Программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Акварелька"
рабочая программа по рисованию (средняя группа) по теме
Изобразительное искусство и очень древнее, очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нём, нужно шаг за шагом изучать его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie0.doc | 60 КБ |
uch.doc | 313 КБ |
110.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
... Это правда! Ну чего же тут скрывать ? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне...
Э. Успенский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Изобразительное искусство и очень древне, очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нём, нужно шаг за шагом изучать его. Первое, что делают люди, желающие узнать новый интересующий их край, - изучают язык живущих в нём людей. Так и с изобразительным искусством.
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходима создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети должны постепенно научиться говорить на языке художников. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с самыми маленькими, так как, постепенно воспринимая их на слух, дети будут привыкать к ним. Главное -как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей.
Для этого каждый преподаватель или воспитатель, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством, должен знать его основные виды и жанры, различные техники и материалы, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры. Беседуя с детьми об изобразительных средствах и их применении, нужно показать, как эти средства использовались людьми, для которых изобразительное искусство стало призванием. Дети должны иметь возможность сравнивать свои работы с работами мастеров, что научит их понимать и любить изобразительное искусство.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Руководя ею, важно помнить об общих всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.
Формирование сенсорных процессов, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
Учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым.
Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности.
Учёт национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Творчеству детей надо учить, но это учение особое. Оно должно включать учебные и творческие задания предложения дополнить созданные изображения интересными деталями. Воспитателю не следует увлекаться прямым показом (тем более на рисунке ребёнка). После рассматривания предметов и объектов, которые ребенок будет рисовать, лепить, вырезать и наклеивать следует предложить ему подумать и показать, как это можно нарисовать, вылепить.
У детей второй младшей группы необходимо формировать умение, слушать воспитателя, создавать изображение, заданное им или придуманное самими, оценивать получившийся результат, радоваться ему.
Для совершенствования изобразительных навыков следует продолжать развивать восприятие: учить выделять предмет из окружающей среды, обводить его руками (то одной, то другой) по контуру или обхватывать руками, чтобы почувствовать объём. В процессе восприятия предметов воспитатель побуждает детей выделять и называть их форму (круглая, квадратная, треугольная), цвет; учит различать и называть не менее пяти- шести цветов, подчеркивая их красоту в окружающей действительности.
У детей второго года жизни следует развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы (в том числе с движениями рук по форме), называть их форму (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), цвет (и его оттенки), величину (как предмета в целом, так и частей).
Детей пятого года жизни необходимо приучать все изображения (в рисовании, лепке, аппликации) выполнять старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым, тактичным, должен уметь вовремя похвалить ребёнка, помочь ему, посоветовать, самому порадоваться его достижениям, не раздражаться, если у него что-то не получается, и не спешить с упрёками, не сравнивать ребёнка с его сверстниками или старшими детьми, иначе ребёнок может потерять уверенность в своих силах, а также интерес к изобразительной деятельности. Следует помнить: у каждого ребёнка свой темп развития, свои достоинства и трудности.
Изобразительная деятельность в старшей группе приобретает всё более осознанный и преднамеренный характер. У них начинает формироваться интерес к этой деятельности. -Дети охотно занимаются ею при условии постепенного и целенаправленного обогащения их впечатлений, уточнения представления о предметах, усовершенствования способов их изображения. У детей развивается способность придумывать интересные дополнения к собственным изображениям в рисовании, лепке, аппликациях. Дошкольники уже способны сами оценить свои работы: удалось или не удалось выразить то, что задумано; получилось или не получилось, так как хотелось вместе с тем детей по-прежнему интересует оценка их работы сверстниками и взрослыми. Это позволяет не навязчиво учить детей более развёрнутому анализу, что, в свою очередь, стимулирует их стремление получить более высокий результат при создании своих произведений.
К этому возрасту сенсорный образ ребёнка обогащается он, уже знает основные формы и величины предметов, умеет изображать их. Это позволяет предлагать детям для изображения предметы более сложного строения, чем ранее.
В этой группе дети уже способны решать разные изобразительные задачи: создавать предметные и сюжетные рисунки, аппликации, лепку, выполнять декоративные композиции, как по заданию педагога, так и по собственному замыслу. Количество занятий по каждому из названных видов изобразительного творчества в течение года может быть примерно одинаковым. Воспитатель с учетом уровня усвоения детьми изобразительных задач и творческого осмысления изображения в праве сам определить, каких занятий должно быть больше.
С целью развития декоративного творчества нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания о дымковской и филимоновской игрушке, предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых ими элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы.
В подготовительной к школе группе, как и ранее необходимо уточнять и обогащать представление детей о тех предметах объектах явления, которые им предстоит изображать. Иначе дети так и останутся на стадии схематических изображений, которых у них самих не вызовут чувства удовлетворения. Чтобы рисунки, лека, аппликации становились всё интереснее и выразительнее, необходимо разнообразить темы, предлагаемые детям.
Дети к этому возрасту уже имеют значительный опыт восприятия и познания различных предметов и их качеств. Его следует обогащать в систематически организуемых наблюдениях.
В этой группе решаются задачи в совершенствования навыков предметного и сюжетного изображения, а также создания декоративных композиций по замыслу.
Предлагаемая программа «Акварелька» предполагает заложить через основы
художественного восприятия общие предпосылки художественно-творческого
развития дошкольников. - •>
Разнообразие изобразительных материалов, овладение способами работы с ними, дополнение рисунка жестами, словами, звуками, создание условий для детского экспериментирования, свободного выбора сюжетов, средств, осознание собственных возможностей создают радость открытий.
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Она ориентирована на четыре возрастные ступени: младший дошкольный возраст - от 2 до 4, средний - от 4 до 5, старший - от 5 до 6, подготовительный - от 6 до 7.
В каждой возрастной группе предусмотрено усложнение задач, формирования видов изобразительной деятельности детей. Каждый месяц имеет свою тему. Содержание темы разделено на занятия, которые имеют названия.
Методические рекомендации предполагают простую схему занятий:
В конце каждого квартала проводится своеобразный отчёт своего творчества, как итог выполненной работы, с показом достижений детей за временный промежуток. Это могут быть выставки детского творчества, экскурсии, комплексные занятия.
Цель программы:
Организация воспитательно-образовательной работы по обучению детей дошкольного возраста нетрадиционным формам изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных материалов.
Основные задачи программы:
Вызвать у детей интерес к рисованию.
Учить изображать простейшие предметов и явлений окружающей жизни, используя нетрадиционные рисования и нетрадиционные художественные материалы.
Глубже детей с цветоведением, с различными художественными материалами и способами работы с ними.
Использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию детьми выразительных образов.
Способствовать развитию детского изобразительного творчества.
Структура и содержание программы:
Программа состоит из нескольких разделов, в каждом, из которых идёт речь о каком-нибудь способе рисования, например восковыми мелками. В каждом разделе параллельно со знакомством с тем или иным способом рисования идёт и знакомство с тем художественным материалом, каким этот способ рисования может выполняться.
Основные темы знаний:
Темы занятий подбираются Изо руководителем в соответствии с возрастными особенностями детей и во взаимосвязи с основными сторонами воспитательно-образовательной работы в группе.
Перечень художественных материалов:
Бумага: различной текстуры, окраски и формата (включая картон).
Краски: гуашь, акварель, чернила, акриловые.
Карандаши: цветные, простые, восковые мелки, пастель, уголь, фломастеры, ручки, перья.
Кисти: различной величины и качества ворса. Различные по назначению (кисть - зубная щётка).
Клей: ПВА, карандаш.
Штампы я штемпели: готовые и изготовленные из различных материалов (ластик, овощи и картон и т.д.)
Предметы декора: бусинки, пуговицы, блёстки, мишура и т.д.
Другие материалы: губки, вата, кусочки тканей.
Цель данных занятий: - развитие творчества дошкольников, в процессе создания образов, используя различные материалы техники.
Ра6ота с разными материалами направлена на решение следующих задач:
Развитие эстетического восприятия художественного вкуса.
Развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное в обычных предметах.
Развитие художественно-творческих способностей и творчества ребёнка.
Обучение детей различным приёмам преобразования бумаги, ткани, природного материала.
Создание детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр - драматизации. Использование детских поделок для оформления и интерьера дошкольного учреждения.
Художественное восприятие действительности
Пояснение способов выполнения работ
Практическая работа детей
Итог занятия
Предварительный просмотр:
Учебно – тематический план
№ | Месяц | Возраст | Неделя/тема | Задачи | Часы | Экскурсии |
теория | практика |
1. | Сентябрь | 3 – 4 года | I. «Что за чудо-карандаш» | Воспитывать интерес у детей к занятиям по рисованию. Познакомить с художествен. материалами, цвет. карандашами. Закреплять цвета: красный, желтый, зелёный, синий, белый, чёрный. |
II.» Мой весёлый, звонкий мяч» | Рисование круглых, двухцветных предметов. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. |
III. «Ягодка за ягодкой» | Рисование ватными палочками. Создание ритмической композиции. |
IV. «Мышка и репка» | Создание простой композиции: наклеивание травки, рисование репки и мышки». |
4 – 5 лет | I. «Аппликация из фантиков» | Продолжать развивать интерес у детей к аппликации. Учить использовать фантики, ножницы и клей. |
II. «Помидоры и огурцы» | Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира. |
III. «Подсолнухи» | Рисование паль-чиками. Развитие чувства компо-зиции. |
IV. «Украсим фартук» | Развитие чувства ритма и цвета в рисунке. |
V. «Украсим платочек» | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание. Развивать чувство композиции и ритма. |
VI. «Осеннее дерево» | Продолжить знакомство с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной. |
VII. «Букет для Осени» | Познакомить детей со свойствами красок передавать тепло и холод. Учить осваивать и применять новый прем-рисовать концом кисти. |
VIII. «По замыслу» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество. |
5 – 6 лет | I. «Рисование поролоном – «Плюшевый медвежонок»» | Помочь детям освоить новый способ изображения. Подождать детей передавать в рисунке образ с детства знакомой игрушки. Закреплять умения изображать формы частей, их относительную величину, расположение, цвет. Развивать творческое изображ. детей |
II. «Космея, астра» | Знакомство с жанром «натюрморт». Несложный рисунок вазы, закреплять способы рисования кистью. |
III. «Летний луг» | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в работе с восковыми мелками+акварель. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. |
IV. «Укрась платочек осенними листьями» | Рисование карандашом в разных направлениях. Смешивание цветов при рисовании карандашом. |
V. «Бабочки, которых я видел летом» | Познакомить детей с техникой монотипии, с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. |
VI. «Укрась вазу для цветов» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания. |
VII. «Ежики» | Закрепить умения пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. |
VIII. «По замыслу» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество. |
6 – 7 лет | I. «Рисование штрихом – «Колючая сказка»». | Развивать умение детей наносить длинный и короткие штрихи в одном и в разных напралениях. Учить накладывать штрихи в одном напралении. Показать выразительные способности простого карандаша. |
II. «Осенний букет» | Цвета осенней палитры. Закрепление навыков составления натюрморта. Акварель + рисование тушью (гелевой ручкой). |
III. «Машины везут урожай» | Развитие композиционных навыков, передача перспективы. |
IV. «Дымковская барышня» | Расписывание более сложных форм дымковских изделий. Самостоятельный подбор цвета. |
V. «Ветка калины» | Совершенствование техники рисования с натуры (передача в рисунке строения, формы, пропорций ветки). |
VI. «Осень в зеркало гляделось» | Познакомить с жанром портрета. Учить создавать образ королевы, хозяйки, матушки Осени, работать сообща, коллективно. |
VII. «Дождик, лей, лей, лей…» | Познакомить с новым способом рисования «по сырому» и «набрызгом». Учить передавать образ дождливой погоды в холодной гамме. Закреплять знания детей о цветообразовании. |
VIII. «По замыслу» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество. |
2. | Октябрь | 3 – 4 года | I. «Что за чудо-краски» | Познакомить детей с красками гуашь. С художественными материалами: кистью. Закрепить цвета. Учить детей выполнять ритмичные мазки (нажатие кисти), штрихи, проводить полосы. |
II. «Падают, падают листья» | Рисование осенних листьев приёмом «примакивания», тёплыми цветами на голубом фоне. Развитие чувства цвета и ритма. |
III. «Грибная полянка» | Изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов контрасных по размеру. |
IV. «Град, град!» | Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен. |
4 – 5 лет | I. «Весёлый огород» | Учить применять сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа золотая осень, щедрый урожай). |
II. «Украсим платочек» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками. |
III. «Вагончики» | Учить детей держать ножницы и резать ими по прямой. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать аккуратность. |
IV. «Цыпленок» | Развитие творчества, фантазии посредством передачи настроения цыпленка. |
V. «Нарисуй воздушные шарики и укрась их» | Учить рисовать предметы овальной формы. Закрепить располагать рисунок по всей поверхности листа.Упражнять в украшении рисунков печатанием. |
VI. «Грибы в лукошке» | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закреплять умения украшать предметы простым узором (полока из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. |
VII. «Мои игрушки» | Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. |
VIII. «По замыслу» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество. |
5 – 6 лет | I. «Осень» | Учить смешивать краски. Подбирать фон бумаги, создавать фон самост., сочетая цвета для передачи колорита картины Продолжать учить сбособам изображения предметов, явлений окружающей действит. |
II. «Вечер в городе» | Рисование многоэтажного дома. Процарапывание по туши и воску. |
III. «Ветка рябины» (с натуры) | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания. |
IV. Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек | Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. |
V. «Пасмурный осенний день» | Закреплять навыки изображения деревьев, кустов. Учить относить цвета к теплой или холодной гамме. |
VI. «Астры или георгины в вазе» (с натуры) VII. «Рисование по потешке «Козлик» | Учить анализировать натуру, выделять ее ососбенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Рисование иллюстрации к потешке, модульное рисование животного. Знакомство с иллюстрацией Ю. Васнецова. |
VIII. «По замыслу» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество. |
6 – 7 лет | I. «Рисование на ткани батик - Берёзка» | Формировать любознательность, наблюдательность. Желание отразить свои впечатления в рисунки. Познакомить с техникой рисования батиком. Научить изображать дерево с характерными признаками и развивать детское изобразительное творчесво. |
II. «Лес точно терем расписной» | Перспектива. Заполнение всего листа изображением. Изображение кроны дерева, земли путем наложения мазков друг на друга. |
III. «Унылая пора! Очей очарованье!..» | Отображение в рисунке признаков осени, соответствующих поэтическим строкам. Использование различных способов рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой). |
IV. «Тайна подводного царства» | Передача в рисунке не только формы, но и пластики предмета, его характера с помощью мелких деталей. Знакомство с подводным пейзажем. Рисование по сырой бумаге, черный маркер. |
V. «Оденем куклу в народный костюм» | Учить располагать узор на полоске, учитывать чувство ритма и композиции. Развивать цветовосприятие. |
VI. «Конь» | Учить выделять и обощать части животного, обогащать несложный сюжет деталями. Использавать технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. |
VII. «Покажем Буратино наш город» VIII. «По замыслу» | Учить детей делать набросок простым карандашом. Развивать копозиционные умения при создании панорамы города, римично располагать дома рядами Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество. |
3. | Ноябрь | 3 – 4 года | I. «Что бывает круглым» | Расширять представления о форме предметов, их строение и цвете. Учить передавать их в рисунке. |
II. «Светлячок» (Лагздынь) | Знакомство с явлением контраста. Рисование светлечка на бумаге чёрного и тёмносинего цвета, развитие воображения. |
III. «Полосатые полотенца» | Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма. |
IV. «Вьюга – завирюха» | Рисование хаотических узоров в технике по мокрому. Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета. Выделение обозначения голубого оттенка. |
4 – 5 лет | I. «Набрызги – «Зимние напевы»» | Вызвать у детей эмоциональный отклик на худож. образ. Помочь почувствовать красотыу природы по средствам музыки, живописи, поэзии. Учить самостоятельно придумывать композиции рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. |
II. «Мои игрушки» | Оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками. Развитие чувства композиции. |
III. «Нарисуй воздушные шарики и укрась их» | Упражнение в украшении рисунков печатанием. Развивать чувство цвета и композиции. |
IV. «Осеннее дерево для птички» | Учить создавать на бархатной бумаге сюжетные композиции из природного материала. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. |
5 – 6 лет | I. «Рисование музыки» | Продолжать знакомить со способами работы с акварелью. Закреплять умения хорошо насыщать кисть краской (гуашь, акварель) держать её наклонно к бумаге при рисовании широких линий и вертикально при рисовании узких линий и точек. Учить наносить лёгкий контур карандашом (набросок). |
II. «Пасмурный осенний день» | Закрепление навыков изображения деревьев, кустов. Знакомство с перспективой. |
III. «Мое любимое платье или свитер» | Украшение платья или свитра простым узором, используя в центре одиночное украшение. Оттиск печатками, рисование пальчиками. |
IV. Мое любимое дерево осенью | Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре, в ноябре). Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники |
6 – 7 лет | I. «Рисование нитками – красивые картинки из разноцветной нитки» | Учить детей разным нетрадиционным способам рисования. Развивать цветовосприятие. Учить аккуратно пользоваться клеем. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. |
II. Роспись доски (городецкая) | Закрепление умения рисовать элементы городецкой росписи, расположение по углам, сторонам. Рисование городецкого коня или птицы. Расширение представления о том, что одинаковые предметы могут украшаться по-разному. |
III. «Выдуманное животное» (цветок, дерево) | Эмоциональное раскрепощение, уход от стереотипов, обретение уверенности в себе. Описание в речи своих чувств, эмоций. |
IV. «Опушка зимнего леса» | Обучение средствам выразительности гравюры (виды штриха). Передача зимнего пейзажа с хвойными деревьями. Знакомство с новым видом графики – гравюрой. |
4. | Декабрь | 3 – 4 года | I. «Зайчик под елкой» | Передача несложного сюжета. Соблюдение пропорций между предметами (елка-заяц). |
II. «Первый снег» | Закрепление умения рисовать деревья большие и маленькие. Изображение снежка с помощью печатания или рисования пальчиками. Развитие чувства композиции. |
III. «Укрась елочку бусами» | Изображение елочных бус с помощью рисования пальчиками. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма. |
IV. «По замыслу» | Совершенствование умений и навыков в свободном эксперементировании с материалами в различных техниках. |
4 – 5 лет | I. «Грибы в лукошке» | Оттиск печатками, рисование пальчиками. Рисование предметов овальной формы, украшение предметов простым узором |
II. «Цыпленок и утенок» | Передача взаимосвязи между персонажами через их расположение относительно друг друга. Составление предметов из круглых и овальных частей |
III. «Тарелочки для гостей» | Ритмичное расположение элементов узора на круге. |
IV. «По замыслу» | Совершенствование умений и навыков в свободном эксперементировании с материалами в различных нетрадиционных техниках. Развитие воображения, творчества. |
5 – 6 лет | I. «Первый снег» | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. |
II. «Распишем рукавичку» | Создание узора на полосе, объединение полос в общую композицию. |
III. «Мои любимые снежинки» (декоративные) | Рисование концом кисти. Смешивание белой гуаши с синей, фиолетовой. Украшение тарелочки и подноса узором из снежинок различной формы и размера. |
IV. «Елочка нарядная» | Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения елки (коллективная работа, выполненная обрыванием) |
6 – 7 лет | I. «Новогодняя сказка» | Самостоятельное составление композиции. Особенности перспективы. Умение обобщать накопленный опыт, передавать его в рисунке. |
II. «Помогите бабушке вспомнить сказки» | Передача в рисунке сказочных образов, с использованием разнообразных средств выразительности. Совершенствование технических навыков работы с разными изобразительными материалами. |
III. «Сказки кота ученого» | Побуждение к замысливанию разнообразных образов, выбору худ. материала |
IV. «Зимний денек» | Поиск разнообразных выразительных средств (колорит, композиция, выразительные детали) |
5. | Январь | 3 – 4 года | I. «Елочные игрушки» | Рисование восковыми мелками. |
II. «Снеговичок» | Учить рисовать гуашью. Сочетание в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Развивать чувство композиции. |
III. «Зимний лес» | Передача цвета зимнего леса, смешивание разных материалов. |
IV. «Украшение узором чашечки» | Украшение узором, печать по трафарету, оттиск печатками. Развитие чувства композиции и ритма. |
4 – 5 лет | I. «Ваза» (кувшинчик) | Составление предметов из разных геометрических форм. Знакомство с новым материалом-углем, приемами рисования им. |
II. «Рыбки в аквариуме» | Рисование овальной, треугольной форм. Развитие внимания при выделении мелких деталей (плавники, хвост). |
III. «Снегурочка» | Рисование фигуры человека в длинной одежде. Передача движения (руки, ноги, тело) |
IV. «Дом для гномов» | Рисование прямоугольной, треугольной форм. |
5 – 6 лет | I. «По заячьему следу» | Рисование пейзажа на широкой полосе, заполнение красками всего листа, смешивание красок с белилами. Передача времени суток с помощью цвета |
II. «Дед мороз возле елки» | Рисование фигуры Деда Мороза, заполнение фона |
III. «Портрет сказочного персонажа» | Передача различных выражений лица, соответствие цветов, штрихов, характеров. Определение характера, настроения персонажей книжных иллюстраций к сказкам. |
IV. «Я в волшебном еловом лесу» | Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. Совершенствование умений в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету) |
6 – 7 лет | I. «Зимнее настроение» | Дать понятие о тоне и цветовой растяжке, смешивание, сочетание разнообразных художественных материалов. |
II. «Олень» | Рисование по схеме. Смешенная техника-гуашь и пастель. Подробное знакомство с оленем как обитателем тундры, рассматривание иллюстраций, фотографий. |
III. «Новогодняя сказка» | Заполнение всего фона цветом, передача живописности. Применение в работе губки и зубной щетки. Умение составлять рассказы по картине соседа. |
IV. Роспись доски (городецкая) | Закрепление умения рисовать элементы городецкой росписи, расположение по углам, сторонам. Рисование городецкого коня или птицы. Расширение представления о том, что одинаковые предметы могут украшаться по-разному. |
6. | Февраль | 3 – 4 года | I. «Город зимней ночью» | Рисование на тонированной бумаге белой гуашью. Обратить внимание на особенности родного города. |
II. «Дети на прогулке» | Разный характер разукрашивания. |
III. «Мойдодыр» | Создание весёлых композиций: наклеивание готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен. Дорисовка «ёмкостей» для купания. |
IV. «В некотором царстве» (по замыслу) | Рисование по мативам сказак. Самостоятельный выбор темы. Развитие вооброжения. |
4 – 5 лет | I. «Солдат» | Передача характерных особенностей военной формы. Использование приемов модульного рисования. |
II. «Снежок» | Закрепление умения рисовать деревья большие и маленькие. Изображение снежка с помощью печатания или рисования пальчиками. Развитие чувства композиции. |
III. «Укрась шарфик» | Украшение полоски простым узором из чередующихся цветов и точек. Знакомство с печатью по трафарету. Развитие чувства ритма и композиции. |
IV. «По замыслу» | Совершенствование умений и навыков в свободном эксперементировании с материалами в различных техниках. |
5 – 6 лет | I. «Дети кормят птиц» («Снегири») | «Одевание» нарисованного каркаса человека. Знакомство с рисованием по мокрому. |
II. «Животные Севера» | Составление фигуры животного из модулей, сглаживание острых углов и вмятин. Выделение особенностей, сходства животных Севера. |
III. «Пингвины на льдинах» | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь холодных цветов, смешивая прямо на бумаге. |
IV. «Самолеты-вертолеты» | Тщательное закрашивание восковыми мелками, передача форм. Сочетание акварели с восковым мелком. |
6 – 7 лет | I. «Богатыри земли Русской» | Учить детей задумывать и воплощать образ богатыря-защитника Отечества. Самостоятельный выбор жанра (портрет, сюжет), техники, материала. Чтение былин, рассматривание репродукции картины Е. Васнецова «Богатыри». |
II. «Богатыри земли Русской» | Закрепление умения пользоваться выбранными материалами, техниками. Передача настроения через состояние природы |
III. «Служебные машины» | Рисование пожарной, милицейской машин, автобуса. Выделение мелких деталей, передача их в рисунке. Наблюдение за транспортом на улицах родного города. |
IV. «Корабль» | Упражнения в различных видах штриховки. Стремление к полному раскрытию образа через цвет, форму. Новый способ рисования – цветные карандаши и заливка прозрачной акварелью. |
7. | Март | 3 – 4 года | I. «Открытка для мамы» | Совершенствование умений детей в печати по трафарету, рисовании пальчиками. |
II. «Игрушечный мишка» | Составление животного из кругов и овалов, передача движения, настроения. Знакомство с особенностями рисования жесткой кистью. |
III. «Одуванчики» | Учить создавать выразительный образ одуванчиков, при помощи печаток. |
IV. «По замыслу» | Совершенствование умений и навыков в свободном эксперементировании с материалами в различных нетрадиционных техниках. |
4 – 5 лет | I. «Открытка для мамы» | Совершенствование умений детей в печати по трафарету, рисовании пальчиками. |
II. «Платочек» (салфетка) для бабушки | Составление узора, особенности нанесения узора на квадрат. Рисование акварелью по ткани. |
III. «Мои любимые рыбки» | Рисование предметов овальной формы. Знакомство с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развитие цветовосприятия. |
IV. «По замыслу» | Совершенствование умений и навыков в свободном эксперементировании с материалами в различных нетрадиционных техниках. |
5 – 6 лет | I. «Моя мама» | Продолжать знакомить с жанром портрета. Развивать чувство композиции. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приемами рисования, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). |
II. «Открытка для мамы» | Украшение цветами и рисование пальчиками открытки для мамы. Расположение изображения на листе по разному. |
III. «Чудесные платки» | Познакомить с павлово-посадскими платками. Учить рисовать несложный цветочный орнамент. |
IV. «Подснежники для мамы» | Учить рисовать подснежники, обращая внимание на склоненную головку цветков. Акварель + восковой мелок. |
6 – 7 лет | I. «Портрет мамы» | Изображение лица человека, прорисовывание его отдельных частей. Закрепление навыков работы пастелью. Расположение частей лица, передача характерных особенностей. |
II. «Потешный человечек» | Закрепление рисования фигуры человека. Самостоятельный выбор занятия человеку. Правильная передача пропорций, наличие всех частей тела. |
III. «Корабль» | Рисование с натуры или стилизация парусника. Учить наблюдательности, умению анализировать и обобщать, вычленяя характерные особенности предметов. |
IV. «Грачи прилетели» картина А. К. Саврасова | Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить понимать содержание картины, воспитывать любовь к творчеству русских художников, к родной земле. |
8. | Апрель | 3 – 4 года | I. «По замыслу» | Совершенствование умений и навыков в свободном эксперементировании с материалами в различных нетрадиционных техниках. |
II. «Ракеты в космосе» | Смешивание различных красок ( синей, голубой, фиолетовой, черной на листе бумаги. Рисование ракет. Печать по трафарету. Рисование летающих тарелок. |
III. «Цыплята» | Комкание бумаги, обрывание, дорисовывание деталей пастелью ( травку, цветы) и черным маркером ( глазки, клюв, ножки). Развитие чувства композиции. |
IV. «Укрась свитер» | Тычкование жесткой кистью, печатание печатками. Развитие чувства ритма, композиции, воображения. Воспитывать аккуратность. |
4 – 5 лет | I. «Кораблики в море» | Рисование кораблика, используя в качестве шаблона для обведения ступню. |
II. «Ракета» | Рисование прямоугольных и треугольных форм, расположение ракеты по диагонали, в другом направлении. Знакомство с видом воздушного транспорта, первым космонавтом Ю. Гагариным. |
III. «Гномик» | Составление фигуры человека из кругов и треугольников. Передача мимики. Смешивание красок для получения телесного цвета. |
IV. «Два петушка ссорятся» | Передача несложного сюжета. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
5 – 6 лет | I. «Лебеди на озере» | Модульное рисование птиц, рисовать живописно (зеркальность водной глади, небо на закате, восходе), следить за направлением штриха |
II. «Какие бывают грузовые машины» | Знакомство с разнообразием форм и конструкций грузовых автомобилей, упражнение в силе нажима карандашом. Разнообразие кузовов для перевозки определенного груза. |
III. «Звездное небо» | Учить создавать образ звездного неба. Смешение красок, набрызг и печать по трафарету поролоном. |
IV. «Чудесный букет» | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии. |
6 – 7 лет | I. «Золотые облака» | Рисование паселью. Знакомство с новым художественным материалом – пастелью. Освоение приёмов передачи нежных цветов нюансов. |
II. «Заря алая разливается» | Рисование восхода солнца акварелью. Совершенствование техники рисования «по мокрому». |
III. «День ночь» (с элементами аппликации) | Ознакомление с явлением контраста в искусстве. Пояснение специфики и освоение средств художественно-образной выразительности. |
IV. «Наш космодром» | Создание образов разных летательных аппаратов. |
9. | Май | 3 – 4 года | I. «Веселое солнышко» | Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Смешивание разных красок кистью прямо на ладошке. |
II. «Узор на шапочке» | Составление узора на воображаемой полосе, чередование элементов узора по величине, форме, цвету. |
III. «По замыслу» | Совершенствование умений и навыков в свободном эксперементировании с материалами в различных нетрадиционных техниках. |
IV. Итоговая выставка рисунков за год | Рассматривание рисунков, поощрение эмоциональных проявлений, высказываний. Выбор понравившихся и непонравившихся рисунков. |
4 – 5 лет | I. «Нарисуй и укрась вазу для цветов» | Совершенствование умений детей в оттисках печатками. Развитие чувства композиции и ритма. |
II. «Клоун» | Рисование фигуры смешного, веселого человека, последовательность в рисовании деталей. Передача цвета (теплый, холодный) амплуа клоуна – веселый, грустный. |
III. «Тихая сказка» | Рисование иллюстрации к сказке. Знакомство с художником-иллюстратором В. Лебедевым. |
IV. «Котенок» | Основные формы фигуры котенка. Учить вживаться в образ животного и прочувствованное передавать в рисунке. |
5 – 6 лет | I. «Солнечный город» | Создание сказочных образов в рисовании и придумывании форм зданий, заполнение фона мазками – перышками. Знакомство с особенностями архитектурных форм. |
II. «Весна» | Рисование по замыслу, совершенствование навыков работы в акварельной технике – умение разводить краску водой до получения нужного тона. |
III. «Музыка» | Выражение звуков музыки, настроения в красках (цвете, линиях). Передача абстрактных понятий в форме, развитие образного мышления |
IV. «Березовая роща» | Создание выразительного образа березовой рощи. Рисование свечой. |
6 – 7 лет | I. «Весенняя гроза» (по замыслу) | Отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы. |
II. «Букет с папоротником и солнечным зайчиком» | Составление сложных флористических композиций со световыми эффектами по представлению или с натуры. Развитие способности к формообразованию и композиции. Воспитание эстетического вкуса, интереса к природею |
III. «Легушонок и водяная лилия» | Составление сюжетных композиций. Самостоятельный2 выбор худ. материалов, изобразительно-выразительных средств и технических способов. Развитие чувства цвета, формы и композиции. |
IV. «Цветочные вазы и корзины» (по замыслу) | Ознакомление детей с искусством оранжировки составления оригинальных и композиций из природногоматериала. |
Предварительный просмотр:
Пальцевая живопись
На занятиях рисовать пальцами дети начинают с первой младшей группы. Но не для не кого не секрет, что дети ещё младше уже пробуют залезать пальцем в баночку с гуашью или акварельные краски. Вот тогда-то и модно по фантазировать: украсить сарафан куклам, чашку для мамы, коврик для любимой собачки, самое простое - горошки. Затем можно горошки увеличить и нарисовать солнышко, колобка, снеговика, чебурашку.
Конечно, рисовать пальцами проще и интереснее. Но не раз, прежде чем начать рисовать кистью на листочке мы проводим изображение пальцами в воздухе.
Колечки и прямые линии детям рисовать пальцем проще, чем кисточкой, поэтому можно давать задания на закрепление определённых навыков (способ рисования колечка и круга, прямоугольника, направление веток у дерева и ёлки).
В средней группе рисование пальцем часто используется в декоративном рисовании, например, когда рисуем дымковскую роспись. Детям старшего возраста можно дать пофантазировать самим. Здесь уже можно поработать не только пальцами, а всей кистью. Конечно, эти работы будут смотреться лучше на больших листах или в виде коллективного панно. Вы уже видели сказочных птиц, прекрасных рыб, необычные цветы. А если попробовать нарисовать радугу, обмакнув каждый палец в разную краску и прорисовать сразу все цветные полоски? Прекрасно будут смотреться белоснежные голуби над голубой планетой. Или предложить высказаться детям - они предложат вам тысячу идей.
Можно использовать «Волшебный рисунок». Предварительно воспитатель (а в старших группах дети могут сами) наносит рисунок кремом или жидким мылом. Волшебный рисунок - он есть и его не видно. Сверху дети наносят краску: рисунок получается как - бы ощетинившийся, пушистый. Так можно рисовать любого животного, облака на небе. Снег, дым.
Следующий вид нетрадиционного способа рисование - «Штамповка». Это занятие интересно для детей любого возраста. На штампах - печатках фабричного изготовления бывают изображены цветы, фигурки животных и сказочных персонажей. С детьми старшего возраста можно самим делать печатки из поролона, линолеума, ластика, катушки от ниток, пенопласта. Штамповки можно использовать в декоративном рисовании и для оформления панно и коллажей.
Монотипия - вид рисования, когда краска наносится на целлофан, кусочек бумаги, стекла. Сверху накладывается лист бумаги и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, формы, очертаний – дети дорисовывают различные изображения с помощью гуаши, цветных карандашей или фломастеров.
Разновидность монотипии - лист бумаги складывают пополам, предварительно на одну половину листа наносится цветовое пятно. Изображение получается, зеркальное. Но фантазия детей и тут безгранична.
Немного похожий вид на предыдущий - это кляксография. Цветовое пятно наносится на лист. Затем поворотом и наклоном листа пятну придаётся определённая форма (изображение), фломастером или кисточкой наносятся дополнительные детали.
На занятиях дети старшей и подготовительной групп самостоятельно тонируют лист бумаги. Можно наносить тон набрызгом. Краска набирается на щётку и разбрызгивается через расчёску можно рисовать ворсом, используя щётки разного размера.
Способ рисования канцелярским клеем напоминает «Волшебный рисунок». На лист буЗги палочкой наносится рисунок канцелярским клеем. Когда клей высыхает - накладывается краска. Слой клея позволяет листу оставаться непрокрашеным. Можно рисовать цветным канцелярским клеем. Клей развести с чернилами, тушью или гуашью. На колпачке вырезать тонкую дырочку и через неё наносить рисунок цветным клеем. Изображение получается немного выпуклым и прозрачным как тоненькое стекло. Таким способом можно приготовить прекрасные родарки для мамам - на листе бумаги красивые цветы ил разноцветные бабочки.
Интересные работы получаются из точек (точечный рисунок). Весь рисунок состоит из отдельных точек, которые можно рисовать пальцем, спичкой или концом кисти. Практическая работа с материалом (зайчик, колобок, дерево).
Рисовать можно на мокрой бумаге.
Изображение получается как бы размытое дождём или в тумане. Сначала лист смачивают водой, затем пальцем или кистью наносится изображение. Мы на занятиях рисовали Северное сияние, ветку сирени, ветку мимозы.
Практическая работа с материалом (цыплёнок, пальцем).
Подобный эффект можно достичь при рисовании клейстером. Лист покрывается слоем густого клейстера, затем по сырому листу наносится рисунок. Изображение получается выпуклым и чуть размытым. Таким способом можно рисовать зимние пейзажи, пушистых животных, дождь.
Рисовать можно ниткой, смоченной в краске, или можно выкладывать рисунок. На ворсе бархатной бумаги хорошо рисовать шерстяной ниткой (ниткография). Это воспитывает усидчивость, развивает моторику пальцев. Темы можно брать самые разные. Можно рисовать одной ниткой или брать несколько цветов. Конечно, такой рисунок не будет долго храниться, но рисовать его очень интересно.
При рисовании палочкой получаются тонкие линии, что очень трудно даётся детям, когда они рисуют концом кисти. На занятиях рисовать палочкой мы начинаем со средней группы. Дети рисуют цветы, звёзды, салют. В старшей группе дети рисуют палочкой гриву льва, снежинки. Дети наносят кисточкой цветовое пятно, затем палочкой придают ему определённую форму.
Можно - наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Лист расправляется и на нём дети рисуют. Рисунок получается не ровный, расплывчатый. Таким способом можно рисовать море, зимние и осенние пейзажи, дождь, грозу.
Следующий вид рисования - кубизм. (Используется в средней группе) и для более старших детей. Детям средней группы даются контуры различных геометрических фигур. Они превращают их в дом, кораблик, яблоко, машину... Более сложное занятие «Звери играют в прядки», где дети по заданной теме должны нарисовать животных.
Старшим детям темы даются сложнее. (Археологи, царство морского царя).
Прекрасно дети справляются с коллажом - сочетание аппликаций и рисования. Аппликация может быть самая разная: из детских работ, из ткани, из обложечной и газетной бумаги, ваты, ниток, любого бросового материала. На большом листе выкладывается сюжет и дети красками или фломастерами рисуют дополнительные детали.
Интересно объёмная аппликация. Не раз делали вы из бумаги цветы, у которых лепестки наклеивали не полностью или только середину. Это тоже объёмная аппликация. Предлагаю аппликацию из мятой бумаги, из засушенных растений. Наклеивать можно и картонные коробочки, кусочки фанеры, вату, тёртый пенопласт, любой бросовой материал.
Рисовать можно гвоздиком. Выцарапывание.
Лист покрывается воском (натирается свечей). Затем наносится тушь, разведённая молоком или жидким мылом. Гвоздиком процарапывается слой туши - сам рисунок остаётся белым. Можно предварительно затонировать лист бумаги. Рисунок будет цветным (ночной пейзаж, снежинки, город ночью).
Рисование пластилином - очень интересное занятие. Сложность его заключается в том, что детям надо как можно лучше размазывать пластилин, чтобы оставался тонкий слой (Осенний пейзаж, мохнатый мишка). Работы получаются как бы чуть-чуть выпуклые. Рисунок пластилином можно наносить на стекло. Затем прикрепить фон, вклеить в рамку - получится прекрасный подарок для мамы или папы к празднику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности на 2013-2014 год.
для детей 5-6 лет Пояснительная записка Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развива...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности « Юные анималисты»
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности« Юные анималисты»...
Программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Радостные краски"
Кружковая работа по рисованию....
АРТ-Студия «Жар птица» Образовательная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в пр...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год
Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Фантазеры».
Программа дополнительного образованияпо изобразительной деятельности«Фантазеры»....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности...