проблемных ситуаций, совместной деятельности, на специальных занятиях по рисованию, где  дети изучали изобразительные  материалы и инструменты, пробовали с ними экспериментировать.  У  них возникал естественный интерес к необычным материалам и желание их использовать в  разных видах рисования. В

дальнейшем  дети в свободной  деятельности пользовались данными  материалами при изображении различных объектов.

Варианты используемых приёмов нетрадиционного рисования

  1. Рисование, мятой бумагой.
  2. Рисование свечой.
  3. Рисование сухой кистью.
  4. Рисование через копировальную бумагу.
  5. Рисование методом тычка, ватными палочками.
  6. Ниткопись.
  7. Рука – трафарет.
  8. Набрызг.
  9. Монотипия – отпечаток.
  10. Рисование по мокрой бумаги
  11. Пальцевая живопись.

По мере освоения все новых и  новых способов они открывали  для себя, что определенный образ можно выразить не одним, а несколькими способами. В последующей работе предлагала детям творческие задания. При  этом каждый ребенок самостоятельно отбирал к занятию всё необходимое в соответствии со своим замыслом. Так как у детей  уже имелись знания и навыки  работы в разной технике рисования, от них уже требовалась не репродуктивная деятельность, а демонстрация умения творчески применить освоенные способы работы для выражения индивидуального замысла.

ІҮ. Описание и анализ апробации и внедрения новых форм, методов и средств образования дошкольников

В процессе работы сложилась определенная структура занятия. Первый этап — начало занятия. Его цель: заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить. На втором этапе происходит реализация идеи. Каждый   «художник» сам пробует представить, понять собственное  отношение к заданной теме и изобразить задуманное и осмысленное в реализуемой работе.  Мое участие состоит в том, что бы помочь ребенку отбросить привычное стереотипное решение и попытаться найти свой   вариант. Заключительный этап — анализ работ. Здесь важно уме ние выразительно описать образ, передать настроение и собствен ное отношение к изображаемо му. Создавала условия для развития навыков общения: совместно выполненное  изображение обычно способствовало возникновению оживлённых диалогов детей, активно использую приём обыгрывания сюжета рисунка, который сопровождается эмоциональными комментариями с использованием литературного материала, тем самым побуждая детей к активному речевому диалогу.  Такой метод анализа позволил заинтересовать детей, способствовал желанию общаться, находясь в роли настоящих художников, что особенно ценно для детей со сниженной речевой инициативой.

 Я всегда помню, что в искус стве критерии оценки несколько иные, нежели в других видах деятельности: нет жестких ра мок, которым обязательно нуж но соответствовать. Каждый раз стараюсь избегать всякой кате горичности, понимая, что резуль татом всегда может быть мно жество разных  и  одинаково удачных решений. Именно по этому прямую оценку заменила похвалой, поддержкой, обсужде нием. Учу детей оценивать работы друг друга, не забывая об уважительном отношении.

Ү. Результаты,  полученные в процессе апробации. Описание непосредственного воздействия инновационной деятельности на воспитанников.

Для меня важно было про следить, как развивались умения детей  применять   известные способы работы с различными материалами для  отражения собственного понимания и отношения к окружающему.

              На основе анализа изобразительных рисунков детей, из бесед  с ними убедилась в том, что у них развивается новое эстетическое отношение к окружающему миру. Процесс детского творчества не заканчивается созданием рисунка. Их надо использовать для дальнейшего  обогащения фантазии.

        Детскими работами украшаем группу, они служат праздничным украшением детского сада к праздникам. Устраиваем выставки детского рисунка,  на которых  вывешиваются все работы, действуем по принципу: «Некрасивых работ не бывает». У детей появляется возможность рассказать о своих впечатлениях родителям, спросить их мнение, ответить на вопросы.

        Родителям мы тоже даём возможность блеснуть своим творчеством. В ноябре, к празднику День матери  организовали семейный творческий конкурс «Рисуем с папой портрет любимой мамочки» среди групп старшего возраста, на котором семья Кирилла Гаврюшова заняла первое место. Весной организовали выставку рисунков, выполненных совместно с родителями на тему: «Приход весны». Тем самым мы стараемся поднять авторитет родителей, воспитываем уважение к старшим, желание им подражать, быть на них похожими.

Было проведено родительское собрание на тему: «Развитие творческих способностей ребёнка». На собрании было предложено родителям рекомендации, разработанные психологом Девидом Льюисом. Родителям, желающим видеть своего ребёнка личностью, желающим воспитать в ребёнке любовь к творчеству, созданию новых идей и решений, нужно ознакомиться с этими рекомендациями и выбрать для себя основные, отражающие собственное отношение к процессу творчества ребёнка. Также провели анкетирование на тему: «Как родители относятся к проявлению творческих способностей у детей».

        Работая над реализацией проекта «Зимушка – зима», создали панно – коллаж «В зимнем лесу». Использовали рисование зимнего пейзажа сухой кистью, фигурки диких зверей и ёлочки делали из бумаги ,складывая её способом «оригами». Творческая работа приняла участие в районном конкурсе «Здравствуй, матушка Природа!», получила грамоту от отдела образования в номинации « Творчество в коллективе».

Многие дети логопедической группы после выпуска их из детского сада поступили в художественную школу, школу искусств.  

                ҮІ. Оценка эффективности апробации используемых инновационных методик обучения, технологий, приемов. Список показателей-индикаторов.                        

        Проведя диагностическое обследование по изодеятельности в сентябре и январе 2009 - 2010 учебного года, мы сравнили показатели: превышающий уровень в сентябре составлял 0%, в январе – 8%; достаточный уровень в сентябре составлял 42%, в январе – 84%; недостаточный уровень в сентябре составлял 58%, в январе – 8%.

Проводя диагностическое обследование детей, использовала показатели-индикаторы:

  1. Умение координировать движение рук
  2. Составление сюжета
  3. Составление композиции        
  4. Владение кистью
  5. Сочетание различных материалов
  6. Выбор художественного материала
  7. Смешивание красок
  8. Нетрадиционные методы рисования
  9. Шаблон, трафарет
  10.  Коллективная работа

Результаты обследования говорят о продуктивности проделанной работы, о повышении уровня развития детей, о том, что работа ведётся в правильном направлении.

ҮІІ. Распространение педагогического опыта.

Педагогический опыт по теме «Развитие творческого воображения средствами изодеятельности» обобщался, реализовывался  и представлялся в форме мастер-класса на базе МДОУ №12 «Детский сад «Звёздочка».

Далее опыт работы был представлен на районном методическом объединении воспитателей логопедических групп в форме презентаций. Тема  презентаций: «Изучение основ цветоведения» и «Творчество детей». Для демонстрации презентаций использовала  ИКТ . А также провела комплексное занятие в форме мастер-класса по изодеятельности с использованием нетрадиционной техники рисования, старший дошкольный возраст, на тему: «Изучение основ цветоведения. Радуга – дуга».

В январе 2011 года перешла работать старшим воспитателем в МДОУ №4 «Детский сад «Колобок» где предложила рассмотреть, изучить и в дальнейшем реализовать опыт работы на базе этого детского сада.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие способностей изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Графические и живописные изобразительные техники."

Консультация для воспитателей ДОУ. Описание техник и материалов для работы в графических и живописных техниках рисования....

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...

консультация: "Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, элементарного изобразительного творчества"

Изодеятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. детское рисование - это средство умственого, моторного, эмоционально-эстетического и ...

Проект на тему: «Развитие воображения детей дошкольного возраста через использование элементов изобразительного творчества»

Продолжительность проекта: с сентября по май (долгосрочный).Тип проекта: исследовательско-творческий.Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители, педагоги.Возра...