Сообщение из опыта работы:
материал по рисованию (старшая группа) на тему

Федосова Елена Николаевна

«Приобщение детей дошкольного возраста

 к традиционным ценностям

русской народной культуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_priobshchenie_detey__dymka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                         «Детский сад № 49 «Василек»

Сообщение из опыта работы:

«Приобщение детей дошкольного возраста

 к традиционным ценностям

русской народной культуры».

Воспитатель высшей квалификационной категории

Федосова Елена Николаевн

МДОУ «Детский сад № 49 «Василек»

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям русской народной культуры.

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В работе мы реализуем поставленные цели и  задачи:

  1. приобщать детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
  2. знакомить  детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.
  3. создать  условия  для  приобщения  детей  к истокам  русской  народной  культуры.
  4. знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
  5. развивать инициативу, артистические умения, творческие способности.

 В использовании всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.), каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички,  звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 Мы, русские люди и должны быть знакомы с традициями, обычаями и культурой нашего народа. Чтобы хорошо понять культуру своего народа, необходимо знать ее истоки.

Этническая (народная) культура это материальная и духовная деятельность человека, передаваемая от поколения к поколению.

      Художественное творчество связано с историей народа, его обычаями, праздниками, традиционной жизнью.

В соответствии с федеральными требованиями, с учетом национального компонента, нами был разработан план работы, по ознакомлению детей старшей группы, с декоративно – прикладным искусством, Дымковской игрушкой и  проведение фольклорного  праздника «Свистопляска». Знакомство  с декоративно – прикладным искусством мы строили на основе взаимосвязи разных видов деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театральной, художественно – речевой.

Данную работу представляю  на примере.

Модель педагогической деятельности по  организации и проведению учебного процесса

Игровые технологии

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, что  помогает активизировать учебный процесс.

Личностно ориентированные технологии

В их основе лежит понимание и дружелюбные взаимоотношения педагога с воспитанниками, что способствует созданию творческой атмосферы.

        

                           

Педагогические технологии

                                                                                                     

Технологии интегрированного обучения

Обеспечивают построение целостного образовательного процесса на основе интегрированного курса либо вводят интеграцию эпизодического  типа.

Информационные (мультимедийные) технологии

Поддерживают внимание детей к  содержанию излагаемого педагогом материала, способствует повышению интереса к новой теме

      Все мы знаем, что интерес к рисованию проявляется у детей рано. В детском саду происходит приобщение ребенка к изобразительной деятельности. Вот тут-то и важен выбор темы для рисования. В этом может помочь народная игрушка.

     Знакомство детей с народно прикладным искусством  начала с дымковской игрушки. На первом этапе знакомства, сообщила краткие сведения об истории народного промысла. Показала презентацию дымковской игрушки. Дети с интересом рассматривали открытки, иллюстрации, готовые изделия народных умельцев. Познакомившись с основными элементами дымковского узора, цветом, дети учились их рисовать, используя круги, точки, прямые и волнистые линии, понимая, что узор очень прост.     

     Показала, как можно наносить узор тычками. (Можно использовать старые кисточки № 2,3 – или ушные палочки.  Дети  очень старались рисовать  дымковские узоры.

     Народная игрушка имеет все качества, необходимые для эстетического воздействия на ребенка: она проста, выразительна, радует своей раскраской.

     Обращаю внимание на обилие ярких цветов. Особенно часто повторяется сочетание оранжевого, красного, зеленого, синего и кое-где для контрастности, черного цвета. Вот здесь очень важна самостоятельность детей. Ребенок должен сам придумать узор, подобрать цвета красок, во всем этом ему помогут игрушки, ранее рассмотренные им.

     Обогащает детское творчество лепка народных игрушек. Овладев техническими приемами работы, ребенок в дальнейшем легче осваивает изобразительные задачи.

     Для выполнения предстоящей  работы – лепка Дымковской барышни выбрала пластилин. Он пластичный как глина, хорошо знаком детям. Основой или каркасом, нам послужили пластиковые бутылки 1 – 1,5 литра. Заготовку, необходимо было полностью покрыть тонким слоем пластилина. Верхняя часть с крышкой, являлась юбкой и туловищем, а остальные детали: шея, голова, руки, кокошник, коса, дети лепили и прикрепляли последовательно. По окончании лепки ребята обелили своих барышень  белой водоэмульсионной краской. Барышня была готова к дальнейшей раскраске одежды и кокошника. Узор на юбке рисовали на празднике.

    Разукрашивая юбку  дымковской барышни, дети сочетали прямые линии с кругами и точками, образуя несложный орнамент. В этот период важно добиваться не точной копии рисования, а правильности прорисовки элементов дымковского колорита: кругов, точек, овалов, волнистых линий.

В завершении работы, предложила еще раз рассмотреть узор дымковской игрушки, полюбоваться яркими нарядами наших дымковских красавиц.

     Таким образом:

Можно с уверенностью отметить, что начатая работа, по приобщению  детей к традиционным ценностям русой народной культуры посеяла добрые семена и если умело ухаживать за посевами, можно собрать, качественный урожай.

     В работе принимали участие огромная команда педагогов: директор, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и конечно же родители. Только при тесном взаимодействии всех сторон возможен положительный результат проделанной работы.

Родители отмечали, что дома у них целый хоровод дымковских красавиц.

Теперь ребята могут и сами показать мастер – класс своим сверстникам и знакомым.

     В результате проделанной работы: 

  1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
  2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
  3. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.
  4. Расширились знания о традициях русского народа.

     В дальнейшем, мы запланировали:

  1. Продолжать пополнять музей декоративно – прикладными изделиями.
  2. Продолжать активно взаимодействовать с воспитателями, родителями во всех видах деятельности.
  3. Развивать  желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
  4. Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Из этого следует:

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

    "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

     Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Методическое обеспечение программы О.Л. Князевой, Н.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

1.Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».С.-Пб. «Детство- Пресс».1999.

2. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством.-СПб, ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009.- 224с.

3. Дошкольное воспитание, 2011, №5

4. Комарова Т.С.Народное искусство в воспитании детей. М.: Педагогическое общество России,2000

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно- методическое пособие. С.-Пб. «Детство-Пресс».1998.

6. Соломенникова О.А. Радость творчества. М.:ИПК и ПРНОМО,2001.

7. Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство. Основы народно декоративно – прикладного искусства. М.: Мозаика – Синтез, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....


 

Комментарии

Материал интересный, содержательный. Елена Николаевна смогла доступно и грамотно изложить в нём суть проблемы и выявить основные этапы реализации.