Главные вкладки

    "Пушистые картинки"
    методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

    оля томилова

    Проект : Использование нетрадиционных способов изображения в рисовании с детьми 4 – 7 лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект : Использование нетрадиционных способов изображения

     ( в рисовании ) для детей 4 – 7 лет.

                             

    Автор: воспитатель

     высшей квалификационной категории

    Томилова О.В.

    Новосибирск – 2006 г.

         « Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства; механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно, и без всякого затруднения; чтобы карандаши бегали по воле мысли…»

                                                                                                             К.П.Брюлов.

         Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания: рисование помогает детям выразить свое представление об окружающем мире, развивает фантазию и воображение, закрепляет знание сенсорных эталонов, создает положительное эмоциональное настроение.

         Все это происходит при систематическом, целенаправленном руководстве педагога. Для развития творчества необходимо знакомить детей со всем спектром способов изображения .

     Возможно, ребенку понравится определенный метод, и он достигнет в нем совершенства, а возможно он будет экспериментировать со способами изображения при выполнении одной работы и тоже добьется определенного результата.

    А нужно ли это?

        Нет! Утверждаю одни, считая детское творчество совершенным, и им нечему учится у взрослых.  Художники – экспрессионисты в 60 –х годах XIX века  особо отмечали непосредственность детского рисунка, и многое у них заимствовали.

       Да! Считают другие, ибо детское творчество без обучения не развивается, остается на одном и том же уровне. Особое внимание к данному вопросу уделяет Т.Комарова, которая подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения детей к нетрадиционной техники  рисования.

        Ребёнок – это субъект творчества. Необходимо учитывать, что никто, кроме ребёнка, не даёт «верного» решения стоящей перед ними творческой задачи. Художественное развитие ребёнка протекает нормально, когда он осваивает «технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретённые навыки становятся не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.

    Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек и этот потенциал надо раскрыть.

           В своей работе с детьми дошкольного возраста, знакомя их, с различными техниками и способами изображения заметила, особый отклик на рисование гуашью методом «тычка». Данная техника не требует особых затрат от ребенка: необходимо лишь нарисовать схематично «полюбившуюся зверюшку» и раскрасить её. А какое удовольствие доставляет просто располагать прямые мазки, а потом в итоге получается очень красивая картинка!  Маленькие «волшебники» творят и преобразуют, легко, размашисто по доброму!

    Данная методика позволяет:

    1. эффективно разрабатывать мышцы руки и закрепляет умение правильно держать кисть (развивает мелкую мускулатуру руки дошкольника, что так необходимо при подготовки к дальнейшему обучению в школе);

    1. дает возможность использовать  разные кисти;

    1. позволяет ребенку творить – экспериментировать с цветом и способами изображения;

    1. развивает у детей внимание и аккуратность и т. д.

    Начинать знакомство с данной методикой изображения можно с 3 – 4 лет.

    Данный проект рассчитан на реализацию в течении трех лет.

    С периодичностью два, три  занятия  в месяц.

    Детям младшего дошкольного возраста предлагается заранее нарисованные контуры для раскрашивания; в  старшем дошкольном возрасте дети способны самостоятельно делать набросок и рисовать методом «тычка» не только предметные картинки, а и пейзажи, натюрморты и т.д.

    Цель: Развитие художественно – творческих способностей детей; знакомство, расширение и углубление знаний, умений и навыков рисования гуашью методом «тычка»; расширение знаний об окружающем мире; развитие эстетического восприятия окружающей действительности.

    Задачи:

    1. Развивать у детей способности к созданию выразительных образов по средствам изобразительной деятельности;

    2.Совершенствование уровня накопленных навыков изобразительной деятельности:

    1. знакомить со способами рисования методом «тычка»;
    2. продолжать совершенствовать знания, умения и навыки рисования методом «тычка»;
    3. продолжать формировать умение строить композицию; рисовать по замыслу.

    3.Способствовать обогащению знаний об окружающем и приобщать детей к художественной литературе ( так как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов, рассказов и сказок);

    4. Развивать художественный вкус;

    5. Развивать способность детей к самовыражению по средствам изобразительной деятельности.

    Предварительная работа:

    1. Знакомство детей с литературными произведениями, чтение стихов, рассказов, сказок о животных, птицах, явлениях природы;
    2. Рассматривание иллюстраций, книжной графики выполненной в данной технике (Е. Чарушин).

    Общие рекомендации для педагогов по рисованию гуашью

     с детьми дошкольного возраста метод «тычка»

    1. От простого к сложному:

    В каком бы возрасте не начинали знакомить детей с данной методикой рисования, необходимо пройти последовательно от этапа рисования по шаблонам до рисования по замыслу.

    1. Необходимость проведения физкультминутки или паузы:

    1. смена деятельности и статичного положения тела ребенка;
    2. дать работе возможность просохнуть, чтобы можно было добавлять детали.

    3.Материалы к занятию:

    1. баночки для воды и салфетки для кисти (они могут быть любые, особо следует обращать внимание на их устойчивость; работа с материалами по рисованию требует от ребёнка осторожности и аккуратного обращения; после занятия следует приучать детей убирать своё рабочее место);
    2. кисти жесткие, круглые и плоские, щетина (№4 -9 в зависимости от тематики);
    3. кисти мягкие для прорисовывания деталей (№ 3-8);
    4. бумага для рисования ( должна быть плотной, пористой; в зависимости от содержания можно менять размер и форму листа. Лучше получаются изображения на тонированной бумаге  разных оттенков -  формат А3,А4)

    Надо помнить, что для ребёнка лист бумаги – определённое место действия, и от того, что малыш изображает, на каком фоне бумаги, рисунок приобретает различное цветовое звучание (вечернее небо, солнечный день и т.д.);

    1. гуашь – это художественный основной материал для рисования. Гуашь –  непрозрачная кроющая краска, легко накладывающееся слоем на слой. Для получения более светлого тона гуашь разводят белилами. Преимущество этой краски в том, что она хорошо ложится на любой цветовой фон, даёт яркое, сочное пятно;
    2. салфетки - под рукой у ребенка всегда должна быть салфетка (матерчатая или бумажная) для того чтобы можно было вытирать руки, кисть, стол и т. д;
    3. подставки для кисти - во время работы кисти не должны оставаться в воде, поэтому нужна подставка или салфетка, на которую кладутся чистые кисти;
    4. палитра - небольшая тонкая и плоская доска, на которой удобно смешивать краски. Она должна быть белой или прозрачной, чтобы не влиять своим цветом на получение нужного цвета;
    5. простой карандаш и ластик( детям лучше использовать при рисовании круглые карандаши средней мягкости; ластик должен быть мягким и упругим; желательно белого цвета.);
    1. шаблоны ( в зависимости от тематики занятия);
    2. схемы последовательности изображения (животных, птиц, и т. д. )

    1. По окончании все работы просматриваются вместе с детьми и анализируются (по способам изображения, интересной композиции и т.д.)

    Общие вопросы организации художественно-творческой деятельности дошкольника.

    Для органичного единства обучения, воспитания и собственного творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

    1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, рассматривания картин и т.д.). Введение новых или повторение знакомых способов художественной деятельности, материалов и инструментов, которые будут помогать в решении творческих задач, решать которые будут сами дети совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

    1. Самостоятельная практическая работа детей, которая  является основой учебного процесса.

    1.  Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает, что ребёнку видеть мир не только со  своей точки зрения, но и с точки зрения других детей-сверстников, взрослых, родителей.

    Занятия спланированы так, что в течении прохождения данного проекта одна и та же тема даётся несколько раз в разных вариантах. Такое планирование обеспечивает упражнение  в изображении наиболее сложных предметов, позволяет сформировать прочные навыки и умения. Но, в предлагаемых занятиях нет буквального повторения, чтобы у детей не закреплялись штампы изображения тех или иных предметов.

          Требование передавать тот же объект, но в несколько измененном виде, в ином окружении позволяет формировать умение вариативно  решать однородные задачи, развивает у детей творческий подход к изобразительной деятельности, закрепляет представление о том, что один и тот же предмет может быть изображён по-разному в зависимости от целого ряда условий.

           Известно, что уровень и качество усваиваемых знаний, навыков, умений, уровень овладения той  или иной деятельностью зависит не только от  содержания обучения, но и от того, какие методы и  приёмы использует педагог. Прежде всего, важно, чтобы занятия проходили в живой, интересной форме.

    Широкий спектр методов и приёмов «сюрпризный момент», показ, объяснение, словесное пояснение, их вариативное использование, даёт возможность разнообразить занятия, сделать их более интересными. В процессе каждого занятия осуществляется  индивидуальный подход к детям..

    Дети застенчивые, неуверенные нуждаются в поддержке, поощрении

    Следует помнить некоторые правила, которые стимулируют творчество и способствуют эстетическому развитию:

    1. ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство (время проведения, количество занятий и оснащение изобразительной студии);
    2. у ребёнка не должно быть недостатка в изобразительных средствах;

    1. сюжет изображённого не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать знания и умения приёмов посредством занятий ребёнка изобразительной деятельностью;

    1. рисунки, отобранные самим ребёнком, нужно повесить, то есть экспонировать, в удобном месте, просить объяснить их.

    1. темы для рисования должны быть созвучны с жизнедеятельностью детей.

    Большое значение следует придавать просмотру и анализу детских работ. Следует помнить, что для просмотра нужно выставлять на стенде, доске, столе – все детские работы.

    Анализ должен проходить при самом активном участии детей, педагог вопросами,  направляет детское общение. В каждой возрастной группе необходимо  привлекать детей к обсуждению выполненных работ. Однако делать это нужно с учётом возрастных особенностей детей. Обсуждение должно быть живо, эмоционально.

    Очень важно время от времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это помогает родителям больше узнать о жизни детей в детском саду, их интересах. А дети, видя внимание к творчеству, будут работать старательней.

    Полезно организовать сменные выставки. Работу лучше оформлять в рамку или паспорту.

     

    Распределение деятельности по этапам проекта

     «Пушистые картинки»

    этапы

    деятельность детей

    деятельность педагога

    I

    Принимают участие в предлагаемой деятельности:

    1. рассматривают иллюстрации;
    2. осваивают метод рисования
    3. рисование по шаблонам.

    1. Знакомство с книжной графикой и творчеством Е.Чарушина.
    2. Показ способов изображения при помощи «тычка»
    3. Моделирование игровой ситуации

    II

    Принимают участие в предлагаемой деятельности:

    1. рассматривают иллюстрации;
    2. осваивают метод рисования
    1. сюжетное рисование (набросок выполняют сами дети)

    1. Моделирование игровой ситуации.
    2. Знакомство с художественной литературой
    3. Совершенствование навыков рисования гуашью методом «тычка»
    4. Организация тематических и индивидуальных выставок детских работ.
    5. Составление и пополнение выставочного фонда объединения детскими работами.

    III

    Принимают участие в предлагаемой деятельности:

    1. создание изображений по замыслу;
    2. сюжетное рисование (набросок выполняют сами дети)
    3. презентация детских работ – дети в роли экскурсовода.

    1. Продолжать знакомство с книжной графикой и творчеством Е.Чарушина.
    2. Совершенствование навыков рисования гуашью методом «тычка»
    3. Организация тематических и индивидуальных выставок детских работ.
    4. Составление и пополнение выставочного фонда объединения детскими работами.

    Разминка:

    «Кисточку возьми вот так!

    Это просто, ну пустяк!

                     (Рука ставится на локоть, кисточку держат как карандаш)

    Вниз – вверх, вправо – влево и кругом,

    Рука чтоб двигалась бегом.

                (Рукой с кистью совершают движения согласно словам – 3 раза)

    Тычком  мы делаем раз – раз,

    Мы разучим это в раз!

                (Кисточку ставят вертикально и совершают тычковые движения)



    Предварительный просмотр:

    Примерные сценарии занятий с использованием нетрадиционных способов изображения – рисование гуашью методом « тычка»

     Сценарии занятий для детей в возрасте 6 -7 лет.

    Рисование «Осенняя береза».

            Программные задачи:

            Учить передавать в рисунке характерные особенности березы, осеннюю окраску листьев. Закреплять навыки рисования концом кисти тонких, изогнутых линий. Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.

            Материалы:

            Иллюстрации с изображением березы, бумага А4 - голубого насыщенного цвета, гуашь, кисти - мягкая и щетинистая (рисование кроны дерева).

            Предварительная работа:

            Наблюдение и рассматривание на прогулке березы (расположение веток, особенности окраса коры, форма и цвет листьев).

            Ход занятия:

            * Желательно использовать 2 - 3 иллюстрации для показа с изображением березы, березовой рощи. Картины вывешиваются на стенд, воспитатель читает загадки:

                            Русская красавица

                            Стоит на поляне

                            В зеленой кофточке,

                            В белом сарафане.

            Когда дети назовут отгадку, спрашивает: «Как называют березу в этой загадке? Почему ее называют русской красавицей? Что у березы названо зеленой кофточкой? Что белым сарафаном? А теперь послушайте вторую загадку:

                            Стоит Аленка:

                            Платок зеленый,

                            Тонкий стан,

                            Белый сарафан.

            В этой загадке указан еще один признак березы - «тонкий стан». Как вы думаете, что подразумевается под этими словами? (тонкий, высокий ствол). А каким красивым девичьим именем в этой загадке названа береза?»

            Обращает внимание на иллюстрации. Перечисляет вместе с детьми признаки дерева: белый высокий ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, полупрозрачная крона с пожелтевшими листьями.

            Воспитатель показывает и объясняет, как следует рисовать ветки березы (вверх и закругляем вниз). Напоминает способы рисования кроны дерева вертикальными мазками жесткой кистью. Показывает прием двухцветного мазка (сначала набрать зеленой, а затем обмакнуть в желтую краску, убрать лишнее, быстрыми движениями нарисовать листву так, чтобы были видны просветы между мазками).

            Предлагает детям нарисовать осеннюю березу. В процессе рисования, напоминает прием изображения ствола дерева. Начиная работать, кончиком кисти и постепенно опуская ее до положения плашмя. Обращает внимание детей на очертание кроны дерева.

            Воспитатель поощряет детей за внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, грибов, солнца и др.).

            В конце занятия воспитатель вновь зачитывает загадки и просит детей выбрать из своих работ ту, которая больше подходит под описание.

                            В белом сарафане

                            Встала на поляне.

                            Летели синицы,

                            Сели на косицы.

    Рисование «Сказка про елочку».

            Программные задачи:

            Учить передавать характерные особенности деревьев, их различие в силуэтах. Закрепить умение располагать изображение на листе, передавать глубину изображения. Воспитывать творческую самостоятельность.

            Материалы:

            Бумага А4 - двухцветного тонирования (небо и трава), гуашь, кисти. Схема силуэтов ели, березы и клена. Репродукции с картин на тему «Осень».

            Предварительная работа:

            Наблюдение на прогулке, рассматривание деревьев. Составление букетов из листьев и веток. Подвижная игра «Чьи детки?»

            Ход занятия:

    Осенняя елочка.

            Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

            Много - много лет прошло с тех пор, но каждую осень в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

            И стоит елочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уже некуда их девать, а ей все дарят и дарят.

            У всех на глазах становится елочка ,из колючей и хвойной - мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная.

            Не то что, зимой и летом - одним цветом.

                                                                                    (Н.Сладков)

            У березы, клена и других деревьев крона из листьев (воспитатель иллюстрирует свой рассказ показом).

            При свете дня мы можем узнать дерево… (по цвету коры, расположению веток, цвету и форме кроны).

            А если мы окажемся на улице ночью, сможем ли мы узнать дерево? Как? (воспитатель демонстрирует схему силуэтов, выполненную в черно-белом цвете).

            Крона березы напоминает удлиненный треугольник, крона клена - круг, ели - напоминает пирамиду.

            Воспитатель напоминает приемы рисования щетинистой кистью (тычком) кроны деревьев. Ель выполняется боковым мазком. Напоминает о пространственном расположении: ближе - дальше.

            Предлагает нарисовать осеннюю елочку на поляне и деревья. Дети сами должны решить будет ли это маленькая ель или большая, количество деревьев вокруг, придумать композиционное и пространственное расположение.

            В конце занятия работы рассматриваются, воспитатель хвалит детей за дополнения (грибы, солнце, дорожку и др.), за интересное композиционное построение и аккуратность.

    Рисование «Сказка про елочку».

            Программные задачи:

            Учить рисовать пейзаж; развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи; учить всматриваться в картину, различать оттенки снежного покрова. Закрепить умение располагать изображение на листе (ближе - дальше). Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

            Материалы:

            Репродукции с зимними пейзажами («Зима» И.Шишкина, «Сказка инея и восход солнца», «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря и др.) Ветки ели с шишками в вазе; бумага А4 голубого и серого цвета, гуашь, кисти.

            Предварительная работа:

            Наблюдение на прогулке; рассматривание и сравнение деревьев: ель, тополь, береза и клен (расположение веток, цвет коры, как снег покрывает ветки и лежит под деревом). Чтение и заучивание стихов о зиме.

            Ход занятия:

    Белый снег пушистый

            В воздухе кружится

            И на землю тихо                

            Падает, ложится.

            И под утро снегом

            Поле забелело,

            Точно пеленою

    Все его одело.

            Темный лес, что шапкой

            Принакрылся чудной

            И заснул под нею

            Крепко, непробудно…

            Стали дни коротки,

            Солнце светит мало, -

            Вот пришли морозцы -

            И зима настала.

                                            (И.Суриков)

            Чародейкою зимою

            Околдован лес стоит.

            И под снежной бахромою,

            Неподвижною, немою,

            Чудной жизнью он блестит.

                                                    (Ф.Тютчев)

                                                    В декабре, декабре

                                                    Много снега на дворе.

                                                    Снег на крыше, на крылечке,

                                                    Солнце в небе голубом.

                                                    В нашем доме топят печки,

                                                    В небо дым идет столбом.

                                                                                    (С.Маршак)

            

             Заколдован невидимкой,

        Дремлет лес под сказку сна.

            Словно белою косынкой

                    Подвязалась сосна.

                                    (С.Есенин)

            Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэт - в словах, композитор - в звуках, художник - в красках.

            Далее зачитывает отрывок из рассказа Г.Скрябицкого о волшебстве Зимы и показывает иллюстрации с картин художников, которые больше подходят как иллюстрации данного рассказа.

            «… Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.        Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там волшебную картину исправит. Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко, как глянет, так и залюбуется!» обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу, по ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

            И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются… Раздвинуло солнышко сизую тучу… А под его ласковым взглядом все еще краше становится.

            Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок… в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

            Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!

            Любуется солнышко картиной Зимы… глаз оторвать не может…»

            Вот какую картину нарисовала зимушка-зима. И мы сегодня с вами нарисуем этот снежный, блестящий, зимний пейзаж. Вспомните сказку про осеннюю елочку. Она теперь подросла, окрепла, распушила свои зеленые иголки. Хоть и грустно деревьям без листьев, да зима их радует белоснежными шубами да шапками (показывает иллюстрацию с картин о зиме). Воспитатель показывает черно-белую схему с силуэтами деревьев. Просит нарисовать разные деревья в своем пейзаже. Напоминаем способы рисования ели и сугробов (тычковой или мягкой кистью). Дети рисуют зимний пейзаж. В процессе занятия воспитатель обращает индивидуально внимание детей на то, что при ярком зимнем солнышке не бывает снегопада и снегопад бывает при сером небе зимой. А также, на отличия деревьев. Их строении, расположении веток и цвета коры (береза белая с черными ветками, клен - темно-коричневая или красно-коричневая кора, тополь - зеленовато-коричневая кора, липа - черная кора, у рябины - гроздья ягод красного цвета расположены на концах веток.

            В конце занятия все работы рассматриваются, воспитатель отмечает интересные решения в рисовании снега, построении композиции, передачи глубины изображения.

    Рисование «Снегири на ветках»

            Программные задачи:

            Продолжать уточнять представление детей о птицах и характерных особенностях их внешнего вида. Закреплять умение делать набросок карандашом, пользоваться палитрой. Воспитывать желание помогать птицам и оберегать их.

            Материалы:

            Бумага А4, тычковые кисти, мягкие кисти для обведения контура и прорисовывания деталей (глаза, клюв, ветка), палитры. Иллюстрации с изображением снегирей; простой карандаш.

            Предварительная работа:  Наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание картин и составление описательных рассказов; чтение стихов и рассказов о снегирях.

            Ход занятия:

            Воспитатель зачитывает рассказ и показывает иллюстрации с изображением снегиря.

            «Еще наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы - снегири.

            Снегирь - пухленькая красногрудая птичка с голубовато-зеленой спинкой, черной головой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка (7 - 10 птичек), изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова усесться, неподвижно на некоторое время. И так целый день.

            Чем питается снегирь? Почками растений, семенами деревьев и кустарников, а также ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Толстым клювом снегирь даже разгрызает небольшие орешки. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут. С приближением темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. И так в течении всей зимы.

            Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием».

            Воспитатель уточняет при помощи иллюстраций цвет оперения снегиря: серая - спинка и часть крыла; хвост, голова и другая часть крыла - черного цвета, живот - красный.

            На готовой форме (лист бумаги с нарисованной карандашом веткой) воспитатель напоминает приемы рисования птиц (ноябрь: занятие №2 и №3).

            * Возможно, обратить внимание детей на разное положение птиц на ветке.

            После того как дети выполнят набросок карандашом, воспитатель напоминает, что тело птицы покрыто перьями и пухом, а также показывает как при помощи тычковой кисти это нарисовать. Дети легкими тычками рисуют, серым цветом - спинку снегиря (кисть промывается и хорошо выжимается и сушится о тряпочку), рисуют черную голову, хвост, крылья; красным цветом животик. Мягкой кистью прорисовывают глаза, клюв и ветку. Можно нарисовать снег на ветках, снегопад.

            По окончании все работы рассматриваются, дети рассказывают о своих птицах.

    Рисование «Удивительные новогодние истории»

            Программные задачи:

            Продолжать учить использовать тычковую технику в изображении предметов круглой формы. Закреплять умение делать набросок карандашом. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

            Материалы:

            Бумага А4, кисти, гуашь, палитры; игрушки и скульптуры с изображением снеговика.

            Предварительная работа:

            Лепка из снега. Наблюдение на прогулке за снегопадом. Аппликация «Снеговик».

    Ход занятия:

                            Мы не ели, мы не пили,

                            Бабу снежную лепили…

                            …

                            Улыбаясь, как живая,

                            В парке, в тишине,

                            Встала баба снеговая

                            В белом зипуне.

                            Но темнеет - вот досада! -

                            Гаснет свет зари,

                            По домам ребятам надо,

                            Что не говори!

                            Вдруг нахмурилась Наталка,

                            Ей всего пять лет,

                            Говорит: - Мне бабу жалко,

                            Что ж ей тут стоять?

                            …

                            Мы не ели, мы не пили,

                            Бабу новую слепили.

                            Скоро стихнет звон трамвая

                            И взойдет луна,

                            Наша баба снеговая

                            Будет не одна.

                                                            ( А. Барто)

            Что только не происходит в рождественские ночи! И на улицах появляются снежные бабы и снеговики. Откуда они? А куда они исчезают? (ответы детей)

                            Возьмем снега мы немножко,

                            Снежки слепим мы в ладошках,

                            Дружно ими побросались -

                            Наши руки и размялись.

                            А теперь пора творить,

                            Бабу снежную лепить.

                            Ком за комом покатали,

                            Друг на друга водрузили.

                            Сверху третий, малый ком,

                            Снег стряхнули с рук потом.

            «Эти веселые человечки помогают Деду Морозу. До самой весны они с нами, веселые, большие и маленькие. А как пригреет солнышко, превращаются в ручеек, который течет к реке, из реки в океан и потом возвратятся к нам в виде снега, из которого мы снова лепим снеговика».

            Воспитатель предлагает детям нарисовать этих веселых, больших и маленьких снежных человечков. (Бумагу А4 необходимо тонировать в яркие насыщенные цвета, так чтобы белый цвет, которым будут дети рисовать снеговика был очень хорошо виден, т.е. черный, темно-серый, синий, ярко-голубой и т.д.)

            Воспитатель проговаривает последовательность выполнения работы: карандашом рисуются большие и маленькие круги, затем закрашивают тычками, белой гуашью всего снеговика, снег (сугробы и снегопад), а после тонкой кистью прорисовывают детали - нос, глаза, шарфик и т.п. (воспитатель показывает на готовой форме приемы рисования). В процессе занятия воспитатель поощряет инициативу детей в изображении дополнительных деталей (елочка, метла, санки и т.д.)

            В конце занятия все работы рассматриваются, дети рассказывают о своих снеговиках.

    Рисование «Шишки на ветке».

    Программные задачи:

    Продолжать учить рисовать, используя тычковую технику, рисовать заснеженную ветку ели с шишками. Закреплять умение делать набросок карандашом. Воспитывать творческую самостоятельность.

    Материалы:

    Бумага А4 - голубая или серая, кисти, гуашь, еловая ветка с шишками в вазе.

    Предварительная работа:

    Рассматривание на прогулке веток ели. Чтение стихов и рассказов о ели.

    Ход занятия:

    Воспитатель зачитывает рассказ.

                                    «Ель»  

                                                            И.Соколова - Микитова.

    У людей ель пользуется особой любовью. Недаром в новогодние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их красивыми игрушками и подарками.

    Но особенно хороша ель в лесу на свободе, зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами.

    В непроходимых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы-беляки. В густых колючих ветвях ели строят свои домики-гнезда белки, в глубоких теплых гнездах в зимнюю стужу выводят и выкармливают птенцов красногрудые клесты.

    В феврале - марте из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк.

    Предлагает нарисовать заснеженную ветку ели с шишками. Показывает образец; уточняет, вместе с детьми способы рисования иголок (тычком или боковым мазком, жесткой кистью), шишек, их цвет.

    * Простым карандашом рисуют контур ветки и шишек. Тычком, или боковым мазком (по желанию детей) рисуют иголки зеленого цвета, светло-коричневой краской (тычком) закрашивают контуры шишки. Тонкой мягкой кистью прорисовывают коричневую ветку. Черным цветом рисуют чешуйки на шишках, а тычком, снег на ветке, шишках.

    По окончании, все работы рассматриваются, воспитатель хвалит детей за аккуратность и правильность выполненной работы, а также обращает внимание на цветосочетание.

    1. Иголки можно рисовать разным оттенком зеленого цвета. Это придает ей пышность и объем.

    Рисование «Солнышко»

            Программные задачи:

            Продолжать учить использовать элементы декора для украшения изображения. Закрепить умение рисовать, использовать различные способы и приемы (рисование мягкими кистями и тычковыми). Воспитывать желание дарить радость.

            Материалы:

            Бумага А4, гуашь, кисти, палитры. Иллюстрации с изображением солнца.

            Предварительная работа:

            Экскурсия в планетарий. Занятие по теме: «Небесное светило - солнце». Чтение стихов и потешек о солнышке.

            Ход занятия:

                                    Ну-ка, кто из вас ответит:

                                    Не огонь, а больно жжет,

                                    Не фонарь, а ярко светит,

                                    И не пекарь, а печет?

                                                                    (солнце)

                                    Светит, сверкает,

                                    Всех согревает.

                                                                    (солнце)

                                    Солнышко - ведрышко,

                                    Выйди из-за облачка,

                                    Сядь на пенек,

                                    Погуляй весь денек.

                                    Вышло солнце из-за тучи

                                    И нагрело снег скрипучий,

                                    Снег задумался чуть - чуть

                                    И ручьем пустился в путь.

                                    Снег устал лежать в сугробах,

                                    Догони его, попробуй!

                                                                            (Н.Полякова)

            А какое оно солнышко? - спрашивает воспитатель. (ответы детей - большое, лучистое, теплое, жаркое и т.д.). - Да, солнышко бывает разное. Осенью оно светит не ярко, его лучи мягко падают на землю, как осенние листья (можно показать образец). Попадают лучики на листочки и они становятся красными, желтыми, лимонными. А какого цвета тогда лучи солнышка? (ответы детей)

            - В волшебной стране «Рисования» солнышко тоже волшебное (показывает иллюстрации). У него есть глаза, и оно может петь веселые песенки.

            Летнее солнышко над цветущей полянкой возможно похоже на цветы. А цветы летом и голубые и белые. А какого цвета тогда лучи у солнышка? (ответы детей)

            Солнышко, которое освещает дороги, такое же круглое, как колеса машин.

            Возможно, оно выглядит вот так!

            Солнышко над речкой отражается в воде, и его лучи становятся похожие на маленькие волны. Вот так:

            А иногда солнышко светит даже когда идет дождик - грибной. Солнечные лучи отражаются в капельках воды, и эти маленькие точечки становятся разноцветными, тогда мы видим радугу! А какого цвета тогда лучи у солнышка? (ответы детей)

            Многие люди задавали себе вопрос: Какое оно небесное светило - солнышко? На Алтае люди думали, что оно выглядит вот так! посмотрите, и оно не похоже на круг. Индейцы в давние времена думали, что солнце может сердиться и плакать, радоваться и смеяться.

                                    Смотрит солнышко с небес,

                                    Освещает землю, лес.

                                    И такое чистое,

                                    Доброе, лучистое!

                                    Если б мы его достали,

                                    Мы б его, расцеловали.

            Нарисуйте свое солнышко. Доброе, ласковое и лучистое.

            В конце занятия все работы рассматриваются, воспитатель хвалит детей за оригинальность и аккуратность. Просит найти самое ласковое, самое лучистое и самое интересное и необычное солнышко из работ детей.

    Рисование с натуры «Букет из вербы»

            Программные задачи:

            Продолжать учить рисовать с натуры. Закреплять умение смешивать краски на палитре; умение рисовать тычковой техникой.

            Воспитывать наблюдательность и творческую самостоятельность.

            Материалы:

            Ваза с ветками вербы, бумага А4 пастельных тонов, гуашь, кисти, палитры.

            Предварительная работа:

            Наблюдение на прогулке за изменениями в природе. Беседа и рассматривание веток в вазе.

    Ход занятия:

            Воспитатель предлагает вниманию детей ветки вербы в вазе. Как пушисты ее сережки, их цвет, какие тонкие ветки. После, объясняет, что очарование цветущей вербы недолговечно и, для того, чтобы сохранить на память о весне, можно нарисовать ветки красками.

            Воспитатель спрашивает детей - Как можно нарисовать «пушистые сережки»? (тычковой кистью).

            На заранее заготовленном образце показывает прием рисования и наложения цвета на цвет (наложение осуществляется после того, как один слой слегка просохнет; кисть тычковую необходимо хорошо промыть и просушить о тряпочку).

            В конце занятия все работы рассматриваются, дети выбирают работу наиболее похожую на натуру.

    Сценарии занятий для детей в возрасте 5 -6 лет.

    Рисование «В саду поспели яблоки»

    Программные задачи Учить передавать в рисунке особенности фруктового дерева. Закреплять умение смешивать краски на палитре; наносить один слой краски на другой. Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.

    Материалы Бумага А4 – голубого цвета, кисти, гуашь. Муляжи яблок, ветка ранета в вазе, простой карандаш.

    Предварительная работа Наблюдение на прогулке, рассматривание веток ранета, березы и ели.

    Ход занятия

    Воспитатель читает или рассказывает: «Осень – очень красивое время года. Медленно кружатся в воздухе, падают с деревьев пожелтелые листья, шелестят под ногами. На их фоне такими праздничными кажутся раскрасневшиеся кленовые листья». А в саду поспели яблоки. Сколько их! Сочные, вкусные и такие разные по цвету и форме. Желтые, зеленные, красные, с яркими бочками и нежным румянцем… Яблоки очень полезны! В них  много витаминов, минеральных солей и других нужных организму человека веществ. Яблоки нравятся и взрослым и детям. Их можно есть «живьем», а можно варить из них варенье, делать соки и сушить… Представьте себе, что к нам в окно заглянула ветка с яблоками…»

    Воспитатель показывает образец, уточняет вместе с детьми цвет и форму яблок, листьев, ветки.

    Предлагает нарисовать, показывает последовательность рисования простым карандашом: ветка, яблоки (количество и размер яблок по желанию детей), листья. Дети рисуют и закрашивают тычками желтого цвета яблоки. Ветку тычками (коричневой гуашью), листья (зеленой). Желтая краска, которой дети раскрасили яблоки, к этому времени высохла – можно рисовать тычками румянец. Тонкой кистью прорисовывают черенок и т.д.

    По окончании работы детей размещаются вокруг ствола дерева (заготовленного воспитателем). И все любуются замечательным деревом – яблоней.

    Рисование «Точки и краски»

    Программные задачи Учить использовать в рисовании пейзажей тычковую технику изображения; использовать яркие краски для передачи осеннего колорита.

    Закреплять  умение проводить кистью тонкие линии (ветки деревьев и стволы).

    Воспитывать творческую самостоятельность.

    Материалы Бумага А4 – голубая, серая, гуашь, жесткие круглые клеевые кисти. Иллюстрации с изображением осенних пейзажей. Букет из осенних веток в вазе.

    Предварительная работа Наблюдение на прогулке за листопадом, чтение стихов, рассказов об осени.

    Подвижная игра «Чьи детки?». Аппликация из осенних листьев.

    Ход занятия

                                   Осень начинается,

                                   Листья осыпаются.

                                   Их веселый хоровод

                                    Ветер кружит и несет.

                                    Все засыпано листвой

                                    Желтой, красной, золотой.

                                                           ( З.Федоровская )

    Ах, как красива осенняя природа!

    Далее воспитатель зачитывает рассказ Б.Скрябицкого (сопровождая его показом иллюстраций)

    ОСЕНЬ.

    Для своей работы художник – Осень взяла самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

    Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный. Весь как огонь горит.

    Забрела Осень на лесную полянку. Стоит посреди поляны столетний дуб – богатырь. Стоит густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную, кованую броню одеть». Так и обрядила старца.

    Глядит – а неподалёку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой порчи.

    Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по- осеннему, кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветвях не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и остаются.

    Вот и остались сосны и ели по-летнему темно-зеленными. И от этого еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе...

    Воспитатель предлагает нарисовать осенний лес. Деревья могут быть расположены полукругом, вдоль дороги, на горке.… Одно – два дерева близко, а другие вдали. Стволы деревьев разные по толщине, по высоте и цвету.

    Дети рисуют стволы и ветки деревьев.

    Тычком – кроны деревьев, листопад и листья под деревьями. Жесткой кистью отрывистыми мазками рисуют траву, а боковым ветки ели.

    По окончании все работы рассматриваются, дети читают стихи об осени.

    Рисование «Осеннее дерево»

    Программные задачи Продолжить учить детей рисовать тычком (листву деревьев), использовать яркие краски для передачи осеннего колорита.

    Закреплять умение рисовать деревья.

    Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.

    Материалы Бумага А4 – голубого цвета. Букет из осенних веток в вазе, гуашь, кисти.

    Иллюстрации с изображением деревьев.

    Предварительная работа Наблюдение на прогулке, рассматривание и уточнение внешнего вида (цвет коры, расположение ветвей) березы, ели, тополя.

    Ход занятия

    Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, беседует о времени года изображенном на них и деревьях. Объясняет, что листву деревьев можно назвать – кроной. Показывает и обводит её.

    - Когда вы видите деревья днем, то узнать его можно по разному, по цвету коры на стволе. (например у берёзы она …, у клена …, у ели … и т.д.) Воспитатель побуждает детей к активному участию в беседе.   Можно узнать дерево по цвету и форме листьев. Представьте себе, что поздно вечером, когда совсем стемнело, вы вышли на улицу и увидели черные силуэты трех деревьев (воспитатель показывает схему с черным изображением силуэтов деревьев). В темноте не видно ни цвета ствола, ни цвета и формы листьев. Скажите, возможно – ли узнать, что за деревья перед вами?

    Воспитатель спрашивает детей, как они узнали.

    - Ель вы узнали по кроне, она похожа на пирамидку, расширяющуюся к низу.

    - Крона березы похожа на косы.

    - А крона тополя или клена больше похожа на круг.

    Сегодня мы с вами нарисуем картину с осенними деревьями. Деревья должны быть разные.

    - Сначала нужно тонкой кистью нарисовать стволы и ветки. А затем тычковой кистью боковыми мазками зеленого цвета рисуем ель, траву и редкие зеленые листья на деревьях.

    Желтым цветом, тычками желтую листву березы, красную – клена и т.д.

    Воспитатель сопровождает свой рассказ частичным показом на готовых формах. Предлагает нарисовать осеннее дерево детям.

    В процессе рисования воспитатель обращает индивидуально внимание детей на схему с силуэтов деревьев и на ветки в вазе, чтобы дети могли более точно передать цвет осенних листьев.

    По окончании воспитатель предлагает «прогуляться» в осеннем лесу.

    Люблю дорожкою лесною,

    Не зная сам куда брести;

    Двойной глубокой колеёю

    Идешь – и нет конца пути…

    Кругом пестреет лес зеленый,

    Еще румянит осень клены,

    А ельник зелен и тенист.

    Осинник желтый бьет тревогу,

    Осыпался с березы лист

    И как ковер, устлал дорогу…

    Идешь, как будто по водам, -

    Нога шумит … а ухо внемлет

    Малейший шорох в чаще, там,

    Где пышный папоротник дремлет,

    А красных мухоморов ряд,

    Что карлы сказочные, спят…

                                    (А.Майков)  

    Рисование «Собака, кошка и другие домашние животные»

    Программные задачи Учить рисовать различными способами и приемами: наносить контур изображения карандашом.

    Закреплять умение крупно, соотносит детали по величине.

    Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

    Материалы Бумага А4, скульптуры малых форм с изображением собак и кошек. Гуашь, кисти.

    Предварительная работа Рассматривание картин, составление описательных рассказов. Беседа с детьми о внешнем виде животных их повадках. Чтение стихов и рассказов по теме.

    Рассматривание иллюстраций к рассказам Е.И.Чарушина «Про Томку» (глава «У Томки были щенки», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц»).

    Ход занятия

    Воспитатель вспоминает сюжет рассказов Е.И.Чарушина и обращает внимание на иллюстрации и манеру выполнения меха и движения животных.

    Обсудив с детьми сюжет рассказа, и рассмотрев иллюстрации, воспитатель предлагает нарисовать героев этого рассказа.

    Беседует с детьми о том, как лучше расположить изображение на листе. Проговаривает последовательность выполнения» «Сначала, вы выполняете набросок карандашом. А потом, используя тычковую кисть выполняют мех животного».

    По окончании все рисунки рассматриваются, воспитатель вместе с детьми выделяет и оценивает интересные изображения формы тела и частей животного, позы, движения, выразительность решения.

    1. Содержанием детских рисунков, лепки фактически может стать почти любое произведение Е.И.Чарушина о животных.

             Основная цель – знакомство с творчеством писателя и художника, а также закрепление навыков рисования и изображения тычковой техникой.

    Острые ушки, на лапках подушки,

    Усы как щетинка, дугою спинка,

    Днем спит, на солнышке лежит,

    Ночью бродит, на охоту ходит.

                                    (кошка)

    Рисование «Дружок»

    Программные задачи Учить рисовать собак; выразительно передавать форму и соотношение частей; совершенствовать технику рисования тычками.

    Закреплять умение рисовать крупно

    Воспитывать творческую самостоятельность.

    Материалы Бумага А4, гуашь, краски, кисти. Скульптура малых форм, иллюстрации с изображением собак разных пород, окраса и положения тела.

    Предварительная работа Наблюдение на прогулке за собакой. Беседа с детьми о собаках. Особенностях внешнего вида, повадках. Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением собак разных пород.

    Ход занятия

    Воспитатель зачитывает загадку.

                    Мой маленький друг не умеет летать,

                    Мой маленький друг любит лаять и спать.

                    Приветствует всех, кто приходит к нам в дом,

                    Лижет всем руки, виляет хвостом.

                    Узнали кто это? (собака)  

    Воспитатель показывает собак (скульптуры или игрушки), спрашивает детей как их можно назвать. Дети перечисляют известные им клички.

    Воспитатель предлагает детям нарисовать собаку. Спрашивает: «Какой масти (цвета) она будет?». Рассматривают образцы (схема с изображениями собак разных пород).

    Воспитатель уточняет последовательность рисования: набросок делается карандашом, после тычковой кистью (тычком или боковыми мазками) рисуется пушистая шерсть собаки. Тонкой кистью прорисовываются детали (глаза, нос, рот, язык, ошейник и т.д.).

    Дети самостоятельно рисуют собаку, они выбирают позу в которой она будет изображена, форму ушей, длину лап и хвоста; по мере необходимости смешивают краски на палитре. Дети рисуют тычком сначала по контуру карандашного наброска, а затем внутри него.

    1. Можно предложить детям белый лист бумаги, тогда им нужно будет нарисовать, то где гуляет или ходит собака (по улице, дома по ковру). Или можно предложить уже тонированный лист бумаги, дети сами выбирают его цвет по желанию (цвет листа голубой, светло-зеленый, серый, розовый и т.д.).

    По окончании все работы рассматриваются, дети могут рассказать о своём изображении (собака это или щенок, какое у неё настроение, как её зовут и т.д.).

    Рисование «Сказка про ёлочку»

    Программные задачи Продолжить учить передавать глубину изображения.

    Закреплять умение рисовать разные породы деревьев (береза, рябина, ель, тополь, кустарники и т.д.).

    Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

    Материалы Ветки в вазе, схема деревьев и ели черного цвета. Бумага А4 – голубая, гуашь, кисти.

    Предварительная работа Наблюдение и рассматривание деревьев и ели. Чтение стихов и рассказов о деревьях зимой.

    Ход занятия

    Воспитатель рассказывает сказку про ёлочку:

    «Много интересного в лесу. И пожалуй самое интересное это дерево – оно может быть домом для птиц, животных и насекомых. Оно может быть кормом. А вот что рассказала мне еловая шишка: давно это было. На лесной поляне росло много деревьев, больших, стройных. Весной они покрывались клейкими почками, летом они шелестели зеленой листвой, а осенью … Осенью их листья становились разноцветными – желтыми, красными, лимонными, багряными. Они наперебой шелестели своими листьями и размахивали своими ветками друг перед другом. – Я самое красивое дерево – говорила береза. Нет, я, - трясла красными гроздьями рябина. Нет я… Нет я… Только и слышалось со всех сторон. Пока деревья не обратили внимание на маленькую ёлочку. Они стали смеяться над ней, над её зелеными иглами. Осыпать её своей листвой, хвастать цветом своих листьев.

    Только однажды, когда подул прохладный ветерок, елочка сказала: «Вот наступит зима, и мы узнаем, кто самое красивое дерево!»

    Кто же прав, хвастливые деревья или тихая ёлочка?

    Воспитатель предлагает нарисовать сказку. Напоминает о линии горизонта, а также многоплановости изображения.

    Проговаривает вместе с детьми последовательность смешивания красок (цвет коры), расположение веток (схема), рисование ели (боковыми мазками, тычком).

    Показ частичный если это необходимо.

    По окончании, все работы рассматриваются, воспитатель обращает внимание на оригинальность в изображении линии горизонта и передачи глубины (ближе, дальше, далеко).

     Рисование «Пингвины на льдине»

    Программные задачи Продолжать учить использовать различные способы изображения (тычком) для достижения выразительности образа.

    Закреплять умение располагать изображение на листе, рисовать крупно.

    Воспитывать инициативу и творческую самостоятельность.

    Материалы Бумага А3 (30х40 см) – голубого, синего или серого цвета. Гуашь, кисти. Образец. Иллюстрации и игрушки с изображением пингвинов.

    Предварительная работа Беседа с детьми о пингвинах.

    Рассматривание иллюстраций. Просмотр видеофильмов о пингвинах.

    Ход занятия

    Там где есть снега и льдины,

    Весело живут пингвины.

    В костюмах бело – черных,

    Неуклюже, но проворно, как смешные человечки,

    С льдин на льдину, как с крылечка,

    Скачут весело и живо.

    Их походку вразвалку

    Кто не видел – тех нам жалко.

    Развеселая картина –

    Наблюдать на льду пингвина.

    Воспитатель с детьми рассматривает иллюстрации и образы. Рассказывает о пингвинах: «Пингвины – это птицы. Они живут в Антарктиде. Зимой там бывает –80°С. Кругом снег, большие льдины и сильный ветер. Люди приезжают туда только на время – работать, наблюдать за погодой, животными, растениями, птицами.

    Тело пингвина покрыто перьями, а под ними подкожный жир, который помогает переносить холод. Крылья дают возможность плавать в воде (как весла), а лапы похожие на лапы гусей и уток, служат рулем. Пингвины живут большими семьями. Строят гнезда. Когда они высиживают яйца, то делают это по очереди. После появления птенцов организуют «детский сад». В группе по 10-12 пингвинов, несколько «воспитателей», следящих за порядком, пока родители занимаются поиском пищи в море.

    Воспитатель предлагает нарисовать пингвинов. Дети простым карандашом рисуют нескольких пингвинов на синем фоне листа.

    Воспитатель обращает внимание детей на цвет туловища, крыльев и головы, показывает, как провести разделительные линии. После дети тычковой кистью, белого цвета рисуют льдины и части тела пингвинов. Черным цветом, тычком. Рисуют остальные части тела, тонкой кистью прорисовывают глаза, клюв, лапы.

    Воспитатель одобряет инициативу детей в изображении северного сияния, снегопада и т.д.    

    Рисование «Снежная семья»

    Программные задачи Учить рисовать снеговика разного размера.

    Закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствование техники рисование тычком.

    Воспитывать творческую самостоятельность.

    Материалы Бумага А4 – черная, голубая, серая. Гуашь, кисти. Игрушка снеговик.  

     Предварительная работа Аппликации по теме. Лепка из снега на прогулке.

    Ход занятия

    Мы не ели, мы не пили

    Бабу снежную лепили

    Улыбаясь, как живая,

    В парке, в тишине,

    Встала баба снеговая

    В белом зипуне.

    Но темнеет – вот досада! –

            Гаснет свет зари,

    По домам ребятам надо,

    Что не говори!

    Вдруг нахмурилась Наталка,

    Ей всего пять лет,

    Говорит: «Мне бабу жалко,

    Что ж ей тут стоять?

    Мы не ели и не пили,

    Бабу новую слепили.

    Скоро стихнет звон трамвая.

    И взойдет луна,

    Наша баба снеговая

    Будет не одна.        

                            (А.Барто)    

    А вы умеете делать снежных человечков? – спрашивает воспитатель детей (ответы детей).

    Давайте нарисуем много снеговиков, пусть это будет «снежная семья». В ней будут бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, сын и другие родные.

    Воспитатель показывает образец, проговаривает последовательность выполнения (карандашный набросок, тычком заполняется контур, тонкой кистью прорисовывается нос, глаза, рот, ведро, руки и другие детали).  

    По завершению, дети рассказывают о своих «снежных семьях».                    

    Рисование «Букет из вербы»

    Программные задачи Учить рисовать с натуры.

    Закрепить умение смешивать краски на палитре.

    Воспитывать творческое и эстетическое восприятия  действительности.

    Материалы Лист бумаги А4, гуашь, кисти, ветки в вазе.

    Иллюстрации с изображением рыб.

    Предварительная работа Наблюдение за ветками в уголке природы. Беседа о весне и изменениях в природе.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает полюбоваться распустившимися ветками вербы. Затем объясняет им, что очарование цветущей вербы недолговечно и для того чтобы сохранить её красоту, можно написать её красками.

    Воспитатель обращает внимание детей на пушистые соцветия. Спрашивает, как добиться передачи её цвета, пушистой поверхности?

    Если дети не смогут ответить, то воспитатель напоминает уже известный приём (рисование тычковой кистью).

    Показывает приём наложения цвета на цвет при рисовании пушистых соцветий. Ветка рисуется тонкой кистью, тычком коричневого цвета основа почки, кисть промывается, сушится.

    Белым цветом, легко касаясь, наносится тычком пушинки, после тонкой кистью ставятся желтые точки пыльцы.

    Выслушав объяснения воспитателя, дети рисуют ветки цветущей вербы.

    Сценарии занятий для детей в возрасте 4 – 5  лет.

    Рисование «Мишка»

    Программные задачи.

    Учить рисовать гуашью методом «тычка». Закреплять умение правильно держать кисть, промывать её в банке, сушить ворс о салфетку. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.

    Материалы.

    Лист бумаги с нарисованным контуром животного, кисть, салфетки, банка для воды; иллюстрации с изображением медведя.

    Предварительная работа.

    Беседа, рассматривание картин, заучивание стихов.

    Подвижная игра «У медведя во бору»

    Рассказывание венгерской сказки «Два жадных медвежонка»

    Ход занятия.

    Воспитатель обращает внимание на гостя-медведя.

    Медвежий марш и вальс медвежий!

    С гармошкой мишка на манеже.

    Медведица с медведем пляшет.

    Им медвежонок лапкой машет.

                                    В. Берестов

    Вот как умеет медвежонок. Но почему-то он не рад. Оказывается, выступать на манеже хорошо, весело, а когда кончилось представление, хочется поиграть, только не с кем. Нет таких же озорных и веселых медвежат.

    Ребята, а давайте мы ему поможем. И нарисуем веселых медвежат.

    По мере выполнения дети могут рассказать о своем медвежонке.

    Ах, как много косолапых друзей.

    Рисование «Мышка»

    Программные задачи.

    Учить передавать характерные особенности строения туловища, форму и расположение ушей, хвоста; учить рисовать гуашью методом «тычка». Закреплять умение правильно держать кисть, промывать её в банке, сушить ворс о салфетку. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.

    Материалы. Лист бумаги с нарисованным контуром животного, кисть, салфетки, банка для воды; иллюстрации с изображением мышки.

    Предварительная работа.

    Рассматривание иллюстраций, картинок. Наблюдение в уголке природы за мышью (крысой), ее повадки, внешний вид.

    Ход занятия.

    В подполе, в каморке

    Живет она и в норке,

    Серая малышка.

    Кто же это?... (мышка)

    -Мышка, мышка – длинный хвостик,

      Ты не прячься глубоко.

       Приглашает кошка в гости

      Пить парное молоко.

      Мышка в норке пропищала:

    - Пусть поищет чудака.

      Я достала крошку сала,

      Обойдусь без молока.

    - Что ты прячешься, трусишка?

      Вылезай из норки вон!

      Поиграем в кошки-мышки.

      Мышка – ты! А кошка – он!

    Рассматривая мышку, воспитатель вместе с детьми уточняет строение тела. Благодаря такому строению, она может пролезать в маленькие отверстия. Мышки живут в норках и поэтому их называют норушками.

    В процессе беседы воспитатель уточняет последовательность выполнения работы и прием рисования мордочки и  ушей, а также показывает, как рисовать хвостик .

    Рисование «Зайчата»

    Программные задачи. Учить передавать характерные особенности строения туловища, форму и расположение ушей, хвоста; учить рисовать гуашью методом «тычка». Закреплять умение правильно держать кисть, промывать её в банке, сушить ворс о салфетку. Воспитывать творческую самостоятельность.

    Материалы.

    Лист бумаги с нарисованным контуром животного, кисть, салфетки, банка для воды; иллюстрации с изображением зайчат.

    Предварительная работа.

    Наблюдение в уголке природы, чтение стихов, рассматривание иллюстраций. Чтение рассказов Е.И. Чарушина «Про зайчат», «Кролик» из книги «На нашем дворе».

    Ход занятия.

    Воспитатель напоминает слова песенки «Зайка серый умывается…». Вносит макет, на котором расположены игрушки зайчата. Рассматривает их, уточняет и называет форму туловища (овал). Предлагает нарисовать зайчат, которые весело резвятся на поляне (если ребёнок желает нарисовать самостоятельно, то ему нужно предоставить такую возможность – дать лист бумаги без контура )

     Каждый ребенок может рассказать о том, как веселится его зайчонок.

    Рисование «Собачка»

    Программные задачи. Учить передавать характерные особенности строения туловища, форму и расположение ушей, хвоста; учить рисовать гуашью методом «тычка». Закреплять умение правильно держать кисть, промывать её в банке, сушить ворс о салфетку. Воспитывать творческую самостоятельность.

    Материалы.

    Лист бумаги с нарисованным контуром животного, кисти, салфетки, банка для воды; иллюстрации с изображением собаки.

    Предварительная работа.

    Рассматривание и составление описательных рассказов по картине. Наблюдение на прогулке.

    Ход занятия.

    Заворчал живой замок,

    Лег у двери поперек.

    Две медали на груди,

    Лучше в дом не заходи.

                            (собака)

    Гладишь – ласкается,

    Дразнишь – кусается.

    (собака)

    Вот собачка Жучка:

    Хвостик закорючкой,

    Зубы острые,

    Шерсть пестрая.

    Гав! Гав!

                            Н. Кукловская

                             

    Воспитатель загадывает загадки. Рассматривает скульптуры и обговаривает последовательность и приемы рисования гуашью методом «тычка» (в начале мазки располагаются по карандашному наброску, а после заполняется «тычком» весь контур)

    По окончании все работы рассматриваются, дети придумывают клички для своих собак.

    Рисование «Сказка про елочку»

    Программные задачи.

    Продолжать учить рисовать деревья, передавать характерные особенности ели (пирамидальное строение, ветки, направленные вниз, темно-зеленого цвета); изображать несколько предметов, связанных единым содержанием. Закреплять технику рисования тычковой кистью (снег, снежинки, снежное убранство деревьев).

    Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

    Материалы.

    Бумага А4 голубого или серого цвета, гуашь, кисти. Репродукции с картин с изображением зимних пейзажей.

    Предварительная работа.

    Наблюдение и рассматривание на прогулке деревьев и ели.

    Ход занятия.

    Воспитатель рассказывает сказку про елочку, сопровождая ее иллюстрациями.

    «Ах, как приятно в лесу! Кругом так много чудесного. Летом – травы и листья, осенью – ягоды и грибы, Зимой – кажется, лес спит. А если прислушаться, вот что мне рассказала старая береза.

    На лесной опушке меж высоких стройных берез, сосен, дубов и осинок, росла маленькая елочка.

    Деревья часто подсмеивались над ней. То хвастались новыми набухшими почками, то новыми зелеными листочками. А уж осенью они шелестели своей разноцветной листвой, каждое дерево старалось  похвалиться.

    - А у меня золотые листья – шептала береза.

    - А у меня – красные, и ягоды есть – шептала рябинка.

    Только елочка стояла и молчала.

    Вот подул северный ветер, и полетели листья с веток, тихо падая вниз.

    - Мои листики дальше всех улетают – шептала осинка.

    - Нет, мои. – Торопилась береза.

    - А у нее вообще нет листьев – обратила свое внимание на елку рябинка.

    - Я самая красивая – опять торопилась березка.

    - Нет, я…нет, я…- вторили ей деревья.

    Только однажды сказала елочка:

    - Вот наступит зима, тогда и узнаем, кто из нас самое красивое дерево.

    Почему так сказала елочка?

    Да, деревья сейчас стоят без листьев, тихие. А вот елочка по-прежнему яркая, зеленая.

    Давайте нарисуем тихие деревья и пушистую, зеленую елочку.

    Воспитатель вместе с детьми проговаривает последовательность выполнения работы. Показывает способы рисования ели, ее пирамидальное строение и рисование веток боковым мазком.

    По мере выполнения работы предлагает дополнить пейзаж белым, пушистым снегом и снежинками.

    По окончании все работы рассматриваются.

    Рисование «Снежная семья»

    Программные задачи.

    Учить рисовать различными способами и приемами (тычком и способом примакивания); умение соотносить детали по величине. Закреплять приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях.

    Воспитывать творческую самостоятельность.

    Материалы.

    Вылепленные на занятии по лепке снеговики, гуашь, кисти, бумага А4 - синего, черного, серого цвета.

    Предварительная работа.

    Игры со снегом на прогулке. Рассматривание открыток.

    Ход занятия.

    Воспитатель напоминает стихотворение Утробина «Снежная семья», обращает внимание на вылепленных снеговиков. Предлагает нарисовать портрет снежной семьи.

    Показывает приемы рисования тычковой кистью. Проговаривает вместе с детьми способы рисования деталей одежды, носа, глаз и т.д.

    По мере выполнения предложить дополнить свое изображение (деревьями, солнышком и т.д.)

    По окончании все работы рассматриваются, дети могут рассказать о нарисованном.

    Рисование «Снегопад»

    Программные задачи.

    Продолжать учить изображать несколько предметов, объединенных единым содержанием; рисовать деревья. Закреплять умение ритмично наносить мазки и точки всей кистью и ее концом.

    Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

    Материалы.

    Бумага А4 – серого или голубого цвета, гуашь, кисти. Иллюстрации с изображением снегопада.

    Предварительная работа.

    Наблюдение на прогулке за снегопадом. Рассматривание иллюстраций и беседа о зиме.

    Ход занятия.

    Бел, да не сахар.                        Одеяло белое, не руками сделано.

    Ног нет, а идет.                        Не ткалось и не кроилось,

                    (Снег)                        С неба на землю свалилось.

                                                                    (снег)

    Мы снежинки, мы пушинки,

    Покрутиться мы не прочь.

    Мы снежинки-балеринки,

    Мы танцуем день и ночь.

    Встанем вместе все в кружок –

    Получается снежок.

    Мы деревья побелили,

    Крыши пухом замели,

    Землю бархатом укрыли

    И от стужи сберегли.

                           

    Воспитатель показывает иллюстрации с изображение снегопада. Обращает внимание на то, что во время снегопада снег покрывает все предметы вокруг: и крыши домов, и ветви деревьев, и скамейки, и т.д. Снежинки летят повсюду. И мы видим все предметы сквозь летящие снежинки.

    - Сегодня мы нарисуем снегопад. Решайте сами, что вы нарисуете на улице: дома, деревья или другие предметы (снеговик, забор, скамейка…)

    _ Сначала вы нарисуете дома, деревья и другие предметы на улице, потом снег, лежащий на земле. А в конце кончиком кисти нарисуете везде маленькие снежинки.

    Путем вопросов воспитатель закрепляет представление детей о последовательности выполнения рисунка. Спрашивает детей, что еще можно нарисовать на улице, предлагает всем приступить к работе.

    В процессе работы воспитатель следит, чтобы дети сначала изображали крупные предметы (дома, деревья), потом предметы меньших размеров (скамейку, снеговика и т.п.).  Напоминает, что необходимо дождаться, пока высохнет одна краска, и только тогда накладывать на нее другую (окна на домах).

    Воспитатель напоминает, что ветки деревьев очень тонкие и их следует рисовать концом кисти.

    Когда дети приступят к изображению снежинок, следить, чтобы они были расположены на всей поверхности листа.

    По окончании работы выстраиваются в одну большую работу и все любуются на заснеженную улицу.

    Рисование «Забавные зверюшки»

    Программные задачи.

    Продолжать работу по освоению детьми навыков изображения животных; учить рисовать различными способами и приемами (тычком и способом примакивания); умение соотносить детали по величине. Закреплять приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях.

     Воспитывать интерес к сюжетной композиции, учить творчески создавать их.

    Материалы.

    Лист бумаги с нарисованным контуром животного, кисти, салфетки, банка для воды; иллюстрации с изображением которых рисовали ранее.

    Предварительная работа.

    Дидактическая игра «Дикие и домашние животные». Беседа о цирке и животных.

    Ход занятия.

    Циркач умеет гарцевать,

    Зверей и птиц дрессировать,

    И на трапеции вертеться,

    И на канте танцевать.

    Люблю цирк!

                    Е. Благинина

                    

                                 

    Воспитатель устраивает выставку игрушек-животных, которые он использовал в качестве образца на предыдущих занятиях и предлагает вниманию детей несколько новых скульптур или игрушек, составленных в забавные композиции, например: заяц с барабаном, мишка в шляпе, мышка на самолете и т.д.

    Мы умеем рисовать птиц и зверей, - говорит воспитатель, - а сегодня вы увидите, как эти зверюшки выступают в цирке, какие они номера выполняют.

    Вместе с детьми рассматривают композиции, обсуждают их. Воспитатель предлагает подумать над тем, кто и что хотел бы нарисовать ( предлагает вниманию детей шаблоны).

    В процессе занятия воспитатель помогает детям советами, напоминает приемы изображения, некоторым подсказывает композицию.

    В конце занятия вместе с детьми отмечает интересные замыслы и выслушивает рассказы о зверюшках.

    Рисование «Цветы для украшения группы».

    Программные задачи.

    Учить располагать изображение на предложенной форме. Закреплять умение рисовать кистью. Смешивать краски на палитре.

    Воспитывать желание дарить радость посредством изобразительной деятельности.

    Материалы.

    Открытки, бумага А4 пастельных тонов, клей, ножницы. Большой лист для панно, кисти, гуашь, карандаши – по выбору детей.

    Предварительная работа.

    Беседа о весне, празднике 8 Марта, чтение стихов. Рассматривание альбомов «Цветы» и иллюстраций.

    Ход занятия.

    *Эту работу воспитатель проводит, исходя из имеющихся в его распоряжении  материалов. Коллаж может быть выполнен из ткани, бумаги или из комбинированных материалов. Важно продумать его композицию.

    Для каждого ребенка надо подготовить 3 квадрата бумаги (30 х 30, 20 х 20, 15 х 15 см).

    На каждом дети рисуют известными приемами цветы. Затем цветы вырезаются по контуру и располагаются на большом панно.

    Панно необходимо расположить в группе или в зале, где будут проходить праздничные концерты для мам.

    Рисование «Крылья бабочки»

    Программные задачи.

    Продолжать учить смешивать краски; учить рисовать различными способами и приемами (тычком и способом примакивания); умение соотносить детали по величине. Закреплять приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях; умение пользоваться кистью.

    Воспитывать эстетическое восприятие.

    Материалы.

    Бумага А4, шаблоны крыльев бабочки, гуашь, кисти, палитры. Иллюстрации с изображением бабочек.

    Предварительная работа.

    Наблюдение на прогулке, рассматривание открыток. Аппликация по теме.

    Ход занятия.

    Воспитатель рассказывает:

    -У меня в шкафу живут белые бабочки (показывает их детям). Жалуются они, что у них просто белые крылья, они мечтают о ярком, розовом наряде. Кроме того, их очень просто сделать красивыми. Для этого их нужно только раскрасить.

    Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать понравившуюся бабочку и раскрасить ее.

    Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    Он вспорхнул и улетел.

                            (бабочка)

    По окончании работы бабочек можно разместить на панно «травку».

    Рисование «Желтый одуванчик»

    Программные задачи.

    Продолжать учить передавать явления действительности и свои впечатления посредством изобразительной деятельности. Закреплять умение рисовать кистью, рисовать различными способами и приемами.

    Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

    Материалы.

    Бумага А4 голубая, гуашь, кисти, цветы в вазе.

    Предварительная работа.

    Наблюдение на прогулке, рассматривание одуванчиков.

    Ход занятия.

    На зеленой хрупкой ножке

    Вырос шарик у дорожки.

    Ветерочек прошуршал

    И развеял этот шар.

                    (одуванчик)

    Уронило солнце                                У него чудесный

    Лучик золотой,                                Золотистый цвет,

    Вырос одуванчик                        Он большого солнца

    Первый, молодой.                        Маленький портрет.

                                                            О. Высотская

    Воспитатель обращает внимание детей на цветы и строение растения, форму и цвет листьев, стебля. Уточняет способы рисования: стебель и лист – кистью, длинными прямыми движениями; цветок – тычковой кистью.

    По окончании рассматриваются все работы.

    *Возможно выполнение коллективных работ, по 2-3 ребенка на листе формата 30х40 см.

    Рисование «Солнышко»

    Программные задачи.

    Продолжать учить смешивать краски на палитре; рисовать крупно. Закреплять умение использовать яркие краски для передачи образа.

    Воспитывать желание дарить радость посредством изобразительной деятельности.

    Материалы.

    Кисти, краски – гуашь, бумага  30 х 40 см.

    Предварительная работа.

    Русская народная песенка «Солнышко-колоколнышко»

    Рассматривание иллюстраций.

    Ход занятия.

    Ну-ка, кто из вас ответит:

    Не огонь, а больно жжет,

    Не фонарь, а ярко светит,

    И не пекарь, а печет?

                            (солнце)

    Воспитатель беседует с детьми о солнце. Рассказывает и показывает, как по-разному разные люди и народы представляли себе солнце. Беседует о лучах, цвете. Предлагает нарисовать доброе, ласковое солнышко.

                                   Смотрит солнышко с небес,

                                   Освещает землю, лес.

                                   И такое чистое, доброе, лучистое.

                                   Если б мы его достали –

                                   Мы б его расцеловали!

    По окончании работы рассматриваются, отмечаются индивидуальные цветовые и композиционные решения в изображении солнца.

    Список литературы.

    Литература для педагогов:

    1.  Утробина К. Уронило солнышко лучик золотой.//Дошкольное воспитание.-1996.-№2.
    2. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы.// Дошкольное воспитание.-1997.-№2.
    3. Утробина К. Что за чудесные плоды – нет вкуснее, сочнее еды.// Дошкольное воспитание.-1998.-№8.
    4. Утробина К. Развесёлая картина – наблюдать на льду пингвина.// Дошкольное воспитание.-1999.-№11.
    5. Ким Солга. Учись рисовать.// ЗАО Издательский дом «Гамма», 1998.
    6. Пантелеева Л., Шклярова М. Рисуем в нетрадиционной технике.//Дошкольное воспитание.-1995.-№11.-с.14-23.

    Литература для детей

    1. Л.Н.Толстой «О животных и птицах»
    2. К.Д.Ушинский «Курица и утята»
    3. К.Д.Ушинский «Рассказы»
    4. К.Чуковский «Тараканище»
    5. К.Чуковский «Доктор Айболит»
    6. К.Чуковский «Цыпленок»
    7. Е.Чарушин «Томкины сны»
    8. В.Чаплина «Крылатый будильник»
    9. Н.Чарушин, Н.Сладков «Бобровый пруд»


    Примерное перспективное планирование занятий с детьми 4 -5 лет

    раздел

    I квартал – темы

    II квартал – темы

    III квартал – темы

    Времена года

    1. Сказка про елочку
    2. Снегопад.

    1. Солнышко.

    Животные и птицы

    1. Заинька – зайка, длинные ушки..
    2. Котенок
    3. Мишка
    4. Мышка – норушка.
    5. Щенок.
    6. Цыпленок

    1. Ежик на полянке.
    2. Утенок.
    3. Забавные зверюшки

    1. Забавные зверюшки

    Социальная действительность:

    - человек;

    -здания и транспорт.

    1. Сказочный дом

    1. Снеговик

    1. Цветные машин

    Рисование с натуры

    1. Цветы для мамы.
    2. Крылья бабочки.
    3. Желтый одуванчик
    4. Белый одуванчик.

     ( I год обучения – I этап)

    Примерное перспективное планирование занятий с детьми 5-6 лет

    раздел

    I квартал – темы

    II квартал – темы

    III квартал – темы

    Времена года

    1. Осенний лес.
    2. У медведя во бору (грибы).

    1. Елочка - пушистая
    2. Зимний лес

    1. Весна на лесной полянке.
    2. Лето на лесной полянке

    Животные и птицы

    1. Утята – цыплята.
    2. Собака – дружок

    1. Пингвины на льдине.
    2. Снегири на ветке.

    1. Забавные зверюшки.
    2. Три медведя
    3. Мышки – норушки.

    Социальная действительность:

    - человек;

    -здания и транспорт.

    1. Сказочный дом

    1. Снежная семья.

    1. Цветные машин

    Рисование с натуры

    1. Ветка с яблоками.
    2. Осенний букет.

    1. Ветки с шишками.
    1. Цветы для мамы.
    2. Желтый одуванчик

    ( II год обучения - IIэтап)


    Примерное перспективное планирование занятий с детьми 6 -7 лет

    раздел

    I квартал – темы

    II квартал – темы

    III квартал – темы

    Времена года

    1. Осенний лес.
    2. В саду поспели яблоки.

    1. Елочка - пушистая
    2. Зимний лес

    1. Весна на лесной полянке.
    2. Лето на лесной полянке

    Животные и птицы

    1. Лягушата
    2. Собака – дружок

    1. Пингвины на льдине.
    2. Снегири на ветке.

    1. Кошка с котятами.
    2. Мышки – норушки.

    Социальная действительность:

    - человек;

    -здания и транспорт.

    1. Сказочный дом.
    2. Веселые клоуны.

    1. Снежная семья.
    2. Снежная история.

    1. Цветные машин.
    2. Летит ракета к звездам

    Рисование с натуры

    1. Ветка с яблоками.
    2. Осенний букет.

    1. Ветки с шишками.
    2. Букет из вербы.
    1. Цветы для мамы.
    2. Желтый одуванчик

    ( III год обучения – III этап)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пушистая целительница.

    Папка-передвижка о целебных свойствах еловой хвои.Материал на 5 листах А4http://depositfiles.com/files/p6d20te1k...

    “Пушистые картинки”

    Учить детей делать аппликацию из шерстяных ниток. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы композиции. Воспитывать самостоятельность, интерес к изобразительному искусству....

    Художественный труд по И. А. Лыковой "Пушистые картинки"

    Учим детей новому способу рисования- рисование нитками. Развитие мелкой моторики рук, глазомера, чувство формы и композиции....

    Аппликация из шерстяных нитей «Пушистые картинки» старшая группа

    Аппликация из шерстяных нитей «Пушистые картинки» старшая группа...

    конспект по аппликации с детьми 6-7 лет на тему "Пушистые картинки"

    Данный конспект разработан для  создания аппликации  "Пушистые картинки" из  ниток. Цель:  создание творческой работы детьми из шерстяных ниток. Задачи: формировать ...

    мастер-класс "Пушистые картинки"

    Говоря об аппликации, мы чаще всего представляем себе работы, выполненные из цветной бумаги, картона. Именно из этих материалов дети в детском саду чаще всего создают свои первые шедевры! Но, кроме бу...