Конспект НОД по образовательной области "Художественное творчество" на тему: "Знакомство с Полхов-Майданской росписью" для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

декоративное рисование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_19.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Образовательные:

- познакомить детей с росписью Полхов - Майдана;

- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи –  веточку с листьями и ягодами.

Развивающие:

- развивать у детей эстетическое восприятие,  умение  выделять  специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные  элементы;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Предшествующая работа:

- знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические  игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.

Словарная работа: Полхов – Майдан.

Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска;  образцы  расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки;, влажные салфетки.

Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об  истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Проводится упражнение с детьми

«К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх)

К сердцу прижали, людям отдали (руки к сердцу и в стороны)

Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются).

Воспитатель:  Ребята, послушайте пословицу:  

«Красна птица перьем, а человек уменьем».

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Дети: «Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит».

                      «Хорошая работа два века живет».

(педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображением филимоновских, дымковских и городецких изделий).

Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми  видами народных промыслов. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях?

Дети: ответы (Филимоновская, Дымковская и Городецкая роспись).

Воспитатель:  Молодцы ребята.

В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?

Дети: ответы (Дымковская роспись – на  белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии, Филимоновская роспись – много  разноцветных полосочек, Городецкая  роспись - розаны, купавки, бутоны, листья).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской.

(дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов – Майданских изделий).

Воспитатель начинает свой рассказ.

      Воспитатель: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип.  Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски.  Вот  однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду.  А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись.

С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки.  И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их.  Появляются  большие розово-малиновые цветы и бутоны  шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки.  Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:

«Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется».

«Деревянный чурбачок завертелся как волчок.  Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

(воспитатель обращает внимание на изделия).

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.

Воспитатель: Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана?

Дети: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).

Воспитатель: Правильно -  синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный.

(педагог обращает внимание детей на бочонок, украшенный веточкой с листочками и ягодками. Рассматривание образца).

Воспитатель: Какие элементы росписи изображены на бочонке.

Дети: ответы

Воспитатель: Правильно веточка с листиками и ягодками.  Как расположены листики на веточке.

Дети: ответы (сверху и снизу).

Воспитатель: Какого цвета листик? Какой формы?

Дети: ответы (зеленого, овальной).

Воспитатель: А какой формы ягодки? Какого цвета?

Дети: ответы (круглой формы, красные, фиолетовые).

Воспитатель: Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками.

Возьму  самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается.  То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Теперь надо нарисовать колючки по всей веточке. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Беру кисточку потолще. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки.   Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки.

Физкультминутка.  Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два – спит цветок.

Три  - раскрыли лепесток.

Четыре  – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись.

Воспитатель: Ребята, хотите стать мастерами Полхов – Майдана и порадовать людей – расписать бочонки?

Закройте  глаза и представьте,  что вы мастера Полхов – Майдана.   1,  2,  3 – повернитесь вокруг себя. Открываем глаза,  теперь вы – мастера и мастерицы.

А теперь пройдите к столам,  будем творить чудеса (установка на правильную посадку).

Самостоятельная деятельность детей.  (Звучит тихая народная музыка).

(в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).

Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои бочонки и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный  скатертью)

Воспитатель: Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт).

Воспитатель: Какие красивые бочонки у нас получились.

Воспитатель: А какие элементы использовали в росписи бочонка?

Воспитатель: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.

1, 2, 3 – закройте  глаза и  повернитесь вокруг себя. Открываем глаза,  теперь вы – дети.

Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Дети: Полхов – Майданской.

Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов – Майданской росписи?

Дети: ответы

Воспитатель: А в заключение мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома такой красивый бочонок и положить в него что-нибудь. Играть свистулькой, любоваться и играть красивой матрешкой. И тогда всегда в душе будет радость и хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Художественное творчество (рисование) тема «Знакомство с ахроматическими цветами»

Занятие учит детей работать в нетрадиционной технике граттаж ....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием  интеграции  области «Художественная литература», «Музыка»  и  «...

Конспект НОД по образовательной области "Экспериментирование" на тему: "Знакомство со свойствами резины" для детей 5-6 лет.

Конспект НОД по образовательной области "Экспериментирование" на тему: "Знакомство со свойствами резины" для детей 5-6 лет....

Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Знакомство с родным городом Тамбовом» для детей старшей группы с использованием современных технологий

Конспект    формирует  представления детей о символике города Тамбова – флаг, герб, гимн; поможет          подвести детей к пониманию того...

"Конспект занятия с детьми средней группы на тему « Знакомство с творчеством С.В. Михалкова».

Конспект занятия по формированию знаний детей о правилах и нормах поведения в разных социальных ситуациях....

"Конспект занятия с детьми средней группы на тему « Знакомство с творчеством С.В. Михалкова».

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании ччуткого, внимательного читателя, который любит книги. Благодаря знакомству с произведениями С. Михалкова дети научатся лучше понимат взрослый мир....