Кружковая работа «Маленький оркестр» с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.
материал

Корчагина Любовь Евгеньевна

Актуальность проблемы включения детей с особыми возможностями здоровья с нарушением зрения в программу кружковой работы «Маленький оркестр» обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать реабилитации и социализации.

Многие дети с нарушением зрения демонстрируют настолько выраженные проблемы в развитии, что даже программа младшей группы детского сада оказывается для них неприемлемой. Особая специфика игры на музыкальных инструментах состоит в следующем: один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети смогли его усвоить в своём индивидуальном темпе, и постепенно начали присоединяться к общему исполнению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая работа «Маленький оркестр» с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Музыкальный руководитель: Корчагина Л.Е.

Актуальность проблемы включения детей с особыми возможностями здоровья с нарушением зрения в программу кружковой работы «Маленький оркестр» обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать реабилитации и социализации.

Многие дети с нарушением зрения демонстрируют настолько выраженные проблемы в развитии, что даже программа младшей группы детского сада оказывается для них неприемлемой. Особая специфика игры на музыкальных инструментах состоит в следующем: один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети смогли его усвоить в своём индивидуальном темпе, и постепенно начали присоединяться к общему исполнению.

Цель кружка «Маленький оркестр» - помочь детям дошкольного возраста с нарушением зрения войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении: создать устойчивую модель удовлетворения этой потребности с помощью музыки.

Задачи - развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления.

Также были поставлены и коррекционные задачи для достижения положительных результатов.

Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания детей о музыкальных инструментах;
- учить играть на различных детских инструментах индивидуально и в ансамбле;
- обогащать словарь детей по теме «Музыкальные инструменты».
        Коррекционно-воспитательные:
- прививать интерес и любовь к музыке;
- воспитывать коммуникативные навыки детей в совместном творчестве;
- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
        Коррекционные-развивающие:
- развивать чувство ритма;
- развивать основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции);
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- развивать координацию движения рук, пальцев при игре на бубне, барабане, металлофоне, маракасах и других инструментах;
- развивать фонематический и музыкально-ритмический слух;
- развивать дыхание.

Методы и приёмы, используемые в работе:
- наглядно-слуховой (слушание записи, исполнение песни, игра на музыкальном инструменте);
- наглядно-зрительный (показ игрушек и ярких картинок с изображением инструментов, ритмических схем);
- совместные действия ребёнка с взрослым;
- подражание действиям взрослого;
- жестовая инструкция;
- собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.


       Значение кружковой работы заключается в том, что эти занятия в «Маленьком оркестре» у детей
 с нарушением зрения направлены на создание условий эмоционального комфорта. Опыт работы показывает, что на таких занятиях необходимо концентрировать внимание ребенка на самом себе: на координации движений, на максимальном снятии зажатости рук и ног. Очень важна правильная организация внимания ребенка, темп занятия (быстро - не поймет, медленно устанет).

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка.

Индивидуальное или коллективное музицирование используем на каждом занятии кружка:

  • Обыгрывание дидактических игр (компьютерных) («Веселый оркестр», «Колобок», «Колокольчики»);
  • В играх («Игра со звоночками» Ю. Рожавской, «Ты катись, весёлый бубен»);
  • Пении («Ложкари» русские народные мелодии, «Наш оркестр» М. Картушиной),
  • Танцах («Пляска с ложками» М. Могучевой, «Пляска с бубнами») и инсценировках («Лесные музыканты», «Петрушкины игрушки»).

Тем самым, постоянно активизируя внимание, самостоятельность, творческую и познавательную инициативу детей, создавая ситуации эмоционального интереса.

Музыка, исполняемая самими детьми, звучит на детских утренниках, праздниках и развлечениях, участвуем в городских и республиканских конкурсах.

С этой целью в детском саду собрана большая и разнообразная коллекция детских музыкальных инструментов – ударные (бубны, погремушки, барабаны, треугольники); духовые (дудки, свистульки, свирели); мелодические (металлофоны); русские народные (ложки (одинарные, двойные, тройные, ложки-веер с бубенчиками), трещотки, бубенцы (на кольце, на палочке); народные (маракасы, кастаньеты, румбы). Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к элементарному музицированию всех, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.

В работе по обучению игре на музыкальных инструментах используем учебное пособие Н. А. Ветлугиной «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», методическое пособие Н. А. Ветлугиной «Детский оркестр», С. Бублей «Детский оркестр». В нашем детском саду используется наиболее простой, доступный из всех видов оркестра – шумовой оркестр.

Одна из разновидностей шумового оркестра – ансамбль ложкарей.
На занятиях кружка закрепляем навыки игры на детских музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Дети сначала проговаривают текст, затем прохлопывают ритмический рисунок и лишь потом воспроизводят его на музыкальных инструментах.

 После того как дети освоят простые навыки исполнения на музыкальных инструментах. Вводим схематическое обозначение инструментов и ритмического рисунка, что позволяет усложнить исполнительские навыки в работе в оркестре.

Способы размещения участников детского оркестра

Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Результатами нашей работы является:

  1. Участие во II республиканском фестивале казачьих песен и плясок «Казачий круг». Диплом участника
  2. Победители Всероссийского конкурса «Мои таланты» вокальное и музыкальное творчество, оркестр «Ми-ми-нотки» (группа Д), музицирование «Ой, Варенька». Диплом 2 место
  3. Победители IV республиканского смотра - конкурса по реализации проекта «Музыка для всех». Ансамбль «Ми-ми-нотки» (группа Д). Диплом 2 место.

Заключение

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых является элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия, а для этого воспитателю необходимо:

- создавать условия для игры на детских музыкальных инструментах;

- использовать только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты;

- не навязывать детям обучение на инструменте, не злоупотреблять чрезмерными занятиями;

- поощрять попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.

Список использованной литературы

  1. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976
  2. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте.- М., 2001
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1967
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1989
  5. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1957
  6. Ветлугина Н.А. Музыка в детском саду, вып. 1,2,3,4,5,6. - М., 1966-1967

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения....

Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".

Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....