Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития
методическая разработка по рисованию по теме

Патрикеева Анна Юрьевна

Статья содержит научно аргументированное описание использования рисуночого метода в работе психолога с детьми с такими проблемами, как тревожность, агрессивность, нарушение поведения, переживание горя, потери, развода родителей и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_art-terapii.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патрикеева А. Ю.,

ассистент кафедры психологии,

педагог-психолог МДОУ

комбинированного вида

д/с № 3 «Ладушки»

Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития.

        В последние годы заметно возрос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии: нарушениями в эмоциональной и коммуникативной сфере (онр, зпрр, рда и др.).

        Действительно искусство является фактором художественного развития и оказывает психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. А  участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами в развитии, утверждению в нем чувства социальной значимости.

        Все виды искусства, с которыми такой ребенок соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

        Арт-терапия – синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике – совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии (Е. А. Медведева).

        «Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демократической атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности (теория И. Ялома[1]).        

В результате наблюдения за поведением детей в логопедических группах детского сада  нами выявлены следующие отклонения  от возрастной нормы: у детей с ОНР отмечается быстрая эмоциональная истощаемость, проявляющаяся в гиперактивности, повышенной возбудимости, отсутствии желания участвовать в совместных занятиях и играх, в наличии конфликтных отношений со сверстниками, агрессивном и демонстративном поведении и т. п. Данные экспериментальных наблюдений подтверждаются высоким уровнем тревожности у таких детей, установленным с помощью теста Р. Тэммла и В. Амена, низкой самооценкой (методика Щур «Лесенка»), повышенной агрессивностью (методика «Кактус») и другими  нарушениями в эмоциональной сфере (методика «Рисунок семьи»).

Известно, что искусство способно изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при рисовании усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установление контакта с людьми.

Методы арт-терапии очень актуальны именно при работе с детьми-логопатами, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков. Л. Д. Лебедева в своей книге «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» справедливо замечает, что «словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. …И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений».[2] 

Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством психотерапевтов, которые считают, что именно через рисунок ребенка  можно осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию.

Ребенок, рисуя то, что его интересует и волнует, получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе.[3] Прорисовывая их, ребенок как бы «изживает» вызванный ими страх.[4] 

Мысль Л. С. Выготского о том, что изобразительная деятельность – это своеобразный аналог графической речи, становится актуальной именно для детей с речевыми проблемами, так как для них легче  выразить невербально свои внутренние чувства и события, чем объяснять их словами. Как известно, речь возникает на основе образов, а для детей-логопатов составляет определенную трудность описать их словесно.

К тому же многолетний опыт работы с детьми с речевыми нарушениями дает нам основания считать метод арт-терапии самым гуманным и продуктивным в решении проблем детского развития.


[1] Ялом И. Д. Теория и практика групповой психотерапии: [Пер. с англ.]. СПб.: Питер, 2000. С. 640.

[2] Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – Спб., 2008. – С. 16-17.

[3]                 Доронова, Т.Н. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н.Доронова, С.Якобсон, Е.Соловьева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с. - ISBN: 5-09-014731-0.

[4]                 Копытин, А.И, Е.Е Свистовская. Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е.Свистовская. – М.: Когито-центр, 2007. - ISBN: 5-89353-211-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития

Статья содержит научно аргументированное описание использования рисуночого метода в работе психолога с детьми с такими проблемами, как тревожность, агрессивность, нарушение поведения, переживание...

Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития

Статья содержит научно аргументированное описание использования рисуночого метода в работе психолога с детьми с такими проблемами, как тревожность, агрессивность, нарушение поведения, переживание...

Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития

Статья содержит научно аргументированное описание использования рисуночого метода в работе психолога с детьми с такими проблемами, как тревожность, агрессивность, нарушение поведения, переживание...

Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития

Статья содержит научно аргументированное описание использования рисуночого метода в работе психолога с детьми с такими проблемами, как тревожность, агрессивность, нарушение поведения, переживание...

Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития

Статья содержит научно аргументированное описание использования рисуночого метода в работе психолога с детьми с такими проблемами, как тревожность, агрессивность, нарушение поведения, переживание...

Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития

Статья содержит научно аргументированное описание использования рисуночого метода в работе психолога с детьми с такими проблемами, как тревожность, агрессивность, нарушение поведения, переживание...