Главные вкладки

    Рисование сангиной и углём с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.
    статья по рисованию на тему

    Холодова Эльвира Алексеевна

    Использование нетрадиционных материалов для рисования на занятиях ИЗО с дошкольниками с нарушением зрения. Особенности организации и специфика занятий по рисованию с данной категорией детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл risovanie.docx16.3 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Рисование сангиной и углём.

               Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения в нашем детском саду происходит во всех учебных процессах, при проведении наблюдений в природе и за окружающим миром, в условиях разнообразной продуктивной и игровой деятельности.

                Но обедненное, искаженное восприятие окружающего мира приводит к тому, что чувственный опыт слабовидящего ребенка существенно отличается от опыта однолетки с нормальным зрением. Поэтому мы стремимся расширить чувственный опыт ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из своих детей, корректируем его эмоционально-волевую сферу через организацию совместной деятельности.

              Увлеченность общим делом способствует общему развитию детей с нарушением зрения. Большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность.

             Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить в рисунке свое отношение к ним. Для детей с нарушением зрения, важно, что через творчество они могут передать свое понимание образов окружающей действительности.

             В процессе деятельности задействованы руки детей, это способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука "познает", а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.

             В свою работу с детьми я часто включаю нетрадиционные технологии изодеятельности. Именно они создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивают

    творческие   способности.   Занятия   с   использованием   нетрадиционных

    методов изодеятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве,  чувство  света,  координацию  глаза и руки,  способствуют развитию трудовых навыков. Такая творческая работа побуждает ребенка создать понятый им образ или сюжет. Таким образом, решается одна из основных задач коррекционной работы: развитие зрительного восприятия дошкольников.

             Также происходит формирование познавательного интереса к изодеятельности путем использования различных изобразительных материалов, обозначения их свойств, качеств того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует активность детей.

               Доступность     использования     нетрадиционных    технологий    так    же определяется возрастными особенностями детей. Начинаю работу в этом направлении с более доступных технологий изодеятельности, постепенно усложняя их.

           В своей работе я использую следующие нетрадиционные технологии изодеятельности:

    >  Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами, кулачком).

    >  Рисование сангиной и углём.

    >  Рисование клеевой полусухой кистью.

    >  Рисование с помощью свечи (мыла, клея).

    >  Рисование по сырой бумаге.

    >  Рисование печатками.

    >  Кляксография.

    >  Монотипия.

    >  Рисование точками (ватной палочкой по контуру).

    >  Рисование простым карандашом и ластиком.

    >  Разрисовывание камешков.

    > Дорисовка сюжета к наклеенным персонажам из открыток.

              Несомненно, рисовальное искусство обладает многообразием техник. Я хочу поделиться опытом работы по обучению детей рисованием сангиной и углём. Работа углем, сангиной относится к «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.

    Угольный карандаш «ретушь» выглядит, как обыкновенный черный (цветной)   карандаш.   Он   позволяет   получить   более   широкую   линию матового бархатистого черного цвета. Особенно выразительно выглядят нарисованные им деревья, покрытые инеем. При изображении березы для нанесения черных пятен на стволе также лучше использовать не черную гуашь, а угольный карандаш. Нанесенные им на высохшую белую краску ствола штрихи выглядят более естественно и выразительно, так как карандаш ложится неровно, с просветами, что больше соответствует фактуре березовой коры, чем сплошные черные пятна при рисовании красной. Угольный карандаш хрупок, поэтому учу детей рисовать им легко, без сильного нажима.

    Сангина — короткие палочки-карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета. Особенно выразительно сангиной, как и угольным карандашом, получаются изображения деревьев.            

            Сангина хорошо передает также шершавую поверхность древесной коры. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины (утолщение ствола, тонкость веток), действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

              Ввожу работу с этими материалами когда детьми уже освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

               С самого начала введения новых материалов учу детей правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличие от уже знакомых. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать.

              Опыт     обучения    рисованию    угольным     карандашом     и     сангиной свидетельствует о том, что когда эти материалы даются детям впервые, то и после   объяснения   и   показа   способа   работы   некоторые   дети   все   же используют способы действия цветными карандашами, усвоенные ранее: пытаются закрасить рисунок так же,  как  цветным  карандашом,  путем близкого проведения штрихов. При этом сангина ссыпается, а просветы остаются.

              Нередко дети переносят на новый материал и закрепившиеся отрицательные навыки пользования карандашом. Так, несмотря на то, что дети знают возможности получения широкой жирной линии и при легком касании бумаги угольным карандашом и сангиной, они берут их очень низко, сильно сжимают пальцами, производят сильный нажим на бумагу,

    отчего карандаш и сангина ломаются. Некоторые, не усвоив особенности новых материалов, при последующем рисовании размазывают их на рисунке рукой. Для того чтобы этого не происходило, даю детям небольшой листок бумаги или бумажную  салфетку, которыми прикрывается нарисованная часть, и рекомендую придерживать рисунок рукой, кладя ее на салфетку.                

              Постепенно дети усваивают способы работы угольным карандашом и сангиной, и их рисунки становятся более интересными, выразительными. При этом хорошее владение техникой работы уже знакомыми материалами (кисть, карандаш) оказывает положительное влияние на овладение новыми материалами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

    В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

    Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

    ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

    Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

    Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...

    «Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».

    Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...

    Кружковая работа «Маленький оркестр» с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

    Актуальность проблемы включения детей с особыми возможностями здоровья с нарушением зрения в программу кружковой работы «Маленький оркестр» обусловлена тем, что среда может ...

    Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.

    Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения....