Главные вкладки

    Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
    методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме

       Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрадиционными техниками в целях развития их художественно-творческих способностей. Все мероприятия апробированны и внедрены в практику. Методическая разработка адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, преподавателям изостудий, студентам, а так же всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_avtosohranennyy.docx204.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аннотация.

         Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрадиционными техниками в целях развития их художественно-творческих способностей. Все мероприятия апробированы и внедрены в практику. Методическая разработка адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, преподавателям изостудий, студентам, а так же всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста.


    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………………………………………………………........4

    Глава 1. Характеристика раздела...............................................................................................6

    1.1. Цель и задачи  выбранной темы……………………………………………………………………......6

    1.2. Содержание раздела основной образовательной программы по художественному творчеству для детей среднего дошкольного возраста ………………………………....7

    1.3. Итоги освоения содержания образовательной области……………………………….......9

    1.4. Интеграция с другими образовательными областями………………………………….....10

    Глава 2. Практическая часть.......................................................................................................12

    2.1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования…………………………………………………………………………12

    2.2. Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………....14

    2.3. Предметно-развивающая среда художественно-эстетического развития и воспитания детей.................................................................................................................17

    2.4. Формы организации образовательного процесса…………………………………………….19

    2.5. Рекомендации по рисованию с использованием нетрадиционных техник..…..20

    2.6.Взаимодействие с родителями ………………………………………......................................21

    2.7. Диагностика…………………………………………………………………………………………………..…....22

    Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………....25

    Список используемой литературы…………………………………………………………………………………….....26

    Приложение № 1…………………………………………………………………………………………………………………...28

    Приложение № 2…………………………………………………………………………………………………………………...39

    Введение

         Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

         В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым влечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

         Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

         Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в процессе образовательной деятельности привели к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, пришли к выводу, что использование на образовательной деятельности по художественному творчеству нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей.

         Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

    Проведение образовательной деятельности  с использованием нетрадиционных техник:

    1. способствует снятию детских страхов;
    2. развивает уверенность в своих силах;
    3. развивает пространственное мышление;
    4. учит детей свободно выражать свой замысел;
    5. побуждает детей к творческим поискам и решениям;
    6. учит детей работать с разнообразным материалом;
    7. развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;
    8. развивает мелкую моторику рук;
    9. развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;
    10. во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

    Глава 1. Характеристика раздела

    1. Цель и задачи выбранной темы

         Приступая к работе по составлению методической разработки, была поставлена цель – использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

         В связи с этим были поставлены следующие задачи:

    1. создать предметно-развивающую среду в соответствии с федеральными государственными требованиями;
    1. осуществлять взаимодействие с родителями;
    2. составить перспективный план работы с детьми 4-5 лет в соответствии с федеральными государственными требованиями.

         Работу начали с изучения раздела по образовательной области «Художественное творчество» в основной общеобразовательной программе по федеральным государственным требованиям.

    1. Содержание раздела основной образовательной программы по художественному творчеству для среднего дошкольного возраста

         Средний дошкольный возраст охватывает 4 и 5 годы жизни. За этот период ребенок интенсивно развивается и умственно, и физически. В этом возрасте много внимания уделяется развитию творческих способностей детей.

         Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания  и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

         Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребенка эстетическим опытом. Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами (эстетическими эталонами), которые ребенок присваивает так же, как всю духовную культуру (Л.С. Выготский), и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие творческих способностей проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного (обобщенного) образа адекватными выразительными средствами.

         Основная общеобразовательная программа ставит перед педагогом определенные задачи воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста при приобщении к изобразительному искусству и развитию продуктивной деятельности и детского творчества:

    1. воспитывать эмоционально-эстетические чувства, умение откликаться на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы;
    2. формировать образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умение изображать их в собственной деятельности;
    3. развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом;
    4. формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности (развитие изобразительно-выразительных умений, освоение изобразительных техник, формирование технических умений);
    5. поощрять желание детей воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в собственной изобразительной деятельности.

         В средней группе реализуются следующие задачи в рисовании:

    1. учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет;
    2. помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест;
    3. учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров);
    4. варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.

         Задачи в рисовании с использованием нетрадиционных техник:

    1. познакомить детей с различными техниками рисования;
    2. учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования;
    3. научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;
    4. познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием;
    5. формировать у детей умение предварительно продумывать содержание образа, способов и последовательности его воплощения;
    6. стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

    1. Итоги освоения содержания образовательной области
    1. Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
    2. Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике, близкой опыту детей).
    3. Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года.
    4. В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму), соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
    5. В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.
    6. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, рисовании, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
    7. При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

    1. Интеграция с другими образовательными областями

         При организации образовательной деятельности детей целесообразно использовать интегрированный подход, который позволяет обеспечить единство воспитательных и развивающих задач, строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей, спецификой и возможностями основных направлений развития ребенка.

         Интеграция способствует формированию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетическому развитию. Использование интегративных подходов позволяет обогащать впечатления детей, углублять  и разнообразить содержание детского творчества, опираясь на взаимосвязь искусства и детской художественной деятельности. Эта взаимосвязь повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка.

         Интеграция формирует у детей более глубокие и разносторонние знания, целостное представление о мире и о взаимосвязи всех его составляющих. Интегративный подход предотвращает перегрузки детей, высвобождает время для самостоятельной деятельности. Дети с увлечением знакомятся с художественно-изобразительными и музыкальными произведениями разных жанров, направлений, стилей, эпох, свободно воплощают полученные знания в своем творчестве.

         При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями:

    1. «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи;
    2.  «Познание» - сенсорное развитие,  формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений;
    3.  «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и художественного вкуса;
    4.  «Физическая культура» - развитие мелкой и крупной моторики, использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, двигательных заданий, формирование правильной осанки;
    5.  «Музыка» - использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
    6.  «Труд» - формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности;
    7. «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности;
    8. «Здоровье» - цветотерапия, формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни при изображении на темы здоровья. Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук;
    9. «Социализация» - формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослых – ребенка».

         Интеграция с данными образовательными областями позволяет избежать повторяемости информации и аналогичности.

         Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приемами особенности бумаги, красок, восковых мелков, ткани, природного материала.

    Глава 2. Практическая часть

    2.1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования

         Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. Наиболее эффективное средство для развития творческих способностей ребенка в детском саду – это изобразительная деятельность. Применение педагогом техник нетрадиционного рисования при организации деятельности с детьми позволяет маленькому художнику отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу деятельности, вселяют уверенность ребенка в своих силах. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

         Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

    1. ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.);
    2. мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
    3. психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
    4. тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
    5. познавательного интереса.

         Для развития художественного творчества необходимы определенные условия:

    1. опыт художественных впечатлений образов искусства;
    2. некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
    3. система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
    4. создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение;
    5. материально-обогащенная предметно-развивающая среда.

         Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, Л. Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития  творческих способностей детей:

    1. раннее всестороннее развитие малыша;
    2. создание обстановки, опережающей развитие детей;
    3. творческий процесс, требующий максимального напряжения сил;
    4. предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности,  в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.;
    5. ненавязчивая, доброжелательная помощь взрослых;
    6. теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

    2.2. Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

         В детском саду изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Каждый из этих видов деятельности имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением». Поэтому очень важно использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности дошкольников.

         В рисовании с детьми среднего дошкольного возраста активно используются следующие нетрадиционные техники с обязательным дорисовыванием частей и элементов:

    1. рисование пальчиками («Украсим наш детский сад цветами», «Снеговик», «Мимоза для мамы»);
    2. рисование ладошкой («Осень»);
    3. тычок жесткой полусухой кистью («Украсим наш детский сад цветами», «Пушистый котенок», «Медвежонок»);
    4. рисование поролоном («Украсим наш детский сад цветами», «Пушистый котенок», «Медвежонок», «Снеговик», «Моя любимая чашка», «Матрешка», «Одуванчики»);
    5. оттиск смятой бумагой («Осень», «Снеговик»);
    6. оттиск печаткой из картофеля («Снеговик», «Моя любимая чашка», «Матрешка»);
    7. рисование ватными палочками («Моя любимая чашка», «Мимоза для мамы», «Матрешка», «Одуванчики»).
    1. Рисование пальчиками.

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

        Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

        Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    1. Рисование ладошкой.

        Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт.

    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

         Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    1. Тычок жесткой полусухой кистью.

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

         Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

         Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    1. Рисование поролоном.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

         Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу), плотная бумага любого цвета и размера.

         Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

    1. Оттиск смятой бумагой.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

         Материалы: блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

         Способ получения изображения: ребенок опускает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

    1. Оттиск печаткой из картофеля.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

         Материалы: блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

         Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из картофеля в блюдце с мисочкой и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и блюдце, и печатка.

    1. Рисование ватными палочками.

         Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

         Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, ватные палочки.

         Способ получения изображения: ребенок набирает гуашь на ватную палочку и наносит изображение на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и ватная палочка.


    2.3. Предметно-развивающая среда художественно-эстетического развития и воспитания детей

         В группе детского сада создан уголок изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный уголок объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Материалы уголка, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми.     В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Это  достигается установкой ленточных столов. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре искусства по мере необходимости.

         Для демонстрации детских работ имеется «Стена успеха». Она расположена непосредственно в групповой комнате и скрыта от родителей. Данная стена оформляется рисунками детей в рамочках.

         Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы, что важно в среднем дошкольном возрасте.

    Важным для детей среднего дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек». Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.

         Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое  содержание какой-либо темы.

    2.4. Формы организации образовательного процесса.

    1. Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация.

    2.  Непосредственная образовательная деятельность:  изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.

    3. Образовательная деятельность в режимных моментах: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.

    4. Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественному творчеству».

    5. Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и воспитанников, оформление группового помещения к праздникам, открытые мероприятия.

         Наблюдая за детьми, можно прийти к выводу, что ребенку не всегда интересно рисовать на заданную тему. Поэтому следует предоставить ему свободу выбора. Нетрадиционные техники рисования предоставляют ребенку возможность самому выбрать, чем рисовать, как рисовать и что нарисовать. В процессе такой деятельности получаются фантастические силуэты, которые ребенок с увлечением дополняет, заканчивает. Нетрадиционное рисование – это возможность выбора. У детей активно развиваются фантазия, мышления. Ребенок заинтересован данным видом деятельности. Поэтому можно сделать вывод, средствами нетрадиционного рисования активно развиваются творческие способности.

    2.5. Рекомендации по рисованию с использованием нетрадиционных техник

         Рекомендации по организации работы в нетрадиционных техниках:

    1. во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотную бумагу;
    2. для повышения интереса детей к данному виду деятельности рекомендуется использовать несколько цветов краски;
    3. благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей;
    4. условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству;
    5. чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации.

    2.6. Взаимодействие с родителями

         Родители принимают активное участие в жизни детей в стенах детского сада, уделяют большое внимание развитию творческих способностей, прислушиваются к советам воспитателей.

         Воспитатели проводят родительские собрания, консультации (индивидуальные и подгрупповые), выставляют информацию в родительский уголок, проводят анкетирование родителей, предоставляют родителям возможность присутствовать на образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей.

        Родители, в свою очередь, помогают в развитии интереса ребенка к искусству, приобщении к различным видам художественной деятельности, стараются создать дома среду, стимулирующую детскую художественную деятельность.

         Воспитатели и родители постоянно взаимодействуют. Варианты совместных творческих дел:

    1. создание рисунков и рассказов («Мы на отдыхе», «Моя елка», «Как я ходил в зоопарк»);
    2. иллюстрирование любимых книг («Гуси-лебеди»; «Заюшкина избушка», «Два жадных медвежонка»);
    3. описание семейного досуга («Как я провел выходные», «Я в зоопарке», «На катке»);
    4. разработка методических рекомендаций в помощь родителям;
    5. организация и проведение совместных детско-родительских праздников (утренники, чаепития).

         Родители помогают в оформлении групповой комнаты, пополнении предметно-развивающей среды, принимают активное участие в организации выставок («Поделки из природного материала», «Идет волшебница Зима», «Руки не для скуки»).

    2.7. Диагностика

         Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. Диагностика проводится на основе методики, предложенной авторским коллективом под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

    Диагностическое обследование необходимо для того, чтобы выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка. Без подобного обследования трудно оценить степень готовности каждого ребенка к обучению в его возрастной группе. Обследование носит диагностически-развивающий характер. Если у детей при выполнении задания возникают некоторые трудности, предлагаем им разнообразные виды помощи. Например, с помощью вопросов, замечаний, указаний организуем рассматривание предметов и иллюстраций по теме, напоминаем о сравнении с натурой, уточняем характер формы, деталей, способы изображения. При необходимости используем частичный показ способа изображения. Все виды помощи должны стимулировать детей к поиску самостоятельного решения поставленной задачи. Если ребенок затрудняется в обследовании предмета, предлагаем ему план обследования. Задавая вопросы, направляем внимание ребенка на самостоятельное, зрительное обследование предметов, выбор материала и наиболее эффективного способа изображения.

    Требования к уровню подготовки.

         Ребенок должен уметь отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Уметь правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом. Уметь сочетать некоторые материалы.

    Уровни усвоения программы:

    Уровни развития

    Качественные характеристики

    Высокий уровень

    Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

    Средний уровень

    Ребенок нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

    Низкий уровень

    Ребенок нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.

    Диагностическая карта.

    № п/п

    Шифр ребенка

    Увлеченность темой и техникой

    Способность создавать художественный образ

    Средства выразительности

    Способность рационально применять техники

    Владение техникой изображения

    Проявление самостоятельности

    Желание экспериментировать

    Диагностика на начальном этапе:

    Уровни развития детей средней группы

    Количество детей

    Высокий

    2

    Средний

    10

    Низкий

    11

    Диагностика в конце учебного года:

    Уровни развития детей средней группы

    Количество детей

    Высокий

    8

    Средний

    12

    Низкий

    3

    Заключение

         Реализуя поставленные цель и задачи, пришли к выводу, что рисование нетрадиционными техниками эффективно влияет на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения.

         Были изучены различные нетрадиционные техники рисования, разработаны рекомендации по организации работ, перспективное планирование, конспекты образовательной деятельности, консультации для родителей.

         Рисование нетрадиционными техниками способствует развитию творческих способностей детей, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, повышает интерес к художественной деятельности, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

         О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за всей группой. Прослеживается положительная динамика в развитии у детей творческих способностей. Повысился интерес к данному виду деятельности.

        В дальнейшей работе планируется:

    1. познакомить детей с другими нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: восковые мелки + акварель, ниткография,  пальцеграфия по трафарету, рисование зубной пастой, рисование на мокрой бумаге, декоративное рисование, оттиск листьями салата, набрызг, рисование солью, рисование ластиком, пластилинография;
    2. разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты образовательной деятельности;
    3. подготовить консультации для родителей.


    Список используемой литературы

    1. Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М.: Академия развития, 2012.
    2. Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство». – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», М.: ТЦ «Сфера», 2012.
    3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
    4. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011.
    5. Дмитриева В. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному. – М.: АСТ-Сова, 2006.
    6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
    7. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
    8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
    10. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. – М.: Академия развития, 2011.
    11. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. – М.: Содействие, 2007.
    12. Ланина И.В., Кучеева Н.В. Изобразительное искусство для малышей (4-5 лет). – М.: Ранок, 2012.
    13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»). – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
    14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
    15. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.

    Электронные ресурсы:

    1. www.niro.nnov.ru
    2. www.nsportal.ru
    3. www.lib.tr200.net
    4. www.chudopredki.ru
    5. www.maaam.ru
    6. www.doshvozrast.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

    Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

    Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

    За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

    Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Цель работы...

    Инновационный опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"

    Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: актуальность, новизна опыта, результативность....

    Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

    Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...