Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с жанром живописи натюрморт.
статья (рисование, подготовительная группа) на тему

В статье раскрывается опыт работы, а также наиболее характерные методы и приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанром живописи натюрморт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Мовчанюк М.Л.

         (ГБДОУ Д/с № 40 Кировского района, г. Санкт-Петербург)

  Особенности ознакомления  детей старшего дошкольного возраста

                              с жанром живописи натюрморт.

«Натюрморт больше, чем какой-либо жанр ускользает от словесных описаний, натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной – только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ».

                                          И.С.Болотина

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности ребенка, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.

Художественно-эстетическое образование предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление эстетических впечатлений и образов, пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги к осознанному творческому процессу, воспитание грамотного зрителя, способность понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, воспитание видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство и, в частности, живопись. А одним из интереснейших и своеобразных жанров живописи – натюрморт.

Натюрморт (от французского nature morte – мертвая природа) – это жанр изобразительного искусства, представляющий неодушевленные предметы, организованные в единую группу. В натюрморте можно много рассказать о жизни, о людях, о времени, в котором живут эти люди. При помощи натюрморта можно поведать о достаточно сложных вещах… Любой предмет, каким бы простым или, наоборот, необычным он ни был, представляет интерес для художника. Обыкновенный глиняный горшок сможет стать объектом замечательного произведения живописи, если его берется изобразить художник и сделает это грамотно, реалистично и правдиво. Дело в том, что каждый предмет обихода несет на себе отпечаток личности своего хозяина, а сочетание нескольких предметов, лежащих на столе, - это уже сюжет для повести или картины.

Мир полон чудесных и неповторимых форм и красок. Существует множество созданных природой и людьми сложных и красивых вещей. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость.

Одна из основных тем жанра натюрморт – это изображение природных предметов, тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров, в бесконечной красоте и разнообразии.

Функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным.

Еще одна основная тема натюрморта – это вещи, сделанные руками человека. Главное отличие этой темы от природной – та содержательная роль, которую они играют в натюрмортах. Они характеризуют человека по деятельности, вносят в натюрморт социальное содержание, представляя труд и творчество человека.

Как показывают исследования педагогов и психологов, натюрморт – первый жанр живописи, с которым нужно знакомить дошкольников. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми это очень важно.

Натюрморты подразделяют на:

- одновидовые (изображены объекты одного конкретного вида: только овощи, только цветы, только продукты питания или предметы быта и т.д.)

- смешанные по содержанию (на картине представлены разнородные предметы)

- сюжетные натюрморты (с изображением живых существ: птиц, животных, человека или натюрморты с включением в них пейзажа)

В младшей и средней группах детей знакомят с одновидовыми натюрмортами, в средней группе можно включать и смешанные по содержанию натюрморты. В старших группах детям следует показать разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнении к одновидовым и смешанным натюрмортам детям предлагаются натюрморты сюжетного характера, разнообразные по композиции. Работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом можно условно разделить на три блока:

I Осенний (изображение даров природы: фрукты, овощи, грибы, ягоды)

II Зимний (изображение предметов быта: посуда, продукты питания)

III Весенний (изображение цветов)

Следуя этому принципу деления,  работу можно  построить следующим образом: проведение ряда занятий по ознакомлению детей с миром искусства, на которых дети знакомятся с разнообразием видов искусства, с живописью и ее жанрами, учатся  их распознавать. На занятиях под общей темой «Разноцветная страна» дети  знакомятся с цветом красок и их оттенками, учатся понимать ту смысловую нагрузку, которую несет каждый цвет.

Рассматривая произведения живописи, натюрморты, дети учатся  понимать, что изображено на картине, о чем хотел рассказать художник, учатся  воспринимать художественные средства, используемые художником и давать им свою личную эмоциональную оценку. В работе по ознакомлению детей с натюрмортом можно широко использовать  различные методы и приемы: пояснения, сравнения, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных образов, загадок, прием «вхождения в картину», использовать музыкальные композиции, игровые приемы. Только в единстве всех методов и приемов у детей формируется интерес к искусству, возникает эмоциональный отклик на произведения живописи и более живое и яркое представление об окружающим нас мире.

Занятия по рассматриванию натюрмортов необходимо чередовать   с практическими занятиями, на которых дети учатся  создавать натюрморты, учатся  в каждом простом предмете видеть художественный образ со своей историей. Способность увидеть что-то интересное в любом предмете, способствует развитию детского творчества.

На занятиях детям можно предложить  не просто увидеть предмет, но и попытаться изобразить его так, чтобы в рисунке показать самого себя, свои чувства, свое отношение к вещам, людям, миру, чтобы от творческих работ детей в мире становилось больше не безобразия, а красоты и доброты. А для этого, без сомнения, те предметы, которые предстоит нарисовать детям, должны быть интересными для них. Если детям рисовать не интересно, то развитие детского творчества не произойдет. Поэтому тематику натюрмортов следует продумывать, чтобы изображенные предметы и вещи были хорошо знакомы, понятны и интересны детям.

Рассматривая репродукции картин с изображением натюрмортов, дети знакомятся  с понятиями «композиция», «ось симметрии», «свет и тень», учатся  понимать, почему художник расположил предметы на картине так, а не иначе. Рисуя свои натюрморты, дети постоянно сравнивают  между собой все составляющие натюрморта для того, чтобы научиться правдиво передавать характер предметов и характер отношений между ними.

Работа по ознакомлению детей с натюрмортом может присутствовать  во многих видах деятельности детей. Это и занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, рассматривание репродукций картин. Также с детьми необходимо проводить  наблюдения, беседы, вечера развлечений, викторины, игры. Художественно-развивающие игры, учитывая особенности детского возраста, доходчиво, образно помогают детям понять роль в живописной картине того или иного средства выразительности.

Единство всех этих форм позволит  подвести детей к восприятию, рассматриванию картин-натюрмортов, к проявлению своих мыслей, чувств, отношения к жизни и к искусству, что, в свою очередь, поможет  приобщению детей старшего дошкольного возраста к полноценному художественному творчеству.

                 

Список литературы

  1. Ж.И. Воробьева «Гармония» Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. – СПб, 1995.
  2. Е. Каменева «Твоя палитра». – М.: Детская литература, 1997.
  3. Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи». – М.: Просвещение, 1992.
  4. Серия «Открытый урок», «Какого цвета мир?» (1 выпуск). – СПб, 1992.
  5. А.С.Галанов, С.Н. Корнилова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». – М, 2000.
  6. И.Ю. Селютин «Как нарисовать натюрморт». – Донецк: Сталкер, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью

Аспект речевого развития дошкольников через ознакомление с искусством признан  ведущими педагогами и психологами как один из самых эффективных и действенных приёмов речевой работы с д...

«Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи»

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от ко...

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с жанром живописи пейзаж

В данной статье рассматриваются основные аспекты работы педагога по ознакомлению детей смреднего дошкольного возраста с пейзажем, как одним из жанров живописи.       ...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пейзажем и натюрмортом

Цель: Закрепить знания о жанрах натюрморт и пейзаж, его отличительных и составных особенностях. Представлен план работы по ознакомлению с натюрмортом и пейзажем....

Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью, пейзажем и натюрмортом статья по рисованию (старшая группа) на тему

При ознакомлении детей с пейзажной живописью решаются следующие задачи: Учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником д...

Мнемотаблицы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанрами живописи.

мнемотаблицы  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста     с жанрами живописи....