Пальчиковая гимнастика как средство развития творческого воображения младших дошкольников в ходе их приобщения к нетрадиционным техникам рисования
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Пальчиковая гимнастика способствует развитию образных представлений, творческого воображения, что так важно при занятиях нетрадиционным рисованием. С ее помощью мы развиваем мелкую моторику, что способствует овладению техническими навыками в рисовании, так важными в создании изобразительных образов.        В связи с этим была специально создана подборка пальчиковой гимнастики для детей младшего возраста в ходе их приобщения к нетрадиционным техникам рисования в соответствии с темами совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

как средство развития творческого воображения младших дошкольников

в ходе их приобщения к нетрадиционным техникам рисования

        В последние годы с целью развития изобразительного творчества дошкольников педагоги стали широко использовать нетрадиционные техники рисования. Такой выбор не случаен.        В ходе такого рисования дети испытывают незабываемые эмоции, радость творчества, у них остаются яркие эмоциональные впечатления от того, что изображения получаются         как эффект игровой манипуляции в результате использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

        В результате у дошкольников развивается интерес к изобразительному творчеству, дети испытывают радость от результата своей деятельности и могут применить и преобразовать полученный опыт для реализации своих новых идей.

        В этой связи становится актуальным организовывать специальную деятельность по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных техник изображения уже с младшего возраста.

        Но прежде чем приступить к изобразительной деятельности, согласно методике, необходима предварительная работа с целью подведения детей к тематике занятия, погружения в ситуацию.

        Для этого очень подходит пальчиковая гимнастика, подобранная в соответствии с темой занятий.

        Пальчиковая гимнастика способствует развитию образных представлений, творческого воображения, что так важно при занятиях нетрадиционным рисованием.

        И конечно же, с ее помощью мы развиваем мелкую моторику, совершенствование  которой способствует овладению техническими навыками в рисовании, так важными в создании изобразительных образов.

        В связи с этим была специально создана подборка пальчиковой гимнастики для детей младшего возраста в ходе их приобщения к нетрадиционным техникам рисования в соответствии с темами совместной деятельности.

Цель :

  • погружение детей в тематику предстоящей совместной деятельности;
  • развитие  творческого воображения;
  • развитие мелкой моторики.

Сентябрь

Тема недели

Тема совместной деятельности

Пальчиковая гимнастика

1.

До свиданья, лето, здравствуй детский сад!

Любимые игрушки

"Антошкины игрушки"

У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина. 
Это мяч. Он из резины. 
Разноцветная матрешка 
И с хвостом пушистым кошка.

2.

Правила дорожные всем нам знать положено!

Пешеходный переход

«Дорожные правила»

Дорожных правил очень много («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять (показывают «класс!» большим пальцем).

3.

Овощи и фрукты - полезные продукты

Корзинка с фруктами

"Фрукты"

Этот пальчик - апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, 
Фрукт для вас и для нас (Ладошки вперед и на себя).

4.

Дружно ходим в детский сад - знаем всех мы здесь ребят. День воспитателя

Цветы для воспитателя

"Цветок"  

(У каждого из детей кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты)

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении)

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок)

 К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок)

 И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).

До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).

Октябрь

5.

Хлеб

Вкусные калачики.

«Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем! (
руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно)
Калачики мы испечем–(руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

6.

Краски осени. Деревья

Осенние листочки

«Осень»
Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)
Приходи! – (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)
Погляди! – (положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся, - (движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. – (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, - (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее, - (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, - (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится – (стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем – (делаем вид)
И ботинки обуваем – (постучать ногами)
Знаем месяцы: - (похлопать ладошками по коленкам).
Сентябрь, и октябрь, и ноябрь–(кулак, ребро, ладонь).

7.

В осеннем лукошке всего по немножку

Шишка для белочки

«Сидит белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

8.

Мой дом Россия (город, улица, район, детский сад)

Мой город. Коллективная работа

«Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок).
Молоток бери, мой друг! 
Мы построим новый дом, (Ставят рядом ладошки «стены»)
Есть окошко в доме том. (Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей»).
Есть ещё одно повыше, 
Есть труба вверху на крыше. (Мизинец отставляют в сторону – труба).
Дом готов, зовём гостей: (Показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!»(Делают приглашающий жест рукой).

Ноябрь

9.

Мой дом - моя крепость (посуда, продукты питания)

Сладкое мороженое.

«Мороженое»

Очень радовались дети (Хлопки в ладоши)

Мама принесла в пакете (Указательным и средним пальцами «идем» по столу)

Пряников для Машеньки, (Загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

Бубликов для Сашеньки,

Васеньке – пирожное,

Ну а мне – мороженое.

10.

Мой дом - моя крепость (квартира, мебель)

Аквариум

.«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (Дети изображают сложенными)

Рыбке весело играть. (Вместе ладонями, как плывёт

рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт

Рыбка)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение

обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.

11.

Кто как готовится к зиме (дикие животные)

Тёплая норка для ёжика

«Ежик»

Шел по лесу хмурый ежик,

Не жалел коротких ножек.

Нес детишкам он грибочки,

Растерял их возле кочки.

12.

Я и моя семья. День матери

Шарики маме в подарок

«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)

Декабрь

13.

Ах, ты, зимушка зима, снежная красавица!

Снегопад в еловом лесу

"Ёлка"

Зелененькая  елочка (Ладони расположены под углом друг к      другу, пальцы переплетены и    выпрямлены)

Колючие иголочки (Руки перед собой, пошевелить пальчиками) 

Ветки распушила ( Руки опустить и потрясти ими )

Снежком припорошила (  Погладить себя обеими руками). 

14.

Зимнее окно

" Снег ложится на дома"

Снег ложится на дома,

Улицы и крыши (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.

Руки «домиком»),

Тихо к нам идет зима (Палец к губам. «Идем» указательным и средним пальцами одной руки),

Мы ее не слышим (Рука за ухом).

15.

Зимующие птицы

Снегири и синички клюют рябину

"Снегири"

Снегири  (Хлопают руками по бокам)

Раз, два, три (Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших),

Прилетели, посидели (Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке),

Погалдели, улетели (Взмахивая руками, как крыльями),

Улетели в небеса, вот какие чудеса! (С удивлением разводят руками).

16.

Наши добрые дела. Защитим лес от вырубки

Ёлочка расти

"Ёлочка"

Перед нами елочка (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «елочка»)

Колкая иголочка!(Указательные пальчики выставлены)

Вытянула веточки,(Руки вытягиваются вперед)

На веточках - конфеточки!(Большие и указательные пальцы сгибаются в колечки)

Шишечки, фонарики, золотые шарики!(Руки над головой, пальцы изображают шары, вращение ими).

17.

Новый год у ворот

Ёлочные шары

"Новогодние игрушки"

Праздник приближается,

Елка наряжается (Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны).

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят (Поочередно соединяют большой палец с остальными. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики»).

Январь

18.

Зимние забавы

Снеговики на прогулке. Коллективное.

«Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять (
загибаем пальчики),
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу),
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок"),
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли (ладошки под щечку).

19.

Наши младшие друзья. Домашние животные

Добрая овечка

"Домашние животные"

Я в деревне отдыхаю, (Руки на коленях ладошками вниз),
Всех зверей домашних знаю (Поднять ладошки):
Кролик, лошадь и коза (Загибать пальчики),

Кот, корова и свинья.
А еще баран с овцой,

Да верный пес -
Помощник мой.(Большой палец правой руки поднять вверх)!

20.

Неделя безопасности

Тёплые красивые варежки

«Маша варежку надела….»
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

Февраль

21.

Льдинка путешественница. Животные севера

Белый мишка

"Белые медведи"

Белые медведи мороза не боятся, (Гладят руками по плечам),
Нравится им в море ледяном купаться. ("Плывут"),

Не страшны им в Арктике 
Клыкастые моржи,(Поднять и помахать указательными пальцами),
На рыбу и тюленей охотятся они. (Ладошки вместе, рыбка "плывет").

22.

Льдинка путешественница. Животные юга

Львёнок

«Разучился лев рычать»

 Раз, два, три, четыре, пять ( Поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого),

Разучился лев рычать ( Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук),

Надо льва нам выручать

И рычанью обучать (Рычат).

23.

Труд людей на транспорте. Транспорт

Быстрый поезд

Ехал, ехал паровоз (руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)

Прицепил вагон, повез (сцепить указательные пальцы)!

Ехал, ехал паровоз (руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)

Прицепил вагон, повез (сцепить указательные пальцы)!

24.

Есть такая профессия - Родину защищать

Складная открытка- вырезанка для папы

Аты - баты, аты - баты! («Шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки). 
На парад идут солдаты! 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой. 

Март

 

25.

Весна. Мамин праздник

Букет из роз для мамы.

«Каждый бутончик»

Каждый бутончик  (Пальцы рук собраны в щепоть – «бутончики»)

Склониться бы рад                                             

Влево и вправо(Раскачивать «бутончики»)

Вперед и назад.                                                                               К празднику мамы 

Бутончики эти (Соединить вместе локти и ладони рук образуя один большой «букет) 

Собрались все вместе

В цветочном букете.

26.

Мир кино

Кино "Весёлые ладошки"

«Ладушки-ладошки»
Мыли мылом ушки, (изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,

Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки, Ладушки – ладошки.
Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки. Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки. Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щеку)
Отдохнуть немножко.

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

27.

Перелетные птицы

Гнездо для птиц

"Гнёздышко"

Я пройдусь по лесам (Изобразить деревья обеими руками),

Много птичек там (Перекрестить ладони, помахать),

Все порхают, поют (махи руками как крыльями),

Гнезда теплые вьют (Сложить ладони в виде чаши).

28.

Весна идет, весне дорогу

Весёлая капель

Вот уж две недели
Капают капели (Поднимаем и опускаем по очереди руки, пальцы вместе),
Снег на солнце тает  (Руки ладонями вниз разведены в стороны)
И ручьём стекает (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону).

29.

Народная культура и традиции

Пасхальные яички

" Красим яйца"

Красим яйца яркой краской (одну руку в кулак - яйцо, другой красим),

К празднику Христовой Пасхи (делаем из ладошек солнышко),

Дружно испекли в печи (печем ладошками)

Кексы, булки, куличи (загибаем пальчики по одному)!

Апрель

30.

Народные промыслы

Русская матрешка. Коллективное

"Матрёшки"

Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке),

Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши),

В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)!

Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)

Матрёшечки румяные (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)!

31.

Животный мир весной

Бабочки проснулись

"Бабочка"

Бабочка летела, летела (махать ручками
На цветочек села
Крылышки сложила (положить ручки на коленки
Деток покормила (сложенные ладошки лодочкой ко рту). 

32.

Акция "День земли"

Капает дождик

"Дождик на прогулке"

Вышел дождик на прогулку (Указательным и средним пальцем «шагать» по столу),

Он бежит по переулку,

Сразу мокрым город стал (Большой и указательные пальцы постукивают по коленям).

Дождик кончился. Устал (Положить ладони на колени).

33.

В гостях у сказки

К.Чуковский "Цыпленок"

"Цыплята"
Раз, два, три, четыре пять
(соединяют пальцы обеих рук, образуя шар),
Будем мы цыплят считать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Раз — цыпленок на крыльце,
(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет),
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,
Пятый — маленький цыпленок
(загнув мизинец, рижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони).

Май

34.

Героям России - вечная слава!

Праздничный салют

«Праздничный салют»

Пышные букеты (Пальцы сжаты в кулачок)

В небе расцветают   (Разгибают пальцы),

Словно искры света  лепестки сверкают ( Шевелят пальчиками),

Вспыхивают астрами, голубыми, красными,

Синими, лиловыми –   Каждый раз все новыми (Сжимают и разжимают пальцами)!

35.

Природа готовится к лету

Русские березки

"Березка"

Падали листочки осенью с берёзки (сжимаем кулачок),
Зимушка снежинки вешала на ветки (смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.),
А весною почки лопались на ветках (хлопаем в ладоши).
Летом зеленели листья на берёзе,
Укрывая деток от летнего зноя (закрывают ладонями голову).

36.

Насекомые

Гусеница

"Насекомые"

Раз, два, три, четыре, пять –(Сжимать - разжимать пальцы в кулак).
Насекомых надо знать (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца):

Гусеница и пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…
И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев).

37.

Здравствуй, лето красное!

Летнее солнышко

«Солнышко»

Солнышко в глазки

Светит ребяткам (Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их)

Мы поиграем

С солнышком в прятки (Закрыть глазки ладонями)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения у детей с нарушением зрения через нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования для детей в разных группах дошкольных учреждений имеют огромное значение. Прежде всего – это знакомство с изобразительным искусством, отличный вариант ...

"Развитие творческого воображения у детей с ЗПР через использование нетрадиционных техник рисования"

Проблема развития воображения у детей с ЗПР актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании Нетрадиционные техники рисования - это способы создан...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Дипломная работа "Град Петра" как средство развития творческого воображения младших школьников""

Задачи исследования:1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу развитию творческого воображения младших школьников.2. Выявить актуальный уровень развития творческого воображения...