Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами
статья (рисование, старшая группа) по теме

Некрасова Лариса Владимировна

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekrasova_larisa_vladimirovna_stendovyy_doklad.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Некрасова Лариса Владимировна воспитатель

первая квалификационная категория муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Центр развития ребёнка

«Детский сад № 91 «Яблонька»

г. Северодвинска

                                                                        

«Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами»

        Социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.

        Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка. Как показали исследования Л.С.Выгодского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

        Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность является устойчивым увлечением практически всех детей. В процессе изобразительной деятельности ребёнок приучается думать, анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

        Нами была поставлена цель:

Развитие творческого воображения дошкольников способами нетрадиционных форм изобразительной деятельности.

        Для реализации цели определили следующие задачи:

1.Развивать способность видения окружающего (умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта, способность сохранять целостное эмоциональное впечатление).

2.Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления, создавать новые образы.

3.Учить детей нетрадиционным техникам изображения.

4.Развивать у дошкольников активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и выборе наиболее выразительных средств в создании образов.

        Планируя работу с детьми, мы опирались на рекомендации педагогов-психологов А.М.Страунинг, М.Г.Дрезниной, А.В.Никитиной, Л.Ю.Субботиной, О.М.Дьяченко. Работа осуществлялась поэтапно.

        На первом этапе проводились игровые упражнения, творческие задания, направленные на формирование у детей умений преобразовывать, видоизменять знакомые предметы для создания новых образов «На что похожи фигуры», «Дорисуй», «Волшебные превращения», «Волшебный кружок», «Весёлый квадрат». Для воплощения придуманных образов использовались изобразительные средства- краски. Дети заполняли лист красками, уточняли,  на что похож рисунок и придумывали название своей картинке. Использовали опыт М.Г.Дрезниной «Игры на листе бумаги». Детям предлагалось изобразить разные по характеру линии: весёлая, спокойная, хитрая, волнистая, зубастая. Характер изображённых линий напоминал им море, шторм, волны и т.д. Упражнения развивали в ребёнке понимание своего собственного видения и отношение к происходящему. Для изображения ранее усвоенных линий детям предлагали игру «Лабиринт», где они научились находить и обыгрывать разнообразные формы при пересечении линий. Дошкольники обыгрывали получившиеся в результате пересечения линий формы, дорисовывали разные детали, фигуры.

        Итак, одним из эффективных приёмов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций являются дидактические игры, упражнения, наблюдение, творческие задания.

        На втором этапе проводилась специальная работа по развитию изобразительных навыков с помощью нетрадиционных методик,  разработанных А.В.Никитиной, А.М.Страунинг. Разнообразие способов рисования рождало оригинальные идеи, развивало фантазию, воображение, вызывало желание придумывать новые композиции. Дети освоили такие трудоёмкие способы: кляксография с трубочкой, монотипия, пальцевая живопись, точечный рисунок, рисование верёвочкой. Каждый из методов - это маленькая игра. Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и верёвочкой. Обучение детей рисованию верёвочкой строилось в определённой последовательности. Занятие начиналось с рассказывания истории о новом приключении верёвочки. Затем проводилась пальчиковая гимнастика. В основной части занятия дети выкладывали рисунок с помощью верёвочки, приклеивали, раскрашивали получившийся рисунок красками, стараясь не выходить за края контура. В конце занятия организовывали выставку работ для просмотра и оценки её детьми.

        На первых занятиях работа была направлена на освоение техники работы с верёвочкой. Сначала дети работали по образцу, выкладывая верёвочки по заданному рисунку. На следующих занятиях учили детей выкладывать с помощью верёвочки воздушные петельки. Сначала упражняли на узоре, затем выкладывали петельки - лепестки по кругу до замыкания рисунка, используя всю длину верёвочки. В дальнейшем перешли к изображению образов задуманными детьми.

Овладев различными нетрадиционными методами рисования, дети могли  проявить творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

        На третьем этапе направляли дошкольников на поиск способов создания образов и умение переносить знакомые приёмы работы в новую творческую ситуацию. Предлагали разные темы по рисованию: «Пришельцы из космоса», «Сказочная птица», « В стране роботов». Дети проявляли большой интерес к рисованию. Один и тот же художественный образ передавали, используя разные выразительные средства, приёмы  изображения. Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, мы придерживались, следующих правил:

- предоставить детям свободу выбора места, вида, содержания, предметов и технологий;

- уважение к детям и результатам их творчества;

- помощь и своевременная поддержка оказывается только индивидуально;

- создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности;

- организация в группе выставки детских работ и для её просмотра приглашение детей из других групп, родителей.

        Достичь успехов в развитии творческого воображения у детей возможно в тесном сотрудничестве с семьёй. На мастер-классе познакомили родителей с практическими играми, упражнениями, позволяющими развивать детскую фантазию, творчество, воображение. Повышение профессиональной компетентности родителей по вопросу творческих способностей детей проходило в разных формах: родительское собрание «Детские фантазии», консультации «Ваш ребёнок пяти- шести лет», «Советы родителям», наглядная информация «Воображение и талантливость», «Поиграем с детьми». Проведение конкурсов детского творчества «Мой любимый детский сад», «Дорога не терпит шалости», «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу».

        Большой интерес детей и родителей вызвали практические занятия, выставки совместного творчества, изготовление плакатов, конкурсы рисунков, персональные выставки детей.

        Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создаёт у детей лично значимый для каждого ребёнка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает её эффективность. Отмеченные успехи в развитии творческого воображения старших дошкольников подтверждают, что использование нетрадиционных приёмов рисования, способствуют познанию окружающего мира, самораскрытию, самосовершенствованию личности ребёнка.

Список литературы

  1. Выгодский JI.С. Собрание сочинений: В 6т. - Т.2 - М., 1982 Воображение и его развитие в детском возрасте: с.436 - 455.
  2. Выгодский JI. С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. 1972. № 2. с.114-123.
  3. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. Вопросы психологии. 1988. № 6. с.52 - 59.
  4. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. Вопросы психологии. 1987. № 1. с.44 - 51.
  5. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.
  6. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей.  Дошкольное воспитание. 1971. - № 2. с.41 - 46.
  7. Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности. Вопросы психологии. 1988. № 4. с.98- 108.
  8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В Зкн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: с.260 - 271.
  9.  Рубинштейн С.Д. Основы общей психологии. В 2 т. - Т. 1 - М., 1989. /Воображение с.344 - 360/

        10.Розетт И.М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. Минск, 1977. /понятие фантазии: с.13 - 24. Теоретические концепции фантазии: с.25-78. Психологические механизмы фантазии: с.169 - 228. Условия протекания процесса фантазии: с.229 - 270/.

        11.Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей педагогов / Художник Куров В. Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. 240с., ил. - /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

  1. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду/В.И. Логи нова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./Под ред. Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайло вой, Л.М. Гурович - СПб.: Акциндент, 1995.
  2. Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника - М.: Издательский дом «Искатель», 1997.
  3. Дружинин        В.Н. Психология общих способностей -  М.: Латерна Вита, 1995.
  4. Дьяченко О. М, Особенности развития воображения умственно одаренных детей. Дошкольное воспитание.  1993г. - №8. с. 46 - 51.
  5. Дьяченко О.М. Дошкольный возраст: психологические основания образова тельной работы по развитию способностей. Дошкольное воспитание. 1995г. №1 . с.46 - 50.
  6. Комарова        Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учрежде ний. М.: Мнемозина, 1995.
  7. Комарова        Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.Дошкольное воспитание. 1998г. - № 10. с. 65-68.
  8. Пидкасистый П. И., Фридман J1. М., Гарунов М.Г. Психолого- дидактический справочник преподавателя высшей школы.  М.: Педагогическое общество России. 1999г.
  9.  Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез. 2005г.
  1. Страунинг А.М. Методы активизации творческого мышления. Дошкольное воспитание. 1997г. № 3. с.46.
  2. Сграунинг        А.М. Давайте сами себе поможем работать по ТРИЗ. Дошкольное воспитание. 1997г. № 11.
  3. Страунинг        А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изодеятельности. Ростов-на-Дону, 1992г.
  4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство – пресс», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами...

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе рисования нетрадиционными техниками»

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное на...

Развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

В современном обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жи...

Пальчиковая гимнастика как средство развития творческого воображения младших дошкольников в ходе их приобщения к нетрадиционным техникам рисования

Пальчиковая гимнастика способствует развитию образных представлений, творческого воображения, что так важно при занятиях нетрадиционным рисованием. С ее помощью мы развиваем мелкую моторику, что спосо...