Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)
план-конспект занятия (рисование, старшая группа) по теме

ГАЛАНСКОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_izo.docx617.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО  РИСОВАНИЮ

В  СТАРШЕЙ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЕ

ТЕМА: «В  ГОСТЯХ  У  НАРОДНЫХ  МАСТЕРОВ»

(ДЕКОРАТИВНОЕ  РИСОВАНИЕ)

                                                 Выполнила: Н.Е.Галанскова

МАДОУ № 11 «Ромашка»

г. Мелеуз

2012 г.

Образовательные области:

«Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Интегрированные программные задачи:

  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства (гжель, городец, дымка).
  2. Расширять и углублять знания детей о дымковских игрушках.
  3. Формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, колечки, волнистые линии) с помощью кисточки, ватной палочки.
  4. Закрепить приёмы рисования гуашью.
  5. Упражнять в рисовании концом кисти.
  6. Продолжать воспитывать у детей интерес к народным тра дициям, уважение к труду народных мастеров.
  7. Активизация словаря (композиция).

Виды детской деятельности:

  1. художественное творчество,
  2. коммуникативная,
  3. игровая,
  4. двигательная,
  5. чтение художественной литературы.

Ожидаемый результат:

Знает о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Умеет самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи. Владеет навыками рисования концом кисти, ватной палочкой. Проявляет интерес к народным тра дициям, к труду народных мастеров.

Материал:

Изделия  Гжели, Дымково, Городца, иллюстрации; таблица с изображением элементов дымковской росписи; заготовки для расписывания силуэтов; гуашь, кисти, ватные палочки, клеенки, салфетки, подставки для кистей, «непроливайки» с водой; магнитофон, кассета с записями русских народных мелодий.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и фотографий о гжельской, городецкой росписях, дымковской игрушке.

Беседы с детьми об истории  гжельской, городецкой росписях, дымковской игрушке.

Работа с раскрасками «Декоративная роспись».

Дидактическая игра «Русский сувенир».

Оформление папки – раскладушки для родителей «Народные промыслы».

Разработала дидактическую игру «Собери узор».

Ход:

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!

                           Сколько радости вокруг!

                           Правда, дети, тут красиво?

                           Аж захватывает дух!

Прохо дите да поглядите, какие здесь  игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские масте ра-умельцы из Дымково, Городца и Гжели.

(Звучит фонограмма русской народной песни)

Воспитатель: А вот какие это мастера изготовили эти вещи, вы сами догадайтесь. Богдана вам загадает загадку, а вы попробуйте отгадать:

Сине – белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Ребята, о какой  посуде говорится?

Дети: Гжельской.

Воспитатель: Правильно, это гжельская посуда (предложить рассмотреть изделия, расписанные гжельской росписью). Какие цвета используют мастера в гжельской росписи?

Дети: Белые, синие и голубые цвета.

Воспитатель: Какие элементы используют в росписи?

Дети: Цветы, листья, завитки, сетка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А что расписывали гжельской росписью?

Дети: Посуду, сувениры и др.

Воспитатель: Правильно, ребята. О каких мастерах я сейчас загадаю загадку:

Знает каждый молодец,

Чем прославен Городец,

Знает каждый мальчуган

Про купавку и розан.

В росписи у мастеров,

Много красочных цветов.

Самый яркий и прекрасный,

Это цвет, конечно, красный

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: (предложить рассмотреть изделия, расписанные городецкой росписью). Какие цвета используют мастера в городецкой росписи?

Дети: Красные, жёлтые, зелёные, чёрные и т.д.

Воспитатель: Какие элементы используют в росписи?

Дети: Розаны, бутоны, листья, птицы, кони.

Воспитатель: Правильно, ребята. Проходите дальше.  Посмотрите,  какие игрушки! Такие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее!

Мастера для всех ребят
Налепили жеребят,
Всадников, цыплят,
Посадили их в ушат.
Посадили, подсушили, побелили.
Краской яркой нарядили.
Разложили все в лоток.
В изукрашенный платок.

Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки?

Дети: Дымковские.

Воспитатель: А почему они так называются?

Ответы детей.

Воспитатель: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму.  А когда приходила весна, весёлые люди выносили свои игрушки,  продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Воспитатель: Какое настроение создают эти игрушки?

Дети: Радостное, весёлое.

Воспитатель: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?

Дети:  Красные, жёлтые, зелёные, чёрные и т.д.

Воспитатель: Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели?

Дети: Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы дымковской игрушки? Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам игру «Собери узор». Надо собрать разрезные картинки.

ИГРА «СОБЕРИ УЗОР»

(дети должны собрать картинку  и назвать вид росписи на своей картинке)

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Дымковские мастера приготовили игрушки, но не успели их расписать. Ребята, поможем им?

Дети: Поможем.

Воспитатель:  Я приглашаю вас пройти в нашу мастерскую и занять свои места. Здесь есть все  для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку (дети занимают места за столами) 

Посмотрите, какую игрушку нам приготовили дымковские мастера?

Дети: Дымковского  коня.

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, какие элементы используют при росписи дымковских игрушек?

Дети: Прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решётка.

Воспитатель:  Молодцы. А сейчас я предлагаю немного поиграть. У меня есть изображение дымковского коня, давайте вместе придумаем узор.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА  «УКРАШАЕМ  ДЫМКОВСКУЮ  ИГРУШКУ»

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Рисовать сегодня будем гуашью. Я хочу, чтобы вы пофантазировали и сами придумать свой узор для вашего коня. Постарайтесь его сделать ярким и нарядным. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а  узоры на кругах наносим только после высыхания кругов (проверка технических навыков детей). Как вы думаете, для чего нам ватные палочки?

Дети: Для рисования точек.

Воспитатель: Работу выполняйте аккуратно. А чтобы наши пальчики были послушными, давайте разомнём их.

                                 

                                                    Физкультминутка:

Скоро будем рисовать
Надо  пальцы нам размять
(хлопаем в ладоши, потом кулаками)
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки
(поднимают руки потягиваются) 
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас детей!
(дети машут руками: прогоняют тучку) 
Вот к нам солнышко пришло,
(дети поднимают  голову вверх, и разводят руки в стороны).

Стало весело, светло (шевелят пальцами над головой)

Воспитатель: Приступаем к работе (звучит фонограмма русской народной песни)

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка детских работ.

Анализ детских работ:

Предложить детям выбрать самых красивых коней, назвать элементы, которые они использовали в своих работах, отметить яркость и нарядность.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего народные мастера расписывают посуду, сувениры, игрушки?

Дети: Для красоты.

Воспитатель:    Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки.
Кружочки, точечки, полоски.

Ай да девица-душа!
Как ты чудо хороша!
Клетчатая юбочка,
Фартук полосатый,
На полосках точки,
А вокруг кружочки.

В Дымкове, за Вяткою рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Делают игрушки не простые,
А волшебно расписные:
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!

Мастера для всех ребят
Налепили жеребят,
Всадников, цыплят,
Посадили их в ушат.
Посадили, подсушили, побелили.
Краской яркой нарядили.
Разложили все в лоток.
В изукрашенный платок.
И скорее продавать.
Всех игрушкой развлекать.
Пышные, нарядные,
До того приятные.
В сказках сказочных секрет.
И каких тут только нет.
В свекле красный виден цвет.
Жёлтый в лицах виден цвет.
Рыжий, яркий, золотой,
Есть в морковке налитой.
Белый в теплом молоке,
Что с коровой належке.
Зелень яркая в траве.
Вот так краски, ну и ну,
А игрушку всё ж лизну.

Знает каждый молодец, 

Чем прославлен Городец,
Знает каждый мальчуган
Про купавку и розан.
В росписи у мастеров,
Много красочных цветов.
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет, конечно (красный).
Можешь цвет найти любой:
Синий, желтый (голубой).
Нарисуем кистью ловко
Для цветов два подмалевка.
После замысел свой смелый,
Оживим мы краской (белой).
Можно в сказке очутиться,
И цветы здесь есть и (птицы).
Мы сегодня будем с вами
Просто чудо-мастерами.
Доски чем украсить знаем,
И к работе приступаем.

Возле речки Вятки есть один посёлок,
Окаймлённый лесами уголок весёлый,
Мужики там с древне печи мастерили,
На забаву деткам петушков лепили,
Слобода та в дымке поутру купалась,
И за это Дымковской со стари называлась.
Люди, работающие, в той слободе жили,
С удалью лихие пляски заводили.
Праздник отмечали, жили, не скучали,
Тут не подобраться никакой печали.
И под музыку с пляской садятся за столы.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.

Есть на Волге город древний,
               Под названьем Городец.
               Славится по всей России,
               Своей росписью творец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие р...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке в старшей логопедической группе "Весенняя птица"

На данном занятии в качестве материала для лепки используется солёное тесто....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей логопедической группе «Путешествие в страну Спорт»

Цель: Формировать у дошкольников интерес к спорту и здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:-Закрепить полученные ранее знания, умения, навыки;-Продолжить развивать фонематический слух детей;-Со...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в старшей логопедической группе «В гостях у Старичка – Лесовичка»

Провести занятие в виде игры-путешествия для расширения кругозора детей, формирование экологической культуры....