Влияние знаний о пейзажной живописи и книжной графике на развитие сюжетного рисунка у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию по теме

Полященко Ирина Вячеславовна

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа - одна из важных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство.

Рисование, пожалуй, является любимым детским занятием. Процесс создания рисунка приближает ребенка к игре - в начале он просто получает удовольствие от своих действий с изобразительными материалами, но, постепенно, ребенок начинает вкладывать в рисунок конкретное содержание, создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности, свои впечатления, и выражать свое отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны для детей, но при условии успешного овладения ими. Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развития личности. Через неё ребёнок воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polyashchenko_irina_vyacheslavovna.docx153.28 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                                        МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР                                                                                                                                                                                                                                                                                      «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 46»                                                                                                                                                                  Бульварное Кольцо ул., д.24, г. Краснодар, 350089,  тел/факс 8 (861) 261-35-67                                                                                                                                               e-mail: centre46@mail.ru

Тема:  

«Влияние знаний о пейзажной живописи и книжной графике на развитие сюжетного рисунка у детей старшего дошкольного возраста»

                Автор опыта: Полященко Ирина Вячеславовна

                Воспитатель МБДОУ №46

               

г. Краснодар 2013 г.

               Технология опыта.

1  Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка.

2  Влияние пейзажной живописи на эстетичное развитие дошкольников    и развитие сюжета.

3  Алгоритм решения поставленной проблемы:

     а) условия реализации

     б)целостный подход к решению задач по развитию сюжетного                        рисунка:

-        общение с природой;

                 -        художественное слово и произведения искусства;

                 -  книжная графика  как источник развития творчества;        

                 - использование авторских разработок ;

4   Результативность опыта

5  Библиографический список.

«Искусство,        как        на    клавиатуре, разыгрывает         на рефлексах и эмоциях дивную музыку образов и через систему образов осмысливает явление жизни».

А. Толстой.

Великий французский просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерством». И эта мысль сегодня звучит на столько актуально и верно, что никто не осмелится её оспорить.

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа - одна из важных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство.

Рисование, пожалуй, является любимым детским занятием. Процесс создания рисунка приближает ребенка к игре - в начале он просто получает удовольствие от своих действий с изобразительными материалами, но, постепенно, ребенок начинает вкладывать в рисунок конкретное содержание, создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности, свои впечатления, и выражать свое отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны для детей, но при условии успешного овладения ими. Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развития личности. Через неё ребёнок воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему.

Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества таких известных ученых как Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. Б. Халезова, Т. С. Комарова, JI. Шибанова и другие, убедительно показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности, чего нельзя допустить ни в коем случае, т. к. изобразительная деятельность развивает органы чувств, и особенно зрительное впечатление,

основанное на развитии мышления, умения наблюдать, анализировать, запоминать, воспитывать волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение, знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.

Условия успешной художественно-творческой деятельности обеспечат всесторонне развитие ребенка-дошкольника, исподволь, не искусственно и не под давлением, будут способствовать подготовке детей к школе. И еще один немаловажный момент заключен в том, что занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; Кроме того, творческая деятельность выполняет для детей терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

        

Работа по эстетическому воспитанию имеет различные формы.

Основными из них является непосредственно образовательная деятельность по изобразительной и художественно-речевой деятельности, в процессе которой дети приобщаются к искусству, художественной литературе; а так же организованная художественно-творческая деятельность, где каждый ребенок может, проявить творческую инициативу, реализовать плоды своего воображения. Активные действия при освоении навыков графического изображения, при формировании умений передать ритм, цвет, симметрию и композицию усиливают процесс восприятия прекрасного. Таким образом, включение в управляемую воспитателем деятельность, само осознание ребенком того, что он сам может нарисовать интересный предмет, передать красивые цветосочетания, заполнить чистый лист красивым сюжетом - все это имеет больше преимуществ, нежели простое сочетание объектов или образцов. И, естественно, у дошкольника формируется оценочное отношение к результатам своего труда. В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них - воспроизводящий, в основе образов, действий. Это путь творчества. По своему характеру творчество и обучения своеобразны, но между ними устанавливаются тонкие взаимовлияющие связи. На каждом этапе обучения ребенка приходится отбирать все, что доступно его восприятию и воспроизведению, что будет готовить его к будущей деятельности, определять эталоны, на которые ребенок будет ориентироваться в своих действиях. Постепенно ребенок овладевает способами разного выражения и изображения в рисунке, а приобретенные навыки восприятия произведений искусства, природы подводят детей к первоначальным обобщениям. Таким образом, определяется содержание обучения, необходимый объем знаний, умений и навыков, который дети используют для художественно-образного воплощения.

Обучение не является механическим процессом передачи знаний и умений. Это двухсторонний процесс. Обучая детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, нужно учитывать то, что художественные возможности каждого ребенка индивидуальны.

Для создания положительного микроклимата важно создать наилучшие условия для каждого ребенка, и отбирая методы и приемы работы необходимо учитывать реакцию детей на них. Я стараюсь лишь побуждать ребенка к самостоятельности, осознанным художественным проявлениям вызывая положительные эмоции, т. к. только в этом случае можно рассчитывать на успех. О результатах художественного обучения я стараюсь судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно выполнил работу, но и потому, возник ли у него интерес к теме рисования, стремится ли он к самостоятельной деятельности, ощущает ли он недостатки своего исполнения, способен ли их преодолеть. При работе с детьми я руководствуюсь концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т. С. Комаровой

Принципиальные положения к руководству:

- тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор художественного материала, используемого в работе;

- создание эмоционального положительного климата для занятий художественно-творческой деятельностью;

-индивидуальный подход к детям, учет их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития возможностей изобразительной деятельности, индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;

- широкое включение выполненных детьми работ в жизнь дошкольного учреждения, создание эстетической сферы в повседневной жизни;

-бережное, уважительное отношение к детскому творчеству;

- использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми.

Следуя дидактическому принципу обучения, сюжетное рисование в большем объеме дается в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка накапливается достаточный опыт в предметном рисовании и сформированы предпосылки для усвоения более сложных форм построения композиции, продолжает развиваться детское творчество - процесс, состоящий из двух звеньев: из формирования замысла и воплощения его в рисунке.

Передача пространства в рисунке – наиболее трудная задача для дошкольника, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости. Далеко не каждому ребенку удается легко и быстро нарисовать сюжетный рисунок. При малоактивном и слабо организованном процессе  обучения дошкольники чаще всего рисуют композиции простые и скудные по замыслу, в них слабо прослеживается смысловая связь между изображенными объектами. У детей теряется интерес к рисованию как к творческому процессу познания окружающего мира. И детям эта деятельность  становится не интересна, следовательно, дети меньше стараются, блекнет характерность, образность детских изобразительных работ.

Начав работу с детьми по этому направлению, я столкнулась с проблемой отсутствия интереса к изобразительной деятельности практически у 50% детей, и, как следствие, имеющих очень слабые графические навыки. Другая часть детей проявляла интерес к рисованию, с удовольствием занимаясь в свободное время, но рисунки передавали лишь «зарождение» сюжета: фигуры изображались на листе бумаги не выражая взаимосвязи друг с другом, разнообразием и творческим подходом не отличались, чаще всего в рисунке просто повторялись пройденные темы. Заинтересовавшись данной проблемой, я выяснила, что родители практически всех детей из группы «не заинтересованных» - так называемых «домашних» детей, абсолютно не считают важным для развития своего ребенка аспекты изобразительной деятельности, выдвигая на первый план такие дисциплины ,как математика и обучение грамоте. Кроме того, многие дети не имели дома красок, альбомов, раскрасок, а у некоторых не было даже цветных карандашей.

В процессе работы я видела, что предметное рисование дается легче, а в изображении сюжета дети показывали низкие результаты. Особенно сложным для большинства оказалось воплощение композиционного компонента. Это и подтолкнуло меня сделать больший упор на данное направление изобразительной деятельности.        

Для выяснения уровня сформированности необходимых для сюжетного рисования знаний, умений и навыков, в начале учебного года мною было проведено диагностическое обследование по изобразительной деятельности по следующим параметрам:

-сформированность технических навыков и умений в деятельности;

-знание основных элементов композиции и применение их в своих рисунках;

 -понимание содержания иллюстраций, собрание значения различныхвыразительных средств иллюстраций (позы, жеста, мимики, цвета,расположения в пространстве)

-эмоциональное отношение к произведениям искусства;

-творческий характер деятельности;

-результативность и самостоятельность в достижении результата

Проведенное диагностическое обследование показало, что большинство детей группы находятся на низком уровне (средний показатель 0,8 б - 26,6%), остальные дети на среднем уровне.

По результатам обследования выяснилось:

  1. что рисование по восприятию дается детям гораздо легче, чем рисование по представлению, что и составляет основу сюжетного рисунка (как творческого процесса, а не как простого копирования образца);
  2. недостаточно сформированы основные стороны процесса рисования:

а) процесс наблюдения;

б) процесс изображения;

в) процесс передачи пространственных отношений в рисунке.

  1. недостаточен объем знаний и представлений об основных составляющих сюжетного рисования:

а)неразвит процесс эстетического восприятия:

  1. природы и произведений пейзажной живописи;
  2. художественного слова и книжной графики.

б)        не всегда четкие знания о правилах составления сюжетного рисунка.

Для того чтобы устранить все эти пробелы, были спроектированы следующие задачи:

  1. Продолжать формировать эстетическое отношение к природе; пробуждать способность наслаждаться многообразием и изяществом ее форм, красок, запахов и звуков.
  2. Осуществлять работу по знакомству детей с видами изобразительного искусства, формировать интерес к ним и способность проникаться чувствами и переживаниями, которые несет в себе произведение искусства.
  3. Дать представление о пейзаже как особом жанре живописи.
  4. Знакомить с - работами мастеров книжной графики, научить видеть красоту, понимать язык произведения, созданного по мотивам литературного произведения.        
  5. Наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа формировать простейшие представления о средствах художественной выразительности.
  1. Продолжать совершенствовать изобразительные навыки, необходимые для создания сюжетного рисунка.
  2. Обогащать словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые они могут использовать в оценках и суждениях о произведении.

Как следствие был разработан план подхода к проблеме:

а)        создание помощи для реализации поставленных задач;

б)        необходимость целостного подхода к процессу обучения;

в) дополнительные средства в развитии творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Приступая к обучению детей, провела работу по следующим направлениям:

-Был составлен алгоритм обучения сюжетному рисованию, где весь объем учебного материала представлен в виде таблицы, раскрыты все составные части обучения, начиная со 2 младшей группы.

-Затем была разработана план-программа обучения детей изобразительной деятельности, в котором были систематизированы методы и приемы ознакомления детей с пейзажной живописью и книжной графикой с предварительной и последующей работой в свободной деятельности.

-Опираясь на лексические темы, отраженные в учебном плане нашего ДОУ разработала конспекты занятий с игровой мотивацией.

-Ведется систематическая работа по оснащению предметной развивающей среды, способствующей ознакомлению детей с книжной графикой, видами пейзажа (книги, репродукции, дидактические игры, схемы, алгоритмы).

-Систематизировала подборку дидактических игр в соответствии с лексическими темами.

-Организовала работу кружка «Палитра».

-Ведется работа с родителями.

Так, где же те источники, которые питают детскую фантазию и воображение, побуждая ребенка браться за кисти и краски и отобразить на чистом листе не только и не столько предметы, сколько свое отношение к увиденному, пережитому, услышанному? Это, конечно, пейзажная живопись и сказка.

Пейзажная живопись является, пожалуй, одним из самых сложных видов изобразительного искусства. Как научить видеть все великолепие русской природы, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации? Помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа - это сложнейшая задача.         Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия произведения искусства необходим запас наблюдений, опыта, положительного отношения к окружающему. Поэтому знакомство с пейзажем начинается еще в средней группе: мы знакомим детей с видами пейзажей, развиваем интерес к пейзажной живописи, учим эмоционально откликаться на настроение и красоту картины, обобщенно знакомим со средствами выразительности, обогащаем детей сенсорными, эмоциональными, эстетическими переживаниями и терминами, развиваем образную речь.

К старшему дошкольному возрасту эти задачи плавно перетекают, но усложняются, конкретизируются. Для того, чтобы воспринять красоту природы на холсте и передать ее в рисунке, встала необходимость научить детей общаться с живой природой каждодневно: через прогулки и экскурсии, повседневные наблюдения за изменением природы и погодных условий, т. е. пробудить в ребенке способность эмоционального видения природы, сделать его восприимчивым "к красоте цвета и формы, способным замечать прекрасное и научить «видеть это прекрасное» .

Необходимо свободное неорганизованное окружение, помогающее видеть красоту природы. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы постоянно накапливать у детей эстетические впечатления, показывая им красоту всех периодов суток, состояний природы, ее стихий, учу замечать красоту в обыденной обстановке территории детского сада: прекрасные раскидистые ивы, укрывающие детей своей пышной зеленой кроной от летнего зноя, белоствольные красавицы березки, как добрые хозяюшки, встречающие их

каждое утро, или незатейливые, но по своему прекрасные клумбы, меняющие свой наряд каждое время года. Проводимые в начале прогулки «Минутки синоптиков» позволяют развивать и совершенствовать навыки детей не только в определении ярко выраженных сезонных изменений природы, но и знакомиться с промежуточными, межсезонными ее состояниями, но для того, чтобы обогатить не только впечатления зрительные и тактильные, а еще обогатить язык и душу, мы с детьми стараемся заменить такие шаблоны как «поздняя осень», «конец зимы» и т. п. поэтическими названиями, типа «Предчувствие весны» или «Нежное дыхание осени». Рассматривая объекты живой и неживой природы в различное время суток и при различной погоде, стараюсь учить детей видеть и изменение самих объектов, их освещенности, очертаний, цвета, фактурности.

В достижении этой цели помогают организованные наблюдения, где становится задача учить детей замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира. Инициаторами наблюдений часто являются сами дети, этот момент очень удобно использовать для передачи важной, интересной информации.

Организовать данное наблюдение просто: сначала заинтересовать детей интересным природным объектом, выразить свой неподдельный интерес к нему, восхищение. Только в этом случае можно получить согласие детей, а не принуждение и организовать его восприятие, затем я предоставляю возможность самостоятельно рассмотреть его; интересуюсь, понравилось или нет, что именно понравилось и что не понравилось, обмениваюсь с детьми своими впечатлениями; после этого нужно дать возможность еще раз самостоятельно рассмотреть его. Для закрепления предлагаю рассказать об увиденном другим взрослым или детям.

Время для самостоятельного обследования территории - «Время X» - когда дети ищут изменения или интересные объекты (при этом они очень активны: стремятся все увиденное потрогать, рассмотреть), а затем делятся с друзьями тем, кто больше увидел, заметил. Возможность побыть с природой наедине дает сильный эмоциональный всплеск, что обеспечивает отчетливое восприятие явлений. Здесь дети знакомятся с природой во всем ее богатстве красок, звуков, запахов и форм. Но более четко проследить связь явлений между собой позволяет планомерное наблюдение за одним и тем же уголком природы или объектом, например в разное время года, при различном состоянии погоды. Это помогает открыть детям новые колористические возможности рисунка, а организовывая наблюдение с разных точек зрения способствует поискам разных композиционных решений при его изображении.

Естественно, при однократном наблюдении даже взрослый человек, а не то, что ребенок, не способен воспринять достаточно информации об объекте. Поэтому я использую методику повторного наблюдения.

А. Твардовский писал: «Подобно музыке, ни одно из самых восхитительных и волнующих явлений природы не устанавливается нами, не входит к нам в душу с первого раза, покамест не открывается нам повторно, не становится воспоминанием».

Помимо вербальной передачи впечатлений от увиденного, предлагаю еще, и зарисовать «увиденное чудо», помещая рисунки в уголке природы в «шкатулке чудес». В этот момент у детей часто возникает вопрос «Как нарисовать?» И тогда на помощь приходит Мастер-карандаш, который бывает частым гостем и на «технических минутках» и на занятиях. Этот персонаж знакомит детей с техникой рисования, открывает детям удивительный мир произведений искусства, книжной графики. Работа с этой куклой осуществляется и на занятиях фронтально, и в вечернее время, индивидуально.

В результате этой работы дети привыкли к общению с природой, к наблюдению, рассматриванию, стали более внимательны, терпеливы, повысилась активность участия в- поисковой деятельности, у них обогатился чувственно- эмоциональный опыт, дети стали более бережно и заботливо относиться к растениям и животным, ухаживать за ними.        

Конечно, введение детей в мир природы немыслимо без использования художественной литературы и поэтического слова, где поэты и писатели дают пример чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней. По выражению В. И. Лейбсона лирика природы развивает в детях «эстетическую зоркость». Поэтическое описание природы помогает осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке. Содействуя накоплению знаний о природе, я заметила, что у детей богаче и ярче становится воображение, без которого немыслима творческая деятельность, а поэтическое слово помогает обобщить впечатления от наблюдений. При многократном повторении образов дети начинали представлять признаки предметов, которые ими раньше или не воспринимались вообще или воспринимались с большим трудом, т. е. поэтическая речь помогала детям узнать знакомый образ в новых вариациях.

На занятиях по изобразительной деятельности я использую не только непосредственные иллюстрации к тексту, но и репродукции  картин, не только как средство помогающее осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства, но и понять обратный процесс усиления изобразительных средств картин посредством художественного слова (например, в занятиях «Зеленый шум», «Как молоком облитые стоят сады вишневые»).

Впоследствии эта работа усложняется путем представления для рассматривания 2-3 иллюстраций или репродукций, отражающих сходный пейзаж, а описание усиливаю представлением двух - трех стихотворений (например, в занятии «поет зима, аукает»). На таких занятиях у детей развивается умение сравнивать пейзажи и художественное слово между собой и со своими представлениями о каком-либо природном явлении (особенно ярко это проявляется при рассматривании зимних пейзажей и нашей зимы).

Художественное слово, умело подобранное к теме занятия помогает создавать яркие, зримые образы, помогает реально представить цвет, форму, пропорции, расположение предмета в пространстве. Оно побуждает к отображению в рисунке впечатлений, обогащает сюжет.

Успех ознакомления детей с пейзажной картиной так же во многом зависит от правильного отбора конкретных произведений для детей определенного возраста.

При отборе произведений для работы я учитываю следующие принципы:

- произведения должны быть высокохудожественными по содержанию и форме выражения;

-художественные образы картин должны быть понятны детям, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта, интересов, вызывать живой отклик, ассоциации, интерес;        

-картины должны быть разнообразны по содержанию и по средствам художественной выразительности;

-учитывать принцип сезонности и краеведения;

-при подборе картин учитывается возраст детей.

 Другим важным источником вдохновения, да и, пожалуй, основным - является книга. Ведь с детской книгой человек встречается еще в раннем детстве, и она сопровождает его всю жизнь, не только даря ему знания, но и открывая богатый мир искусства книжной графики. Ведь книга - одно из первых произведений искусства, с которым ребенок знакомится - это комплекс искусства слова и искусства изображения (иллюстрации).

В подготовительной к школе группе ребенка уже не может удовлетворить изображение какого-то одного предмета, он стремится создать сюжет. И в основном на темы, наиболее близкие и понятные ему - на темы волшебных сказок или других знакомых произведений. Приучая детей, в течение всего времени работы с ними, к тому, что в рисунок нужно вкладывать много желания, стараний, я заметила их стремление уходить от схематичности, упрощенности изображений, они более требовательны к результатам своего труда, стремятся сделать рисунок богаче, интереснее, с большим количеством персонажей, более детальными прорисовками предметов. И в развитии этих творческих навыков мне помогает приобщение моих детей к миру книжной графики.

        

Не секрет, что, знакомя детей с книгой, воспитатель использует иллюстрацию как, дидактический материал, лишь подчеркивающий, разъясняющий словесный ход событий, но ведь из иллюстрации можно не только показать нравственные ориентиры силой слова, но еще совокупностью средств художественной выразительности: цветовым решением, графикой, композицией, дать простор воображению ребенка, толчок по собственному творчеству.

С этой целью я решила использовать в работе с детьми сказку - она увлекает ребенка, заставляет его жить мыслями и чувствами героев, переживать и волноваться за них. Параллельно с этим проводилась работа по знакомству детей с творчеством художников графиков.

В начале работы я столкнулась с тем, что рисунки детей имели мало творческого начала, различия в них (даже при условии использования приема частичного показа) были незначительны, часто лишь копировали образец, были статичны, а мимика героев передавалась лишь в единичных случаях. Естественно цвет имел место, но лишь выполняя декоративную функцию или передавая погоду, время года или время суток.

При рассматривании иллюстраций дети выделяли позу персонажа, ярко выраженную мимику, но не могли (в своем большинстве) понять, почему художник выбрал именно такое цветовое решение, именно так расположил персонажей, предметы на рисунке. А свое эмоциональное отношение выражали только к тем образам, которые были увидены им раньше, знакомым, описанным при работе с воспитателем.        

Поэтому в работе тесно переплелись направление по обогащению сенсорного опыта, предметного рисования и знакомства с книжной графикой.

Осуществляется она в течение всего дня на любых видах деятельности: на занятиях по изобразительному искусству, прогулках, в свободной деятельности, в индивидуальной работе и естественно, при работе с родителями.        

Снова на помощь приходила природа в своем многообразии форм красок. Причудливые деревья, камни, ветки, мох превращались то в огромную лягушку, на которой Андрей - стрелок перепрыгнул огненную реку, то в змея - Горыныча, спрятавшегося в дупло старого дерева, то в бороду злого Гнома из сказки «Беляночка и розочка».

Наблюдая за птицами, например голубем, отмечали красоту оперения, совершенство форм - ведь поэтому в сказках добрые положительные герои превращались в Горлицу, белую голубку. Выясняли, почему плох, не герои чаще обретали облик ворона, коршуна и т. п.

Для того чтобы научить детей передавать фактуру изображаемого предмета, животного или птицы - знакомим детей с таким видом искусства как графика, показывая детям роль и выразительность линии, штриха, точки, цветовых пятен. Для этого, конечно, понадобилось в уголке изобразительного искусства организовать выставку детских иллюстрированных  книг с рисунками Чарушина, Сутеева и других авторов, показать, что графика и живопись отличаются, что в этом искусстве цвет - не главное, что лишь при помощи карандаша (сначала знакомила только с этим видом графики) можно передать и характер героя, и его настроение и особенности окраса шерсти, ее фактуры.

Для закрепления полученных знаний использовала задания типа «Нарисуй свою любимую» (кошку, собачку, птичку - у кого какое домашнее животное есть), или «Это живое существо я встретил по дороге домой», зарисовывали объект природы в уголок наблюдений. Здесь же учила передавать различные движения и позы изображаемых животных. Затем предлагала использовать любое другое средство для изображения, но только одно на выбор.

Чтобы вызвать у детей желание выразительно, по своему нарисовать героев сказки нужно провести очень большую предварительную работу. Возьмем, например, сказки Сутеева, которые дети очень любят рисовать. Сначала мы читали сказку, внимательно рассматривали иллюстрации самого автора, при рассматривании спрашивала детей «Почему художник изобразил своего героя в такой позе, а не в другой?», «Почему расположил предметы так, а не по другому?», «Как художник передал настроение героя в этой ситуации?», «Почему избрал именно такой цвет, а не другой?», «Что вышло бы, если бы цвет поменялся на другой?» или «выражения лица героев поменялись друг с другом?», или поменялась графика изображения?

Все эти вопросы заставляют понять, что все средства выразительности, средства и способы изображения выбираются художником не случайно, а в соответствии с текстом сказки, подталкивают к обдумыванию рисунка перед началом работы.

Конечно же, нарисовать сказку невозможно без передачи определенных элементов одежды героя, предметов быта, особенностей архитектуры эпохи, отраженной в сказке. Рассматривали особенности русских костюмов, их элементы, украшения и узоры. В уголке изобразительной деятельности выставляла репродукции с картин русских художников, подбирали на выставках книги с богатыми, яркими иллюстрациями. В занятиях по предметному рисованию изображали человека в русском костюмё, украшали предметы одежды различными узорами, расписывали различными видами росписи предметы быта. В лепке, аппликации также не оставались без внимания все эти темы, изображали избушки, тарелки, декоративные пластины. Вся эта работа проводилась под главную цель: обогащать сюжет.

К этому же направлению можно отнести и театрально-творческую деятельность. Смотря сказки в специально организованных кукольных театрах, организовывая вечера развлечений и имея возможность просто в свободной игровой деятельности «играть в театр» дети имели еще одну подсказку для построения композиции сюжетного рисунка, обогащали варианты взаимодействий и движений героев сказок.

Безусловно, основную роль во всей этой работе играет знакомство с книжной графикой. Выбирая какую-либо тему для рисования в книжный уголок, выставлялись различные книги, иллюстрированные Ю. Васнецовым, Конашевичем, Рачевым, Лебедевым и другими авторами.    

Делалось это для того, чтобы не сформировать у детей штампов в изображении. Обращала внимание на то, что у каждого художника-иллюстратора есть своя манера письма, передачи тех или иных образов (характерные признаки, позы, движения) свое цветовое, композиционное решение, таким образом, подталкивая детей к тому, что в рисунок нужно вносить что-то необычное, то чего нет у других.

Эта работа увлекла детей, и они часто сами проявляли инициативу, выискивали в книгах находящихся в группе различные варианты изображений, приносили книги из дома, в свободной деятельности пытались рисовать сами. Проводя такую работу планомерно, привлекая к ней родителей (они помогали в оснащении книжного уголка, участвовали в конкурсе рисунков и сказок) я видела хорошие результаты.        

Чтобы успешно реализовывать поставленные задачи, всегда приходится придумывать игровую мотивацию или проблемную ситуацию. Придуманный игровой зачин связывает смысловым единством многообразные компоненты  образовательной деятельности, объединяет образовательную деятельность разного характера, так же помогает мотивировать необходимость их качественного исполнения. Все это вызывает у детей желание исправлять свою речь, научиться выполнять различные задания, быть вовлеченными в активное общение.

Для того чтобы дети смогли действительно «создать» свою сюжетную картину, необходимо заинтересовать их воображение, побуждающее желание творить. Это может быть интересная сказка, природный объект необычной формы, нетрадиционный способ изображения - все, что угодно. В противном случае дети будут выполнять задание лишь постольку, поскольку оно дается им воспитателем, и усвоение материала будет проходить формально. JL Н. Божович подчеркивает, что формализм знаний рождается не только тогда, когда ребенок плохо понимает усваиваемый материал, но и тогда, когда он равнодушно, без должного интереса относится к тому, что он знает.

О значении интереса для развития интеллектуальной и творческой деятельности детей говорит и Л. С. Выготский. Им вскрыты движущие мотивы деятельности - потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют не только восприятие, но и мысль.

Пробуждение интереса к рисованию сложного сюжетного рисунка мы с детьми прошли в несколько этапов: сначала искала пути заинтересовывания их, т. о. вызывая положительное отношение к предстоящей деятельности; во-вторых, нужно было обеспечить усвоение исходных знаний и умений, необходимых для построения сюжета, т. к. именно слабые технические навыки передачи пространственных отношений вселяют неуверенность в себя и потерю интереса к деятельности. Для того, чтобы ребенок освоил средства композиционной выразительности в сюжетном рисовании ,необходимо выполнение трёх серий заданий, каждая из которых включает различные комбинации правил и приемов композиции, доступных для детей дошкольного возраста.

Первая серия  состоит из правил и приемов  композиции, используемых как способ выделения главного смыслового центра:

-выбор положения  листа в соответствии с характерными признаками главного объекта изображения – вертикальное или горизонтальное;

 -выбор удачного масштаба изображения;

-ритм повторов и ритм чередований   создание композиционного равновесия -использование фона, выбор фона с прорисовкой второстепенных объектов;

-контрастность цвета.

В задания второй  серии  входят правила и приемы воссоздания детьми в рисунке движения изображаемых объектов:

-использование ритма и ассиметричное построение рисунка;

-диагональное построение рисунка;

-применение характерной для движения пластики.

В заданиях третьей серии собраны приемы композиции, передающей трехмерность пространства: правила выделения первого, второго и третьего плана, введение в многоплановый рисунок элементов линейной фронтальной и диагональной перспективы.

Выполнение любого задания заставляет ребёнка использовать средства выразительности, соответствующие теме рисунка и его собственной композиционной задумке.

Данный  вариант последовательности составления композиции  отражает очерёдность ознакомления детей с конкретными правилами и приемами композиционной выразительности, т.е . изученные  в более раннем возрасте приёмы выделения смыслового центра рисунка позволяют овладевать новыми, неизвестными выразительными средствами (например насыщенностью цвета или прорисовкой деталей и т.п.) для построения многопланового сюжета.

Поэтому здесь я отводила значительное место организации практической деятельности, чтобы дети научились строить «основу» сюжетной композиции. Для этого была разработана «Тетрадь графических упражнений».        

При помощи различных дидактических игр и упражнений, наряду с актуализацией ранее полученных знаний (о соразмерной связи между листом и рисунком, о положении листа в зависимости от изображаемого предмета) дети усваивают такие сложные понятия как «Линия горизонта», «I ,II и III планы». Они предстают перед детьми веселыми одушевленными персонажами со своими привычками и взаимоотношениями, предлагая детям различные задания, типа «Подбери друзей 1-го и II-го плана», «Расположи, где нужно».  На занятия по сюжетному рисованию они вводятся как помощники Мастера Карандаша или самостоятельные «учителя». При постепенном знакомстве с каждым из Планов, выполняя предлагаемые ими задания, дети учатся основам правильного построения трёхмерного пространства - где расположить на листе, какая интенсивность цвета соответствует, с какой степенью тщательности прорисовываются детали и т.д. Домашние задания позволяют не только закрепить  полученные знания,но и выступить в роли учителя для родителей, сделав их соавтором  своих работ. Предусмотрены различные варианты оценки выполненной работы.

 Дополнительно к тетради было разработано пособие для обучения основам построения перспективы. Оно включило в себя  серию фоновых основ с разным видом и расположением линии горизонта, с разными временами года и суток, с морем и сушей. Так же предлагался широкий набор персонажей и предметов, которые различаются величиной, интенсивностью цвета, детализированностью. Его можно использовать и  во время образовательной деятельности, и для самостоятельной игры детей.

А изученные понятия вводились в повседневную жизнь детей, привязываясь к различным ситуациям: например, «всегда на первом плане» или «растянул, как линию горизонта». И это позволяло не только закреплять материал, но и раскрывать «игру слов», обогащая активный и пассивный словарь детей.

Но основным достижением было то, что дети стали ждать встреч с полюбившимися героями, повысился интерес и желание. Кроме того, большую помощь в процессе усвоения этапов построения сюжетного рисунка оказывали составляемые схемы и таблицы, постоянно вывешенные в учебной зоне.

В группе была устроена постоянно действующая выставка, где дети имели возможность в течение некоторого времени рассматривать картины, сравнивать увиденное собственными глазами и нарисованное своей рукой с творением кисти признанных мастеров: И. И. Левитана, В. Д. Поленова, И. Н. Шишкина, А. И. Куинджи. Все это помогало теоретически постигать основы цветоведения, композиции, техники рисования, но опережало возможности применения этих же элементов в своей собственной изобразительной деятельности. Это побудило искать новые пути, методы и приемы подачи материала.

При рассматривании картины сначала выделяли отдельные элементы композиции, уточнялось их значение. После этого в дидактических играх и упражнениях дети имели возможность самостоятельно находить эти элементы в других картинах с опорой на модели этих средств выразительности («Найди, не ошибись», «Где главное?»). Затем предлагались игры типа: «Что напутал художник?», «Найди ошибки», решая поставленные задачи в игровой форме, дети проговаривали верный способ передачи признака композиции.

При анализе работ товарищей дети так же имели возможность выявить ошибки и поправить их. Такая система работы позволила переносить знания в новые условия, которые постоянно изменяясь давали хороший эффект усвоения материала. Подобная работа проводилась и по разделу цветоведения и технике рисунка.        

Обогащая свои навыки и знания в декоративном, предметном рисовании дети получали большую свободу, использовали разные техники при рисовании, включая и нетрадиционные, так же обогатился их опыт при общении с мастерами- иллюстраторами, художниками-пейзажистами.

Постепенно в работах детей появлялось все больше творчества, мастерства. Дети уже намного яснее представляли себе, как построить композицию на

листе бумаги разного формата, как выделить главное и второстепенное, передать не только движения изображаемых героев, но и связать их в единое целое, пытались передавать их внутренний мир. Часто, изображая сказочных животных, они очеловечивали их, одевали в человечью одежду, изображали на двух лапах, передавали фактуру изображаемых предметов (кору деревьев, шерсть). Благодаря этим достижениям рисунки стали все меньше походить на образец и друг на друга.

Анализируя рисунки, я увидела, что почти во всех работах детей слабой группы композиционное решение двухплановое и персонажи повернуты друг к другу, но у детей сильной подгруппы уже отличались попытки изобразить третий план, передать более сложные взаимоотношения персонажей (например, при изображении эпизода из сказки «Зимовье зверей» дети стремились нарисовать волка, лису и медведя, сидящих кругом и спорящих друг с другом), рисунки получались красочными, и иной раз в них появлялись дополнения не существующие в сказке (например, в рисунке Саши к сказке «Заячья избушка», петух вместо косы взял автомат, чтобы выгнать лису). Свою творческую самостоятельность дети отстаивали, доказывая, почему именно так изобразили тот или иной предмет или почему именно такой цвет выбран для изображения.

Наряду с этим я стала замечать, что у многих воспитанников появлялось желание рисовать. Даже те дети, которые в начале года имели очень низкий уровень изобразительных умений и не проявляли интереса к рисованию, стали браться за карандаши и краски, но у них все-таки не проявлялся тот фонтан творчества, который «бил» у детей ранее заинтересовавшихся рисованием. Дети рисовали в свободное время в детском саду, рисовали дома. В группе мы организовали выставку работ, причем каждое место для рисунка обозначали своим цветом. Например, на красное дети помещали рисунки, которые им особенно удались (по их мнению) или рисовали кого-то или что-то особенно любимое, голубой  цвет вмещал в себя рисунки - мечты, а желтый - рисунки для радости, рисунки - подарки. А для меня, как для педагога стало радостно и отрадно то, что дети стали ждать  этих встреч и заниматься с удовольствием.

 Безусловно, большая роль в работе по воспитанию художественных способностей детей принадлежит семье. 

Для создания прочной связи между детским садом и семьей мною проводятся различные формы работы с родителями.        

Например, после каждого занятия организовываются выставки детских работ, где родители видят то, чем занимались их дети, на что они способны, какие продвижения у них наблюдаются. Такие выставки заставляют многих родителей взглянуть на работы детей другими глазами - ведь после каждого нового «показа» выхожу к родителям, обращаю их внимание на успехи, красоту, «мастерство» каждой новой работы. Заходящие в группу сотрудники тоже не оставляют выставку без внимания, хвалят детей. И дети увидели, что продукты их труда интересны и значимы для окружающих - родителей, сотрудников, гостей детского сада. Это стало большим стимулом в стремлении довести работу до конца, сделать ее аккуратно, красиво - чтобы в глазах других людей выглядеть достойно. Проводила консультации на различные темы: например, «Растим маленького художника», «Рисование. Что значит оно для вашего ребенка?», «Что мы знаем и умеем?», чтобы расширить представления родителей об изобразительной деятельности готовила папки-передвижки, папки-раскладушки, в которых помещались методические рекомендации, педагогические и психологические советы. Постоянно объясняю родителям, что они - самые первые помощники, ценители творчества своего ребенка, и они же - первые критики, но умные, тактичные, подталкивающие его к дальнейшему самосовершенствованию. Хороший эффект получался от открытых занятий объединенных с собранием.

Еще одним мощным стимулом стало введение в изобразительную деятельность нетрадиционных средств изображения. Раскрывая новые изобразительные возможности с помощью нетрадиционных техник, дети с восторгом принялись «творить» опилками, нитками, чаем, делились своими успехами с родителями. Результатами этого «вдохновенного труда» мы украсили групповую комнату, прихожую, накопив достаточный опыт нетрадиционного изображения. Я предоставляю детям возможность самостоятельно выбирать способ изображения, использовать в работе сразу несколько изобразительных материалов.

Наиболее ярко и полно эта работа имела отражение в кружковой работе. Созданный кружок «Палитра» с увлеченными детьми, позволил расширить

знания и представления о прекрасном. Особенно хорошо то, что работа в кружке не ограничивается временными рамками, зависит от увлеченности ребенка и в то же время позволяет углублять знания, полученныв процессе образовательной деятельности. План работы кружка связан с тематическим планированием непосредственной образовательной деятельности, что обеспечивает целостный подход к процессу обучения и развития.

Для контрольных занятий были предложены темы: «Хмурый день», «Нарисуй веселую сказку», «Сказочный лес». Эти темы предполагали передачу большой эмоциональной насыщенности. Большинство детей использовали для передачи образов различный подбор красок: изображая радость и веселье, использовали яркие краски, в передаче печального настроения уже меньше количество детей смогли передать верный цвет.        15

Приступая к рисованию, дети верно выбирали формат бумаги, умели расположить линию горизонта в зависимости от замысла, выделяли в рисунке главного героя. Примерно половине детей (сильная подгруппа) удавалось создать многофигурную композицию и более-менее удачно отобразить взаимодействие фигур. При изображении этих героев дети старались передать эмоциональные переживания изображением улыбки, больших глаз при испуге, слезами.

Большая часть детей создавала двухплановый рисунок, а у некоторых детей наблюдались трехплановые изображения. Возросла творческая активность.

Итоговое диагностическое обследование показало, что проводимая в системе работа по данному направлению дала положительные стабильные результаты. По сравнению с началом года повысился процентный показатель детей высокого и среднего уровня.

Сравнительный анализ навыков и умений детей по изобразительной деятельности на начало и конец года

Группа

Начало года - 2004

Конец года - 2005

Подготовительная группа

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

0%

55%

45%

55%

ср. балл-2,5

35%

ср. балл-1,6

10%

ср. балл-1,0

                                                   

Условные обозначения

Результаты диагностики показали, что качество навыков и умений детей по разделу «сюжетное рисование» повысилось на 35%. Возросла их творческая активность.

Таким образом, в ходе своей работы по данному направлению можно констатировать, что только системные знания о композиции, последовательный и поэтапный подход к развитию художественно-творческих способностей детей, коррекция психических процессов позволяют формировать весь комплекс композиционных умений при создании сюжетного рисунка.

Поэтому можно сделать выводы:

-у детей заметно повысился интерес к практической деятельности на занятиях и в свободной деятельности;

-дети увереннее строят сюжет, используя основные правила композиции, проявляют творческий подход к работе;

-у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей природы, эмоциональное отношение к произведениям пейзажной живописи и книжной графики;

-повысилась самостоятельность, дети регулируют свою деятельность в процессе занятий рисование.

Проектирование дальнейшей работы:

-Углубить индивидуальную работу по развитию мелкой моторики, расширению объема внимания, навыков построения композиции,

-продолжать работу с детьми среднего уровня по совершенствованию умений и навыков сюжетного рисования.

-Систематически использовать в работе с детьми задания по изобразительной деятельности направленные на развитие психических процессов, мелкой моторики, воображения, фантазии (через игровые задания).

-Расширять работу с нетрадиционными средствами изображения. Особое внимание уделить сочетанию нескольких техник, развивать творческие способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Венгер Л.А.  Венгер  А.Л.  «Домашняя школа», Москва, «Знание»,1994.
  2. Выготский  Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».Москва, «Просвещение» 1991г.
  3. Галанов А.С., Корниянова С.Н., Куликова С.Л. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». Москва. Творческий центр «Сфера» 200г.
  4. Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе».                             Москва. «Просвещение» 1982г.
  5. Грибовская А. «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников».  Москва.  МИПКРО, 1999г.
  6. Гулыга Л. «Пестрый хоровод». Москва. «Малыш», 1990г.
  7. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.Санкт-Петербург, « Детство-Пресс» 2001г.
  8. Доронова Т.Н. « Дошкольникам о художниках детской книги» Москва, «Просвещение» 1991г.
  9.  Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?». Москва, «Знание» 1994г.
  10.  Дьяченко  О.М., Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева. «Дети в школу собирайтесь».

 Москва. «Просвещение». «Учебная литература». 1996г.

      11.   Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка». Москва  

              « Просвещение», 1991г.

      12.    Захарова В.М. Контрольные работы по курсу «Изобразительное искусство и    

               методика руководства изобразительной деятельностью детей»

  1. Краснов Н.В. «Беседы по искусству в начальной школе». Москва. 1965г.    

«Искусство».

  1. Курочкина И.А. «Детям о книжной графике». С-Петербург, «Детство-Пресс»

2004г.

      15.    Курочкина И.А. «Знакомим с пейзажной живописью»    С-П, «Детство-Пресс» 2003г.

  1. Костерин И.П.  Учебник рисования  Москва «Просвещение» 1980г.
  2. Князева О., Маханева М. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». С-П «Акцидент»,1997г.
  3. Лыкова И.А. Программа художественного обучения и развития детей 2-7 лет

« Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва, 2007г.

  1. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду

Москва, «Просвещение» 1986г.

  1. Мосин М.Г. Рисование. Для обучения детей в семье,детском саду и т.д. « У-Фак-

тория». Екатеринбург,2000г.  1 и 2 части.

  1. Милашевич В.А., Дубрович В.И. «Воспитатель: в чем секрет успеха». Витебск

1995г.

  1. «Народное искусство в воспитании детей». Под ред. Т. Комаровой. Москва,1997г.
  2. Некрасова М. «Народное искусство России» . Москва, 1983г.
  3.  «Подготовительная к школе группа в детском саду». Москва. «Просвещение»1975г.
  4. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.

Библиотека программы «Детство»  С-П, «Детство-Пресс», 2003г.

  1. Попова О., Каплан Н. «Русские художественные промыслы». Москва,1984г.
  2. Порграмма «Развитие» под редакцией Л.А. Венгера.
  3. Рондели Л. «Народное декоративно-прикладное искусство». Москва,1984г.
  4. Русецкая О. «Прикосновение к истокам» - очерки о народных художественных промыслах России. Москва,1987г.
  5. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей». Ярославль, «Академия

развития» 1996г.

  1. Туфкрео Р., Кудейко М. «Коллекция идей». «Линка-Пресс», Москва,2004г.
  2. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. « И учеба и игра. Изобразительное искусство».

Ярославль, «Академия развития» 1997г.

  1. Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста»

Ленинград, 1987г.

  1. « Художественное творчество в детском саду». Под ред. Н.А. Ветлугиной. Москва, «Просвещение» 1974г.
  2.  Шевчук Л. Дети и народное творчество - Москва, «Просвещение», 1985г.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

В должности заведующей работаю недавно, до этого я почти всю жизнь проработала воспитателем.  Считаю, что игра - основной вид деятельности детей в ДОУ. Предлагаю Вашему вниманию работу...

Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, которая оказывает ...

Методическая разработка "Деятельность педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста"

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всес...

Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Система работы  по развитию сюжетно-ролевой игры детей  старшего дошкольного возраста, которая  включает  в себя работу с родителями по данному направлению и серию игр для детей...

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует бол...

Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста...


 

Комментарии

Ольга Середа

Очень полно и грамотно подобран материал. В простой и доступной форме изложено содержание и виды работ по данной теме. Спасибо педагогу Ирине Вячеславовне за предоставленный опыт.