Статья из опыта работы на тему "Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"
статья по рисованию по теме

Климина Ирина Леонидовна

В статье раскрывается модель взаимодействия педагогов и родителей по художественному развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi_po_hudozhestvenno.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей

Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства, как считают многие, а главное - всесторонне развивает его как личность. К сожалению, не все родители понимают это. Некоторые из них считают, что основной задачей в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания, по их мнению, не обязательно отводить много времени.  Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе. Так, в книге «Вместе с семьей» приводятся следующие результаты обследования детей по подготовленности к школе в обычных детских садах  и эстетических центрах г.Санкт-Петербурга: если средний показатель для детских садов составляет 60 баллов, то для эстетических центров - 120.

В детском саду уделяется достаточно много внимания работе по художественному развитию детей, которая строится по нескольким направлениям.

Основные  средства  введения ребенка в мир искусства,

используемые в ДОУ

Занятия по  музыке, хореографии, рисованию, лепке, аппликации,

художественному конструированию

Кружковая работа по разным направлениям художественной деятельности

Развивающая предметная среда в группах

Музыкальные развлечения, праздники, выставки, вернисажи;

участие детских работ в оформлении детского сада.

        В педагогическом процессе наиболее широко применяются три вида искусства: литература, музыка, живопись. И это не случайно, так как, с одной стороны, они воздействуют на главные сферы личности ребенка (мысли, чувства, представления), а  с другой, ребенок овладевает тремя способами освоения мира (познание, осмысление, преобразование), обусловленных такими процессами, как  мышление, переживание, воображение.

Искусство стремится воплотить все три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли - словом, переживаний - музыкой, представлений - изобразительным искусством. Синтез искусств - органическое единство художественных средств различных искусств, в которых воплощена универсальная способность человека эстетически осваивать мир.

Таким образом, приобщая детей к миру искусства, мы последовательно решаем следующие задачи.

Триединство художественно-воспитательных целей при ознакомлении с художественными произведениями

От воспитания основ эмоционально-эстетической культуры

Через практическое изучение отдельных сторон произведений искусства

К творчеству личному, обогащенному общением ребенка с искусством

Такое построение процесса художественного развития детей способствует:

лучшему пониманию ребенком многообразия реального мира, созданию на этой основе целостной модели мира;

более глубокому воздействию на личность ребенка в целях формирования его эстетического вкуса;

созданию ребенком новых оригинальных произведений в ходе различных видов художественной деятельности,  игр и экспериментирования.

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей строится по нескольким направлениям, а именно:

просвещение родителей;

организация продуктивного общения всех участников педпроцесса (педагоги, дети, родители).

На основе анализа эффективности данной работы происходит корректировка процесса дальнейшего взаимодействия между педагогами и родителями, уточняются положительные и отрицательные моменты, намечаются пути решения тех или иных задач.

Исходя из вышеизложенного, работу детского сада с родителями по художественному воспитанию дошкольников можно представить в виде следующей схемы:

Модель взаимодействия  педагогов и родителей

по художественно - эстетическому развитию детей

Информационный блок -

Ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка:

-  родительские собрания;

-  консультации (индивидуальные  и подгрупповые);

-  наглядный материал в «Родительских уголках»;

-  газеты;

-  библиотека для родителей;

-  анкетирование;

-  встречи с преподавателями художественно-эстетического  цикла;

-  Дни открытых дверей.

Практический блок -

Демонстрация достижений детей  в различных видах художественной деятельности (музыкальная, речевая, изобразительное творчество, ручной труд); совместные мероприятия (дети-родители-педагоги):

-  музыкальные праздники и развлечения, теат-ральные постановки с участием родителей;

-  тематические и персональные выставки детского творчества;

-  творческие  выставки родителей (фотовыставки, хобби; например, фотовыставка «Как мы отдыхали летом»; выставка «Игрушки - своими руками»»);

-  совместные выставки детей и родителей, (например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку»), конкурсы семейных талантов;

-  вернисажи детских рисунков (художественные тусовки  для детей и взрослых);

-  помощь в организации мини-музея в группе д/сада (например, музей часов, чайников…), создании групповой коллекции (открытки, значки, ручки…).

        Основной задачей информационного блока является создание в семье условий для художественно-эстетического развития ребенка через

развитие интереса к искусству (посещение театров, музеев, выставок, концертов; просмотр специальных телепрограмм, чтение художественной литературы…);

приобщение к различным видам художественной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля);

создание дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность (наличие в доме мини-центра детского творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного труда…);

совместная художественная деятельность детей и родителей;

систематическое внимание, поддержка и поощрение творческих успехов ребенка (наглядным выражением данного момента могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед», домашний музей);

учет индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка.

 

Говоря о художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны - родители - дети - педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга.  Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги,  и родители (некоторые  из мероприятий были указаны в практическом блоке схемы   взаимодействия педагогов и родителей).

Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она гораздо сильнее эмоционально затрагивает детей.

 На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям».  Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.

 Успешное решение задач художественно-эстетического воспитания будет возможным при выполнении такого важного со стороны взрослого условия, как поощрение.  Причем,  если сначала это простое поощрение действий ребенка («Ты молодец, старался! У тебя здорово получилось!»); то постепенно, при создании у ребенка положительного отношения к художественной деятельности, педагог поощряет любые, даже самые мелкие  «личные находки» ребенка (Например, во время рисования: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», «Ботинки у клоуна получились, как настоящие!»). Поощряя пусть небольшую, но инициативу ребенка, мы тем самым, способствуем дальнейшему развитию его творческой самостоятельности.

Еще одно непременное условие интеллектуально-творческого потенциала ребенка - создание вокруг него атмосферы Радости и Понимания. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, самому процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои устремления. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие слова: «Хочу! Знаю!  Могу!»

Литература:

Т.Н. Дронова. Вместе с семьей. – Изд.:  Росмэен, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Из опыта работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников.

К вопросу о современных требованиях к реализации социально – педагогических условий взаимодействия детский сад – семья....

Преемственность детского сада и семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников как средство создания условий для развития полноценной личности

Аннотация: в статье раскрываются актуальные вопросы воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.https://interactive-pl...

Статья на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»

   Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развити...

«Презентация опыта работы: «Радуга взаимопонимания детского сада и семьи».

Выступление на фестивале педагогических идей «Новые пути сотрудничества с родителями»...