Конспект НОД в образовательной области "Художественное творчество".Декоративное рисование "Городецкие мастера"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Забродская Наталья Юрьевна

 

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodeckie_mastera.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность детей в области «Художественное творчество» в старшей группе.

«Городецкие мастера»

Интеграция: художественное творчество, познание, художественная литература, труд, коммуникация, музыка.   

Задачи в образовательных областях:

Область «Художественное творчество»

  1. познакомить с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.
  2. формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.
  3. дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Область «Познание»

  1. развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов  ( цвет, форма, величина, расположение в пространстве) ;
  2. формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их;
  3. развивать глазомер .

Область «Художественная литература»

  1. учить запоминать потешки, частушки, пословицы.

Область «Труд»

  1. воспитывать у детей желание учавствовать в совместной трудовой деятельности;
  2. развивать умение доводить начатое дело до конца;
  3. воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

Область «Коммуникация»

-          расширять и активизировать словарный запас.

Область «Музыка»

  1. формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.

Материалы, оборудование:

Демонстрационное — таблицы с элементами городецкой росписи и характерными цветосочетаниями, рисунки — варианты узоров ;

Раздаточное — модель для раскрашивания «кухонная доска» , гуашевые краски, баночки для воды, кисточки, салфетки;

Информационные технологии: презентация «Городецкая роспись».

ТСО - аудиозапись с народной музыкой «Кольцо души-девицы», «Из-за горочки туманик выходил», «Я на горку шла».  

   

Словарная работа: коромысло, прялка, корыто, ставни, теневка, оживка.

Методы и приемы:

-      Словесный метод ( беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, пояснение, напоминание, совет, поощрение, уточнение приемов последовательности изображения).

-        Наглядный метод ( рассматривание картин и книжных иллюстраций, показ образца,  прием показа способов изображения).

  1. Игровой метод (ярмарка)

                                             Ход образовательной деятельности

Воспитатель: На берегу реки Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его князь Юрий Долгорйкий, как сторожевую крепость. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам — конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

     Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки. Корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.  

Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

    Со временем мастера стали расписывать посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.  

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

Чудо — роспись Городца!

              Л. Куликова

     Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны — это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в городецкой росписи.

       Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом поэтапной росписи).

   В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила:

  1. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
  2. Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски- бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
  3. Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Воспитатель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Дети: Подмастерья.

Воспитатель: Так вот вы — ученики- подмастерья. Начнем!

    В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

Воспитатель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Дети: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Дети: Розан, купавка, ромашка.

Воспитатель: На каких изделиях выполняется роспись?

Дети: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах,шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).  

 

В конце занятия устраивается ярмарка, которая сопровождается звучанием веселой народной музыки и игрой на деревянных ложках.  Вместе с ребятами мы отмечаем лучшие работы. Все дети заслуживают похвалы, воспитатель выделяет в игрушках то, что лучше всего удалось.                                                                                                                                              -   Молодцы, ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились городецкие мастера!

«Глазам — радость, душе — отрада!»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование "Городецкие мастера"

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Городецкие мастера"...

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию городецкой росписью «Чудо – мастера» (из педагогического опыта)

Задачи.-продолжать знакомить детей с элементами городецкой росписи, её   колоритом, особенностями-продолжать упражнять в рисовании городецких цветов (ромашки, розаны)- учить самостоятельно в...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию «Укрась юбку дымковской барышни» (Средняя группа)...

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы Тема: «Городецкие узоры»

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы...

Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию "Дымковские мастера" для детей среднего дошкольного возраста

Материал включает в себя практический материал по декоративному рисованию, который может быть использован вопитателями в своей работе....

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование. Городецкая роспись деревянной доски»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование. Городецкая роспись деревянной доски»...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему «Городецкая роспись деревянной доски»

Цель: продолжать знакомство детей с городецкой росписью, её колоритом, основными элементами узора.Задачи:Обучающие:Побуждать самостоятельно, придумывать узор по мотивам городецкой росписи, з...