"Музыка и изобразительное искусство"
занимательные факты по рисованию по теме

Петрова Ольга Викторовна

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
В. А. Сухомлинский


      Ребенку надо дать возможность наиболее разносторонне выражать свои мысли и чувства: «Выражая себя, человек растет». Эти слова в полной мере относятся к такому способу самовыражения ребенка, как рисование под музыку.
      У детей недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.
Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:
" музыкального воспитания,
" изобразительной деятельности,
" театрализованной деятельности,
" ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_i_muzyka.docx26.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
В. А. Сухомлинский


     Ребенку надо дать возможность наиболее разносторонне выражать свои мысли и чувства: «Выражая себя, человек растет». Эти слова в полной мере относятся к такому способу самовыражения ребенка, как рисование под музыку.
     У детей недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.
Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:
" музыкального воспитания,
" изобразительной деятельности,
" театрализованной деятельности,
" ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
        На
музыкальных занятиях решаются в основном традиционные задачи, которые стоят перед любым дошкольным образовательным учреждением. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада. У детей развивают способность к появлению дифференцированных эмоций на разные музыкальные произведения, эмоционально реагировать на знакомые произведения. Но этого недостаточно для полноценного эстетического воспитания детей.

        На занятиях изобразительной деятельностью знакомят детей с произведениями изобразительного искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор).

Но как объединить эти два вида деятельности для развития детей? Это можно сделать, создав единый блок.

Блок  «Живопись  в  музыке»

Цель:

Дать представление о способах отражения музыки в искусстве

Тема: «Природные  мотивы»

Цель:

  1. углублять  представления детей  об  изобразительных возможностях  в  музыке
  2. различать  звукоподражание  некоторых явлений  природы  (шум  дождя, ветра   и  т.д.)
  3. углублять    представление об изобразительных  возможностях  музыки: различать  выражение    настроений, созвучных  той  или  иной  картине  природы, времени  года, дня
  4. развивать образную речь, эстетические  чувства  

Способность музыки изображать движения людей, животных, птиц, явления природы. Отражение в музыке окружающей нас действительности: явлений природы, движений и голосов птиц, зверей. Создание средствами музыкального искусства живописных картин природы .

Тема: « Мир  настроения»

Цель:

  1. дать детям  представление о  том,  что музыка разных  времен  выражает   чувства, настроения, переживания  человека
  2. развивать эмоциональную отзывчивость
  3. вызывать  сопереживание  музыки, проявления  эмоциональной  отзывчивости
  4. уметь подбирать цветовую гамму, в соответствии с характером музыки.

          Первые навыки дети получают на музыкальных занятиях. Сначала я даю детям простые задания: что ты представляешь, слушая эту музыку, какой характер у этой музыки? Когда дети усваивают произведение, я предлагаю им рассказать, как можно изобразить его на бумаге, какими красками, и предлагаю детям нарисовать свои впечатления. Детям нравится, и они сами делают небольшие зарисовки и приносят их потом в зал.

                                         

Поскольку  ведущим  видом  деятельности  дошкольников  является  игра, я в работе широко  применяю   дидактические,  ролевые, музыкальные  игры  с  пением,  творческие  задания.

Искусство и игра - две опоры в развитии творческих способностей ребенка, в настроенности на положительную эмоциональную сферу, недаром по Платону, игра - источник удовольствия и творчества. Очень интересно проходят творческие игры «Я  музыкант», «Я - художник», но для этого необходим привлекательный игровой материал:

  1. придумай  словесную  метафору  (по  принципу  «Эта музыка как...», «Музыка похожа на...», «С помощью музыки    я    как    будто    попадаю    в...»;    
  2. подбери название к собственной картине;
  3. отгадай (придумай) загадку - «ключик»  к названию музыкального произведения;
  4. придумай, на что похожи (кучевые облака, лесные пни, поваленные бурей корни деревьев...);
  5. подбери    музыку    для    озвучивания    стихотворения (можно   предложить   два   контрастных   музыкальных фрагмента);
  6. определи, «какого цвета музыка»;
  7. «нарисуй» ритм музыки различных жанров;
  8. пропой    слова,    выбранные    с    помощью    словаря;
  9. сочини песню на собственные поэтические строчки;
  10.  «оживи» свой рисунок с помощью мимико-жестового языка;
  11. создай      пластический,      хореографический      образ сказочного         персонажа         или         музыкального произведения.  

Хороший результат дают зарисовки музыки по временам года. Дети очень точно передают характер музыки цветовым решением. А помочь им может альбом П.И.Чайковского «Времена года».

    Надо признать, что возможности такой совместной деятельности безграничны и несут большой потенциал в эстетическом развитии детей. Но нельзя не признать и того, что эта работа мной с детьми ведется еще недостаточно. Есть еще над чем работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие театра, музыки и изобразительного искусства: поиск новых форм работы с дошкольниками

Материал рекомендуется для организации театрализованной деятельности дошкольников....

5 кл конспект .Что роднит музыку с изобразительным искусством.

5 кл конспект .Что роднит музыку с изобразительным искусством....

Литературно – музыкальная гостиная «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

Литературно – музыкальная гостиная «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» для детей старшего дошкольного возраста...

Музыка и изобразительное искусство

Данный материал предназначен для родителей в качестве методического пособия. Содержит  рекомендации, которые помогут в реализации и практические приложения....

Музыка и изобразительное искусство

Музыка и изобразительное искусство...