Главные вкладки

    Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто – ортоптического лечения
    учебно-методическое пособие

    Быкова Светлана Вячеславовна

    Методическая разработка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx67.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто – ортоптического лечения

    г. Бердск, 2019 год


    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24  «Пчёлка» города  Бердска

    Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто – ортоптического лечения

    Методическая разработка

                                 

         

    г. Бердск, 2019 год

    Авторы – составители: Ефремова О.В. - учитель – дефектолог, Кузнецова С.А. - учитель – дефектолог, Гарага З.М.- воспитатель, Федосеева О.Д. - воспитатель, Быкова С.В. – воспитатель, Бояршинова В.А. -  воспитатель, Богачёва А.В. -  воспитатель, Малинина А.Ф. – воспититель.                  

    Название методической разработки [Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто – ортоптического лечения]. г. Бердск: МБДОУ № 24 «Пчёлка», 2019.-  175 с.

    Аннотация

    Данная методическая разработка затрагивает актуальную и социально значимую проблему восстановления зрения у детей с косоглазием и амблиопией. В ней раскрываются аспекты коррекционно – развивающей и лечебно – офтальмологической работы с дошкольниками, имеющими зрительные нарушения. В методической разработке собран и классифицирован игровой материал, способствующий развитию различных зрительных функций. Игры и игровые упражнения представлены по  познавательным областям в соответствии с ФГОС и по этапам лечения.

    Предложенный материал предназначен для всех специалистов, занимающихся с дошкольниками со зрительными нарушениями.


    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..5

    Основная часть.

    Раздел 1. Особенности организации комплексного лечения косоглазия и амблиопии в сочетании с коррекционно – педагогическими мероприятиями в дошкольном учреждении комбинированного вида………………………………………6

    Раздел 2. Игры и игровые упражнения, используемые в период плеоптического этапа лечения детей дошкольного возраста с нарушением зрения по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС и в соответствии с тематическим планом………………………………………………………………………….11

    Раздел 3. Игры и игровые упражнения, используемые в период ортоптического этапа лечения детей дошкольного возраста с нарушением зрения по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС……………………………32

    Заключение…………………………………………………………………….36

    Литература……………………………………………………………………..38

    Приложения……………………………………………………………………40

    Приложение 1. Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения……….40

    Приложение 2. Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения……….100

    Приложение 3. Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на ортоптическом этапе лечения……….149

    Приложение 4. Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на ортоптическом этапе лечения……….162


    I Введение

    Статистика последних лет показывает тревожную тенденцию, связанную с ростом количества детей со зрительными нарушениями. По научным прогнозам, к 2020 году число близоруких увеличится до одной трети человечества – 2,5 миллиардов. Иными словами, Земля превращается в планету прищуренных людей, и прежде всего - детей, в чём и состоит особая острота проблемы.

    И.Ю.Смирнова – детский офтальмолог, кандидат медицинских наук считает, что решать данную проблему нужно глобально, на государственном уровне, запуская специальную программу по предупреждению школьной близорукости. Однако, на наш взгляд,  профилактику зрительных нарушений нужно начинать ещё раньше, в дошкольном детстве. Поэтому на протяжении многих лет в нашем детском саду проводятся различные мероприятия, направленные на повышение уровня практических умений и теоретических знаний детей, связанных с бережным, внимательным отношением к своему зрению, на активизацию зрительных функций дошкольников, имеющих зрительные нарушения.

    Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрительных нарушений. Успешность реализации данных задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи всех специалистов и родителей.

    Одним из главных преимуществ лечения косоглазия и амблиопии в детском саду для детей с нарушением зрения является то, что ребёнок окружён педагогами, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживают интерес ребёнка к лечению. Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомыми, с принципами воздействия на неё, понимая зрительные возможности ребёнка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребёнке интерес к лечению, педагоги становятся участниками возвращения детям возможной полноты зрительных функций.

    Все виды коррекционной работы в нашем учреждении пронизаны задачами лечебного процесса. Знание зрительных возможностей ребёнка позволяет педагогам целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.

    В связи с этим была поставлена цель данной работы: обобщить имеющийся опыт использования педагогических средств коррекции зрительных функций дошкольников с нарушением зрения  в период плеоптического и ортоптического этапов лечения.

    Задачи:

    1. Систематизировать игры и игровые упражнения, используемые в период плеоптического этапа лечения детей младшего дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС и в соответствии с тематическим планом.
    2. Систематизировать игры и игровые упражнения, используемые в период плеоптического этапа лечения детей старшего дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС и в соответствии с тематическим планом.
    3. Систематизировать игры и игровые упражнения, используемые в период ортоптического этапа лечения детей младшего дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС.
    4. Систематизировать игры и игровые упражнения, используемые в период ортоптического этапа лечения детей старшего дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС.

    В соответствии с ФГОС ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:

    социально – коммуникативное развитие;

    познавательное развитие;

    речевое развитие;

    художественно – эстетическое развитие;

    физическое развитие.

    Проанализировав накопленный положительный опыт в организации взаимодействия коррекционно – педагогической и лечебно – восстановительной работы по исправлению зрительных нарушений  у детей со зрительной патологией на разных этапах лечения, мы пришли к выводу, что необходимо систематизировать имеющийся материал именно в соответствии с образовательными областями.  Так как это делает данный практический материал универсальным в использовании как в группах компенсирующей, так и в группах комбинированной направленности.

    К тому же он будет весьма полезен начинающим педагогам и педагогам общеобразовательных групп, которые посещают дети со зрительной депривацией инклюзивно.

    Таким образом, предложенная методическая разработка уточняет и конкретизирует, имеющиеся уже рекомендации по работе  в данном направлении.

    II Основная часть

    1 раздел. Особенности организации комплексного лечения косоглазия и амблиопии в сочетании с коррекционно – педагогическими мероприятиями в дошкольном учреждении комбинированного вида

         Восстановление бинокулярного зрения у детей, страдающих косоглазием и амблиопией - длительный и трудоемкий процесс. Регулярное лечение требует нескольких лет упражнений и постоянного контроля над их выполнением. Лечение расстройств бинокулярного зрения требует мобилизации интеллектуальных возможностей ребенка. Это  осуществимо только при его  заинтересованности в правильном выполнении упражнений. Лишь в том случае, когда ребенок занимается с желанием  и интересом, лечение может быть успешным.

    Эффективность лечения и система коррекционно - педагогических мероприятий в специализированных дошкольных учреждениях и группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения подтверждается литературными источниками (Э.С.Аветисов, 1964; Н.И.Пильман, 1965).

    Коррекционно – педагогическая работа в ДОО или группе строится  в соответствии с этапами лечения амблиопии и косоглазия: плеоптический, ортоптический, диплоптический. Знание педагогами этапов лечения необходимо для выработки правильных и своевременных способов, методов, приемов на занятиях. Это позволяет ускорить процесс восстановления зрения у детей.            

    Вся система работы основывается на принципах коррекционно-развивающего обучения.

    1.Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

    2.Принцип единства диагностики и коррекции: 

    - началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом);

    -  реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

    3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого дошкольника, в ходе которой создается необходимая основа для позитивного развития личности ребенка.

    4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка.

    5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия,  преодоление которых, способствует развитию детей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

    6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у детей развивался навык механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

    7.Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

    Начинается работа с педагогического  исследования, которое  проводится воспитателем, логопедом и тифлопедагогом в процессе специальных игр и упражнений, носящих диагностический         характер. На основе полученных данных составляется социально - педагогическая характеристика.

    Медицинские работники, воспитатели и  учителя-дефектологи обсуждают полученные клинические и психолого-педагогические данные ребенка и разрабатывают совместно комплексную программу помощи ребенку. При этом ведущими являются требования лечебного процесса, а педагогическая работа строится с учетом этих требований.

    Повышение остроты зрения у детей, страдающих амблиопией (при косоглазии и без косоглазия), до возрастной нормы составляет цель медико-педагогических мероприятий.

    Для быстрого и полного устранения амблиопии применяются различные способы офтальмологического воздействия в сочетании с общеукрепляющими мероприятиями и лечением сопутствующих заболеваний.

    Последовательность методов лечения амблиопии определяется на основе состояния зрительного анализатора с учетом вида и устойчивости зрительной фиксации и применительно к возрасту и интеллекту ребенка.

    К лечению амблиопии приступают после проверки правильности оптической коррекции аномалии рефракции.

    Комплексное лечение амблиопии включает в себя:

    - плеоптические методы

    - организацию жизненного режима детей с учетом зрительных нагрузок,

    -  лечение сопутствующих заболеваний,

    - общеоздоровительные мероприятия.

    По рекомендации врача-офтальмолога в периоды восстановительного лечения на общеобразовательных занятиях, в игровой деятельности и деятельности детей в быту педагоги проводят различные дидактические игры и упражнения для активизации и  стимуляции зрительных функций. (Жохов В.П., Плаксина Л.И. «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией», Григорян Л.А. «Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием») с использованием специально разработанных педагогических пособий. Эти упражнения проводятся ежедневно, по расписанию.

    Следующим этапом в лечении больных с амблиопией и косоглазием является восстановление сенсорно-моторных механизмов, обеспечивающих объединенную деятельность обоих глаз.

    Основным лечебным средством на этом этапе являются ортоптические и диплоптические упражнения, которые назначаются по медицинским показаниям.

    Ортопто – диплоптическое лечение включает систему тренировочных упражнений на аппаратах, направленную на развитие фузионных способностей и бинокулярного зрения.

    Лечение косоглазия тем эффективнее, чем раньше оно начато.

    В процессе методически правильно построенной игровой деятельности обеспечивается активизация зрительных функций, тренировка аккомодационного аппарата и глазодвигательных мышц.

    Одной из важнейших задач педагогов является подготовка детей к аппаратному лечению, с тем, чтобы дети понимали суть тех тренировочных заданий, текстов, которые им предъявляются в процессе лечения. А так же активное закрепление полученных во время лечения результатов с помощью специальных игр.

    При наличии угла косоглазия назначаются ортоптические упражнения, целью которых является получение одновременного зрения вместо монокулярного, восстановление бифовеального слияния и развитие фузионных резервов.

    В зависимости от рефракции система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная перегрузка, пособия и материалы даются более крупного размера. (Плаксина Л.И., Григорян Л.А. «Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения»).

    Требования к фронтальному наглядному материалу

     

    •  Необходимо учитывать его доступность возрасту,

    •  Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям.

    •  На  доске  следует размещать  предметы размером  от  10  до  15  см  в  количестве  не более 8-10 шт., а объекты размером 20 - 25 см - от 3 до 5шт. одновременно.

    •  Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

    •  некоторые  объекты  на  рассматриваемой  картине  даются  с  четким  контуром (обводятся черным фломастером по контуру).

    •  Наиболее  благоприятен  показ  предмета  на  черно-белом  фоне,  либо  на  зеленом (успокаивающем),  коричневом  (спокойном,  контрастном)  или  оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях.

                Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

    •  выбор адекватного фона;

    •  выбор определенного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии

    может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится как

    оранжевый, синий - фиолетовым, фиолетовый с коричневым - черным,

    красный - бордовым);

    •  постоянное использование указки для показа;

    •  ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого

    глаза (заклеен правый глаз - слева, заклеен левый глаз — справа);

    •  педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

     

    Требования к индивидуальному раздаточному материалу

     

    •  Пособия  для  индивидуальной  работы  изготавливаются  для  каждого  ребенка подгруппы. Расстояние до рассматриваемого индивидуального материала - 30-35 см от глаз.

    •  Размер раздаточного материала - 2 - 5 см.

    •  Для детей со сходящимся косоглазием рекомендовано рассматривание пособий на подставке. С расходящимся косоглазием — на горизонтальной поверхности (столе, индивидуальном фланелеграфе).

    •  Работа  с  плоскостным  индивидуальным  раздаточным  материалом  происходит  на индивидуальном фланелеграфе.

    •  Для  улучшения  зрительного  восприятия  и  предупреждения  быстрого  утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация и самим демонстрируемым материалом.

    Важнейшим  охранно-гигиеническим  средством  выступает  режим  зрительных нагрузок.  Соблюдение  режима  зрительных  нагрузок  в  процессе  непрерывной продолжительной зрительной работы должно обеспечить стойкое сохранение зрительной  работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными функциональными возможностями зрительной системы, а также способствовать профилактике зрительного утомления.

    Режим  зрительных  нагрузок  как  рациональная  организация  зрительного  труда многоаспектен. Он предполагает:

    • чередование работы глаз с их отдыхом;

    • целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, особенно при их нарушении на фоне патологического процесса;

    • создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира;

    •  подбор  объектов  восприятия  по  размеру,  цветности,  сложности  форм,  их количества, по характеру зашумлённости фона и т.д.

    Таким образом, зрительные нагрузки подбираются педагогами так, чтобы они одновременно удовлетворяли лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть вызывали у детей интерес к занятиям и способствовали решению конкретных лечебных задач.

    При планировании коррекционно-восстановительных занятий учитывается функциональная мобильность сетчатки (повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительность -  в утренние и вечерние часы).

    Зрительные нагрузки назначаются врачом-офтальмологом с учетом возраста, степени амблиопии и вида фиксации.

    2 раздел. Игры и игровые упражнения, используемые в период плеоптического этапа лечения детей дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС и в соответствии с тематическим планом.

    Повышение остроты зрения у дошкольников осуществляется в дидактических играх: на занятиях по математике, развитию речи,  рисованию, лепке, физкультуре, в совместной и самостоятельной деятельности. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков. Игры  и игровые упражнения развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. Так же в играх дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам. При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам. А так же дидактические игры способствуют осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов, способствуют  развитию цветоразличения, зрительного внимания и памяти.

    Игры и игровые упражнения для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста в период  плеоптического  этапа лечения

    Темы недели

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

    Детский сад, игрушки

    «Веселые шнурочки».

    Матрешки.

    «Прищепки».

    «Бусы»;

    «Пирамидки».

    «Цвета и краски».

    «Веселые краски»,

    «Домино. Игрушки».

    Игра, «Какой игрушки не стало».

    «Загадки и отгадки». «Обведи правильно».

    Игра «Кто внимательный?».

    Разучивание стихотворения «Игрушки» по мнемотаблице.

    Мнемотаблица

    «Как правильно мыть руки».

    «Мяч по кругу»;

    «Конструктор эмоций».

    Игра-лото

    « Хорошо или плохо».

    «Раскрась пирамидку по образцу».

    Игра « Подбери по цвету».

    Игра «Подбери по цвету и форме».

    Игра « Фигуры».

    Игра « Цвета».

    Игра « Подбери узор».

    Игра « А ну ка, поймай!».

    Игра «Сборщики».

    Фрукты-овощи

    «Садовод».

    «В саду ли в огороде»;

    «Контуры».

    «Фрукты,

    овощи, ягоды».

    «Половинки».

     «Вкладыши».

    Рассматривание плаката

    «Где спрятались овощи и фрукты?». Разучивание стихотворения «Картошка» по мнемотаблице.

    Рассматривание иллюстраций и беседа   как можно помочь взрослым «Убираем урожай овощей». «Фруктовый сад».

    Игра « Раскрась овощи».

    Игра « Раскрась фрукты».

    «Собери урожай».

    Игра «Посадка картошки».

    Игра «Одинаковые овощи».

    Времена года

    «Собери картинку».

    «Расскажи, что изменилось».

    «Исправь ошибку».

    « Расскажи по картинке».

    Разучивание стихотворения «Листья» по мнемотаблице.

    Упражнение «Помоги кукле Даше одеться на прогулку, подбери подходящую по погоде одежду».

    Игра « Времена года».

    Выкладывание коллажей по временам года.

     «Разноцветные листочки».

    Лес, грибы, ягоды

    «Лото. Грибы. Ягоды».

    « Расскажи, что лишнее».

    «Расскажи по картинке».

    « Опиши, какой гриб».

    Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Боровик».

    Упражнение «Помоги бабушке приготовить грибы, найди и убери все мухоморы».

    Упражнение « Собери грибы в корзинки».

    Упражнение

     « Раскрась по образцу».

    Упражнение

     « Трафарет».

    Упражнение

     « Обведи по контуру  и раскрась».

    «Собери ягодки».

    Эстафета «Соберём грибы».

    Подвижная игра «Соберём грибы».

    «Поймай и назови».

    Животные

    «Животные и их детеныши».

    «Паровозик для зверят».

    «Уютный домик».

    «Разрезные картинки. Животные».

    «Домино. Животные».

    «Вкладыши».

    «Лото. Кто мы?».

     «Загадки и отгадки».

    Упражнение «Кто, что любит есть?».

    «Кого не стало?».

    Разучивание стихотворения по мнемотаблице  «Белый мишка».

    «Найди пару».

    Различные лабиринты, направленные на оказание помощи.

    « Раскрась по образцу».

    «Разложи по цветам».

    Упражнение

     « Трафарет».

    Упражнение «Выложи по образцу».

     «Хитрая лиса».

     «Поймай и назови».

     «Поймай солнечного зайчика».

    Птицы

    «Найди тень»

    «Расскажи по картинке».

    Упражнение «Скажи наоборот».

    Игра «Загадки и отгадки».

    Разучивание по мнемотаблице стихотворения «Снегири».

    Упражнение «Где, чья мама?».

    Рассматривание иллюстраций и беседы по ним «Кормушка», «Не обижайте птиц!».

    Упражнение «Выложи по образцу».

    Упражнение

    «Штриховка».

    Упражнение

     «Трафарет».

     «Домино. Роспись».

    Игра « Поймай птичку».

    Наша Родина. Город, улица, дом.

    Упражнение «Найди два одинаковых домика».

    «Раскрась дом по образцу».

     «Построй мост по образцу».

    Рассматривание плаката «Что художник нарисовал не правильно?».

    Рассказывание по картинке «Кто, где спрятался?».

    «Расскажи, кто в каком домике живет».

    Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Что мы делали во дворе».

    Рассматривание плаката «Улица города», беседа о правилах поведения на улице.

    Игра « Спрячь мышку».

     «Ловкий пешеход».

     «Займи свое место».

     «Городок».

    Одежда, обувь

    «Домовенок»

    «Найди лишний предмет».

    Игра-вкладыш «Одень куклу».

    Игровое упражнение

     «Такая разная одежда».

    Игровое упражнение «Подбери куклам одежду».

    Игровое упражнение «Найди пару».

    Разучивание стихотворения по мнемотаблице

    «Ботинки».

    Мнемотаблица

    «Как правильно одеваться».

    «Дотронься до..».

    «Рукавички»

     «Раскрась одежду».

    Упражнение «Раскрась в нужный цвет».

    Упражнение «Обведи и раскрась по образцу».

    «Выложи узор».

    Эстафета: «Стирка».

    Эстафета: «Найди пару».

    Игра «Поймай и назови».

    Посуда, мебель

    «Домовенок».

    Упражнение « Скажи наоборот».

    Составление описательного рассказа о посуде.

    Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Чашечка».

    Упражнение «Помоги папе починить мебель» (дорисовать недостающие части).

    «Раскрась по образцу».

    Упражнение «Укрась посуду узорами».

    «Подбери по форме и цвету».

    «Раскрась по цифрам».

    Упражнение «Обведи и раскрась по образцу».

     «Займи стул».

    Игровое упражнение

    «Не задень ведерко».

    День защитника Отечества.

    9 Мая.

    «Что нужно папе?».

    «Перемешанные инструменты».

    Упражнение «Помоги пограничной собаке пробежать по дорожке».

    Коллективное конструирование «Помоги солдатам построить крепость».

    «Подарок папе».

    Открытка «Красная гвоздика – память о погибших солдатах».

    Упражнение «Выполни заданное движение по сигналу разноцветных флажков».

    Я среди людей. Познай себя.

    «Мои любимые сказки».

    «Всякая всячина». «Ветер дует на…».

    «Девочка чумазая». «Водичка, водичка, умой Тане личико!». «Наш малыш». «Как вести себя за столом?». «Как себя вести в гостях?». «Кукла ложится спать».

    Аппликация «Весёлый и грустный клоун».

    Игра «Обезьянки».

    Цветы. Комнатные растения

    «Лото-цветы».

    Плакат «Цветы». «Найди по описанию». Ботаническое лото «Зелёный друг».

     мини-игра «Садовод». MAXI - пазлы «Цветы».

    Упражнение «Сравни фиалку и фикус».

    Рассматривание серии картинок «Как мы ухаживаем за комнатными растениями».

    «Корзина ромашек». «Пейзаж». «Дорисуй по точкам». «Посмотри и раскрась цветы».

    Физминутка «Цветы». Упражнение «Обведи по точкам».

    Транспорт

    «Домино. Транспорт».

    «Разрезные картинки».

    «Лото. Транспорт»

    «Собери машину». «Собери картинку. Военная техника».

    «Рассмотри и расскажи, чем грузовик отличается от легковой машины».

    Игровое упражнение «Помоги дяде Стёпе починить светофор».

    «Посмотри, обведи, раскрась». «Цветные паровозики» «По волнам».

    «Подбери колеса к машине».  «Самолет».

    Профессии

    «Лото. Профессии».

    «Вжик – лото»

    «Отгадай профессию». Разучивание стихотворения «Повар» по мнемотаблице.

    Игра «Пришей заплатку».

    Трудовое задание «Стираем салфетки» (для просушивания кисточек).

    «Поварята».

    Игра «Рыбалка».

    Насекомые

    Плакат «Насекомые». лото «Насекомые».

    «Найди одинаковых бабочек».

    «Отгадай загадку и найди отгадку».

    «Найди насекомое, где скажу и расскажи, какое оно».

    Игровое упражнение «Помоги муравью добежать до муравейника».

    «Божья коровка». «Нарисуй насекомого».

    Физкультминутка «Жук».

    Космос

    «Найди мою тень».

    Составление рассказа по схеме «Космонавт», «Найди лишнее».

    Игровое упражнение «Проведи космонавта по лабиринту, помоги вернуться в ракету».

    «Солнечная система», «Нарисуй ракету».

    Игра малой подвижности «Разноцветные ракеты».

    Игры и игровые упражнения для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в период  плеоптического  этапа лечения

    Тема    недели

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально – коммуникативное развитие

    Художественно - эстетическое развитие

    Физическое развитие

    Детский сад, игрушки

    Игра «Матрешки»  (по росту).

    Игра «Чудесный мешочек».

    Игровые упражнения:

    - собери пирамидку, посчитай колечки, возьми пирамидку в правую, левую руку;

    - с  закрытым глазами выстроить матрешек по порядку;

    - расположи на листе бумаги геометрические фигуры так, как стоят игрушки на столе.

     Упражнение:

    - один мячик на каждой полке не подходит к другим, найди его и объясни, почему он лишний;

     - помоги найти пирамидку, если мы знаем, что в ней 6 колец, нижнее колечко красное, а верхнее желтое.

    Игровые упражнения:

    - сравни клоунов, найди и назови отличия;

    - найди и назови, какие игрушки спрятались на картинке?

    Игра «Найди и угадай».

    Игра «Найди спрятанную игрушку по схеме и расскажи, что где находится»

    (в, на, под, за, перед).  Игра «Мои первые предложения»

    (подбери картинки и составь предложение, рассказ).                

    Подвижная игра «Карусели».

    Рассматривание картинок из серии «Мы играем».

    Игра «Язык жестов»

    (эмоции в картинках).

    Рассматривание

    иллюстраций  «Расскажи про свой любимый детский сад».

    Графическое рисование «Нарисуй большой (маленький) мяч».

    Упражнения: «Раскрась пирамидку как скажу»

     (второй предмет раскрашивать по образцу первой с учетом переворота).              

    «Обведи по контуру»

     (мяч, шарик, флажок).

    Игровое упражнение

    «Собери фигурки из палочек: качели, мостик».

    Подвижные игры: «Ловишки с мячом».

     «Мы веселые ребята».

    Игровые упражнения: «Догони обруч».

    « Мяч в ворота».

    «По мостику».

    «Пробеги и не задень».

    Упражнения:

    - прыжки на двух ногах с мешочком, зажатым между колен;

    - кто скорее по дорожке  (бег между кубиками (расстояние между ними 15 см).

    «Пингвины».

    Фрукты - овощи

    Игра «Есть у нас огород».

    Игра «Чудесный мешочек». Математическая игра

    «Хоровод» (ориентировка «от себя» (8 направлений).

    Игра  «Во саду ли в огороде».

    Игра «Собери урожай в корзинку».                

    Игра «Свари овощной суп и компот»  (классификация).

    Игра «Найди половинку».

    Лото «Двойняшки».

    Игра  «Овощи, фрукты, ягоды» (классификация).

    Игра «Овощное лото»

    (с загадками).

    Упражнение «Подбери силуэт к предмету»;  «Сложи фрукты»  (из частей).

    Игровое упражнение:

    - найди, какие фрукты (овощи) спрятались на картинке?

    Игра «Выбираем противоположности» (скажи наоборот).      Игра «Магазин».               Игра «Опиши фрукт, овощ».  

    Игра «Волшебный мешок».

    «Найди предмет по описанию»

    Сюжетно- ролевая игра «Магазин».

    Игра «Мы знаем друг друга».

    Рассматривание

    иллюстраций: «Уборка урожая»,

    «Работа в саду», «Работы в огороде».

    Рассматривание

    иллюстрации «Как растет живое»

    (схема роста гороха).

     Упражнение:

    - выложить шерстяной ниткой контур любимого фрукта;

    - разорвать синюю бумагу на мелкие куски и выложить из них сливы.

    Ручной труд-вышивание:  «Лимон».

    Упражнение «Нарисуй как на схеме» (фрукты -овощи с помощью трафарета).  

    Игровые упражнения:

    - с помощью прищепок на яблоню прикрепить листья и яблоки;

    - собери фигурки из палочек - морковка;

    - из палочек составь ящик для яблок.  

    Штриховка:

    «Режем огурец на дольки»

                                                 

    Хороводная игра

    «Есть у нас огород».

    Подвижные игры: «Быстро возьми».

    «Стой!»

    «Коршун и наседка».

    Игровые упражнения:

    «Посадка картофеля»;

    «Попади в корзину»;

    «Зайцы в огороде»;

    Упражнения:

    - перепрыгни через канавку;

    - достань до предмета;

    - проползи и не задень.

                                   

    Времена года

    Игра «Когда это бывает?»

    Математическая игра

    «Посчитай листочки и определи от какого дерева»

    Игра «Азбука природы»

    Игра «Разложи сосульки»

     (по длине)

    Лото «Времена года»

    Игра «Дроби»

    (собрать из частей круги)

    Игра «Время »  (части суток)

    Игра «Все о времени»

    Игра «Времена года»

    «Построй снеговиков по росту»

    Игра «Четвертый лишний»

    Игра « Расскажи и покажи, что носят зимой, а что летом»

     Игра «Что потом?»

    «Дни недели» (последовательность)

    Игровое упражнение:

    «Сравни снеговиков»  (отличия)

     «Снеговика сложи и об этом расскажи»

    Хоровод «Подарки»

    Рассматривание

    иллюстраций:

    «Зима. Помощь взрослым»

    «Дети заботятся о природе»

    «Весна с улыбкой шлет привет»

    «Игры детей на свежем воздухе»

    Упражнение:          

     «Найди  такой же листок»

    «Обведи листик, нарисуй прожилки и раскрась его»

    - Дорисуй узор:

    (чередуются снежный ком - снежинка)

    Ручной труд: вышивание «Снежный ком»    

    Оригами:  «Кораблик»  

    Игровые упражнения:

    - выложить из бельевой веревки снежные сугробы;

    - сложить из тонких полосок снежинку;

    - собери фигурки из палочек: санки, елочку.

    - пройди по следу лыжника.

    - дорисуй лучи у  солнышка,

     сосульки на крыше.

    - в кружке  нарисуй снежинку.

    - астилинография:

    «Снежинка на картоне» (по начерченной линии).                                                                                                                                          

    Подвижные игры:

    «Два Мороза»

    «Ловишки - перебежки»

    «День и ночь»

    Игровые упражнения:

     «Кто дальше бросит           снежки»  

    «Метко в цель»

    Упражнения:

    - пройди по канату

    боком с различным положением рук;

    -  прыжки через шнуры, положенные на расстоянии

    50см один от другого

    (4-5 штук).              

    Грибы, ягоды

    Математическая игра       «Посчитай по порядку грибочки» (первый, второй, третий…)

    Игра «Чудесный мешочек» (найти грибок среди других предметов).

    Игра «Найди тень»

    (подснежники).

     Математическая игра «Хоровод»  (восемь направлений «от себя»).

    Упражнения:  «Расположи  на фланелеграфе березы по убывающей (возрастающей) высоте;  «Расставь деревья по высоте и расскажи».

    Лото «Двойняшки».

    Ботаническое лото

     «Что, где растет».

    Игра - мозаика «Дары природы».

    Игра  «Что было сначала, а что было потом» (бутон, цветок, ягода).

    Игра «Съедобные грибы».

    Игра «Что лишнее и почему».

    «Сравни елки».  Упражнение «Найди и расскажи, какие листья спрятались на картинке?»                       Игра «Дерево и куст» (сравнение).

    Игра «Подбери листья к дереву».

    Игра «Расскажите детям о деревьях».

    Игра «На мостике».

    Игра «Зеркало настроения»

     (по схеме)

    Рассматривание

    иллюстраций из серии

     «Человек и природа»,

    «Береги природу».

    Игра «Ниткография».

    Упражнение:

    - обведи грибок по трафарету, раскрашивай и вырезывай по контуру.

    Ручной труд:

    вышивка на картоне  «Грибок».

    Пособие «Дерево»

    (с втулками)

    Изобрази на фланелеграфе лесную полянку.  

    Разрезные картинки

    «Лесная опушка».

    Игровые упражнения:                - выложить фигурки

    из палочек: елочка, грибок, корзина для ягод;

    - дорисуй чешуйки у шишки;  

     - распили дерево, расколи полено;

    -нарисуй гриб по клеткам.                                  

    Хороводная игра

    «За малиной в лес пойдем».

    Игра - имитация

    «Бабушка Маланья».

    Игра  

    «Найди и промолчи».

    Игровые упражнения:

    «Перепрыгни не задень»,

    «Точно в круг».

    Упражнения:

    - перебрось  мяч другу  двумя руками от груди (расстояние —3м);

    - подлезание под дугу прямо и боком.      

    Животные

    Игра «Накорми животных лесных и домашних» (прищепки).

    Игра  «Какая рыбка куда плавает (вправо-влево).

     Игра   «Угадай животных».

    «Зоологическое лото».

    Лото «Кто, где живет».

    Игра «Кто мы?».

    Игра «Любимые животные» (силуэты).

    Лото «Парочки».        

    Игра «Рассади зверей по клеткам» (соотнося их по величине).

    Упражнения:

    - Найди хищных животных и освети их фонариком;

    - Кто здесь лишний и почему?

     Игра «Животные».

    Упражнение: «Звери играют в прятки. Посмотри и расскажи кто, где,  спрятался, используя предлоги под,  за, на, около, перед, между».

    Игровые упражнения:

    - найди, какие животные спрятались на картинке?

    - назови 5 картинок с открытыми глазами, а затем с закрытыми.

    Игра «Найди на картинке и расскажи, кто, где живет»,  

    Игра «Кто кем будет».

    Игра «Чей хвост?»       Угадай, кто спрятался  за деревом?

    Игра «Большие и маленькие» (животные и их детеныши).

     Игра

    «Сделай фигуру».

    Рассматривание

    иллюстраций: «Как растет живое»

    (схема роста кошки, рыбки);

    «Как человек ухаживает за животными»

    «Что хорошо,

    что плохо»

    (проблема загрязнения водных просторов);

    «Помоги медвежонку найти свой шарик».

    Игра «Кошки-мышки».

    Игра «Подводное царство».  

    Задания:

    - обведи белочку по трафарету  и раскрась;

    - соедини точки одной линией, не отрывая карандаш от бумаги (белка, еж, слон);

    - обведи по контуру животное через кальку;

    - узнай по следу    (зайца, птицу).

    Ручной труд: вышивание «Котенок»

     Лабиринт «Зоопарк».

    Упражнение

    «Закономерности с мишкой Барни».

     Игровые упражнения:

    - собери фигурки из палочек: еж, елочка;

    - дорисуй полоски у зебры, тигра.                                                  

    Подвижные игры: «Поросята и волк»

     «Лиса и гуси» «Смелые мышки» «Хитрая лиса, где ты?»

    «Медведь и пчелы»   «Охотники и зайцы»

    «Бездомный заяц»

    Игровые упражнения:

    «Проведи - не задень»

    «Забрасывание мяча в корзину»

    «Зайцы в огороде»

    Упражнения

    - на одной ножке по дорожке (прыжки);

    - прокати мяч по дорожке.

    Птицы

    Задание:

     - Расположи изображения птиц так, как я скажу (ворона справа, синица слева, дятел вверху, голубь внизу, сорока посередине)

    Упражнение:

     -Найди три одинаковые птицы;

    - подбери подходящий силуэт.

    Игра «Распутай дорожки и определи, кто, что любит есть»

    Математическое лото «Цифры»

    «Птицы»  (цветная палитра).

    Упражнение «Смотри  внимательно и расскажи, кто спрятался на картинке?»

     Игра «Найди тень птицы»

    Лото «Парочки»

    Игра «Сравни птиц и расскажи, чем отличаются»

     Игра малой подвижности

     «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

    Рассматривание

    иллюстраций:

    «Как появляется птица»  (схема роста птицы, курицы);

    «Дети заботятся о птицах»

    Упражнение:

    - «Узнай по силуэту»

    - соедини цифры,

     что получилось?  (ласточка)

    - фигурки из веточек: «Стайка птиц летит на юг»;

    - скомкать бумагу в маленькие комочки (крошки для птичек);

    - выложить птичку по образцу из мелких геометрических фигур;

    - готовый контур снегиря украсить мелкими кусочками рваной  бумаги;

    -насыпь корм в кормушку (точки в квадрате);

    -дорисуй доски у скворечника;

    - научи птенчика прыгать

    (рисуем полукруги).

    Подвижные игры: «Воробушки и кот»

    «Лиса и гуси»  «Совушка»

    «Гуси - лебеди»

    «Охотники и утки»

    Игровые упражнения:     «Пингвины»                    

    «Не промахнись»

    Упражнения:

    - «Не упади в ручей» (ходьба по скамейке   боком);

    - перепрыгивание на двух ногах из обруча в обруч.

    -бег «змейкой»

    (ориентиры);

    - ползание по гимнастической скамейке на четвереньках.

    Наша Родина.     Город, улица, дом

    Дидактическая игра

    «Уютный дом»

     Мозаика «Собираем загадочные домики»

    Математическая игра

     «Расставь дома по высоте»,

    «Посчитай, сколько в доме этажей»

     Игра «Подбери ключ к замку» Рассматривание тактильной книги «Посчитай-ка»

    «Геометрические формы» (сопоставлять геометрические фигуры и предмет  такой же формы»

    «Разложи геометрические фигуры на листе и расскажи где что находится»

     (ориентировка в пространстве)

    Игра «Сравни домики и расскажи, чем отличаются»

    «Расскажи про наш город» (использовать макеты домов)

    Игра  «Подбери схему»  (картинки)

    Игра  малой подвижности

    «Мозаика в парах»

    Рассматривание

    Папки - передвижки «Охраняемые природные зоны и народные промыслы в России»;

    «Российская геральдика»

    Игра «Русские узоры»  

    Упражнение:

    - сложи такой же  узор;

    - нарисуй по точкам;

    - собери  мозаику «Кремль»;

    - соедини точки, чтобы получился забор;

    - дорисуй доски на крыше дома;

    Лабиринт «Дорога к родному дому»

    Выложить из палочек:

     забор, дом, колодец, флажок, солнышко.

    Выложить из пшена по контуру рисунок «Береза»

    (зерна должны лежать плотно, чтобы получилась сплошная линия)  

    «Составь по образцу» (резинки)  

    Нарисуй по клеткам

     «Домик в деревне»

    (по образцу).

    Хоровод     «Во поле береза стояла»

    Подвижные игры:  

    «Найди свой домик»

    «С кочки на кочку»

    Игровые упражнения:

    «Через ручеек»

    «Проведи -

    не задень»

    Упражнения:

    - отбивание мяча о землю, продвигаясь вперед шагом - прыжки на правой и левой ноге попеременно до обозначенного места.          

    Одежда, обувь

    Игра «Найди местоположение клубочков» (в, на, под, за,   между)

    Математическая игра

     «Посчитай пары варежек»

    Игровое упражнение «Найди вязаные вещи»

    Игра «Составь из частей»;

    «Что носят зимой, а что летом?»;

    Игра  «Классификация обуви»   (картинки - символы: дом-домашняя обувь, гантели - спортивная, снежинка- зимняя, цветок - летняя,   капельки-демисезонная).

    Игра «Узнай целое по части»

    Игра «Найди пару» (по цвету, размеру, узору);            Рассматривание тактильной книги «Одежда»;

    Игра «Проведи бусинку» (чередовать по цвету, по величине, по форме)

    «Одежда» (цветная палитра)

    Игра «Какая варежка?» (слова-определения)

    Игра «Из чего, какой?  с опорой на предметы (из шерсти – шерстяной)

    Игра «Четвертый лишний»

    Игра  «Подбери нитки к платью» (соотносить цветной силуэт платья с цветом ниток);          Игра «Назови,  чего не хватает» (детали одежды)

    Упражнение «Что сначала наденем,           что потом»

    Игра «Узнай по силуэту» (одежда, обувь).

    Рассматривание тактильного альбома «Ладошки»

    Игра  малой подвижности

    «Варежки»

    (работа в парах)

    Рассматривание альбома

    «Одежда для мальчиков и девочек»

    Шнуровка «Кроссовок»

    Дизайн- студия:

    - рисуем элементы национального костюма

    Игровые упражнения:

    - повесить прищепками - ленточки по цветам на вешалку, а одежду на веревочку (сушиться);

    - «Нарисуй как у меня» (образцы шарфиков)

    - выложи фигуру из пуговок без опоры на образец (снеговик, бусы).

    Ручной труд:

    - пришиваем  пуговицы;

     Игровые упражнения:

    - расстегивать и застегивать  молнии, пуговицы,  крючки;

    - завязать бантики;

    - сплести косичку. из разноцветных шнурков;

     Игра «Смотай клубочек из ниток»      

    Эстафета

    «Биатлон»

    Подвижные игры:

    «Кто скорее до флажка»

    «Удочка»

    Игровые упражнения:

    «Кто скорее по дорожке»

    «Точно в руки»

    Упражнения:

    - ведение мяча в ходьбе;

    - ходьба между предметами на носках,

     руки за головой.

    - перепрыгивание через шнуры.

    Посуда, мебель

    Игра «Чудесный мешочек»

    (выбрать железную посуду, пластмассовую - оставить)

    Игра  «Назови и покажи спрятанные изображения» (мебель, посуда)            Упражнение «Разложи кастрюли» (по размеру)

    Игра  «Посуда для Федоры».      

    Упражнение: из большой емкости рассыпать рис в несколько маленьких стаканчиков поровну;  

    Игра «Что лишнее»

    Игра «Принимаем гостей» (запомнить и раскладывать предметы посуды по памяти)

    «Мебель», «Посуда»  

     (цветная палитра)

    Рассматривание  плаката «Комната с мебелью».

     Игра «Моя квартира»

    Игра  «Чего не стало»

    (с опорой  на предметы)                      Игра «Логика»    

     (найти и называть общие признаки)              «Найди и расскажи, какие предметы посуды спрятались на картинке?»

    «Расскажи, как расставлена мебель в кукольной комнате». «Нарисуй схематически кукольную комнату».

    Игра «Зеркало»

    (имитация)

    Игра  «Уютный дом».  

    Игра «Подбери схему».

    Оригами -

    «Бумажный стаканчик»

    «Собери капельки в стакан» (сопоставлять цвета);

    Разрезные картинки «Мебель»

    Фигурки из палочек:

     кровать, стул, шкаф, телевизор, стакан, полку;

    Упражнение:

    -выложить из зерен кофе  кофейную чашку (по памяти);

    Упражнение:

    - раскрась посуду

     (по образцу);

    - соедини точки по порядку, назови что получилось;

    - поставь книги на полку (штриховка);

    - нарисуй по клеткам мебель (по образцу).

    Подвижные игры:

    «Найди свой цвет»

    «»Школа мяча»

    «Два мороза»

    Игровые упражнения:

    - играем на пианино

    поочередно, поднимая каждый палец от стола (нарисованные клавиши).

    «Перепрыгни через косичку»

    Упражнения:

    - прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед, перепрыгивая шнур справа и слева,

    -ходьба «змейкой».

    День защитника Отечества. 9 Мая

    Математическая игра

    «Мои первые цифры»

    «Развивающее лото с геометрическими фигурами».                           Упражнение:

    - посчитать и соотнести количество бусинок с цифрой и прикрепить их с помощью прищепки к кармашку (порядковый счет);

     - сравни картинки - найди отличия;

    Рассматривание альбома

    «Армия России-

     надежный щит Родины»

    Упражнение:                    «Расскажи, что общего и чем отличаются футболка и тельняшка»   Упражнение «Посмотри и придумай предложения с предлогом (с, из)       (по картинкам)

    «Что на картинке ближе (дальше)»

    Рассматривание и беседа на тему «Защитники Отечества» (по картинкам)

    Эстафета

    «Дорога жизни»

    «Собери букет цветов в подарок ветерану» (по цвету и размеру)

    Игра  «Сделай фигуру»

    Рассматривание папки -передвижки

    «На передовой»

    Рассматривание карточек «Великая Отечественная война» (трудовые и  боевые подвиги взрослых и детей)

    Рассматривание альбома «Слава Армии родной в день ее рождения»

    Конструирование из бумаги «Буденовка»

    Выложи из палочек: танк, звезду, флаг.

    Упражнение:

    - выложить из риса  на синем картоне салют по нарисованному контуру;

    - обведи по контуру военную технику, раскрашивай, вырезывай;          

     Ручной труд (вышивание) - «Российский флаг»

    Упражнение:

    - помоги выбраться из лабиринта;

    - найди предмет по ориентирам;

    - обведи по трафарету медаль ветерана;

    Дизайн - студия  «Вечный огонь»

    «Письмо с фронта» (складывать  конверт)

    Подвижные  игры: «Удочка»

    «Быстро возьми»

    Эстафета

     «Будь ловким»,

     «Хоккей»

    Игровые упражнения:

    «Достань до предмета»

    (подпрыгивание до ленточки)

    «Подбрось и поймай»

    (бросание мяча вверх).

    Упражнения:

    - бросание мяча и ловля его после отскока от пола между партнерами;

    - забрасывание мяча в кольцо.

    Я среди людей.       Познай  себя. Береги себя сам.

    Рассматривание сюжетных картинок: «Когда это бывает» (режим дня)

    Упражнение: «Кто выше?»

    Игра «Мои любимые сказки» (лото с силуэтами)  

     Игры перед зеркалом:

    - помаши правой (левой) рукой;

    - расскажи кто от тебя слева,

    кто справа (упражнение на понимание зеркальности пространства);

    Задание: сравни человека и куклу.

    Рассматривание и беседа по

    иллюстрациям:

    «Как избежать неприятностей» (дома, на воде и на природе);

    «Если малыш поранился»

    (учимся оказывать первую медицинскую помощь);

    «Не играй с огнем»

    «Уроки безопасности»

     «Здоровье», «Спорт»

    Игра « Покажи и назови ласково» (части тела)

    Игра «Кто ушел?»

    Игра «Читаем по губам»

    - «Миша  делает все наоборот. Найди его рисунок и расскажи, что у него

    неправильно»

    Беседа и показ демонстрационного материала по темам:

    «Уроки Ушинского»

    «Уроки экологии»

    «В мире мудрых пословиц»

    Игра «Как понять друг друга»

    Игра «Ищи свою половинку»

    Игра «Слепой и поводырь»

    Беседа по иллюстрациям:

    «Я и мое поведение»

    «Я и другие»

    «Малышам об этикете»

    «Что такое хорошо и что такое плохо»

    «Человек и мир»

    «Как растет живое»

    «Запомни жизненно важные телефоны»

    «Контуры»

    (человек)

    Упражнение:

    - дорисуй выражение лица (настроение);

    - обводи свою руку, запомни название пальцев;

    -нарисуй по трафарету человека;

    Ручной труд : «Заплетаем косичку»

    Упражнение:

     «Найди закономерность»            Проведи фонариком по дорожке.

     «Шнуровка»

    «Составь картинку» (пазлы)

    «Собери пинцетом скрепки в коробочку по цветам»

    Упражнение

    - застегни верхнюю, нижнюю пуговицу;

    Игровые упражнения:

    - собери фигурки из палочек: очки, рожица, человек

    (по образцу);

    Подвижная  игра «Мы веселые ребята»

    Эстафета

    «Бобслей»

    День и ночь»

    Игра малой подвижности

    «Кто ушел?»

    Игровые упражнения:

    - прыжки на правой (левой) ножке по ровненькой дорожке;

    Упражнение:

    - ходьба по гимнастической скамейке, с поворотом на середине.

    - бег между предметами, не задевая их.              

    Цветы. Комнатные растения

    Игра «Узнай по контуру»

    Дидактическая игра

    «Подбери силуэт к предмету»

    Дидактическая игра

    «Живая природа»

    Игра «Деревья и цветы»

     (первое чтение)

    Лото «Парочки              Упражнение

    «Посади бабочку на цветок»

    Игра «Цвет, размер, форма» (объединяем предметы по общему признаку)                        «Радужные колечки»

     (соединять разноцветные полоски между собой пуговицами)

    «Как появляется цветок»

    (рассказ, схема);

    «Как растет живое»

    (схема роста одуванчика, дерева)

    Рассматривание

    «Цветы в картинках»;

    «Гербарий» (листья и цветки деревьев,  цветы)

    «Четвертый лишний» (цветы)

    Игра «Назови и покажи части цветка»

    Упражнение

    «Найди что здесь лишнее и почему? «Мозаика в парах»

    Рассматривание серии картинок «Как мы ухаживаем за комнатными растениями»

    Упражнение «Помоги бабочке долететь до цветка».

    Оригами «Тюльпан»

    Игра «Превращай-ка»

      (с прищепками)

    Выложи из палочек : кактус, тюльпан, ваза.

    Упражнение:                                - составь  цветы из геометрических фигур;

    - дорисуй цветок;

    - найди отличия;

    - проведи прямые линии от тучки до земли так, чтобы каждая капелька попала на растения и цветы;

    Ручной труд:

    вышивание «Цветок»

    Геоборд «Цветы»

    (игра с резинками)

    «Магнитная мозаика»

    Игровые упражнения:

    - пристегнуть на пуговицы разноцветные цветы;

    - Нарисуй по клеткам цветы.

    Хороводная игра «Круг- кружочек, аленький цветочек»

    Подвижная игра «Стой!»

    Эстафета «Бесшумные разведчики»

    Игровые упражнения:

    «Проползи

     -не задень»

     «Пролезь в обруч»

    (по одному, в паре)

    Упражнение:

    - ходьба и бег по кругу с изменением направления;

    - перешагивание через набивные мячи, руки за голову.

    Транспорт.   Береги себя сам

    Дидактическая игра

     «Составь целое из частей»

    «Едем, плывем, летим» (разрезные картинки)

    Лото «Знаки дорожного движения»,

    Игра «Дорожные знаки»

    (в картинках)

    Игра «Сложи из частей картинку» (транспорт)

    Игра «Составь ракеты по росту»

    Рассматривание  картинок:

    «Виды транспорта»

    Упражнение:

    - назови все изображенные предметы;

    - назови части грузовой машины;

    - собери машину из частей.

    Игра «Веселая логика».

    Упражнение «Пальчиком показывай, про части самолета рассказывай» (определять пространственное расположение частей предмета)

    Игра «Посмотри и рассказывай, чего не хватает» (детали)

    Упражнение: «Перечисли, что изображено на запутанном рисунке»

    «Составить описательный рассказ по картинке на  тему «Транспорт»

    (по схеме).

     Игра  малой подвижности

    Затейники»

    Рассматривание и беседа по

    иллюстрациям:

    «Дорожная безопасность»

    «Правила дорожного движения в картинках и стихах»;

    «Как избежать неприятностей» (во дворе и на улице)

    «Помоги Мише найти свою машину».

    Оригами «Самолет»

    Упражнения:

    - рисуем по клеткам транспорт;

    - найди по части целое;

    - узнай по силуэту;

    - какого цвета машина, которая едет? (замечать цвет движущихся объектов).

    Игра «Пройди по лабиринту»

    Упражнение:

    - найди дорожку такой же длины;

    - обведи по трафарету

     машины и раскрась ;  

    - нарисуй пешеходный переход (штриховка).

    Фигурки из палочек: лодка, машина, самолет, пароход;

    Лабиринт

    «Досочки Сегена»

    Подвижные игры:

    «Самолеты»

    «Волк во рву»

    «Найди свой гараж»

    Эстафета

    «Герои панфиловцы»

    Игровые упражнения:

    «Канатоходец»

    «Пройди — не задень»

    Упражнение:

    - подбрасывание мяча двумя руками вверх и ловля его после хлопка в ладоши;

    - ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом.

    Профессии

    Дидактическая игра

    «Играем в профессии»

    Лото «Все работы хороши».

    Лото «Кем быть?»

    Математическая игра

    «Найди свое место в кинозале» (ориентировка по рядам и столбикам)

    Игра «Математические пазлы» (по  темам недели)

    Игра «Составь целое»

     «Размышляй-ка»

    «Веселые фигуры»

    Рассматривание и беседа по

    иллюстрациям:

    «Профессии»

    «Профессии и орудия труда»

    «Инструменты домашнего мастера».

    Дидактическая игра «Кто кем работает»

    Игра  «Кому что нужно»

    (инструменты)

    Игра «Покажи и расскажи, какие инструменты спрятались на картинке»

    «Составить описательный рассказ по картинке на тему «Профессии»

    (по схеме.)

    Эстафета

    «Готовим завтрак для папы»

    Игра  малой подвижности

    «Сделай фигуру вот так...»

    Рассматривание и беседа по картинкам:

    «Все профессии важны»

    «Мы помогаем дворнику»

    «Наши чувства и эмоции».

    Конструирование из бумаги «Конверт»

     (украсить его аппликацией из  мелких кусочков цветной рваной бумаги).

     Строить из крупного стройматериала «Мост»

     Выложи из палочек:

    дом, забор, мост, окно, лопата, молоток;

    «Найди ошибки художника»

     «Нарисуй на схеме путь из группы в медицинский кабинет»

    Упражнение:

    - нарисуй зубья пилы;

    -  распили дерево;

    -  расколи полено.

    - Обведи по трафарету инструменты, раскрась;

    - поймай рыбку удочкой

    (на магните).

    Подвижные игры:

     «Удочка»

    «Охотники и зайцы»

    «Охотники и утки»

    «У медведя во бору»

    Игровые упражнения:

    «Подбрось - поймай»

    (точно  в руки)

    «Гол в ворота»

    Упражнение:

    - метко в цель (самодельными малыми мячами сбить цветные кегли;

    - ходьба в быстром темпе между кубиками, не разрывая цепочку.

    Насекомые

    Игра  «Какие насекомые спрятались на картинке»

    Лото «Парочки»

    Игра «Сравни и подбери» (раскладывать 5 картинок по величине)

    Математическая игра

    «Посчитай-ка»

    Лото «Найди пару»

    Упражнение: «Найди двух одинаковых божьих коровок» Словесная игра

     «Бабочка и цветок»

    «Насекомые»

    (загадки, стихи, рассказы по картинкам)

    Рассматривание иллюстраций:

    «Как появляется бабочка»

    (рассказ , схема);

    «Как растет живое»

    (схема роста комара, лягушки).

    Упражнение

     «Запомни  и назови

     (5 картинок-насекомых)

    «Расскажи, куда летит бабочка» (ориентировка).

    Игра  малой подвижности

    «На мостике»

    Упражнения:

    - помоги насекомым пройти по тропинке к домику» (лабиринт);

    - помоги бабочке долететь до цветка;

    - помоги божьим коровкам встретиться.

    Игра «Посади бабочку»   (ориентировка на микроплоскости)

     Упражнение:

    - «Слишком много ножек у сороконожек»

    (пальцы обеих рук бегают по столу, как по клавишам);

    - обведи жука по точкам;

    - дорисуй картинку в зеркальном отражении «Муравейник»;

    - куда спрятались насекомые;

    Сложи из палочек:

     бабочку, жука;

    Упражнение:

    - нарисуй дорожку

     по которой  идет гусеница;

    - нарисуй паутину;

    -  «Веселая гусеница»

    (прикрутить крышки).

    Речевая подвижная игра «Стрекоза»

    Подвижные игры:

    «Смелые мышки»

    «Медведь и пчелы»  

    «Стрекозы и бабочки»

    Игровые упражнения:

    «Кто скорее до флажка» (с подлезанием под дугу)

    «Поймай комара»

    «Упражнение:

    - пройди - не упади»  (ходьба по гимнастической скамейке на носках, перешагивая через набивной мяч).

                                                                   

    Космос. Познай мир

    Игра «Посчитай-ка»

    Игра «На что это похоже»

    Игра «Мы считаем планеты солнечной системы»

    Лото «Что из чего сделаны» (разные материалы)

    Рассматривание альбома

     «Виды бумаги»

    Игра  « Из чего сделаны». Упражнение:

    - найди фрагменты картинки;

    Рассматривание и беседа по картинкам:

    «Космос»

    «Планеты солнечной системы»

    «Расскажи, что на картинке дальше-

    что ближе»

    Упражнение:

    - собери картинки и найди различие.

    Игра  малой подвижности

    Затейники»

    Эстафета «Помогаем маме стирать»

    Игра имитация

    Зеркало»

    Конструирование из бумаги «Шлем космонавта»

    Оригами «Ракета»

    Выложи из палочек:

    звезда, ракета, солнце;

    Игра «Превращай-ка»  

     (с прищепками)

    Ручной труд:

    - вышивание «Луна».

    Упражнение:

    - мелко нарвать белую бумагу

     и выложить звезды на

    темно-синем картоне (небо);

    - обводи по контуру ракету, раскрась;

    Игра «Тетрис»

    Кубик Рубика

    Калейдоскоп

    Подвижные игры:

    «Мы веселые ребята»

    «Гуси-лебеди»

    «Волк и козлята»

    Эстафета « Чей отряд быстрее посадит самолет»

    «Достань донесение»

    Игровые упражнения:

    Упражнение:

    -ходьба по наклонной доске со свободным балансированием рук  (страховка);

    - отбивание мяча о пол , продвигаясь вперед шагом;

    - прокатывание обруча друг другу.

    Таким образом, приведённые выше игры повышают способности дошкольников с нарушением зрения к развитию и активизации зрительных функций.


    3 раздел. Игры и игровые упражнения, используемые в период ортоптического этапа лечения детей дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС

    Одним из ключевых симптомов косоглазия является нарушение бинокулярного зрения — способности четко видеть объекты двумя глазами одновременно.

    Из-за этого у больного возникает двоение в глазах, снижение остроты зрения. Чтобы снизить нагрузку визуального аппарата, один из глаз становится ведущим, а функционал другого постепенно угасает. Для предотвращения прогрессирования этого процесса применяются ортоптические и диплопические методики. Цель их использования — безоперационное восстановление бинокулярного зрения. Ортоптическое лечение направлено на развитие у пациента фузионного рефлекса (способности объединять изображения, полученные от обоих глаз).

    Поэтому в данный период педагоги используют специальные игры, решающие ряд следующих задач:

    - тренировка  и увеличение скорости локализации объектов;

    - формирование целостного образа, предполагающее слияние двух изображений с недостающими деталями в одно, в процессе восприятия силуэтных и контурных изображений;

    - овладение  счётными операциями;

    - узнавание предмета в разных модальностях.

    Данные игры и упражнения организуются индивидуально, либо в совместной деятельности с небольшой подгруппой детей. Выполнение игровых заданий требуют постоянного контроля со стороны  взрослого, и обязательное чёткое исполнение всех игровых правил со стороны детей, что невозможно при массовой групповой организации.

    Дидактические игры и игровые упражнения, используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения на ортоптическом этапе лечения

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально – коммуникативное развитие

    Художественно – эстетическое

    развитие

    Физическое развитие

    «Составь из частей целое изображение» «Половинки»

    «Дополни изображение до целого»

    «Вкладыши» (по разным темам)

     «Найди фигуру»

     «Найди свой дом по форме окна»

     «Соедини части, получи целую чашечку»

    «Посади цыпленка в яйцо»

    «Собери машинку»

    «Составь из частей медведей

     «Составь из частей животных»

     «Чей домик?»

    «Собери телефон»

    Упражнение «Узнай на «зашумлённых» рисунках кто попался в сеть»

    «Собери подсолнух»

     «Наряди куклу»

    «Подобрать к силуэтному изображению цветную пару»

    «Досочки Сегена»

    «Рыбалка» (деревянные вкладыши)

    «Вкладыши цвет - форма»

    «Поймай рыбку большую и маленькую»

    «Наложение разноцветные зонтики»

    «Подбери ключ к замку»

    «Накорми птичку»

    «Угости пчёлку капельками нектара»

    «Весёлая пирамидка»

    «Инкубатор»

    «Совмести контурное и силуэтное изображение» (по лексическим темам).

    «Расскажи, что ближе, что дальше»

    «Рассматривание сюжетных рисунков с 2-х  плановой перспективой» (с правилами поведения);

    «Коврики для мишки»

    Аппликации по разным темам  с наклеиванием цветного изображения на силуэтное

    «Укрась варежку»

    «Прокати шар по дорожке»

     «Прокати шар по желобку в корзину»

     «Прокати шар в ворота»

    «Юный хоккеист»

     «Набрось кольцо»

    «Подбрось мяч высоко (низко)»

    «Найди и попади»

    «Сбей цветные стаканчики»

    «Прокати машину с горки»

     «Забей шайбу в ворота»

    «Попади в зонтик»

    «Рыбалка и наложение»

    «Ударь деревянным молоточком по шарику»

     «Забрось мяч в корзину»

    Дидактические игры и игровые упражнения, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на ортоптическом этапе лечения

    Познавательное развитие

    Речевое                                                                  развитие

    Социально - коммуникативное развитие

    Художественно - эстетическое развитие

    Физическое развитие

    "Разложи круги (предметы) от большого до самого маленького и наоборот (собери пирамидку)".

    "Собери матрешку, совмещая рисунок".

    "Выложи из палочек букву, картинку".

    "Вкладыши".

    "Парочки".

    "Найди предмет такого же цвета".

    "Узнай по контуру".

    "Покажи право - лево, уши, руки глаза и т.д.".

    "Составление целого из частей" (пазлы).

    «Найди пару" (силуэт).

    «Составь узор из геометрических фигур".

    Выкладывание узоров из мозаики  (по образцу, без образца).

    "Калейдоскоп".

    "Весёлый счёт".

    "Гости".

    "Проследи за огоньком".

    "Застёжки".

    "Отремонтируем коврик».

    "Лото с проверкой".

    "Собери букву из частей".

    "Собери буквы в коробку".

    "Хлоп ладошка".

    " Дом куклы".

    "Закончи аппликацию".

    Рисование на прозрачном мольберте.

    Рисование с помощью экрана "Мираж".

    "Брось мяч".

    " Попади в ворота".

    "Поймай бабочку" (птичку).

    "Метание мешочков в цель".

    "Набрось кольцо на движущийся предмет".

    "Набрось кольцо".

    Упражнения с кольцебросами.

    "Назови  и попади".

    "Сбей цветные стаканчики".

    "Прокати машинку по мостику".

    "Забей шайбу в ворота".

    "Тихий тренажёр".

    "Фотоохота".

    "Принеси мяч".

    "Ловушка для мяча".

    "Вратарь".

    "Разложи по цвету".

    "Попади в стаканчик".

    Заключение

    Активное систематическое использование педагогами предложенного игрового материала для детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями бинокулярного зрения, дает возможность повысить остроту зрения воспитанников,  сформировать у них  целостное восприятие окружающей действительности, умение успешно применять различные способы обследования, выделяя в предметном мире качественные, количественные и пространственно-временные признаки и свойства.

    Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов за последние три учебных года

    Динамика коррекции зрительных нарушений  2015-2016 уч.г.

    Зрительный

    диагноз

    Кол-во детей

    на начало уч.г.

    Колич-во

    детей на конец уч.г.

    Количество

    выпускников

    Рекомендуется направить

    100%

    зрен.

    Знач.

    улуч.

    Б/у

    Обще обр.шк

    Спец.шк

    Миопический астигматизм

    2

    2

    -

    1

    1

    2

    -

    Гиперметропический астигматизм

    7

    7

    2

    5

    -

    7

    -

    Гиперметропия

    5

    5

    4

    1

    -

    5

    -

    Сходящееся косоглазие

    6

    6

    4

    2

    -

    6

    -

    Динамика коррекции зрительных нарушений  2016-2017 уч.г.

    Зрительный

    диагноз

    Кол-во детей

    на начало уч.г.

    Колич-во

    детей на конец уч.г.

    Количество

    выпускников

    Рекомендуется направить

    100%

    зрен.

    Знач.

    Улуч.

    Б/у

    Обще

    обр.шк

    Спец.шк.

    Миопия

    5

    5

    -

    4

    1

    5

    -

    Гиперметропический астигматизм

    11

    11

    4

    7

    -

    11

    -

    Миопический астигматизм

    2

    2

    -

    2

    -

    2

    -

    Сходящееся косоглазие

    2

    2

    2

    -

    -

    2

    -

    Динамика коррекции зрительных нарушений  2017-2018 уч.г.

    Зрительный

    диагноз

    Кол-во детей

    на начало уч.г.

    Колич-во

    детей на конец уч.г.

    Количество

    выпускников

    Рекомендуется направить

    100%

    зрен

    Знач.

    улуч.

     Б/у

    Общеобр.шк

    Спец.шк

    Миопический астигматизм

    1

    1

    -

    1

    -

    1

    -

    Гиперметропический  астигматизм

    7

    7

    3

    4

    -

    7

    -

    Гиперметропия

    4

    4

    4

    -

    -

    4

    -

    Сходящееся косоглазие

    8

    8

    4

    4

    -

    8

    -

    Таким образом, сочетание педагогического и лечебно-офтальмологического воздействия является одним из наиболее существенных специфических принципов работы в дошкольных учреждениях комбинированного вида. Он позволяет, с одной стороны, извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, а с другой – проводить лечебные воздействия без ущерба для учебно-воспитательной работы.


    Литература

    1. Аветисов Э.С. Амблиопия при содружественном косоглазии и её лечение. Минск: 1964г.

    2. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001.

    3. Жохов.В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М., 1989.- 47с.

    4.Кащенко Т. П., Григорян Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико - педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях, М., 1994.-32с

    5. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ваш ребёнок плохо видит. М., 1969 год.

         6.Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения. М.: Экзамен, 2004 г.

          7. Малева З.П.,Поугольникова Т.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. М.2008

          8. Методические рекомендации по «Обучению и коррекции развития    дошкольников с нарушенным зрением» Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга.

         9.Никулина Г.В., Потёмкина А.В., Фомичёва Л.В. Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения.

         10.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. С-Пб, 1995 г.

    11.Подугольникова Т.А., Козлова Е.А., Носова М.Ф., Самохина Н.В. Развитие способности к зрительному поиску и локализации объектов с помощью компьютерной программы «Цветок» у детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями бинокулярного зрения. - //Дефектология, 2007, №2. С.67-76.

         12.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: «ГороД», 1998 г.

          13.Подколзина Е.Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы. /Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения/. Ред. Л.И.Плаксина. М., 1995 г.с.42-59.

       14.Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения. /Дефектология, 2003 г. № 3, с. 43-49.

    15. Пильман Н.И. Функциональное лечение содружественного косоглазия у детей.3 –е доп.изд.-Киев: Госмедиздат УССР, 1964.

    16. Плаксина Л. И., Григорян Л.А. Содержание медико – педагогической помощи в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 1998г.

    17. Смирнова И.Ю. Послушайте! Ведь у вашего ребёнка падает зрение!, Новосибирскск,2011

    18.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения) под редакцией  Л. И. Плаксиной, 1998г.;

    19.  Специальных коррекционных программ для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Международный  университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, 1995г.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

    В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

    Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

    В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...

    Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

    ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

    Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

    Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...

    Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.

    Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения....

    Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".

    Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....