Игра с цветом
методическая разработка по рисованию по теме

Ербулатова Надежда Владимировна

 

          Цвет — один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков. («Толковый словарь» Ожегова). Наука  цветоведение состоит из нескольких разделов. Один из них близко соприкасается с областью физики, в других исследуется классификация цветов и устанавливаются наши зрительные восприятия, в третьих — разрабатываются законы цветовой гармонии. Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности.  Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.

Основные положения психологии и педагогики рассматривают чувство цвета как одно из проявлений способностей  человека, которое является результатом развития и обучения. Известно, что эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом на него и основано на эстетическом переживании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_cvetom.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №31»

Исследовательско – творческий проект

по цветоведению  «Игры с цветом»

         

          Цвет — один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков. («Толковый словарь» Ожегова). Наука  цветоведение состоит из нескольких разделов. Один из них близко соприкасается с областью физики, в других исследуется классификация цветов и устанавливаются наши зрительные восприятия, в третьих — разрабатываются законы цветовой гармонии. Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности.  Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.

Основные положения психологии и педагогики рассматривают чувство цвета как одно из проявлений способностей  человека, которое является результатом развития и обучения. Известно, что эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом на него и основано на эстетическом переживании.

Под эстетическим чувством цвета подразумевается не только способность  различения, но и эмоциональный отклик, способность эстетической оценки цвета и его сочетаний., а так же активное, действенное отношение к нему. Изобразительная практика, повседневный опыт постоянно обогащают наше восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.  

Многообразие цветовых гармоний, наблюдаемых в природе всегда предполагает не один цвет, а комплекс цветовых сочетаний.    Путем наблюдения и специально поставленных экспериментов установлено, что цвет и его сочетание оказывают на человека определенное воздействие, могут возбуждать и успокаивать, угнетать и радовать. Говоря о цвете и его сочетаниях, следует подчеркнуть силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего человеку законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу человека, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус.

В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.

Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития  художественного восприятия цвета у дошкольника. Дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки образного мышления: называют цвета и их сочетания злыми или добрыми, веселыми или грустными. Теплыми, радостными цветами в рисунках дети наделяют образы любимых и добрых героев. Злые же персонажи и явления изображают в холодных, темных и даже черных  тонах.

 Процесс восприятия цвета ребенком нельзя оставлять на уровне  непроизвольности, интуитивности.   Цветовое восприятие  не должно оставаться конечным результатом, цвет должен стать средством активной творческой деятельности ребенка. Для этого необходимо  довести процесс развития  цветового восприятия у детей до уровня  произвольности, осознанности.

Решая задачи развития у детей восприятия цвета, воспитатель прежде всего учит их различать и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их.  

           Для формирования чувства цвета у детей необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды.
  2. Широкое использование в работе с детьми классических и народных произведений  изобразительного искусства.  
  3. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.
  4. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. п.
  5. Использование дидактических игр в работе с детьми.
  6. Эстетическое оформление среды,  использование детских работ.
  7. Компетентность  педагога  в вопросах цветоведения.
  8. Просветительская  работа дошкольного учреждения с семьёй.

Скоординировать и вести работу, соблюдая все условия, помогает проектный метод. В процессе проектной деятельности все его участники выполняют заранее запланированные конкретные задания, практические и творческие работы,  поэтапно движутся к цели. Цель проекта принимается и осваивается участниками. Продуктом проекта становится умение самостоятельного экспериментирования с цветом с целью создания более грамотного и выразительного цветового сочетания.

В данной работе  представлен  проект по цветоведению:

«Игры с цветом».

Цель проекта: развитие художественно-творческих  способностей детей через  расширение их знаний о цвете.

Задачи:

  1. знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга;
  2. ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета;
  3. знакомство детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, формой, пропорциями, насыщенностью и т. д.);
  4. знакомство детей с характеристиками цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом;
  5. обогащение словарного запаса названиями цветов и оттенков;
  6. воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;
  7. использование  психо - эмоционального воздействия  цвета на развитие и гармонизацию личности.
  8. содействовать развитию инициативы и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка.
  9. расширять представления о многообразии способов передачи впечатлений в художественной деятельности различными средствами.

Гипотеза проекта: если рассматривать цвет не только как  сенсорный эталон, но  как  многогранный объект, то можно говорить о его значимости в жизни людей: цвет как эстетический фактор; цвет как  выражение психоэмоционального состояния человека, его активности;  цвет как средство творчества; цвет как ориентир в произвольной деятельности и др.  Следовательно, можно предположить, что с цветом нужно работать  не только воспитателю по изодеятельности, но и другим специалистам, а также родителям  в режиме взаимодействия.

            Участниками данного проекта  являются дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители, воспитатель по изодеятельности, специалисты дошкольного учреждения: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские,   мониторинговые.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ № 1 «Росток»:

  1. с детьми — в специально организованной деятельности, совместной деятельности  взрослого и ребенка или подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;
  2. с педагогами — в условиях проведения активной методической работы;
  3. с родителями — в просветительской работе,  в специально организованной совместной деятельности.

Проект долгосрочный, исследовательско - творческий.

Срок реализации — 2 года.

Работа в проекте выстраивается поэтапно.

 

Суммарное оценивание

Перед началом проекта нужно выяснить знания детей по теме (вводная диагностика)

В ходе выполнения проекта дети получают новые знания, контроль усвоения знаний проводится в игровой форме: дидактические, экспериментальная деятельность, занятия рисованием, лепкой, в беседах с детьми.

В завершении проекта проводится презентация коллективной работы детей в виде совместно с воспитателем созданного макета.

Подученные знания детей фиксируются в диагностике.

Перед началом работы:

Воспитателю необходимо провести беседу с детьми с целью выявления имеющихся знаний о цвете. С целью включения родителей в проект им предлагается познакомиться с буклетом, который даст представление о проекте и о планировании работы группы. Таким образом, родители могут оказать посильную помощь в работе над проектом (совместное наблюдение за меняющимися цветами в окружении, природе (закат солнца, ночные тени, дождливый цвет и др.), совместная экспериментальная деятельность дома для закрепления полученных знаний, беседы с детьми и т.д.)

Работа над проектом:

На начальном этапе работы над проектом воспитатель дает детям знания (занятие, презентация). После занятия проводится закрепление знаний (чередуя) через игровую, художественно – продуктивную, экспериментальную деятельность.

По окончании работы:

Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, где воспитатель обсуждает с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. На этом этапе можно вновь обратиться к диагностике и увидеть качественный рост каждого участника, похвалить.

 

вз

Этапы   реализации   проекта

Деятельность воспитателя по изодеятельности

Деятельность детей

Деятельность группы сопровождения ребенка  

Взаимодействие с родителями

1 этап.    Целеполагание

Входящая диагностика

Моделирование проблемной ситуации.

 

Принятие детьми проблемы и предложение путей её решения.

Семинар-практикум «Что необходимо знать о цвете и смешивании цветов»



Формирование проектной группы.

Консультация «Как научить ребенка различать цвета»

2 этап.    Разработка проекта

Планирование и организация деятельности.


Создание банка методического и развивающего материала для практической деятельности.

Экспериментирование с цветом и выполнение творческих работ

Разработка совместного плана движения к цели


Мини-педсовет «Осуществление проекта»


Субъективная диагностика  (анкетирование)


3 этап.   Выполнение проекта

Деятельность в соответствии с тематическим планированием.


Организация системы занятий с детьми через кружковую деятельность, организация и проведение тематических занятий, экскурсий, мастер — классов.

Формирование специфических знаний, умений и навыков.


Реализация  потребностей и активности детей  в разных видах изобразительной  деятельности.

Создание развивающей среды (цветовая диагностика)


Использование детских работ в оформлении групп, интеграция  цветоведения в деятельность других специалистов: музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физкультуре).

Выполнение творческих домашних заданий совместно с детьми.


Изготовление игр пособий.

Участие в выставках семейного творчества.

4 этап.  Подведение итогов

Исходящая диагностика

Подготовка к презентации. Презентация опыта работы в данной проблеме.

Подготовка и представление продукта деятельности

Анализ результатов  деятельности педагогов в рамках проекта.

Участие в совместном детско-родительском празднике.

Содержание работы

в рамках реализации  проекта «Цветоведение» специалистами ДОУ

 Педагоги ДОУ

 Содержание работы с детьми

Музыкальный руководитель

Хореограф  

Цветовая диагностика.

Цветомузыкальное восприятие  (синтез искусств).

Движения на цветовой сигнал.

Исполнение попевок: “Василек”, “Красный мак” с одновременным показом ритмико-имитационных действий.

Дидактические игры: “Солнышко и тучка”, “Громкая и тихая музыка”

Изучение нотной грамоты с опорой на цвет.

Инструктор по физической культуре

Подвижные игры “Светофор”, “Найди свой домик”, “Цветные автомобили”  « К своим флажкам», «Веселый поезд», «Смена мест» и др.

Движения на цветовой сигнал.

Использование цвета для организации соревнований, игр.

Психолог

ЦТО (цветовой тест отношений ребёнка)

Тесты на выражение эстетического отношения к действительности (Нарисуй, что считаешь некрасивым (красивым) и др.

Элементы цветотерапии.  

Цветовая диагностика.

Определение психологического состояния ребенка через цветовыбор (М. Люшера иГ. Клара).

Цветомузыкальное восприятие  

Воспитатель

Закрепление сенсорных эталонов через выполнение творческих работ, экспериментирование с цветом.

Дидактические игры: «Цвета»,  «Чей узор», «Нарисуй теплую картину», «Волшебный круг», «Цвета и краски», «Радуга-дуга», «Разноцветные узоры», «Занимательная палитра», «Чем мы похожи», «Цветное панно», «Зажги свет в окошках», «Разноцветные коврики», «Художники волшебники», «Цветовое лото», «Цветочная поляна», «Тепло – холодно» и т. д.

Словесные игры: «Сочини сказку про цвета», «Слова и краски», «Письмо от Незнайки», «Что на земле голубого (зелёного, красного и т. д.) цвета», «Настроение» и т. д.

Физминутки: «Разноцветные часы», «Вот под елочкой зеленой», «Белая краска зимы», «Голубая речка», «Все цвета радуги» и т. д.

Цветные презентации: «Белая энергия», «Путешествие к фее цветов», «Игра смешивание красок», «Сказки превращение» и т. д.

 Изобразительная деятельность (аппликация, лепка, конструирование, рисование)

Совместная деятельность детей и воспитателей (коллажи, коллективные работы, использование детских работ в оформлении группы и т.п.).

Организация самостоятельной детской деятельности.

Чтение: Мацук М.“Сказки про краски” и “Разноцветное царство”, Поляков И. “Сказка о красной краске”, Зиедониес И. “Жёлтая сказка”, Горяев Н. “Жили-были на свете две сестрички”, Нерсесов О. “Сказки про краски тёплые и холодные”, Сергеева Т. “Цветик-разноцветик” и т. д. ;

Заучивание: Свистов М. “Синяя птица”, Златкина Н. “Основные и производные цвета”, Федоровская З. “Осень на опушке краски разводила...”, Горбовский Г. “Розовый слон” и т. д.

                   

             

            Тематическое планирование работы с детьми  старшей группы

Блок

Тема занятий

 Задачи

1 Блок «Разноцветных красок хоровод»


В этом блоке занятий детей знакомят с цветовым кругом: основными и смешанными цветами,

«Палитра осени»

«Волшебные краски»

«Чудо краски»

«Сказка превращений»

«Дружные девочки краски»

«В Королевстве красок»

«Путешествие по радуге».

«Радуга – дуга»

«Волшебная поляна»

 -познакомить детей с тремя основными цветами (красным, желтым, синим);

-показать способ получения дополнительных цветов путем смешивания красок;

-побуждать детей к экспериментированию с цветом;

-учить детей получать дополнительные цвета с помощью монотопии;

-познакомить детей с цветовым кругом;

-дать детям понятие, что все окрашенные цвета называются хроматическими.

«Хромус» - цвет.

2 Блок «Найдем каждому цвету друзей»  

В этом блоке занятий детей знакомят с ахроматическими  цветами;

«Жители волшебной страны»

«Сорока – белобока»

«Облака и тучи»

-познакомить детей с понятиями ахроматические  цвета;

-побуждать детей к экспериментированию с цветом;

3 Блок «Чудо краски»


В этом блоке занятий детей знакомят с цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

«Волшебный свет»

«Цвет радости, цвет печали»

«Ясный день»

«Темная ночь»

«Распустились кисти белой бахромой»

«Зимняя сказка»

«Морозные узоры»





Итоговое занятие развлечение  «Праздник красок»

 -познакомить детей с особенностями монохромной гаммы;

-познакомить детей с понятием «светлые тона»;

 -учить детей получать нежные, светлые, неяркие оттенки путем смешивания цветов с белилами; разбавления водой;

-учить детей получать глубокие, глухие, мрачные тона путем добавления черной краски;

-побуждать детей к экспериментированию с цветом;

4 Блог «Жители волшебной страны»

(закрепление полученных знаний и умений)

«Весенняя палитра»

«Приключения кляксы»  

«Нет ничего прекраснее на свете, чем дружба красок на планете»

«Веселые  краски»

Применение полученных детьми знаний и умений, создание эмоционально- комфортной обстановки для детей

Тематическое планирование работы с детьми  подготовительной группы

Блок

Тема занятий

 Задачи

5 Блок «Путешествие в страну Волшебных красок»


(повторение полученных знаний в старшей группе)


«В радужной сказке - радужные краски»


«Художники - волшебники»


«Красочная сказка»





Итоговые занятия «Путешествие в страну Волшебных красок»

-уточнить знания детей о способах получения производных цветов;

 -уточнить знания  детей с цветами, входящими в палитру;  

-расширение знаний детей о цветовом спектре и сочетаемости цветов;

-побуждать детей к экспериментированию с цветом;

6 Блог «Тепло-холодно»



В этом блоке занятий детей знакомят с теплой и холодной гаммой красок.

«Осенняя пылающая листва на фоне холодного голубого неба»

«Букет для Осени»

«Тепло - холодно»

«Волшебное царство»

«Нарисуй теплую картинку»

«Сказка о холодных и тѐплых тонах»


 -познакомить детей со свойствами красок передавать тепло и холод;

-учить детей относить цвета к теплой или холодной гамме;

-побуждать детей к экспериментированию с цветом;

-учить детей создавать образ в ограниченной теплой или холодной гамме.

-побуждать детей к экспериментированию с цветом;

7 Блок «Игры с цветом»


(закрепление полученных знаний и умений)

 «Арт – Кафе «Палитра»

«Цвет может звучать, а звук может быть окрашен».


Итоговое занятие «КВН «Разноцветный мир»

Сценарий  развлечения  «Праздник красок»

Применение полученных детьми знаний и умений, создание эмоционально-комфортной обстановки для детей.


П                                      Презентация результатов проекта «Праздник цвета»

                В  конце каждого блока организуется выставка рисунков детского творчества;

           План  совместной  работы  со  специалистами  и  родителями

 

Цель: дать информацию педагогам и родителям о значении цвета в жизни и  развитии детей и возможности его использования в творчестве ребенка; приобщить взрослых  к взаимодействию   с педагогом по изодеятельности и совместной  творческой деятельности с детьми.

Старшая группа

Блок

 Взаимодействие со специалистами

 Взаимодействие с родителями

1 Блок «Разноцветных красок хоровод»


 

Подбор игр и литературы по цветоведению.


Семинар - практикум «Цветоведение»


Консультация «Что нужно знать о цвете и  смешивании цветов?»


Консультация для родителей и педагогов «Человек  и  цвет.  Систематизация цветов.


 

Конкурс для родителей на лучшую сказку о "Белой краске и гномах".

Анкетирование «Цветоведение»

Тест «Что вы знаете о радуге»


Наглядно — текстовая информация «Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик»


Консультация «Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста»


Открытое занятие «Празник красок»


Консультация для родителей и педагогов «Человек  и  цвет.  Систематизация цветов.

Семинар - практикум «Цветоведение»


Наглядно—текстовая информа-ция по плану работы с детьми

2 Блок «Найдем каждому цвету друзей»  

3 Блок «Чудо краски»

4 Блог «Жители волшебной страны»

Результат

Выставка   детско-родительских работ «Цветоград».

Выставка игр по цветоведению.

Подготовительная группа

Блок

Взаимодействие со специалистами

Взаимодействие с родителями

5 Блок «Путешествие в страну Волшебных красок»

Подбор игр и литературы по цветоведению




Совместное занятие педагогов групп с детьми «Секреты цветового круга»

Тест «Краски природы»


Наглядно — текстовая информация по плану работы с детьми.


Совместное детско-родительское игровое занятие  КВН «То, что знаем, вспоминаем»

6 Блог «Тепло-холодно»

7 Блок «Игры с цветом»

Результат

Выставка творческих работ детей, родителей, педагогов “В мире цвета”

Презентация результатов проекта «Игры с цветом»

Ожидаемые результаты:

По окончанию проекта по цветоведению дети могут научиться выражать своё отношение к создаваемому образу через цвет, а именно:

  1. цветовое решение должно соответствовать поставленной изобразительной задаче;
  2. цветовые соотношения должны быть близки к реальным;
  3. в цветовых соотношениях образа должны присутствовать элементы фантазии;
  4. дети должны уметь передавать насыщенность цвета;
  5. дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета;
  6. дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.

Результатом взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта можно считать следующее:

  1. углубление представлений педагогов о роли цвета в организации среды;
  2. наработка  практического опыта и внедрение его в деятельность узких специалистов ДОУ с целью  индивидуалиации педагогического процесса;
  3. формирование детско-родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности.


Литература

     1.    Аллаярова И. Е. Симфония красок. М., 2006.

      2.     Гуреева И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. Волгоград ИТД «Корифей», 2009.

      3.      Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005.

       4.      Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.

       5.      Доронова Т. Н. Развитие детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. М., 2003.

       6.      Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

       7.      Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. М., 2007.

       8.      Евдокимова М. М. Учимся рисовать красками. М. «Дрофа», 2006.

       9.      Комарова Т. ,С. Размыслова А. В. Цвет в детскот изобразительном творчестве дошкольников. М. Педагогическое общество России,2005.

  1. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2004.

     12. Трофимова М. В. Тарабарина Т. И. И учёба, и игра изобразительное искусство. Ярославль «Академия развития», 1997.

     13. Штейнлен Н. Ф. Изобразительная деятельность. Средняя группа. Волгоград ИТД «Корифей», 2009.

 

Направления работы

Взаимодействие с  

педагогами

Цель: повышение пед.

компетентности  в данном

направлении, поиск

путей реализации задач.

Формы работы:

организация

развивающей среды,

консультации, практикумы,

создание банка

диагностического

и развивающего

инструментария

игры, упражнения

литература.    

 Взаимодействие

с детьми

Цель: дать знания по

цветоведению и

создать условия

для использования

их  в детском

 творчестве.

Формы работы: 

специально

организованная

деятельность; игры;

экспериментальная

деятельность;

экскурсии.  

Взаимодействие с

родителями

Цель:  педагогическое

просвещение

и приобщение к

совместной

творческой

деятельности с детьми

Формы работы:

консультации,

практикумы,

демонстрация

специально организованной деятельности с детьми,  

семейная творческая

деятельность

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Стихотворение А.А.Пчельниковой "Игра в цветы" средняя группа

Нравственное воспитание.  "Цветы - красота и радость в жизни"...

Дидактическая игра "Какого цвета сарафан у Маши?" для 1-й младшей группы

Эта игра придумана мной к тематической неделе "Вгостях у мультиков"   Она развивает у детей чувство цвета. помогает закрепить названия основных цветов....

Семинар-практикум для педагогов "Игры с цветом для дошкольников"

Ознакомление педагогов с разнообразием игр, направленных на: ознакомление детей с основными цветами; закрепление и обогащение представлений о цветах и оттенках окружающих предметов и объект...

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра "Желтый цвет" (из серии игр "Цвета")

Эта  игра "Желтый цвет" из серии игр "Цвета" предназначена для развития сенсорного восприятия детей, которым сложно запомнить цвета. Правила игры и ее цели внесены в меню. В данной серии игр буду...

Дидактическая игра "Красный цвет" (из серии игр "Цвета")

Эта  игра "Красный цвет" из серии игр "Цвета" предназначена для развития сенсорного восприятия детей, которым сложно запомнить цвета. Правила игры и ее цели внесены в меню. В данной серии игр буд...