Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов "Игры с цветом для дошкольников"
    материал на тему

     

    Ознакомление педагогов с разнообразием игр, направленных на: ознакомление детей с основными цветами; закрепление и обогащение представлений о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы; развитие умения смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков; формирование умения различать цвета по светлоте и насыщенности и т. д. Консультация по изготовлению игр своими руками.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Приложение 1

    ИГРЫ  С  ЦВЕТОМ  ДЛЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

    Название
    игры

    Возраст

    Цель

    Оборудование,
    материалы

    Описание

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

    «Бабочки-цветочки»

    от 2 лет

    Ознакомление
    с основными цветами, обучение находить цвет по образцу

    Изображение большого цветка с разноцветными лепестками и маленьких цветков, бабочек разных цветов

    Детям предлагается разместить цветочки, бабочки на лепестки соответствующих цветов.

    «Разноцветные
    палочки»

    от 2 лет

    Обучение различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету

    Счетные палочки

    Подбираются контрастные цветовые сочетания. Каждый ребенок получает по 10 палочек (5 одного цвета и 5 другого) перемешанных произвольно. Детям предлагается рассортировать палочки на две группы.

    «Спрячь
    мышку»

    от 2 лет

    Ознакомление
    с основными цветами, обучение находить цвет по образцу

    Картинки домиков основных цветов с нарисованной мышкой в окошке

    Воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой), в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя, 2-3 домика одновременно.

    «Разложи
    фигуры»

    от 2 лет

    Обучение группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы

    Разные геометрические фигуры различных цветов

    Детям предлагается разместить фигуры на столики соответствующего цвета; сначала на контрастные, затем на близкие цветовые сочетания (количество фигур соответствует возрасту)

    «Помоги
    рыбкам»

    от 2 лет

    Обучение детей
    сопоставлять цвета

    Фигуры больших и маленьких рыбок разных цветов

    Ребенок раскладывает детишек-рыбок соответственно цвету своих мам-рыбок

    «Собери
    цветик-семицветик»

    от 2 лет

    Развитие умения
    сопоставлять цвета

    Круги и лепестки разных цветов

    Воспитатель выкладывает круги разных цветов.
    Ребенок подбирает лепестки соответственно цвету середины.

    Продолжение  Приложения 1

    Название
    игры

    Возраст

    Цель

    Оборудование,
    материалы

    Описание

    «Подбери цвет
    к предмету»

    от 2 лет

    Обучение соотносить предмет с цветом

    Трафареты разных предметов, карточки разных цветов.

    Нужно подобрать соответствующий цвет к предмету.

    «Веселые краски»

    от 3 лет

    Ознакомление с основными и составными цветами, принципами смешения цветов

    Карточки с изображением девочек-красок, знаки «+», «-», «=».

    Детям предлагается решить «примеры» типа «красный + желтый = оранжевый», «зеленый – желтый = синий».

    «Какие
    краски
    использовал художник»

    от 4 лет

    Обогащение представлений о цветах окружающих предметов, объектов природы

    Разные картинки или репродукции картин, фишки разных цветов

    Каждый получает картинку (4-5 лет) или репродукцию картины (5-7 лет) и подбирает фишки, цвет которых есть на «его картине».

    «Краски
    Снеговика и Солнца»

    от 4 лет

    Формирование представлений о холодных и теплых цветах

    Картинки с изображением снеговика, солнца, фишки разных цветов.

    Воспитатель рассказывает, что холодными цветами можно нарисовать холодную воду, морозные узоры, ледяные сосульки, а теплыми – жаркое лето, теплое солнышко, цветы. Детям предлагается подобрать для Снеговика холодные цвета, а для Солнышка - теплые цвета.

    «Четвертый
    лишний»

    от 4 лет

    Обучение группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы

    Карточки с разными предметами

    Детям предлагается назвать лишний предмет на карточке. Карточки могут быть такими: солнце, цыпленок, лимон, василек; апельсин, морковь, киви, лисички; огурец, лягушка, трава, морковь и т. д.

    «Кто
    в домике
    живет»

    от 4 лет

    Закрепление представлений о происхождении зеленого, оранжевого, фиолетового, розового, голубого, серого цветов.

    Домики и гномики
    разных цветов

    Вспомнить с детьми, как на занятии получали розовую, голубую, серую краску. Детям предлагаются домики, в которые надо расселить гномов в цветной одежде.

    Зеленый дом – желтый и синий гномы; оранжевый дом – красный и желтый гномы; фиолетовый дом – синий и красный гномы; розовый дом - красный и белый гномы; голубой дом - синий и белый гномы; серый гном - черный и белый гномы.

    Продолжение  Приложения 1

    Название
    игры

    Возраст

    Цель

    Оборудование,
    материалы

    Описание

    «Угости
    гномов
    фруктами и овощами»

    от 4 лет

    Обучение группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы

    Гномы разных цветов, набор фруктов, набор овощей

    Гномики пришли в гости. Детям предлагают угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы? Например, желтый гномик любит банан, красный - красное яблоко. Как вы думаете, почему? Дети угощают гномов.

    «Веселые гусеницы»

    от 4 лет

    Обучение группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы

    Круги – голова гусеницы, круги разных цветов

    Детям предлагается выложить гусениц разных цветов.

    Обучение сравнивать и располагать в ряд несколько объектов при уменьшении яркости одного цвета

    Круги – голова гусеницы, круги разных оттенков основных цветов

    Детям предлагается выложить гусениц основных цветов, располагая круги от самого светлого до самого яркого оттенка.

    «Составь
    радугу»

    от 4 лет

    Ознакомление с последовательностью цветов радуги, разучивание поговорки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

    Изображение радуги, цветные полоски

    Детям предлагается подобрать и правильно расположить семь полосок, соответствующих цветам радуги

    «Подбери цвет
    и составь узор»

    от 5 лет

    Формирование представлений о нюансном, контрастном и гармоничном сочетаниях цветов.

    Изображение цветового круга; геометрические фигуры, силуэты вазы разных цветов, ковриков

    Предложить ребенку, используя цветовой круг, выложить на коврике или вазе узор из геометрических фигур, чтобы получилось нюансное сочетание цветов, контрастное сочетание или гармоничное сочетание.

    «Какие краски использовал художник в росписи»

    от 5 лет

    Закрепление знаний цветов каждой народной росписи

    Изображения народных промыслов, фишки разных цветов

    Каждый получает картинку с изображением народных промыслов и подбирает фишки, цвет которых есть на «его картине».

    Продолжение  Приложения 1

    Название
    игры

    Возраст

    Цель

    Оборудование,
    материалы

    Описание

    ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ

    «Бегите
    ко мне»

    от 3 лет

    Упражнение детей
    в умении сопоставлять цвета, способствование закреплению знаний основных цветов.

    Флажки основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый) детям по одному, воспитателю – все четыре.

    Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками. Усложнение: воспитатель поднимает два флажка, три флажка.

    «Живое
    домино»

    от 4 лет

    Обучение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу

    Ленточки разных цветов

    Воспитатель повязывает детям ленты разных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

    «Светофор»

    от 4 лет

    Обучение находить нужный цвет на своей одежде, закрепление знания цветов

    ---------------------------------

    Ведущий выполняет роль светофора, остальные – пешеходы. Светофор называет любой цвет, пешеходы должны найти такой цвет у себя на одежде, показать пальчиком. В этом случае он может спокойно переходить дорогу. Если указанного цвета у него на одежде нет, то ему придется перебегать дорогу, а светофор должен поймать нарушителя.

    «Краски»

    от 5 лет

    Закрепление знаний основных цветов

    ---------------------------------

    Дети выбирают «продавца» и двух «покупателей», все остальные играющие - «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его продавцу. Когда все краски выберут цвет, продавец приглашает одного из покупателей.

    Покупатель стучится:

    - Тук-тук! - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришел? - За краской. - За какой? - За голубой.

    Если голубой краски нет, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, Скачи на одной ножке!». Если же покупатель угадал цвет краски, он забирает краску себе.

    Подходит второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так покупатели проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей выбирают играющие.

    Использование различных физкультминуток, пальчиковых гимнастик.

    Продолжение  Приложения 1

    Название
    игры

    Возраст

    Цель

    Оборудование,
    материалы

    Описание

    ИГРЫ  НА  РАЗВИТИЕ  ВООБРАЖЕНИЯ

    «Что
    получилось?»

    от 4 лет

    Развитие воображения, восприятия цвета, получение новых оттенков

    Бумага, гуашевые краски синего, красного, желтого, черного, белого цветов, кисть, вода

    Лист бумаги быстро покрывают цветными пятнами, складывают вдвое, разглаживают ладонями, разворачивают, удивляются новым оттенкам и силуэтам.

    «Гадаем по чернилам»

    от 4 лет

    Развитие воображения, восприятия цвета

    Трехлитровая банка с водой, чернила, пипетка

    Капаем краску в банку с водой, наблюдаем как краска делает разные узоры, обсуждаем, на что они похожи

    «На что
    похоже?

    от 4 лет

    Развитие воображения, восприятия цвета

    Карточки с изображением разноцветных клякс

    Воспитатель показывает кляксу, дети говорят на что или на кого она похожа.

    СЛОВЕСНЫЕ  ИГРЫ

    «Что бывает такого
    цвета?»

    от 3 лет

    Закрепление представлений о цветах окружающих предметов и объектов природы

    ---------------------------------

    Дети по очереди называют любые предметы данного цвета (желтый цвет – солнце, платье, машина). Усложнить игру можно, называя предметы, которые всегда данного цвета (желтый цвет – солнце, лимон, одуванчик, цыпленок).

    «Какими красками мы будем
    рисовать эту картину?»

    от 4 лет

    Закрепление представлений о цветах окружающих предметов и объектов природы

    ---------------------------------

    Воспитатель произносит название картины, например, «Поросенок в луже», «Ромашковое поле», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Проливной дождь».

    «Найди предметы заданного цвета»

    от 4 лет

    Закрепление представлений о цветах окружающих предметов и объектов природы

    ---------------------------------

    Воспитатель задает цвет. Дети по очереди называют предметы этого цвета, которые их окружают в данный момент.

    «Цветные загадки»

    от 4 лет

    Закрепление представлений о цветах окружающих предметов и объектов природы

    ---------------------------------

    Воспитатель загадывает загадки о цветах, дети отгадывают. И ли дети загадывают загадки друг другу.

    Продолжение  Приложения 1

    Название
    игры

    Возраст

    Цель

    Оборудование,
    материалы

    Описание

    «Данетки» или
    «Какой цвет
    я загадала»

    от 5 лет

    Закрепление представлений о цветах окружающих предметов и объектов природы, обучение задавать сильные вопросы, обучение слушать других

    ---------------------------------

    Ведущий загадывает цвет. Остальные пытаются угадать этот цвет, задавая ему вопросы.  Отвечать на вопросы ведущему можно только словами «да» или «нет».

    «Вкусная
    палитра»

    от 5 лет

    Закрепление представлений о цветах окружающих предметов, развитие умения образовывать прилагательные от существительных

    ---------------------------------

    Воспитатель называет фрукт, овощ или ягоду, а дети называют цвет. Например, лимон – лимонный, малина – малиновый, оливка – оливковый, слива – сливовый, морковь – морковный, и т. д.

    НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

    «Цветовое лото»

    от 3 лет

    Закрепление умения узнавать и называть цвета

    4 карты, 32 карточки
    с предметами основных цветов

    Детям предлагаются карточки, разделенные на девять квадратов. В середине квадрата изображено цветовое пятно. Водящий показывает карточку и называет (например, красный флажок). Ребенок, на карте которого находится красное цветовое пятно, забирает эту карточку. Выигрывает тот, у кого все пустые квадраты будут заполнены.

    «Цвета»

    от 3 лет

    Закрепление умения находить и называть цвета, которыми нарисована картинка

    Картинки с разными предметами и с цветными карандашами

    Детям предлагается подобрать цветные карандаши к картинке.

    «Леля и
    Сережа
    в мире цвета»

    от 4 лет

    Повторение семи цветов радужного спектра, развитие умения объединять предметы в группы по цветовому признаку

    Игровое поле, карточки с картинками, карточки с цветными кругами, фишки, кубик.

    Правила прилагаются к игре. Задача игроков выложить все свои карточки на игровое поле.

    Продолжение  Приложения 1

    Название
    игры

    Возраст

    Цель

    Оборудование,
    материалы

    Описание

    «Цветовое
    домино»

    от 4 лет

    Закрепление умения узнавать и называть цвета

    28 карточек с изображением геометрических фигур разных цветов

    Игрокам раздается по шесть фишек (если участников меньше, их количество можно увеличить до семи). Первым делает ход тот игрок, у которого оказывается фишка с парным цветом. Все участники по очереди выкладывают свои фишки таким образом, чтобы цвет на крайней совпадало с цветом на фишке игрока. Если у игрока не оказывается нужной фишки, он может воспользоваться фишками банка. В случае, когда и в банке они заканчиваются, такой участник пропускает ход. Победителем игрок, у которого быстрее всех закончились фишки.

    ИГРЫ  ЭКСПЕРИМЕНТЫ

    «Новые
    краски»

    от 4 лет

    Закрепление представлений о составных цветах.

    Гуашевые краски красного, желтого, синего, черного, белого цветов или вода, окрашенная в эти цвета в прозрачных емкостях

    Детям предлагается смешать краски для получения новых цветов. Или смешать цветную воду.

    «Окраска
    воды»

    от 5 лет

    Формирование представлений о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: светлый, темный, светлее, темнее

    Прозрачные емкости с водой, гуашевые краски, кисть

    Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной.  Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, ещё раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже тёмная». Далее дети пробуют самостоятельно с другими цветами.

     «Кто
    главней?»

    от 5 лет

    Закрепление понимания того, что три краски - красная, синяя и желтая - основные

    Гуашевые краски разных цветов, кисти, вода

    Детям предлагается смешать разные краски и понаблюдать, с помощью каких красок можно получить новые цвета. Сделать выводы, что основных красок три.

    Продолжение  Приложения 1

    Название
    игры

    Возраст

    Цель

    Оборудование,
    материалы

    Описание

    ВОЛШЕБНЫЕ  ФЛОМАСТЕРЫ

    «Разложи по цвету»

    от 2 лет

    Обучение различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету

    Фломастеры

    Подбираются контрастные цветовые сочетания. Каждый ребенок получает по 10 фломастеров (5 одного цвета и 5 другого) перемешанных произвольно. Детям предлагается рассортировать их на две группы. Усложняя игру, нужно увеличивать количество цветов.

    «Найди
    колпачок»

    от 2 лет

    Обучение различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету

    Фломастеры

    Детям дают фломастеры с перепутанными колпачками, нужно поменять колпачки так, чтобы цвет колпачка совпадал с цветом фломастера.

    «Найди свою пару»

    от 3 лет

    Обучение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу

    Фломастеры

    Дети делятся на две команды. Одна команда получает колпачки от фломастеров, а другая – корпуса. Задача как можно скорее найти свою пару.

    «Выложи
    радугу»

    от 4 лет

    Закрепление знания названий и последовательности цветов радуги

    Фломастеры

    Детям предлагается подобрать и правильно расположить семь фломастеров, соответствующих цветам радуги

    «Секрет»

    от 5 лет

    Обучение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, развитие коммуникативных способностей, вежливого общения со сверстниками

    Фломастеры

    Дети делятся на две команды. Одна команда получает колпачки от фломастеров, которые прячут в руках, а другая – корпуса. Задача игроков у которых корпус от фломастера как можно быстрее найти свой колпачок, для этого они вежливо просят показать колпачок у каждого из игроков другой команды, пока не найдет свой. Далее игроки меняются.

    Окончание Приложения 1

    Адрес сайта

    Раздел, название игры

    ЭЛЕКТРОННЫЕ  ИГРЫ

    www.igraemsa.ru

    Познавательные игры: «Цвета радуги», «Учим цвета. Игра 1», «Учим цвета. Игра 2»

    www.maminsite.ru

    Растем и развиваемся

    www.detskieigri.ucoz.ru

    Обучалки: «Фигуры и цвета»

    www.345-games.ru

    Учим цвета

    ДЕТСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

    www.youngparents.msk.ru

    Палитра цветов. Изучаем цвета

    www.viki.rdf.ru

    Обучение наукам. Цвета


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум на тему «Формирование коммуникативных качеств у дошкольников»

    Правильная  речь -  это   главное  условие  успешного  обучения  детей  в  школе  и  их  дальнейшего  благополучия. В  данно...

    План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"

    План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...

    Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников".Занятие №1

    Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим.  В процессе изучения курса сем...

    Семинар-практикум для воспитателей "РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЛАБИРИНТОВ"

    Отчет по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории "Развитие пространственой ориентировки у дошкольников посредством занительных лабиринтов"...

    Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Занятие №2

    Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...

    Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Рекомендации к занятию №2

    Рекомендации к занятию №2. Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...