Главные вкладки

    Рисуем углем, пастелью и сангиной.
    материал по рисованию по теме

    Генелидзе Наталья Александровна

    Способы рисования  углем, пастелью и сангиной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon risuem_sanginou_uglem.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Сангина, сепия, бистр



    Мелки красного и коричневого цветов являются традиционными материалами. Во все времена они широко использовались в рисунке фигуры, пейзаже и портрете. Сангина являлась излюбленным материалом художников прошлого.

    Термин «сангина» означает определенный, красно-коричневый терракотовый цвет мелка, а также технику, в которой выполняется рисунок данным материалом. В некоторых специализированных источниках вы можете встретить этот термин в мужском роде - "сангин".

    Другие мелки похожего типа – сепия (теплый коричневый) и бистр (холодный темно-коричневый).

    Материал сангина чаще всего изготавливается из каолина и окиси железа. Как пастель, уголь и соус, сангина является мягким материалом, которому при производстве придается форма четырехгранных или круглых мелков, не имеющих деревянной или другой оправы. В продаже сангину чаще всего можно встретить в наборах в виде коротких брусочков, при этом каждый набор имеет свой оттенок.

    Техника работы в этом материале характерна сочетанием широких мазков и растушевок со штрихами остро заточенных брусочков сангины. Сангину очень часто сочетают с черным (итальянским, французским) карандашом. На белой бумаге сочетание данных материалов дает тона, близкие к тону тела.

    Полезные советы:

    Для работы выбирают сангину такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Например, обнаженное тело хорошо рисовать красноватой сангиной, а пейзаж – сангиной серовато-коричневой или цвета сепии.

    Иногда сангину комбинируют с углем, дающим холодные оттенки. Контраст теплых и холодных оттенков придает особое очарование таким работам.

    Рисунки, выполненные сангиной, не принято фиксировать, их защищают застекленной рамой.

    Уголь



    Уголь дает художнику богатые технические возможности для создания очень выразительных работ. В отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, позволяя свободно и раскованно наносить линии, которые, в свою очередь, передают настроение и переживания художника.

    Уголь выпускается в разнообразных формах и изготавливается из древесины нескольких видов. На прилавках магазинов часто встречается уголь в наборах из круглых обожженных березовых палочек различной толщины.


    При создании небольших работ отдают предпочтение диаметру от 4 до 10 мм; художники-декораторы используют уголь крупнее. Палочки затачивают очень остро – для получения тонких штрихов, или в виде широкой лопаточки – для нанесения жирных линий. Уголь в палочках можно приготовить самостоятельно из березовых или ивовых палочек.

    В продаже бывает также прессованный уголь. Это не настоящий уголь, так как он изготавливается из пигмента ламповой сажи, смешанного со связующим, и затем прессуется в палочки прямоугольной или цилиндрической формы, выпускается также в виде карандашей. Такой уголь плотный и тяжелый, он образует неповторимую бархатистую линию глубокого черного тона. Следует иметь ввиду, что прессованный уголь не пригоден для выполнения предварительного рисунка в масляной живописи, поскольку плохо удаляется с поверхности и вызывает потемнение красок.

    Перечисленными видами угля можно наносить штрихи, проводить линии, а также растушевывать след пальцами или специальной растушевкой. Однако только прессованный уголь можно растворять влажной кистью и наносить на бумагу как черную акварель.

    Масляный уголь создает чистую, глубокую линию, не вызывает значительного крошения или расслоения его структуры, а также осадка угольной пыли на рисунке, как это свойственно обычному углю. Изготавливается посредством пропитки угля маслом.


    Полезные советы:

    При всех достоинствах угольные рисунки недолговечны, если их не закрепить фиксативом. Современные виды фиксативов выпускаются в аэрозолях. В качестве альтернативы можно использовать два или три слоя акриловой эмульсии, которую наносят с помощью распылителя. Такой вид фиксации рисунка, выполненного углем, подходит для более крупных работ, например фрески и т.п.

    Для самостоятельного приготовления угля потребуется нарезать березовых или ивовых палочек длиной около 15 см, очистить от коры и положить в консервную банку, засыпав доверху песком, закрыть, обмазать глиной и поставить для обжига в печь. Глиной обмазывают банку со всех сторон, оставив небольшое отверстие в центре крышки. Когда из этого отверстия пойдет легкий дымок, можно вынимать банку из печи, остудить и достать угли. Если угли не дожгли, они будут царапать бумагу, пережженный уголь  станет крошиться. Лучшая температура для обжига – 250-300 градусов Цельсия

     Пастель



    Для изготовления пастели применяют особые пигменты – сухие порошки, которые также входят в состав клеевых красок. Связующими веществами чаще всего являются гуммиарабик и декстрин.
    Оттенки пастельной палитры имеются в готовом виде. Производители путем смеси разных пигментов и наполнителей (мела, белил) изготавливают палочки пастели самых разнообразных цветов, а в пределах каждого цвета – всевозможных оттенков.


    В этюде смешение пастельных оттенков, как правило, не делается, так как пастель является кроющим материалом и при накладывании одного штриха на другой преимущественно виден цвет только верхнего слоя.

    В большинстве случаев для уверенной работы вполне достаточно 50-100 оттенков. Пастель предлагается на рынке как отдельными палочками, так и в наборах подобранных цветов.

    Пастелью создаются живописные произведения, отличающиеся мягкостью и тонкостью колорита, однако, техника их исполнения ближе к рисунку. Пастель наносят на основу штрихами, оставляя их нетронутыми. При взгляде на работу издали штрихи сливаются в общий цветовой фон. Иногда штрихи просто растирают пальцем, смешивая таким образом различные цвета и оттенки. Однако этим нельзя увлекаться во избежание затертости и однообразной «туманной» тушевки.

    Различают пастель сухую и масляную. Масляная пастель обладает большей кроющей способностью и менее подвержена растушевке.


    Полезные советы:

    Особую живописность приобретают пастельные работы, выполненные на специальной цветной бумаге или тонированном грунте.

    Лучше всего частицы пастели удерживаются на рельефной бумаге.

    Работы, выполненные пастелью, необходимо фиксировать: иногда достаточно даже дуновения, чтобы удалилась часть краски. Но любой химический фиксатив меняет внешний вид пастели, цвета становятся темнее и работа может принять вид темперы, покрытой лаком. Для фиксации работ, выполненных пастелью, используются аэрозольные лаки.

    Лучше всего вставлять законченную работу в паспарту, раму и прижать сверху стеклом. Все, что нужно, чтобы любоваться произведением – периодически протирать стекло обрамленной работы чистой влажной тканью.

    Пастельные работы следует всегда держать в сухих условиях, чтобы предотвратить образование плесени.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рисование сангиной и углём с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

    Использование нетрадиционных материалов для рисования на занятиях ИЗО с дошкольниками с нарушением зрения. Особенности организации и специфика занятий по рисованию с данной категорией детей....

    Использование художественного материала сангины в детском творчестве.

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1465 имени  адмирала Н.Г. Кузнецова (Дошкольное отделение № 5 - детский сад № 1892...

    Конспект НОД "Рисуем углем"

    Конспект НОД "Рисуем углем" (с применением ИКТ)...

    «Рисуем углем»

    Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадицион...

    Памятка для педагогов "Сангина – художественный материал"

    Памятка поможет педагогам дошкольного образования в освоении техники рисования сангиной и применении её с детьми дошкольного возраста...

    Презентация "Рисование углем, сангиной, соусом"

    Презентация по художественно-эстетическому развитию....

    «Художественные техники» (Уголь, сангина, соус)

    Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Семинар-практикум посвященн рисованию углём, сангиной и соусом....


     

    Комментарии

    Зенина Светлана Николаевна

    Большое спасибо за Ваши советы!