Проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »
проект по коррекционной педагогике

Наш проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »  ориентирован  на решение одной главной проблемы: укрепление  и сохранение здоровья воспитанников дошкольного учреждения и внедрение здоровьесберегающих методик в коррекционно  - образовательный процесс.

В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на решение преимущественной  задачи  современного дошкольного образования – задачи сохранения, укрепления, поддержания здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.        

 Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия сохранения здоровья детей с нарушением зрения, предметом деятельности является процесс здоровьесбережения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek.docx56.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска «Детский сад № 401»

                                  Проект на тему:

«Здоровьесберегающие технологии, используемые

учителем-дефектологом в коррекционной работе

с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»

Авторы:

Учитель-дефектолог: Юшина Л.В.

Воспитатель: Павленко О.О.

Новосибирск, 2017г.

Содержание проекта

  1. Краткая аннотация проекта ______________________________________ 3
  2. Создание условий в ДОО _________________________________________  4
  3. Программно - методическое обеспечение __________________________ 6
  1. Постановка проблемы (актуальность)______________________________8
  2. Цель и задачи проекта_____________________________________________10
  3. Этапы реализации проекта_________________________________________11
  4. Ожидаемые результаты__________________________________________ 18
  5. Ресурсы_____________________________________________________19
  6. Практическая значимость проекта ________________________________20
  7. Заключение___________________________________________________20

11. Литература______________________________________________________21

12. Приложение____________________________________________________ 23

Краткая аннотация проекта:

Настоящий проект предусматривает комплекс мероприятий, который объединит и систематизирует условия педагогического коллектива МКДОУ д/с № 401 по здоровьесбережению в рамках ФГОС ДО всего дошкольного образовательного учреждения.

В ходе работы над проектом использовались здоровьесберегающие, игровые технологии, личностно-ориентированный подход, проектная деятельность.

Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

Проект предполагает:

  1. валеологическую  информационно -  просветительскую работу с воспитанниками с нарушением зрения, педагогами, родителями.
  2. проведения воспитательно - досуговых мероприятий с дошкольниками группы коррекции зрения на базе  МКДОУ д/с № 401.

Срок проведения: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети с нарушением зрения, воспитатель, родители, медработник, тифлопедагог.

Вид проектной деятельности: коррекционно-развивающий.

Принципы проекта:

В соответствии с ФГОС ДО  проект опирается на научные принципы ее построения:

Принцип развивающего образования; 

Сохранение здоровья воспитанников;

Принцип интеграции образовательных областей;

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения;  

Принцип непрерывности образования;

Соблюдение принципа преемственности;

Принцип  систематичности и последовательности.

Методы реализации проекта: 

Валеологическое  образование детей

Проведение занятий по здоровьесбережению: беседы, игровые формы (чтение стихов и сказок о здоровье, составление распорядка дня, режима правильного питания), организация профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;  здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Популяризация ценностей здоровья и здоровьесбережения среди участников проекта

  1. Создание, публикация, распространение среди участников проекта  информационно – просветительских материалов: буклетов, книжек – малышек, тетрадей, блокнотов, закладок с элементами ЗОЖ и профилактики зрения, оформление уголка «Здоровье», настольные папки  – передвижки в группах  в ДОУ.
  2. Выступление с докладом перед участниками проекта  

Популяризация проекта.

Согласно приказа Гор ОНО г. Новосибирска от 15.01.1969г.  в  Дзержинском районе были открыты детские ясли-сад № 401. На базе данного учреждения открыли  8 комбинированных групп с нарушением зрения. Создан лечебный центр, где опытные специалисты осуществляют лечение глаз детей /по рекомендации ПМПК/.  В настоящее время в учреждении 8 дошкольных групп с нарушением зрения, 2 группы общеобразовательные. Существует система работы, направленная на укрепление здоровья детей и взрослых: спортивный, музыкальный зал, медицинский блок с кабинетами, комната социальной адаптации, кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Свидетельство тому и закон РФ «Об образовании» (ст. 2; 51), сообщающий, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.         

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Ежегодно психолого-медико-педагогическая комиссия отмечает положительную динамику в оздоровлении детей, как результат совместной работы педагогов и медиков. В своей работе использую здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Педагоги и дети принимают активное участие в мероприятиях района и города: городская и районная выставка детских рисунков, городской конкурс новогодней игрушки, фестиваль детского творчества «Здоровье глазами ребенка».  Приняли участие в оформлении плакатов: «Мы за здоровый образ жизни», «Путешествие в страну здоровья», районный фестиваль чтецов». Праздники, викторины, развлечения постоянно проводятся в образовательном учреждении, все это способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы для детей.

Образовательные программы, реализуемые учреждением:

  1.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, ТС. Комаровой, М.А.Васильевой - 3-е изд., исп. и доп. - М.; МозаикаСинтез, 2014.
  2.  Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Л.Плаксина, М., 2003г.

Заведующий учреждением - Л.Г.Гончарова, образование - Московский государственный университет им. В.И. Ленина, муниципальный чин советника, старший воспитатель В.И.Андреева, высшая квалификационная категория. Педагогическими кадрами учреждение укомплектовано полностью. Все сотрудники имеют сертификат о повышении квалификации.

В процессе реализации данного этапа проекта мы рассматриваем образовательную программу, которая  охватывает следующие образовательные области:

Социально - коммуникативное  развитие  -  включает в себя  игровую деятельность, которая в игровых действиях помогает усвоить культурно - гигиенические навыки,   а сюжетно – ролевые  игры  учат детей правилам здорового образа жизни, приобщают к элементарным социальным нормам, учат дружелюбию и сплоченности, которые так необходимы в спортивных соревнованиях  (организация профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении здоровьесберегающей среды в ДОУ).

Познавательное развитие  –  включает в себя развитие познавательно -  исследовательской деятельности воспитанников с нарушением зрения.

У дошкольников формировали элементарные математические представления: ориентировка в пространстве, которая очень необходима для формирования ЗОЖ, расширение кругозора детей  (зрительная гимнастика, кинезиологические упражнения, составление распорядка дня).

Речевое развитие  - включает в себя  формирование речевого развития, т.е. свободного общения между субъектами проекта: педагоги, дети, родители: активно используют вербальные и невербальные средства в общении, развитие всех компонентов устной речи дошкольников (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности (дыхательная гимнастика, логоритмика).

Художественно – эстетическое развитие:  Практическое овладение воспитанниками нормами речи: дети способны  участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей,  развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. ( Сказкотерапия, беседы и чтение стихов и сказок о здоровье, создание,  публикация, распространение среди участников проекта  информационно – просветительских материалов по здоровьесбережению).

Физическое развитие:  проведение занятий по физическому образованию:  обучение методам ЛФК воспитанников с нарушением зрения дошкольного образовательного учреждения; закаливание; двигательный режим дошкольников; оздоровительный режим дошкольников;  динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.);  подвижные и спортивные игры;  утренняя гимнастика; спортивные развлечения; праздники).

Постановка проблемы:

Единственная красота, которую я знаю, - это ЗДОРОВЬЕ.

Генрих Гейне

Период дошкольного детства очень важен в становлении личностных качеств, формирования основ социального, физического и  психического здоровья, т. к.  в этот период идет значительное развитие функциональных систем организма, закладываются основные стороны  личности и характера. Поэтому очень важно создавать  у детей фундамент  знаний и практического опыта  ЗОЖ.

Здоровьесберегающие технологии, без которых невозможен образовательный процесс современного детского сада, в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения, старания  педагогов дошкольного образовательного учреждения  как никогда направлены на оздоровление этой группы детей. Закономерно, что  эти идеи являются приоритетными в программе усовершенствования российского образования и  отражены в ФГОС ДО  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно  -  развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

Зрение - это удивительный дар природы. Убедительным показателем является то, что среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже единицы. Совершенно очевидно, что аномалия рефракции,  у этих детей приобретена  не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому ДОУ должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

По мнению кандидата педагогических наук, доцента. Никишиной И.В. (2014г)  “ здоровьесберегающая образовательная  технология ” - это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей. В концепции современного дошкольного образования предусмотрено не только укрепление и сохранение здоровья детей с ОВЗ, но и активное формирование здорового образа жизни детей с нарушением зрения.

В практике детского сада редко встречаются воспитанники, которых можно назвать абсолютно здоровыми. За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось. Поэтому для сегодняшнего образования так важен вопрос сохранения здоровья ребенка - одна из основных проблем дошкольного  образования на сегодняшний день.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ (2017г), 60 % - детей в возрасте от трех до семи лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 20 % -дефицит массы тела, 50 % - хронические заболевания. Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Наш проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »  ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы: укрепление  и сохранение здоровья воспитанников дошкольного учреждения и внедрение здоровьесберегающих методик в коррекционно  - образовательный процесс.

В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на решение преимущественной  задачи  современного дошкольного образования – задачи сохранения, укрепления, поддержания здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.         Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».

Воспитание здорового современного ребенка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях.  

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия сохранения здоровья детей с нарушением зрения, предметом деятельности является процесс здоровьесбережения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цели и  задачи проекта:

- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления зрения воспитанников ДОУ.

- создание и организация, благоприятных условий пребывания, воспитания и образования детей с нарушением зрения в ДОУ;

- укрепление психического и физическогоздоровье дошкольников с помощью здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

- создание условий для полноценного и всестороннего развития дошкольников группы коррекции зрения, совершенствования предметно - развивающей среды.

- укрепление жизнестойкости детского организма через привитие культурно - гигиенических навыков, здорового образа жизни и расширение вероятности их практической реализации.

- формирование представлений у дошкольников с нарушением зрения о способах сохранения зрения.

- воспитание практических знаний, умений, навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

Стратегия достижения поставленных целей:

Сроки реализации проекта 1 год.

Реализация проекта будет проходить в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Цель

Вид  деятельности

 (мероприятия)

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

  1. Расширить и дополнить информационную базу по здоровьюсбережению.

- создание и изучение методических материалов по здоровьесбережению;

- работа с интернет – ресурсами.

медработник;

воспитатель; учитель-дефектолог

сентябрь

2017г.

2. Выяснить знания родителей, педагогов о состоянии зрения ребенка и как выполняются рекомендации. 

(приложение 1)

- анкетирование родителей, педагогов.

воспитатель; учитель-дефектолог;

медработник

родитель

октябрь

2017г.

3. Разработка системы педагогического мониторинга. 

(приложение 2)

- создание пакета диагностического материала по здоровью всех участников образовательного процесса.

воспитатель; учитель-дефектолог

сентябрь

2017г.

4. Подобрать  материал с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия и индивидуальных особенностей детей.

- подбор дидактического материала.

воспитатель; учитель-дефектолог

октябрь

2017г.

Основной этап

1. Организовать цикл мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, через оздоровительно-профилакти-

ческие мероприятия

(приложение 3).

- день здоровья;

- спортивные праздники:

 мама, папа я - спортивная семья.

- подвижные игры;

- закаливание:

 ходьба по мокрым дорожкам (солевым);

 ходьба босиком.

- обширное умывание.

воспитатель; учитель-дефектолог;

медработник

В

течение  

года

- Развитие тактильной чувствительности, координированного движения пальцев и кистей рук. Увеличение подвижности пальцев. Массаж  активных точек на пальцах и ладонях

(приложение 4)

Комплексы пальчиковой гимнастики:

«Жук», «Елочка», «Ладушки-ладошки», «Цветок», «Этот   пальчик», «Помощники», «На полянке», «По грибы», «Дождик», «Зайцы».

воспитатель; учитель-дефектолог

    В        течение        года

- Развитие длительного речевого выдоха

(приложение 5)

Дыхательная гимнастика:

- «Резинка», «Лягушонок», «Гуси-гуси», «Дровосек».

воспитатель; учитель-дефектолог

    В        течение        года

- Снятие зрительного напряжения и утомления глаз, укрепление зрительно-двигательных мышц

(приложение 6)

Комплексы упражнений  гимнастики для глаз:

«Паучок», «Филин», «Рисуем глазами», «Далеко-близко», «Поймай зайку», «Глазки отдыхают». 

воспитатель; учитель-дефектолог;

медработник

    В        течение        года

- Интеграция всех образовательных областей в НОД

(приложение 7)

- просмотр развивающих видеофильмов. 

- чтение художественной литературы.

(Приложение 8)

- Беседы: «О пользе спорта для здоровья», «Что делать, если человек заболел?», «Как люди заботятся о своем здоровье?», «Правила ухода за очками»,  «Экскурсия в кабинет охраны зрения».

-  НОД:

Для чего нужны глаза», «Ты себе не навреди, свои глазки береги», «Наши глаза».

- Экспериментальная деятельность: Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки.

- Правила бережного отношения к зрению (В картинках)
Игра «Зоркий глаз»
- Упражнения на развитие зрительного внимания «Внимательные глазки»
- Да и нет, не говорите, черное с белым берите.
- Игры на развитие тактильных чувств.

- Художественное творчество (рисование)  «Я здоровье берегу и здоровым быть хочу».

воспитатель; учитель-дефектолог

    В        течение        года.

Художественно –эстетическое развитие: «Азбука здоровья» (смешарики), «Сестрички – вредные привычки. «Я расту» А. Барто,

«Мойдодыр» К. Чуковский.

воспитатель; учитель-дефектолог

В       

течение        года

2.  Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

- информационный стенд медицинского работника.

(приложение 9)

«Профилактика  зрительных нарушений», «Как выбрать очки и правильно с ними обращаться» (советы врача  - офтальмолога», «Запрещенные физические упражнения для детей дошкольного возраста».

медработники

В течение года

- Консультации, беседы по вопросам здоровьесбережения.

(приложение 10)

 «Режим дня», «Дыхательная зарядка для часто болеющих детей (развитие речевого дыхания)», «Значение развития осязания имелкой моторики у детей имеющих нарушения зрения»

воспитатель; учитель-дефектолог

В течение года

- Папки передвижки                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           (наглядная агитация -  стенды, выставки, памятки).

(приложение 11)

«Советы тифлопедагога (упражнения для снятия зрительного утомления), «Гигиена и уход за очками», Телевизор и дети», «Какие упражнения и задания способствуют улучшению зрения?»,

«Комплексы упражнений для органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры».

воспитатель; учитель-дефектолог

В течение года

3.  Здоровьесбережение в работе с педагогами

- Разработка и проведение цикла обучающих семинаров для воспитателей.

«Взаимодействие в работе воспитателей и учителя - дефектолога в основе здоровьесбережения у детей дошкольного возраста».

учитель-дефектолог

октябрь

- Консультации.

(приложение 12)

«Признаки утомляемости ребенка дошкольника», «Как научить ребенка видеть»,

«Профилактика нарушения зрения у детей», «Играя - лечимся».

учитель-дефектолог

В течение года

- Вовлечение педагогов в проектную деятельность.

 - Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.

 - Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта.

воспитатель; учитель-дефектолог

В течение года

Заключительный  этап

- Проведение круглого стола с привлечением педагогов и родителей.

проведение круглого стола.

воспитатель; учитель-дефектолог;

родители

май

- Обобщение опыта

- проведение семинара для педагогов ДОУ по обмену опытом работы по разделу «Здоровье детей»

- публикация проекта в печатные издания.

воспитатель; учитель-дефектолог;

медработник

июнь

июль –

август

- Проведение мониторинга детей для оценки результативности

работы по проекту.

(приложение 13)

- анкетирование  

воспитатель; учитель-дефектолог

май

- Создание стимула у родителей для дальнейшего участия в проекте.

- оформление выставки для родителей «По страницам проекта».

- награждение грамотами родителей - активных участников проекта.

- оформление альбома – отзыва мнений родителей о проведении проекта.

воспитатель; учитель-дефектолог;

родители

май –

август

Ожидаемые результаты:

  1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния детей с нарушением зрения;
  2. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников с нарушением зрения;
  3. Совершенствование навыков самостоятельности;
  4. Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.

Оценка качества проекта:

 Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Все эти задачи педагоги будут  решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В связи с этим интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ становится обязательным условиям для дальнейшего обучения дошкольников и повышения уровня знаний, умений и навыков. Эффективность мероприятий, проводимых с детьми, будет проанализирована из данных мониторинга, анкетирование родителей дошкольников. Степень заинтересованности педагогов в данной проблеме будет отслеживаться через их участие в семинарах, повышение компетентности по данному вопросу, оформлении и предоставление материалов по оздоровлению детей. Направление на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников, обрели компетентность по данной теме.

Ресурсы

Оборудование

Стоимость (руб.)

Имеющиеся в наличии (шт.)

Необходимые

Ноутбук

26000

1

0

Видеокамера для съемки

11000

1

0

Колонки

500

2

0

Принтер

6200

1

0

Канцтовары

1100

0

1100

Дидактические пособия и литература

3000

0

3000

Печать фотографий

8

10

80

Призы и грамоты для активных участников проекта

20

15

300

ИТОГО:

47828

4480

Итого:

52308

Перспектива проекта:

  1. Внедрение в образовательный процесс новых  технологий по здоровьесбережению.
  2. Тесное сотрудничество с родителями в целях сохранения и укрепления здоровья детей и обучения активному здоровому образу жизни в кругу семьи.
  3.  Трансляция проекта на методическом объединении города и создание методических рекомендаций и сценария праздника для педагогов других ДОУ.
  4.  Подготовка материалов для публикации на сайте ДОУ.

Выводы:

Важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья детей с нарушением зрения;

Для создания здоровьесберегающей образовательной  среды необходим системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятельности;

Для построения реальной здоровьесберегающей образовательной  среды необходимо активное взаимодействие всех участников проекта с учетом интереса всех заинтересованных сторон.

Разработанный практический материал может быть эффективно использован дошкольными учреждениями, работающими по данному направлению с детьми с нарушением зрения.

В целом проект  имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию личности ребенка, но и даст толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем. 

Литература:

  1. Нормативно-правовые документы:

Закон РФ « Об образовании»

Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ от 2.12.2014г

Приказ Министерства образования науки РФ от 17октября 2013г №1155 «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»

Федеральный закон от 26.05.2012г.№273-ФЗ «Об образовании а Российской Федерации» СанПиН от 15.05.2013 N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

  1. Аветисов Э. С.. "Охрана зрения у детей".  - Издательство "Медицина", 1975.
  2. Базарный В. Ф. «Зрение у детей». Проблемы развития. -Новосибирск: Наука,1991. 54 с.
  3. Волошина Л.  Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание. 2004г.
  4. Глушкова Е. К. "Береги зрение". - Издательство "Медицина", 1987
  5. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии». – М.: ВАКО, 2007.
  6. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
  7. Коновалова Н.Г. «Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного возраста» - Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
  8. 10. Горбушкина С.Б. «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». Детство – Пресс. Санкт-Петербург, 2014
  9.  Чевычелова Е.А. «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет». Издательство «Учитель». Волгоград 2012
  10. Орлова Н. «Ребятишкам про глаза» детская литература. Новосибирск, 2003
  11. Смирнова И.Ю. «Тайна Страны хорошего зрения» детская литература. Новосибирск, 2004
  12. Журнал «Здоровье дошкольников»

1/2009, 2/2009 ,1/2011 ,1/2008 ,3/2008 ,4/20010 ,3/2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".

Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» «Дышите на здоровье!»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29247202","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29247232","attributes":{"alt":"","class"...

Инновационный проект " Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи."

Х городской конкурс проектов "Инновации в образовании" посвященный 125- летию г.Новосибирска номинация "Обеспечение процесса реализации ФГОС"...