Нетрадиционные техники рисования с детьми
методическая разработка (рисование, старшая группа) по теме

Анфимова Надежда Гельевна

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации на изостудии "Веселая кисточка".   

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации на изостудии «Веселая кисточка».     

Руководитель изостудии: Анфимова Н.Г. – 

воспитатель 1 кат. 

                                                      …Это правда! Ну чего же тут скрывать?

                                                       Дети любят, очень любят рисовать!

                                                       На бумаге, на асфальте, на стене

                                                      И в трамвае на окне…

                                                                                               Э. Успенский.

       Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что–то красивое, необычное. Манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения - это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Разнообразные нетрадиционные техники рисования: раздувание краски, монотипия, печать листьев, кляксография, рисование ладошкой, расчесывание краски и т. д., помогут всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное «Я». 

Техника «Печать листьев». 

                                                               …Осень длинной тонкой кистью 

                                                                   Перекрашивает листья. 

                                                                   Красный, желтый, золотой – 

                                                                  Как хорош ты лист цветной. 

Материал для занятия: 

* Альбомный тонированный лист. 

* Высушенные осенние листочки. 

* Набор гуашевых красок. Кисть. 

*Альбомный лист (для покраски листьев). 

* Стаканчик с водой. 

* Салфетка. 

Практическая часть: 

1.Взять высушенный листик, покрыть его краской при помощи кисти, на листочке можно оставлять пустые места, но при этом не забывать окрашивать его края. Делать это лучше на отдельном листе бумаги. 

2.Окрашенной стороной положить листик, держась за черенок, на тонированный альбомный лист и плотно прижать к бумаге. 

3.Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его. 

4. Следующий листочек можно покрасить разными цветами и отпечатать в другом месте композиции. Можно повторно использовать уже окрашенный листик, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок. 

5.Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы. 

Техника «Монотипия» 

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади. 

                                                     …В лужах – картинки: на первой – дом. 

                                                     Как настоящий, только вверх дном. 

                                                        Вторая картинка – небо на ней. 

                                                       Как настоящее, даже синей. 

                                                       Третья картинка – ветка на ней. 

                                                         Как настоящая, но зеленей… 

                                                                                                  В. Берестов. 

Материал для занятия: 

* Фотоиллюстрация с пейзажем, отраженным в озере. 

* Альбомный лист, с готовой линией сгиба по горизонтали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя – синим (вода). 

* Акварель, кисть. 

* Стакан с водой. 

* Салфетка. 

Практическая часть: 

1.В верхней части листа голубого цвета поэтапно нарисовать акварелью объекты пейзажа: горы, дом, деревья, солнце, облака и т.д. 

2.После изображения каждого объекта сложить лист по линии сгиба и прогладить рукой, чтобы получился отпечаток на нижней части листа. 

3.После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение в воде. Отражение на водной глади вновь прокрашивать не нужно, оно остается слега размытым. 

4.Если дети хорошо владеют данной техникой, то можно предложить усложнить рисунок, сложив лист на три равные части по вертикали, тогда еще получится отражение объектов, которые находятся на водной глади водоема, например лодки с парусом. 

Предварительная работа: 

* Индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркале»: детям предлагается ряд иллюстраций и зеркало по размеру картинки, которое ставится на ее нижний край. Педагог задает ряд вопросов: 

- Что ты видишь в зеркале? 

- Похоже ли изображение на иллюстрации на картинку в зеркале? 

- А чем они отличаются? 

- Что это вам напоминает? (Отражение в воде.) 

* Наблюдения на прогулке за отражением предметов в лужах после дождя. 

Техника «Рисование ладошкой». 

                                                     …Ладошку краской я покрашу 

                                                         И к бумаге приложу, 

                                                       Пририсую шею, крылья - 

                                                         Лебедь по воде поплыл… 

Материал для занятия: 

* Альбомный лист, наполовину тонированный голубой и           наполовину синей краской. 

* Гуашь, кисть. 

* Стаканчик с водой. 

* Салфетка. 

Практическая часть: 

1.На линии горизонта нарисовать траву с камышами. 

2.В небе нарисовать солнце, облака. 

3.Ладошку с внутренней стороны быстрыми движениями кисти намазать белой гуашью и приложить к синей части листа, оттопырив кверху палец, и нажать сверху другой ладошкой. 

4.Пририсовать шею, голову, крылья – получится лебедь. 

Техника «Расчесывание краски  и   рисование манкой». 

Этот прием рисования, при котором стеком или вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней волнистые линии. Это придает объем рисунку. 

                                                               …Лето…Лето…Лето. 

                                                                 Какого оно цвета? 

                                                                Ну – ка скажи, ну – ка опиши! 

                                                                Синего, синего, как ручеек, 

                                                                 Желтого, желтого, как песок… 

  

Материал для занятия: 

* Альбомный лист. 

* Набор гуашевых красок. 

* Кисть №1, кисть №4. 

* Стека с зубчиками или пластмассовая вилка. 

* Манка. 

* Простой карандаш. 

Практическая часть: 

1.На листе сначала делается набросок: вдалеке море, впереди песочный пляж, пальма. 

2.Закрашиваем большой кистью синее море и, пока краска не успела высохнуть, проводим по ней стеком или вилкой волнистые линии. 

3. Закрашиваем желтой краской песок и по мокрой краске сыпем манку. 

4. Раскрашиваем пальму и другие мелкие детали на пляже. В море можно нарисовать плавающих людей. 

  

Техника «Рисование солью». 

Эта техника похожа на технику «Рисование манкой». 

Материал для занятия: 

* Альбомный лист. 

* Гуашь, кисть. 

* Соль. 

Практическая часть: 

1.Нарисовать рисунок. 

2.Поверх белой влажной краски посыпать соль: соль впитает в себя краску и приобретет необычную объемную структуру, станет похожа на настоящий снег. 

Этой техникой можно нарисовать «Зимний лес», «Зимний город», «Деда Мороза». 

Техника «Раздувание краски». 

Данная техника помогает освоить детям новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем нанесения пятна краски и воздействия на него посредством выдувания рисунка, что дает случайный, непредсказуемый эффект. Эта техника тренирует дыхание, развивает воображение, фантазию. 

Материал для занятия: 

*Альбомный лист. 

*Набор гуашевых красок, кисть. 

*Трубочка для коктейля. 

Практическая часть: 

1.Кистью нарисовать ствол дерева и крупные ветки. 

2.На ветку поставить пятнышко краски, нижний конец трубочки направить в середину пятна и, не прижимая трубочку к пятну, с усилием раздуть краску (лист можно поворачивать в разных направлениях). Нанести следующее пятнышко и также раздуть. Получиться много тоненьких веточек. 

3.Дополнить композицию можно изображением ежей, которые рисуются также раздуванием краски. 

4.Способом раздувания краски можно нарисовать солнышко, облачка, листья на деревьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная техника рисования с детьми 2-3 лет. «Рисование ладошками».

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?      Дети любят, очень любят рисовать!        На бумаге, на асфальте, на стене           И в тра...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Морское путешествие" (рисование ладошками)

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Морское путешествие" (рисование ладошками)...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Новогодняя елочка" (рисование по-мокрому)

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Новогодняя елочка" (рисование по-мокрому)...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возрас...

Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.

Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....