Эссе на тему: "Что значит быть воспитателем детского сада в современных условиях"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Пятаева Ирина Николаевна

Моё видение этой темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Воспитатель – удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы родом из детства», но мы очень быстро забываем этот волшебный мир. Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя – не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, то есть воспитатель должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, только творческий воспитатель может развивать творческих детей. А как развить творческих детей?

Я часто вспоминаю своё детство – такое светлое, тёплое, весёлое. Когда шёл летний, ласковый дождь и лужи «превращались» в невиданных животных, когда по небу проплывали облака, и я замечала в них «белокрылых лошадок», деревья, отбрасывали свою тень, и она превращалась в доброе приведение. Помню, как рисовала пальцами или ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или зубной пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, пуговицами из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след…

Все мы когда-либо были художниками. Но большинство из нас уже давно забыли о той радости, которое приносило нам рисование. Рисование для меня является одним из самых творческих видов деятельности. А вместе с этим, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, умственного развития ребёнка. Ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончике его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другим словом, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Каждый ребёнок с упоением рисует всё, что видит, слышит, ощущает, воображает. Исследования учёных всё чаще доказывают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их разбудить.

П.В. Симонов и П.М. Ершов отмечают, что творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Творчество требует большой самостоятельности, независимости от известных решений. Поэтому развитие творческого воображения требует от ребёнка и взрослого времени и терпения. А легко ли придумывать? Мы часто слышим, что все дети – удивительные выдумщики, и стоит только  сказать им, чтобы они что - то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начнёт сочинять, рисовать и т. п. Почти как в сказке: «Сезам, откройся!». Но в жизни всё гораздо сложнее. Каждый педагог, работающий с детьми, знает, что способность сочинять, придумывать, воображать необходимо развивать.

Что же такое воображение? Обратимся к исследованиям психологов. Б. М. Теплов писал: «Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значимой роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или учёного – экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в процессе художественного творчества».

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует у детей развитию творчества.

Но воображение, как любая психологическая функция ребёнка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развилось.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а так же в продуктивных видах деятельности и  в том числе, на занятиях рисования, особенно когда ребёнок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Рисование – это, можно сказать, своего рода экспериментирование с материалами и их свойствами, с художественными инструментами, образами, композициями, форматами и пр. Первые «каляки-маляки», «наскальная» живопись на обоях, рисование палочкой на песке или пальцем на стекле, смешивание красок и открытие новых цветов - вот лишь общеизвестные примеры детского изобразительного экспериментирования.

Мы же сегодня часто сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приёмов рисования, экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребёнка, имеющего хорошую технику рисования такие бедные по замыслу рисунки. Или о рисунке, не представляющем для некоторых ничего интересного, ребёнок может много интересного рассказать? Мне самой нравится рисовать, я очень хорошо понимаю детей, которым  трудно «оторваться» от любимого рисования, особенно «мямликам», которые медлительны, но терпеливы. Для того чтобы детское творчество успешно развивалось у моих детей, я решила найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки.

Так я пришла к идее использования нетрадиционных приёмов рисования. Образовательную деятельность хотелось построить так, чтобы детям было интересно рисовать, а мне с ними. Использую в учебном процессе самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновые свечи, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки, поролоновые губки и многое другое, а так же комбинирую разные материалы, применяю смешанные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует  возможность нарушить правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску.  

 Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Рисование нетрадиционными методами раскрепощает детей и позволяет им не бояться сделать что-то не так.

Проведение изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и приёмов рисования способствуют снятию детских страхов, обретению веры в свои силы и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Опыт моей работы показывает, что именно эти техники и приёмы  в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент твориться у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности в художественном творчестве. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Такое рисование не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные техники – это толчок  к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Развивая творчество у детей, я в то же время учусь вместе с ними быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Пытаюсь быть для своих любимых ребят не столько воспитателем, который всё знает, всему учит, но и товарищем по играм: не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать, чувствовать.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему «Что значит быть воспитателем детского сада»

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. А. С. Макаренко Кто бы мог поспорить с этим высказыванием! Ведь, на самом деле, ребенка можно научить счита...

Эссе на тему "Что значит быть воспитателем детского сада?"

Так что же значит быть воспитателем детского сада?Кто-то мечтает стать  воспитателем,  ещё со школьной скамьи понимая ценность этой великой профессии и, ставя перед собой цель, добивается её...

Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада»

Назвать легкой работу воспитателя нельзя. Это кропотливый ежедневный труд, на мне лежит огромная ответственность за воспитание маленького человека. Я точно знаю, что сделала правильный выбор. Сч...

Эссе на тему: «Что значит быть воспитателем детского сада?»

Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех – детей, родителей. Его работа – одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребёнка, чем он живёт, ч...

Эссе на тему: « Что значит быть воспитателем детского сада?»

«Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет»Аристотель Когда я размышляю о смысле и значении профессии – воспитатель, то считаю, что если жить только...

Эссе на тему: « Что значит быть воспитателем детского сада?» Воспитателя МКДОУ №3 «Баир» Малодербетовского района, Убушиевой Кермен Борисовны.

laquo;Воспитатель – это волшебник, который открывает детям    дверь в мир взрослых. И  от  того, что знает и умеет воспитатель,зависит и то, чему и как он научит своих ...