Модифицированная программа по формированию знаний основ цветоведения дошкольников "Гармония цвета"
рабочая программа (рисование) по теме

Содержание программы ориентировано на знакомство детей  с основным средством выразительности изобразительного искусства - цветом.

  Программа включает три раздела: «Цветовое восприятие мира». «Цветовая грамота».«Работа с цветом».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модифицированная программа формирования знаний основ цветоведения у дошкольников.

«Гармония цвета» (для детей 4 – 7 лет)

срок реализации-3 года.

Составитель: Богачева Марина Вадимовна, педагог дополнительного образования

Пояснительная записка.

Художественно-творческая деятельность – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Возможность самовыражения, проявления творчества и фантазии.                                                                                                                                              Цвет — это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспри нимают дети. Свойства цвета, его природа, влияние цвета на человека  и многое другое сформировали основы цветоведения.    

 «Цветоведение»- ведать цветом. Ведать значит «знать».                                                   Использование ребенком этих знаний в собственном твор честве:

- повышает выразительные возможности детского ри сунка,

- расширяет возможности восприятия различных явлений,

 -влияет на развитие творческого потенциала ребенка.

К тому моменту, когда ребенок становится способен воссоздать цвет  предметов в своем воображении, он переходит на более высокий уровень ассоциативного восприятия цвета. Но он еще не способен систематизировать большое количество разнообразных цветов, которые видит. Именно в это время взрослый мо жет помочь ребенку разобраться в цветовом многообразии окружающего мира, познакомить с выразительными возможностями цвета, развить способность различать боль шее количество цветовых оттенков. Приобретенные умения, навыки и знания цветовой грамоты способствуют развитию ассоциативно-образного восприятия цвета, являющегося необходимым условием для создания художественного образа, возникающего в детском воображении. Со временем ребенок усваивает эти образы, у него формируется аде кватное цветовое восприятие мира, развивается чувство прекрасного, которое приходит к нему через цвет.

Язык цвета неоднозначен, и вместе с тем в сознании большинства людей прочно живут стереотипы его восприя тия.  Одним из самых распространенных является "стереотип доминирующего цвета". Этот стереотип влияет не только на изображение, но и  на восприятие действительности. Если его не преодолеть в сознании ре бенка, то он выступит фактором, тормозя щим не только художественное, но и общее умственное раз витие. Ребенок начинает видеть вместо свойственного многообразия цветов и оттенков только доминирующий цвет. Нередко, поправляя рисунки детей, мы внушаем им, что трава должна быть зеленой, небо — го лубым, огонь оранжевым и тому подобное. Мы привыкли к словесному определению доминирующего цвета предмета. Умение правильно воспринимать доминирующий цвет  вырабатывается у ребенка практически моментально (если он не имеет врожденной патологии), и это умение непре менно должно быть сформировано. Но при этом следует иметь в виду, что это лишь первый, маленький шажок ре бенка в мир цвета. Далее нам необходимо объяснить ему, что в определенных условиях "белые" облака могут стать серо- голубыми или красными, "белый" снег не только бе лым или голубым, но и синим, и розовым, "зеленое" дерево черным или синим. Способность, преодолев стереотипы, адекватно и мак симально тонко воспринимать действительность — одна из важнейших характеристик творчески мыслящего человека.

Созданию программы «Гармония цвета» способствовало желание развить у детей аде кватное цветовое восприятие мира, чувство прекрасного, расширить возможности восприятия различных явлений, повысить выразительные возможности детского рисунка, разнообразив художественный опыт детей с помощью новых способов художественного выражения, активизировать творческий потенциал, способности детей.

        Программа «Гармония цвета» разработана на основе программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» А.И.Логиновой. Предназначена,  для работы с детьми  среднего, старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы 3 года.

Цель: Формирование знания основ цветоведения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Формирование эстетического, эмоционально окрашенного, аде кватного цветового восприятия мира.

2. Развитие  творческого потенциала, художественного мышления ребенка на основе знания цветовой грамоты.

3. Повышение выразительных возможностей детского ри сунка с помощью цвета,  новых способов выражения,  расширения художественного опыта.

Основные педагогические принципы работы с детьми:

-Доступность предлагаемого детям материала.

-Эмоционально-насыщенная тематика заданий.

-Вариативно-дифференцированное содержание занятий.

-Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества.

-Привлекательность, занимательность, образность содержания заданий.

-Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера, доброжелательность отношений между членами детского коллектива и взрослыми.

 Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 Длительность занятия: Средние группы- 20 минут.Старшие группы- 25 минут.

Подготовительные  группы- 30 минут.

Методические рекомендации.

 Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется  в совместной деятельности взрослого и детей. Решение образовательных задач  осуществляется в виде непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через  организацию различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, а также чтения художественной литературы) их интеграцию с  использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы  и  решения конкретных образовательных задач.

Объем образовательной нагрузки  является примерным, дозирование нагрузки – условным, обозначающим  пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать или уменьшать) объем образовательной нагрузки при планировании работы.

Данные занятия проводятся с детьми разных возрастных групп с учетом их особенностей, способностей.

  Допускается изменение тематики и содержания занятий.

  Выполнение заданий предполагает постепенное усложнение содержания, смысловой нагрузки, и техники выполнения работы.

  Работа по ознакомлению с цветом в основ ном строится на заданиях с применением красок, цветных, восковых карандашей, которые  дают хороший результат для получения новых цветов, оттенков.

  Судить о восприятии цвета у де тей можно только после того, как они овладели элементарными основами изобразительной техники.  

  Приобретенные умения и навыки, знания цветовой грамоты будут способствовать развитию ассоциативно-образного восприятия цвета, что является необходимым условием для создания художественного образа.

  Показ приемов работы носит вариативный характер, не замыкается, на каком - то конкретном.

  В ходе занятия создаются условия для возможности ребенку проявить свою самостоятельность.

  Предполагается проведение индивидуальной работы с детьми, оказание им помощи.      

    На занятиях создается ситуация когда детям не дается готовый рецепт, а создаются предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, педагог  лишь помогает ориентироваться в этом поиске, создавая оптимальные условия для зарождения замысла.

Содержание программы: Содержание программы ориентировано на знакомство детей  с основным средством выразительности изобразительного искусства - цветом.

  Программа включает три раздела: «Цветовое восприятие мира». «Цветовая грамота». «Работа с цветом».

«Цветовое восприятие мира»: К четырем-пяти годам, как только ребенок научится распознавать и называть основные цвета, цвет помогает ему усваивать новую информа цию. Каждый предмет обладает основным цветом. Но в жизни цвет предмета постоянно меняется в зависимости от освещенности.

На этом этапе педагог знакомит детей с ролью цвета в окружа ющей жизни. Формирует представления о том, что с помощью цвета   художник  может передать время года, часть суток, состояние погоды, пространство, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому объекту.

Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие.

«Цветовая грамота»: На занятиях по изобразительной деятельности используя  задания по цветоведению,  педагог знакомит детей с основными, промежуточными, теплыми и холодными цветами, цветовым кругом, тоном, оттенком, насыщенностью, светлотой, контрастом, колоритом.

      Цветовой круг поможет лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. Дети видят, как цвет постепен но переходит в другой, образуя множество промежуточных цветов и оттенков.

Основные цвета — красный, синий и желтый. Если смешивать основные цвета по парно, то образуется группа новых цветов, которые называются смешанными.

Теплые и холодные цвета.  Теплой считается красно-желтая гамма, она ассоцииру ется с огнем. Холодной — сине-голубая, которая ассоциируется с водой, льдом. Зеленый цвет относится к нейтральным. Холодная гамма создает впечатление ус покоенности и отдаленности пространства. Теплая гамма дарит нам ощу щение радости, энергии, активности.

Цветовой тон — это качество цвета, которое определено его названи ем (красный, оранжевый, желтый, зеленый).

Насыщенность степень выраженности определенного цвета.

Светлота — относительная яркость цвета по отношению к образцу (светлее — темнее), которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основ ной цвет.

В живописи контраст используется для передачи противо положных начал, таких, например, как грусть и радость, светлое и темное, теплое и холодное. Они подчеркивают яркость друг друга.

Колорит - знание цветовых сочетаний особенно необходимо при подборе цвета фона основного изображения.

«Работа с цветом». Работа педагога направлена на приобретение детьми навыков накладывания одной краски на другую, смешивания краски, используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка.

-получать промежуточные цвета, смешивая основные,  

-создавать теплую и холодную цветовую гамму.

-составлять новый цветовой тон на палитре путем разбеливания, добавления черного

- учить получать различные оттенки одного цвета.

Учить детей передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года,  состоянию погоды, части суток, воздушной перспективы, создания сказочных образов, передачи характера, настроения.

Основными ожидаемыми результатами работы должны стать:

Первый год обучения:

Раздел: «Цветовое восприятие мира»: 

Ребенок имеет представление о роли цвета в окружа ющей жизни. О том, что с помощью цвета   художник  может передать состояние погоды, части суток. Каждый предмет обладает основным цветом. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие.

Раздел: «Цветовая грамота»:

Ребенок имеет представление об основных, промежуточных, теплых и холодных, контрастных цветах. Знаком со свойствами цвета (тоном, оттенком).

 Раздел: «Работа с цветом».

Ребенок  приобрел  навыки накладывания одной краски на другую, смешивания краски, используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка. Научился получать промежуточные цвета, смешивая основные,  создавать теплую и холодную цветовую гамму. Составлять новый цветовой тон на палитре путем разбеливания, добавления черного. Получать различные оттенки одного цвета. Передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года,  состоянию погоды.

Второй год обучения:

Раздел: «Цветовое восприятие мира»: 

Ребенок имеет представление о роли цвета в окружа ющей жизни. О том, что с помощью цвета   художник  может передать не только состояние погоды, части суток и время года, но настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому объекту. Каждый предмет обладает основным цветом, который постоянно меняется в зависимости от освещенности. Об эмоциональном воздействии цвета на человека.

 «Раздел: «Цветовая грамота»:

Ребенок имеет представление об основных, промежуточных, теплых и холодных, контрастных цветах. Знаком с понятиями: цветовой круг, тон, оттенок, насыщенность, светлота, контраст, колорит.

Раздел: «Работа с цветом».

Ребенок  приобрел  навыки накладывания одной краски на другую, смешивания краски, используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка. Научился получать промежуточные цвета, смешивая основные,  создавать теплую, холодную, контрастную цветовую гамму. Составлять новый цветовой тон на палитре путем разбеливания, добавления черного. Получать различные оттенки одного цвета. Передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года,  состоянию погоды, части суток, настроению.

Третий  год обучения является итоговым. В течение учебного года закрепляются и уточняются знания, навыки и умения, ранее приобретенные детьми. Работа направлена на развитие самостоятельности в использовании полученных знаний и умений. Цель: Формирование знания основ цветоведения у детей дошкольного возраста.

Список литературы используемой в составлении программы «Гармония цвета».

  1. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. А.И.Логинова.
  2. «Природа и художник» Т.А.Копцева.
  3. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Р.Г. Казакова. Москва. Издательство: «Творческий центр»; 2004 г. – пособие.
  4. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Н.А. Курочкина.

     Издательство: «Детство-Пресс»; 2003 г. – пособие.

  1.  «Детское изобразительное творчество» Т.Г. Казакова. Москва.

     Издательство: «Творческий центр Сфера»; 2006 г. – методическое пособие.

  1.  «Детям о книжной графике» Н.А. Курочкина. Санкт-Петербург.

     Издательство: «Детство-Пресс»; 2003 г. – пособие.

  1. «Игры с цветом» Н.В.Дубровская

      Издательство: «Детство-Пресс»; 2005 г. – пособие.

  1. «Что мы знаем о цвете?» Л.В.Котенко

      Издательство: «Книголюб» Москва 2005 г. – пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по формированию знаний основ социальной безопасности у детей.

Памятка для родителей. Может быть использована в качестве дополнительного материала на родительских собрания, консультациях,семинарах. Данная памятка может быть размещена в родительском уголке группы....

программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»

Создание условий для повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, с и...

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».

Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие ...

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»

Цель программы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни через знание основ валеологии.Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:Содействовать сохранению и ...

Модифицированная программа по формированию интеллектуальных способностей детей в детском саду "Маленькие умники"

Цель.  Способствовать развитию творческого и самостоятельного мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудн...